Научная статья на тему 'Эффективность использования компьютерных технологий при обучении графическим дисциплинам'

Эффективность использования компьютерных технологий при обучении графическим дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
460
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ / ГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ГРАФИКА / AUTOCAD / EDUCATIONAL EFFICIENCY / COMPUTER INFORMATION TECHNOLOGIES / TRAINING / GRAPHIC DISCIPLINES / GRAPHICS / САМАРАНОКИИ ОМӯЗИШ / ТЕХНОЛОГИЯҳОИ ИТТИЛООТИИ КОМПЮТЕРӣ / ТАЪЛИМ / ФАЩОИ ГРАФИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобоева Шоиста Хакимовна

Объектом использования статьи является, вопрос использования компьютерных технологий в учебном процессе, что предоставляет бесспорные преимущества перед другими формами обучения, когда речь идет о структуризации урока, разложении его на аудиовизуальные элементы, наглядной демонстрации на интерактивной доске учебного материала, значительно повышающей интерес студентов к предмету. Отмечается, что компьютерные технологии как инструмент человеческой деятельности и принципиально новое средство обучения привели к появлению новых методов и организационных форм обучения и более быстрому их внедрению в учебный процесс. Указывается на повышение исследовательские умения студентов: внедрение в учебные задачи проблемных ситуаций, проведение уроков в нетрадиционной, новой для студентов форме, создание яркого эмоционального фона и поощрение воображения, фантазии, креативности, образности, инициативы, при применении компьютерных технологий. Анкетирование среди студентов второго курса в целях исследования возможности и целесообразности применения компьютерных технологий при изучении графических дисциплин показало, с одной стороны, высокую заинтересованность студентов в их использовании, а, с другой, подтвердило эффективность и результативность компьютерных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Effectiveness of the Usage of Computer Technology in Graphic Disciplines Tuition

The object of the research is to consider the issue concerned with the usage of computer technology in the educational process, which provides indisputable advantages over other forms of tuition when it speaks about structuring a lesson, decomposing it into audiovisual elements, visual demonstration on an interactive board of educational material, increasing students ' interest in the subject significantly. It is underscored that computer technology as a tool of human activity and a fundamentally new teaching means led to the emergence of new methods and organizational forms of tuition and their more rapid implement into the educational process. It is pointed out that students increase their research skills: introducing problem situations into educational tasks, conducting lessons in a non-traditional, new to students form, creating a bright emotional background and encouraging imagination, fantasy, creativity, imagery, initiative, and using computer technologies. Questioning among second-year students in order to study the possibility and feasibility of using computer technologies in studying graphic disciplines showed, on the one hand, students were highly interested in using them, and, on the other, confirmed the efficiency and effectiveness of computer technologies.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования компьютерных технологий при обучении графическим дисциплинам»

УДК 6П2.154.5

ББК 32.973. Ш.Х. БОБОЕВА

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Эффективность образования можно повысить различными способами: за счет повышения квалификации преподавательских кадров, за счет совершенствования методики обучения и т.п. Однако есть еще один аспект повышения эффективности образования - за счет оснащения учебного процесса новыми формами обучения. Одной из таких форм следует считать компьютерные технологии, открывающие перед каждым преподавателем широкие горизонты возможностей в преподавании предмета. Использование компьютерных технологий в учебном процессе предоставляет бесспорные преимущества перед другими формами обучения, если речь идет о структуризации урока, разложении его на аудиовизуальные элементы, наглядной демонстрации на интерактивной доске учебного материала, значительно повышающей интерес студентов к предмету. Интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций и программных продуктов углубляют знания, повышают результативность обучения, интеллектуальный уровень, прививают студентам навыки самообучения, самоорганизации, облегчают решение практических задач, позволяют преподавателю сократить время, затрачиваемое на меловые записи и рисунки на доске. Использование технических средств обучения способствует мобилизации интеллектуального потенциала личности: познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Перед необходимостью использования новых информационных и коммуникационных технологий в настоящее время стоят системы образования во всем мире» (5, 3). Чтобы весь этот потенциал был реализован с наилучшим результатом, необходимо, чтобы преподаватели были достаточно квалифицированны и компетентны в области информационных технологий.

Интересующие нас вопросы использования современного информационно-технологического обеспечения в преподавании графических дисциплин отражены в исследованиях Л.Г. Хакимова (9), Т.В. Чемодановой (10), Г.М. Салтыкова (6).

