УДК 373.7 Х. Д. АХМЕДОВА
ББК 74.200
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В современной системе образования исполнение преподавателями своих профессиональных обязанностей признается недостаточно эффективным в случае, если они в своей профессиональной деятельности пользуются только ранее освоенными методами работы и не повышают свой профессиональный уровень. Учитывая, что подобные случаи не редкость, сделаем попытку критически рассмотреть их с разных сторон. Подвергая критике таких преподавателей, следует иметь в виду, что главный их недостаток не столько в том, что они не применяют в учебном процессе имеющийся потенциал современных методов и средств обучения. А столько в том, что они не работают над повышением своего профессионального уровня и не вносят в учебный процесс элементы творчества, могущие поднять качество образования на более высокий уровень, поскольку сегодня только растущие в своем профессионализме преподаватели -новаторы могут быть названы мастерами своего дела или устодами.
У всех настоящих педагогов, работающих по призванию, есть одно важнейшее и объединяющее их качество - творческий подход к своему делу, неистребимое желание делать его как можно лучше. В этом аспекте творчество понимается как одна их важнейших черт личности человека и является одной из форм инновационной деятельности или инновационного подхода к процессу образования.
С этой точки зрения развитие инноватики (науки о сущности инновационной деятельности) системе в образования Таджикистана, достижение прогресса в образовательной сфере и интенсивное развитие и внедрение в повседневную педагогическую практику новых образовательных технологий является насущной потребностью современного общества.
Ключевым понятием в инноватике образования является инновационный процесс, осуществляемый в этой сфере деятельности.
Педагогическая инноватика является сравнительно молодой наукой. Ее научный аппарат еще находится в стадии разработки. Проводимые исследования направлены на формирование таких понятий, как формы, методы и средства внедрения инноваций в образовательную сферу. Эта сложная и многоплановая работа, целью которой, в конечном итоге, является внедрение новшеств в образование, предполагает активную творческую работу по разработке новых идей, принципов и технологий.
Это неизбежно приводит к освоению новых знаний, оперированию такими понятиями, как «новшество», «новое», «инновация», «инновационный процесс» и т.п.Термин «инновация», например, в переводе с латинского означает «обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны».
Нововведения, или инновации, характерны для многих профессиональных видов деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Под этим углом зрения инновационная деятельность каждого преподавателя образовательного учреждения будет, в первую очередь, зависеть от уровня его готовности к осуществлению этой деятельности и от имеющихся возможностей по приобретению новых инновационных технологий.
Преподаватели, освоившие новые инновационные технологии и активно внедряющие их в свою повседневную педагогическую практику, будут всегда востребованы в образовательных учреждениях и, нужно особо отметить, наибольшую значимость приобретут в системе высшего образования, при обучении студентов.
Одним из предметов исследований в педагогической инноватике должно стать изучение влияния творческой деятельности на процесс адаптации студента в психологическом и образовательном аспектах. Уделять внимание следует и организации самостоятельных работ в процессе производственного обучения и разработки программ, направленных на развитие творческих способностей студентов.
Все это должно стать содержанием работы по применению новых инновационных подходов к образованию и стать частью технологии обучения, представляющей собой «способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой
систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей».
Готовность каждого преподавателя к инновационной деятельности определяется наличием у него мотива на включение в эту деятельность. Мотивация придает деятельности преподавателя определенный смысл, и в зависимости от нее инновационная деятельность может свой смысл для различных преподавателей.
Участие преподавателей в инновационной деятельности обретать можно представить, как:
- выполнение профессиональных обязанностей;
- способ реализации своего творческого потенциала и профессионального саморазвития;
- расширение и углубление содержания образовательного процесса.
