Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ФАКТОРЫ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНЦИЯ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / РУССКИЙ ЯЗЫК / ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ишматова Шоира Абдуганиевна

В статье рассматриваются вопросы использования информационных и интернет-технологий в учебном процессе, что способствует усовершенствованию методов и приемов обучения, упорядочиванию элементов уроков, получению большого объёма информации в различных формах. Отмечается, что при использовании на занятиях информационных и интернет-технологий деятельность преподавателя существенно меняется, он становится «координатором» урока, а не простым источником информации. Подчеркивается, что информационные технологии на занятиях русского языка применяются при изучении теоретического материала со справочными схемами, таблицами, алгоритмами; с их помощью очень удобно проверять словарные диктанты, чередуя слайды с пропущенными орфограммами со слайдами с ответами и критериями выставления оценок. Указывается, что слайды удобны для выявления и исправления ошибок, а также для самооценки обучающегося, что активизирует внимание и развивает орфографическую внимательность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF CREATING AN INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT RUSSIAN LESSONS

The article dwells on the issue beset with usage of informational and Internet technologies in the educational process promoting teaching methods and techniques improvement, streamlining the elements of lessons, obtaining a large amount of information in various forms. It is underscored that while using informational and Internet technologies during lessons, the teacher's activity changes significantly he becomes a “coordinator ” of the lesson, and not a simple source of information upon the whole. The author lays an emphasis up on the idea that informational technology at Russian language lessons is used in the course of the study of theoretical material with reference diagrams, tables, algorithms; by dint of them it is very convenient to check vocabulary dictations, alternating slides with missing spelling with slides with answers and grading criteria. It is indicated that slides are convenient in order to identify and correct mistakes for the student's self-assessment activating attention and develops spelling attentiveness as well.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

13.00.02.НАЗАРИЯ ВА МЕТОДИКАИ ОМУЗИШУ ПАРВАРИШ 13Ж02.ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ 13.00.02.THEORY AND METHODS OF TEACHING AND UPBRINGING

УДК 371.015 ББК 88.8

ФАКТОРЫ СОЗДАНИЯ Ишматова Шоира Абдуганиевна, к.п.н.,

ИНФОРМАЦИОННО- доцент Таджикского государственного

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА университета права, бизнеса и политики

ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА (Таджикистан, Худжанд)

ОМИЛ^ОИ ФАРОХ,АМ Ишматова Шоира Абдуганиевна, н.и.п., ОВАРДАНИ МУ^ИТИ ИТТИЛООТЙ ВА дотсенти ДДХБСТ (Тоцикистон, ТАЪЛИМЙ ДАР ДАРС^ОИ РУСЙ Хуцанд)

FACTORS OF CREATING AN Ishmatova Shoira Abduganievna, candidate of INFORMATION AND EDUCATIONAL pedagogical sciences, Associate Professor of ENVIRONMENT AT RUSSIAN LESSONS TSULBP(Tajikistan, Khujand),

Email: shoira-510@mail.ru

Ключевые слова: учебный процесс, образование, компьютерные технологии, компетенция, специальность, презентация, русский язык, информация

В статье рассматриваются вопросы использования информационных и интернет-технологий в учебном процессе, что способствует усовершенствованию методов и приемов обучения, упорядочиванию элементов уроков, получению большого объёма информации в различных формах. Отмечается, что при использовании на занятиях информационных и интернет-технологий деятельность преподавателя существенно меняется, он становится «координатором» урока, а не простым источником информации. Подчеркивается, что информационные технологии на занятиях русского языка применяются при изучении теоретического материала со справочными схемами, таблицами, алгоритмами; с их помощью очень удобно проверять словарные диктанты, чередуя слайды с пропущенными орфограммами со слайдами с ответами и критериями выставления оценок. Указывается, что слайды удобны для выявления и исправления ошибок, а также для самооценки обучающегося, что активизирует внимание и развивает орфографическую внимательность.

Вожа^ои калиди: раванди таълим, таълим, технологияи компютери, салоуият, ихтисос, презентатсия, иттилооти, забони руси

Мацола ба баррасии омилуои фарощмсозии фазой иттилооти дар машгулиятуои омузиши забони руси бахшида шудааст.