В упомянутых исследованиях речь идет о возможностях компьютерных технологий при использовании в педагогической практике психолого-педагогических разработок, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, реализовывать идеи развивающего обучения. С другой стороны, компьютерные технологии как инструмент человеческой деятельности и принципиально новое средство обучения привели к появлению новых методов и организационных форм обучения и более быстрому их внедрению в учебный процесс.

В условиях интенсивно расширяющегося информационного пространства значительно возрастает и роль компьютерной техники и графических информационных технологий.

Сегодня графические информационные технологии - это (3, 156):

- возможность познания мира с помощью изображений и геометрических моделей;

- средство представления и хранения знаний о мире в визуальной форме;

- область деятельности, связанная с представлением, синтезом и передачей визуальной информации.

Учитывая вышесказанное, зададимся вопросом: какая компьютерная учебная программа более всего отвечает потребностям преподавателя? Во-первых, эта программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и студентам. Во-вторых, управление программой должно быть максимально простым и удобным. В-третьих, преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению, не выходя за рамки программы, и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация. Так, при объяснении нового материала и проведении практических работ по графическим дисциплинам, таким как черчение, начертательная геометрия, проектирование, графический дизайн, с достаточным эффектом можно использовать компьютерные программы Microsoft Word, Microsoft Ехсе1, Рот^ Роwer Рот^ Аdobе Рhotoshор, Corel Draw, КОМПАС, ArchiCAD и AutoCAD. Освоение этих программ возможно даже для начинающих осваивать компьютер.

«...Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей человека», - отмечает В.И. Токтарова (7, 87-90). Нынешний век принято называть веком информационных технологий, и это справедливо. Благодаря информационным технологиям изменилась формула обучения: вместо традиционного и

статичного учебного процесса пришел интенсивный и динамичный процесс получения и обработки компьютерной информации.

Обладая знаниями черчения, студенты получают в качестве дополнительного рабочего инструмента компьютер, который помогает освоить новую технологию изготовления чертежа, повышает культуру современного графического труда и активно содействует в профессиональном становлении.

Информационные технологии в корне меняют саму модель учебного процесса: они переводят традиционное репродуктивное обучение— «перелив» знаний из одной головы в другую, от преподавателя к студентам—в креативную модель (когда в учебной аудитории с помощью нового технологического и технического обеспечения моделируется определенная жизненная ситуация или процесс, а студенты под руководством преподавателя должны применить свои теоретические знания, проявить творческие способности для анализа моделируемой ситуации и решить поставленную задачу). Специалисты считают, что развитие традиционных и новых технологий должно идти по принципу дополнительности и взаимной корреляции, который позволяет говорить о принципиально новом измерении образовательной среды— глобальном, измерении, существующем в реальном времени и ассоциирующем в себе всю совокупность образовательных технологий.

Наибольший эффект в ходе обучения компьютер дает при объяснении нового материала. На этом этапе обучения широко стала использоваться презентация. Л.Г. Филиппова по этому поводу говорила: «Главное здесь— тезисность и наглядность. При демонстрации слайдов презентации преподаватель может показать разнообразный иллюстративный материал, тезисно записать основные положения лекции, сопроводить показ музыкальными фрагментами» (8, 5760). Презентационный материал сопровождается иллюстрациями, анимационными картинками. Знания, получаемые на подобных занятиях, лучше усваиваются, становятся более осознанными, целостными, и что не менее важно, более интересными.

Применение компьютеров для получения графических изображений на бумаге подводит нас к вопросу: «Не заменит ли машинная графика полностью традиционные - «ручные» способы выполнения чертежей?». Ответ на этот вопрос дает известный учёный З.Н Москалева, которая в своей статье пишет: «С внедрением и расширением сферы применения информационных технологий потребность в профессиональном мастерстве чертежников и конструкторов не может отпасть или сократиться. Работа с компьютером требует от конструктора безупречного владения техникой выполнения чертежных работ, знания правил оформления конструкторской документации, особой геометрической подготовки, обостренного чувства пространственных форм и комбинационного мышления» (3, 156).

Исходя из этого, компьютер следует рассматривать как совершенный инструмент чертежника и конструктора, обеспечивающий современный уровень подготовки производственной текстовой и графической документации, хранение, передачу и размножение.

Правильно заметила И.Н. Завалишина, высказов мнение: «Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении технологического материала» (1, 78-83).