Наличие у преподавателя всех этих трех компонентов демонстрирует высокий уровень его мотивации к инновационной деятельности. Преподаватель, который надлежащим образом подготовлен к инновационной деятельности, должен:
- оперировать множеством понятий в области педагогических инноваций;
- понимать значение инновационной деятельности в образовательном учреждении, ее место и роль в учебно-воспитательной деятельности;
- знать основные подходы к развитию педагогических систем, содержащих инновационные технологии;
- постоянно изучать имеющийся опыт преподавателей-новаторов;
- критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения в инновационной области;
- разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса;
- разрабатывать различные образовательные проекты по внедрению новшеств;
- иметь опыт постановки целей экспериментальной работы и уметь планировать ее;
- работать в составе рабочих групп внедренческих проектов и проведения экспериментов;
- анализировать и оценивать систему инновационной деятельности;
- анализировать и оценивать себя как участника инновационной деятельности.
В свете новых требований к организации учебного процесса, содержащего элементы инновационной деятельности, профессиональный педагог должен иметь определенный талант, способствующий достижению высокого уровня педагогического мастерства.
Интенсивное проникновение современных информационных компьютерных технологий во все сферы человеческой деятельности неизбежно приводит к необходимости ускоренного развития на этом фоне сферы образования, что в последние годы стало в республике важнейшим национальным приоритетом. Это обстоятельство ставит перед преподавателями задачу по скорейшему освоению информационных технологий, позволяющих быстрее адаптироваться в нашем динамично развивающемся обществе.
Ожидаемый эффект от применения средств компьютерной техники в обучении может наступить лишь в тех случаях, когда специалист той или иной предметной области не ограничивает себя имеющимися средствами представления информации, коммуникациями и работой с базами данных и знаний.
В качестве конкретного примера можно привести медицину, которая сегодня располагает широчайшими возможностями по диагностированию и лечению людей. Современное медицинское оборудование и технологии - это прорыв человеческого разума, достижение мировой науки.
Имеющиеся возможности по диагностированию состояния здоровья людей на ранних стадиях развития болезней позволяют с должным эффектом излечивать болезни, которые еще вчера считались неизлечимыми.
Сегодня уже на стадии обучения студентов в нашем колледже продуктивно и широко используются многие достижения и возможности новейших информационных технологий. Например, для полноты предоставления учебной информации преподаватели колледжа используют в каждом предмете видео ролики по изучаемому разделу, презентации новой информации, распечатку документов. Глобализация информационного пространства всё глубже пронизывает все сферы жизнедеятельности общества и принципиально меняет привычный образ жизни и деятельности миллионов людей в разных странах мира.
Одним из современных средств демонстрации информации, открывающим принципиальные новые возможности в системе образования, является интерактивная доска.
Разумеется, интерактивная доска как учебное средство - не волшебная палочка, которая сама решает все учебные задачи и делает занятия интересными и увлекательными, чтобы использовать ее возможности, равно как и других современных технических средств, необходимо затратить много труда и времени организаторов учебного процесса. Здесь особая роль отводится преподавателю. Он не только распространитель информации, прежде всего, это личность, педагог-профессионал, психолог, исследователь; это тот, кто всегда учится творчеству и творит себя как личность, свои уроки и своих студентов. Продолжая разговор об интерактивной доске, нужно отметить, что интерактивная доска, в числе других средств демонстрации учебной информации, является наиболее эффективным средством для объяснения учебного материала. У преподавателя и студентов появляется возможность использовать одновременно: самую разную информацию: презентации, видеофайлы, звуковые файлы, изображения и другие необходимые материалы. В ходе объяснения нового материала есть возможность корректировать все ресурсы прямо на экране и сохранять записи для будущих занятий. Удобно использовать скрытые тексты, рисунки, схемы, графики, а затем показывать в ключевые моменты занятий. Интерактивные доски также рационально можно использовать при решении задач. При подготовке к занятию учебный материал следует приготовить заранее, что позволит сэкономить время занятия, позволит решить в рамках учебного времени больше заданий, чем на обычном классическом уроке. Преимущество использования интерактивной доски в данном случае, по сравнению с другими техническими средствами обучения очевидно, так как вся информация, появляющаяся в процессе занятий, сохраняется, можно возвратиться и просмотреть ранее изложенный материал, повторить основные моменты, сделать выводы. Интерактивная доска позволяет перемещать объекты и надписи. Это свойство очень удобно использовать при изучении различных тем учебных предметов: «Медицинская информатика», «Моделирование на уроках анатомии, физиологии», «Основы сестринского дела» и других предметов, в которых используются различные графические изображения, или на уроках биологии, при анализе исторических событий и фактов в период эволюции человека. Конечно, нельзя утверждать, что результаты обучения станут выше, а знания станут полнее благодаря работе с интерактивной доской, но то, что студенты станут более активными и быстрее освоят учебный материал - это бесспорно.