Цайд мешавад, ки истифодаи технологищои иттилооти ва интернети дар раванди таълим ба такмили усулцои таълим, ба низом даровардани цисмуои дарс, ба даст овардани мицдори зиёди иттилоот дар шаклцои гуногун мусоидат мекунад. Собит мешавад, ки щнгоми истифодаи фановарщои иттилооти ва интернети фаъолияти омузгор ба таври назаррас тагир меёбад. Муаллим ба цои сарчашмаи оддии иттилоот "щмощнгсоз" -и дарс мешавад. Истифодаи технологияуои иттилооти дар дарсуои забони руси барои омузиши маводи назарияви бо диаграммацо, цадвалцо, алгоритму мусоидат аст. Бо ёрии ощо тафтиши диктанти лугатвй, иваз кардани слайдцо бо имлои гумшуда бо слайдцо бо цавобцо ва меъёруои гузоштани бацо хеле мувофиц аст. Ин намуд диапозитивуо барои ошкор ва ислоуи хатоцо, инчунин барои цадршиносии донишцуён муфиданд, ки диццатро фаъол месозанд ва диццати имлоро инкишоф медщанд.

Key words: educational process, education, computer technology, competence, specialty, presentation, Russian language, information

The article dwells on the issue beset with usage of informational and Internet technologies in the educational process promoting teaching methods and techniques improvement, streamlining the elements of lessons, obtaining a large amount of information in various forms. It is underscored that while using informational and Internet technologies during lessons, the teachers activity changes significantly he becomes a "coordinator " of the lesson, and not a simple source of information upon the whole. The author

lays an emphasis up on the idea that informational technology at Russian language lessons is used in the course of the study of theoretical material with reference diagrams, tables, algorithms; by dint of them it is very convenient to check vocabulary dictations, alternating slides with missing spelling with slides with answers and grading criteria. It is indicated that slides are convenient in order to identify and correct mistakes for the studenfs self-assessment activating attention and develops spelling attentiveness as well.

Необходимым условием эффективности учебного процесса является развитие и поддержание активности учеников на протяжении всего периода занятий. Это непростая задача, решение которой можно найти в подборе лучших методик обучения и учебных пособий.

Среди множества форм повышения познавательной активности у обучающихся во время занятий, сегодня интенсивно используются информационно-коммуникационные технологии с внедрением ИТ-инструментов.

Использование ИКТ в современном образовании помогает экономить время и делать более эффективной такую работу, как: поиск информации, планирование результатов, использование графических функций компьютера, развитие интереса к изучаемому материалу или предмету, стимулирование познавательной и творческой активности, формирование самостоятельности и коммуникативных навыков, а также позволяет обеспечить объективный контроль качества учебно-воспитательного процесса.

Использование информационных и интернет-технологий в учебном процессе способствует усовершенствованию методов и приемов обучения, упорядочиванию элементов занятий, получению большого объёма информации в различных формах.

Студенты развивают творческую инициативу и самостоятельную деятельность. Информационные технологии позволяют по-новому «озвучить» занятие. При использовании на занятиях информационных и интернет-технологий, деятельность преподавателя существенно меняется. Преподаватель становится «координатором» занятия, а не простым источником информации.

Визуализация информации позволяет представить на экране компьютера объект или процесс в целом, его части или конститутивные модели, в том числе скрытые в реальности, графически интерпретировать процесс или явление [7]. Архивация, хранение больших объемов информации на основе баз данных дает возможность быстрого доступа к ним и их репликации. Дополняется процесс обучения нормативной документацией, справочной литературой, технологическими картами и т. д.

Электронный мониторинг развития профессиональных компетенций студентов обеспечивает автоматизацию информационно-методического обеспечения и управления учебной деятельностью [1].

Учитывая дидактические возможности информационных и телекоммуникационных технологий, необходимо обратить внимание на электронный образовательный контент. Это специализированный контент, который активно используется для изучения теоретического материала, организации лабораторно-практических занятий, выполнения курсовых, дипломных, для организации самостоятельной работы студентов.