Работа с компьютерными технологиями в графических дисциплинах позволяет студентам реализовать свои идеи: представив себе вид разрабатываемого задания, они смогут без опасения за результат работу на высоком уровне. Для повышения эффективности образования преподавателей графических дисциплин и более качественной самостоятельной работы студентов, нами было разработано учебно-методическое пособие (2), состоящее из учебных элементов, включающих в себя задания, которые студенты должны выполнять, как привычным для них способом с помощью чертежных инструментов, так и с использованием графической компьютерной программы. При выборе компьютерной программы мы руководствовались, в первую очередь, тем, чтобы «электронный кульман» был удобным, аккуратным и легким во владении «чертежным» инструментом, и остановили свой выбор на системе AutoCAD, разработанной компанией Grafisoft (4). Данная система имеет простой и понятный интерфейс, эффективный и удобный набор управляющих команд, большой список библиотек, также, что представляется нам особенно важным, обладает возможностью компьютерного проектирования в соответствии с правилами оформления конструкторской и строительной документации.

Мы уже убедились в том, что компьютерные технологии, при всем их совершенстве, не могут полностью заменить традиционные уроки графики, на которых студенты получают первичные

навыки выполнения чертежей. Однако после того, как студенты овладеют приемами выполнения чертежей, целесообразно часть учебного материала по графике перевести на компьютер.

Мы убеждены в том, что эта работа интересна и полезна преподавателям и студентам, потому что применение компьютерных технологий на уроках повышает исследовательские умения студентов: внедрение проблемных ситуаций, проведение уроков в нетрадиционной, новой для студентов форме, создание яркого эмоционального фона и поощрение воображения, фантазии, креативности, образности, инициативы.

В целях исследования возможности и целесообразности применения компьютерных технологий при изучении графических дисциплин было проведено анкетирование среди студентов второго курса специальностей «Изобразительное искусство, черчение. Технология» и «Дизайн (графический)» факультета изобразительного искусства и технологии ХГУ имени академика Б.Гафурова. Результаты анкетирования приведены в диаграмме 1.

89%

х и

£ 8 я

а я

" о

ft с

о я

ю у

^

и я я

1-н

о ч о я

X

1

75%

а ft ~

о

н и 2 §

л S

Я g § *

° § н

а 2 ft ^ g и "

и я

О ей

Н ' ' ^

ю

|2

а л Я Г1

& в

§ о

£ § о я

■о ^

If Я

я

2

87%

2 я я

а § н

о 2

•е й я s я g

Д

2 я

>у ft W Я о о U о

£ и

я

•е

ей ft [-4

3

75%

к

ч ч н

я «

& и

- ч

н я К

н

2 ^

со Л

ч о я

о

к

я

X

3 я

ю у

4

65%

я

1-н

я я

3 я я о ft н и

н 2 ей

н я

5

57%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я 3

я S

1 *

2 а

ей ft &

н Я

о s

2 и к я

у

я Я О ft ей

С &

6

35%

S я ,

л у

й «

д Н

я 2

о g

н

w ,й

(U Ю

ч т

к

н

2 ^

СО Л

ч

О

С

7

70%

К

я я я

а

о я

со w

и

о

я Л

ей ft

S с. ft fc

2 « ft и >-> Я

« S

о, о

51%

ю ей о ч

и а

ft s

н ч

<и И

ей ей

и н

ft я

Л

m

9

80%

>у ей

S Ч

0 я

Я ft

ЕТ at

Ч ей

н § <и

^ 2

И я

н Я

о ®

ю Й

о S

о я

О щ

я о

U я

10

77%

«

я

м

К

О у н s

3-&

я й

я ft * ~

о я Б «

Я

" 3 Я s 0 Я

Я -л ^ S

ч S3 ft

о

11

Диаграмма №1. Результаты анкетирования студентов Воспринимают одинаково текстовую информацию с бумаги и с экрана компьютера

Таким образом, использование информационных технологий на занятиях цикла графических дисциплин предоставляет широчайшие возможности повышения эффективности процесса обучения. Одновременное использование нескольких каналов восприятия у студентов в процессе обучения позволяет им достичь интеграции информации, предоставляет им больше возможностей для самостоятельной и независимой работы. Применение компьютерных технологий при изучении графических дисциплин способно изменить стратегию их преподавания лишь в том случае, если преподаватель не только поставляет студентам информацию, но и руководит учебным процессом, поддерживает студентов и помогает им в ходе обучения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Завалишина, И.Н. Использование ИКТ в обучении предмета «Технология» / И.Н. Завалишина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2009. №13, С.78-83.

2. Исломов, О.А. Черчение с помощью программы «AutoCAD». Учебное пособие. / О.А.Исломов, Ш.Ю.Азизов, Ш.Х,.Бобоева. - Нури мърифат - Худжанд 2016-110 с.