Многократные наблюдения показали, что при использовании интерактивной доски студенты более внимательны, увлечены и заинтересованы, повышается их интерес к учебному материалу и к дальнейшему использованию информационных компьютерных технологий (ИКТ) в целом.
Поэтому широкое использование компьютерных информационных технологий в учебном процессе позволяет преподавателям оперировать учебным материалом и общаться со студентами на современном технологическом уровне, сделать учебный процесс более привлекательным, эмоциональным и эффективным, а самое главное - помогает добиваться больших успехов в освоении знаний.По мнению автора настоящей статьи, основные преимущества современных методик преподавания с использованием информационных компьютерных технологий в обучении, по сравнению с традиционными занятиями, заключаются в следующем:
1. Информационные компьютерные технологии значительно расширяют возможности предоставления учебной информации. Применение графики, звука, цвета на всех современных средствах видеотехники воссоздает реальную обстановку деятельности;
2. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач;
3. ИКТ вовлекают студентов в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизируют умственную деятельность;
4. Использование ИКТ в учебном процессе расширяет возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения;
5. ИКТ качественно изменяют контроль деятельности студентов, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом;
6. Компьютер способствует формированию у студентов рефлексии. Обучающие программы дают возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.
Проведенный анализ результатов обучения подтверждает соответствие разработанных нами педагогических условий реальному учебно-воспитательному процессу. Нами доказано, что внедрение их в практику управления учебно-воспитательным процессом при изучении, например, учебной дисциплины «Лучшие слайды», способствует обогащению и насыщению эмоциональной, мотивационной, когнитивной сфер, содействует самовыражению студентов в практической творческой деятельности, и, тем самым, позволяет добиться большей эффективности в повышении уровня творческого развития студентов.
На основании выше изложенного можно с уверенностью утверждать, что ИКТ содействуют повышению самостоятельности студентов при освоении новых знаний, улучшают качество знаний, что, несомненно, является важной составляющей в развитии профессиональной индивидуальности при получении медицинской профессии.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Буланова ,М. Педагогика и психология высшей школы: Учеб пособие для вузов/ М.Буланова ,В.Топоркова. - Ростов - на -дону: Феникс,2002-544с.
2 Грехнев, В.С. Информационное сообщество и образование/В.С.Грехнев // Вестн.МГУ. Сер. Философия- 2008,№6. -106с
3 Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения/В.В.Давыдов.-М., 1995. - 47с
4 Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя/В.И.Загвязинский.-М.,1987с.
5 Кларин, М.М. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках/М.М.Кларин. - М., 1994
6 Лазарев, В. С. Инновационная деятельность учителя/В.С.Лзерев.-М, 2009
7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/А.Н.Леонтьев. - М., 2004, -135с.
8. Маслов, А.Г. Мотивация и личность/А.Г.Маслов. - СПб, 1999
9. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная Деятельность/В.А.Сластенин, Л.С.Подымова.-М.,1997
REFERENCES:
1. Bulanova, M. Pedagogy and Psychology of Higher School: manual for higher schools/ M. Bulanova, V. Toporkova. Rostov-on-the Done: Fenix, 2002. - 544 p.
2. Grekhnev, V.S. Informational Community and Education/V.S.Grekhnev // Bulletin of Moscow State University. Series of Philosophy. - 2008. - № 6. - 106 p.