Потребность общества в квалифицированных специалистах, свободно ориентирующихся в больших потоках информации и способных получать, обрабатывать и использовать информацию через компьютеры и телекоммуникационные сети, может быть удовлетворена за счет целенаправленной деятельности в следующих направлениях:

1) обеспечение учебного процесса новейшей компьютерной техникой;

2) разработка учебных курсов в соответствии с дидактическими навыками и целями с применением информационных и телекоммуникационных технологий;

3) постоянное повышение информационно-коммуникативных навыков преподавательского состава по мере развития соответствующих технологий.

Применение ИКТ во время занятий отличается своей экономичностью, которая оптимизирует работу преподавателя, обеспечивающего резерв учебного времени и гарантирующего запланированные результаты обучения в короткие сроки [1].

Немаловажную роль играет также компетентность педагога: владение мобильными технологиями, гибкий подход и критическое мышление, которые ему необходимы для анализа, проектирования, построения и эффективного использования дидактических объектов для достижения запланированных результатов обучения [3].

Самостоятельная работа студентов направлена на использование ИКТ для выполнения домашних заданий, при этом студенты готовят исследовательские работы и участвуют в научно-практических конференциях различного уровня.

№2(67) 2021

• НОМАИ ДОНИШГО^ • УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ • SCIENTIFIC ШТЕ8

Возможности дифференцированного подхода к обучению заметно расширяются, налаживаются междисциплинарные связи. Но наиболее важным преимуществом использования на уроках ИКТ является повышение самостоятельной активности и мотивации к обучению, формируется позитивный настрой и интерес к обучению [5]. Наличие навыков ИКТ, то есть способность использовать коммуникационные технологии для доступа к организации, обработке, оценке и распространению информации, необходимо, чтобы жить и успешно работать в информационном обществе. Безусловно, компьютер не может полностью заменить педагога и учебные пособия, поэтому его можно применять вместе с другими доступными образовательными инструментами.

Использовать, конечно, современные технологии на каждом уроке нереально и не нужно. Однако мы убеждены, что умелое использование информационных и коммуникационных технологий во время занятий не только повышает их эффективность, но, прежде всего, способствует росту познавательной активности. Каждый преподаватель может планировать свои занятия таким образом, чтобы они были максимально продуктивными, использование компьютерной поддержки актуальным и интересным для учащихся [2].

Методически обоснованное применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными формами организации учебной деятельности позволяет развить познавательные навыки исследовательской деятельности, творческие способности, коммуникативные навыки студентов, умение работать с информацией, при этом создавать благоприятный психологический момент на занятиях.

На занятиях русского языка наиболее интересными, актуальными и эффективными способами использования ИКТ являются компьютерные презентации.

Основная задача презентации - служить наглядным материалом и передавать информацию. Например, это могут быть занятия, на которых изучается жизнь и творчество писателя с использованием разнообразного иллюстративного материала по истории создания и художественным особенностям того или иного произведения.

Презентации позволяют использовать широкий спектр иллюстративных и информационных материалов, видео и музыки, которые студенты часто подбирают через Интернет. Это помогает развивать самостоятельность, умение находить, обрабатывать и систематизировать информацию по теме.

В работе над развитием речи используются как готовые презентации, созданные другими студентами или преподавателем, так и созданные самостоятельно. Студенты охотно создают презентации к занятиям по историческим и литературным материалам [4].

Презентации на русском языке используются для изучения теоретического материала со справочными схемами, таблицами, алгоритмами. С их помощью очень удобно проверять словарные диктанты, чередуя слайды с пропущенными орфограммами со слайдами с ответами и критериями выставления оценок. Эти типы слайдов удобны для выявления и исправления ошибок, а также для самооценки обучающегося, что активизирует внимание и развивает орфографическую зоркость.

Применение ИКТ на занятиях русского языка позволяет разнообразить способы работы, активную деятельность студентов, повышает внимание и творческий потенциал личности. Легкое построение диаграмм, таблиц для презентаций позволяет сэкономить время и качественно оформить изученный материал [6].

Можно использовать кроссворды, иллюстрации, рисунки, различные увлекательные задания, тесты — все это мотивирует студентов к изучению русского языка, делает занятия более интересными. Использование тестовых презентаций не только экономит время преподавателя, но и позволяет студентам оценить свои знания и навыки.