3. Москалева, З.Н. Использование компьютерных технологий в графической подготовке учащихся в системе начального профессионального образования. / З.Н.Москалева, Г.П.Мошкова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2008. №1. С.156-160.

4. Погорелов, В.И. AutoCAD2009 на примерах / В.И. Погорелов. - Спб. : BHV-CM,2008.-320 с.

5. Пол, Р., Семенов А. и др. Информационные и коммуникационные технологии в подготовке преподавателей. /Руководство по планированию/ Пол Р., Семенов А. и др. - Division of Higher Education, ЮНЕСКО, 2005 г. 284 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Салтыкова, Г.М. Научно-методическое обоснование системы обучения школьников дизайну на базе черчения :Дис... канд. пед. наук: 13.00.02 / Г.М. Салтыкова. - Москва, 2004. - 251 с.

7. Токтарова, В.И. Модель учебно-методического обеспечения образовательного процесса вуза в контексте электронного обучения. / В.И. Токтарова // Вестник Марийского государственного университета. 2013. №11. С. 87-90.

8. Филиппова, Л.Г. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании графики. / Л.Г. Филиппова, О.С.Токаева // Марийского государственного университета - 2015. №1 (16). С. 57-60.

9. Хакимова, Л.Г. Педагогические условия разработки и реализации системы инновационно-контекстного обучения студентов педагогических вузов графическим дисциплинам: Дис... канд. пед. наук: 13.00.08 / Лиана Гансевна Хакимова. - Уфа, 2013. - 240 с.

10.Чемоданова, Т.В. Информационно-технологическая составляющая организационно-методического обеспечения графической подготовки студентов технического вуза: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.В. Чемоданова. - Екатеринбург, 2002. - 215 с.

REFERENCES:

n.Zavalishina, I.N. The Usage of ICT in Teaching the Subject "Technology" / I.N. Zavalishina //

Bulletin of the Volga University named after V.N. Tatishcheva. - 2009. №13, - P.78-83. 12.2. Islomov, O.A. Drawing by Means of the Program "AutoCAD". Manual / OA Islomov, S. Yu. Azizov, Sh. Ш. Boboeva. - Khujand: Light of Enlightenment, 2016. - 110 p.

13.Moskaleva, Z.N. The Usage of Computer Technology in the Graphic Preparation of Students in the System of Primary Vocational Education. / Z.N.Moskaleva, G.P.Moshkov // Bulletin of Cherepovets State University. - 2008. №1. - P.156-160.

14.Pogorelov, V.I. AutoCAD2009 with Examples / V.I. Pogorelov. - SPb.: BHV-SPb, 2008. - 320 p.

15.Paul, R., Semenov A., et al. Informational and Communicative Technologies in Teacher Training. / Planning Guide / Paul R., Semenov A. et al. - Division of Higher Education, UNESCO, 2005. - 284 p.

16.Saltykova, G.M. Scientific and Methodological Substantiation of the System of Teaching Schoolchildren to Design on the Basis of Drafting: candidate dissertation in pedagogy: 13.00.02 / G.M. Saltykov. - Moscow, 2004. - 251 p.

17.Toktarova, V.I. Model of Educational-Methodological Support of the Educational Process of the University in the Context of E-Learning. /V.I. Toktarova // Bulletin of the Mari State University. 2013. №11. - P. 87-90.

18.Filippova, L.G. The Use of Informational-Communicative Technologies in the Teaching of Graphics. / L.G. Filippova, O.S. Tokayev // Mari State University - 2015. №1 (16). - P. 57-60.

19.Khakimov, L.G. Pedagogical Conditions for the Development and Implementation of the System of Innovation-Contextual Training of Students of Pedagogical Universities for Graphic Disciplines: candidate dissertation in pedagogy 13.00.08 / Liana Gansevna Hakimova. - Ufa, 2013. - 240 p.

20.Chemodanova, T.V. Informational-Technological Component of the Organizational-Methodological Support of Graphic Training of Technical University Students: candidate dissertation in pedagogy: 13.00.08 / T.V. Chemodanov. - Ekaterinburg, 2002. - 215 p.