3. Davydov, V.V. The Theory of Developing Tuition/V.V.Davydov. - M., 1995. - 47 p.
4. Zagvyazinsky, V.I. Pedagogical Creation of Teachers/V.I.Zagvyazinsky. - M., 1987.
5. Klarin, M.M. Innovational Models of Tuition in Foreign Pedagogical Quests/M.M.Klarin. - M., 1994.
6. Lazarev, V.S. Innovational Activities of Teachers/V.S.Lazarev. - M., 2009.
7. Leontyev, A.N. Activity. Consciousness. Individuality/A.N.Leontyev. - M., 2004. - 135 p.
8. Maslov, A.G. Motivation and Individuality /A.G.Maslov. - SPb., 1999.
9. Slastenin V.A.Pedagogy: Innovational Activities/V.A.Slastenin, L.S.Podymova. - M., 1997.
Фаъолияти навоварона дар раванди истифодаи технологищои иттилооти ва коммуникатсиони
Вожа^ои калиди: иттилооти тасвирй, навоварй, тахтаи интерактивй, коммуникатсия,, технологияи компютерй, уавасмандгардонй, айёният
Дар мацола истифодаи технологиями инноватсионй, фаъолияти навоваронаи муаллим дар уалли мушкилоти зерин, мисли сафарбаркунии фаъолияти равонии донишцуён, цорй намудани навгонй дар раванди таълим, баланд бардоштани шавцу рагбат ба машгулиятуо, афзоиши имкони уифзи гайриродии мавод, интихоби маводи аслй ва табацабандии он, мавриди баррасй царор гирифтааст. Нишон дода шудааст, ки истифодаи технологиями иттилоотй ба муаллим имкон медщад, ки бо донишцуёни дар сатуи технологии муосир муошират намояд, раванди таълимро цолиб, отифй ва муассир созад, корбурди технологиями иттилоотй пеш аз уама барои дарёфти тавфици бештар дар фарогирии дониш мусоидат намуда, истифодаи компютер дар робита бо усули таълим дар фароянди омузиш афзалиятуои бештаре нисбат ба машгулиятуои анъанавй дорад.
Инновационная деятельность в процессе использования информационно- коммуникационных технологий
Ключевые слова: видеоинформация, инновация, интерактивная доска, коммуникация, компьютерные технологии, мотивация, наглядность
В статье рассмотрено использование инновационных технологий, инновационная деятельность преподавателя при решении таких задач, как мобилизация психической активности студентов, введение новизны в учебный процесс, повышение интереса к занятиям, увеличение возможности непроизвольного запоминания материала, выделение в материале главного и его систематизация. Показано, что использование информационных технологий позволяет преподавателю общаться со студентами на современном технологическом уровне, сделать учебный процесс более привлекательным, эмоциональным и эффективным, самое главное - помогает добиться больших
успехов в освоении знаний, а, с точки зрения методики преподавания, использование компьютера в обучении имеет преимущества перед традиционными занятиями.
Innovational Activity in the Process of Use of Informational-Communicational Technologies
Keywords: video-media, innovation, interactive whiteboard, communication, computer technologies, motivation, visuality
The article under consideration dwells on the usage of innovative technologies, innovative activity of a teacher, when solving the following goals: such as mobilization of mental activeness of students, introduction of novelty in the educational process, elevation of their interests in lessons and chances of spontaneous memorization of material, selection ofprincipal point and their systematization as well. The author shows that resorting to informational technologies allows a teacher to communicate with students on the modern technological level and to make educational process more attractive, emotional and effective. The main thing is that it helps to achieve greater progesses in regard to enlarging knowledge, and under the angle of the methods of teaching the usage of a computer in tuition has advantages over traditional lessons.
Маълумот дар бораи муаллиф:
Ахмедова Ханифа Дадоевна, муаллимаи кафедраи фануои табии ва риёзии Коллеци тиббии Гулистон (Цум^урии Тоцикистон, ш.Гулистон),Е-тш1:КНат/а 1965@ mail.ru Сведения об авторе:
Ахмедова Ханифа Дадоевна, преподаватель кафедры естественно-математических наук медицинского колледжа Гулистана (Республики Таджикистан,г.Гулистан), E-mail:Khanifa 1965@ mail.ru Information about the author:
Akhmedova Hanifa Dadoevna, lecturer of the department of natural and mathematical sciences under the Medical college, Guliston-town (Tajikistan, Guliston), E-mail: Khanifa 1965@ mail.ru