При наличии мультимедийного оборудования эффективность презентаций заметно повышается. Успех обучения с использованием новых технологий зависит от творческой личности преподавателя, а также его способности:

• использовать ИКТ как средство организации студенческой проектной деятельности;

• использовать компьютерные презентации;

• читать интерактивные лекции с использованием мультимедийных технологий;

• делать уроки интересными и современными;

• организовывать самостоятельную образовательную и познавательную деятельность.

Главное при использовании ИКТ не забывать о здоровьесберегающих образовательных технологиях. Необходимо помнить, что компьютер не может полностью заменить преподавателя, а лишь дополняет образовательный процесс.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Башарина, О.В. Мониторинг процесса формирования профессиональных компетенций как элемент мультикомпонентной информационно-образовательной среды (на основе LMSMoodle) / О.В. Башарина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1; URL: www.science-education.ru/115-11914

2. Воеводин, Л. Д. Самостоятельная работа студентов над источниками - эффективное средство самообразования/Л.Д.Воеводин//Вестн. Моск. ун-та. Сер. II, Право. - 1996. - N 4. - С. 49-62.

3. Зимняя, И. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования /И.Зимняя //Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - 34-42с.

4. Крюкова, О.П. Самостоятельное изучение иностранного языка в компьютерной среде (на примере английского языка)/О.П.Крюкова.-М.: Издательская корпорация «Логос», 1998;

5. Сташкевич, И. Р. Проблема развития информационно-коммуникационной компетентности педагогов профессиональных образовательных организаций/О.В.Башарина, И. Р. Сташкевич // EuropeanSocialScienceJournal (Европейский журнал социальных наук). - 2014. - № 10. - Том 1. - С. 381- 388.

6. Скоробогатова, О.Г. Использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка// Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин / Сост. Г.М. Вялкова, Т.А. Чернова; под редакцией Л.Н. Савиной. - М.: Планета, 2010 - с.126 -129. 52 4.

7. Тимченко, А.А.Применение информационных технологий в процессе изучения гуманитарных дисциплин как средство реализации деятельностного подхода в образовании /А.А.Тимченко,Н.В.Разваляева//Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин / Сост. Г.М. Вялкова, Т.А. Чернова; под редакцией Л.Н. Савиной. - М.: Планета, 2010. - С. 130-138.

REFERENCES:

1. Basharina, O.V. Monitoring with the Process Aimed at Formation of Professional Competencies as an Element of a Multicomponent Informational and Educational Environment (based on LMSMoodle) / O.V. Basharina // Modern Problems Dealing with Science and Education. - 2014. -No. 1; URL: www.science-education.ru/115-11914

2. Voevodin L.D. Self-Sufficient Work of Students on Sources - an Effective Means of Self-Education // Tidings of Moscow State University Series II, Law. - 1996. - N 4. - P. 49-62.

3. Zimnyaya I. Key Competencies a New Paradigm of the Result of Education // Higher Education Today. - 2003. - No. 5. - P. 34-42.

4. Kryukova O.P. Independent Study of a Foreign Language in a Computer Environment (using the example of English). - M.: Publishing-House of "Logos", 1998.

5. Stashkevich, I.R. The Problem Beset with Development of Information and Communicational Competence of Teachers Who Work at Professional Educational Establishments / O.V. Basharina, I.R. Stashkevich // European Social Science Journal (European Journal of Social Sciences). - 2014. -No. 10. - Volume 1. - P. 381-388.

6. Skorobogatova, O.G. The Use of Modern Informational and communicational Technologies at the Russian Language Lessons // Implementation of Educational Initiative Referred as "Our New School" in the Process of Philological Disciplines Teaching / Compilers G.M. Vyalkova, T.A. Chernov; under the editorship of L.N. Savina. - M.: Planet, 2010 - P. 126 -129.

7. Timchenko, A.A., Razvalyaeva, N.V. Use of Informational Technology in the Process of the Study of Humanities as a Means of Implementation of Activity Approach in Education // Implementation of Educational Initiative Referred as "Our New School" in the Process of Philological Disciplines Teaching / Compilers G.M. Vyalkova, T.A. Chernov; under the editorship of L.N. Savina. - M.: Planet, 2010 - P. 130-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.