Самаранокии истифодаи технологиями компютери дар таълими фан^ои графики Вожа^ои калиди: самаранокии омузиш, технологиями иттилоотии компютери, таълим, фащои графики, графика, AutoCAD Хадафи асосии мацола баррасии масъалаи истифодаи технологиями компютери дар раванди таълими фануои графики аст. Гуфта мешавад, ки истифодаи фановарщои роёнай нисбат ба шаклуои дигари омузиш дар раванди таълим, сохтори дарс, табдил додани он ба унсуруои авдиовизуали, намоиши маводуои таълими, ки шавци донишцуёнро нисбати фан ба таври назаррас ташаккул медщад, бемуболига бартари дорад.

Тазаккур меравад, ки технология^ои компютери дар раванди омузиш щмчун яке аз воситауои нави таълимиест, ки барои пайдоиши методуои нав ва ташкили шаклуои таълим барои Мр чи зудтар цорй намудани он дар раванди таълим хизмат мекунад.

Нишон дода мешавад, ки татбици технологиями компютери дар раванди дарсм цобилияти тадцицотии донишцуёнро афзун менамояд: барои цорй намудани уолатуои проблемавиро, дар раванди омузиш баргузории дарс^ои гайрианъанавиро таъмин месозад, мууити хуб визуалиро ба вуцуд меорад тафаккур, тахаюл, эцодкории, ин мущссилинро сайцал медщад.

Натица%ои назарсанции донишцуёни курси 2-юм, ки бо мацсади тадцици имконият ва %амо%ангии истифодаи фановарщои компютери дар таълими фащои графики гузаронида шуда буд, нишон дод, ки аз як ци%ат %авасмандии баланди истифодаи он ва аз ци%ати дигар таъсирноки ва самаранокии технологиями компютериро тасдиц намуд.

Эффективность использования компьютерных технологий в обучении

графическим дисциплинам Ключевые слова: эффективность образования, компьютерные информационные технологии, обучение, графические дисциплины, графика, AutoCAD Объектом использования статьи является, вопрос использования компьютерных технологий в учебном процессе, что предоставля бесспорные преимущества перед другими формами обучения, когда речь идет о структуризации урока, разложении его на аудиовизуальные элементы, наглядной демонстрации на интерактивной доске учебного материала, значительно повышающей интерес студентов к предмету.

Отмечается, что компьютерные технологии как инструмент человеческой деятельности и принципиально новое средство обучения привели к появлению новых методов и организационных форм обучения и более быстрому их внедрению в учебный процесс.

Указывается на повышение исследовательские умения студентов: внедрение в учебные задачи проблемных ситуаций, проведение уроков в нетрадиционной, новой для студентов форме, создание яркого эмоционального фона и поощрение воображения, фантазии, креативности, образности, инициативы, при применении компьютерных технологий.

Анкетирование среди студентов второго курса в целях исследования возможности и целесообразности применения компьютерных технологий при изучении графических дисциплин показало, с одной стороны, высокую заинтересованность студентов в их использовании, а, с другой, подтвердило эффективность и результативность компьютерных технологий.

The Effectiveness of the Usage of Computer Technology in Graphic Disciplines Tuition

Key words: educational efficiency, computer information technologies, training, graphic disciplines, graphics, AutoCAD

The object of the research is to consider the issue concerned with the usage of computer technology in the educational process, which provides indisputable advantages over other forms of tuition when it speaks about structuring a lesson, decomposing it into audiovisual elements, visual demonstration on an interactive board of educational material, increasing students' interest in the subject significantly.

It is underscored that computer technology as a tool of human activity and a fundamentally new teaching means led to the emergence of new methods and organizational forms of tuition and their more rapid implement into the educational process.

It is pointed out that students increase their research skills: introducing problem situations into educational tasks, conducting lessons in a non-traditional, new to students form, creating a bright emotional background and encouraging imagination, fantasy, creativity, imagery, initiative, and using computer technologies.

Questioning among second-year students in order to study the possibility and feasibility of using computer technologies in studying graphic disciplines showed, on the one hand, students were highly interested in using them, and, on the other, confirmed the efficiency and effectiveness of computer technologies.

Маълумот дар бораи муаллиф:

Бобоева Шоиста акимовна, докторант (PhD) и кафедраи нацшакаши, геометрияи тасвири ва методикаи таълими Донишго%и давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Гафуров (Чумуурии Тоцикистон, ш. Хуцанд), E-mail: [email protected] Сведения об авторе:

Бобоева Шоиста Хакимовна, докторант (PhD) кафедры черчения, начертательной геометрии и методики преподавания Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: [email protected] Information about the author:

Boboeva Shoista Hakimovna, the doctorаl PhD of the department of drawing, descriptive geometry and teaching methods, Khujand State University named after academician B. Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.