Научная статья на тему 'Роль компьютерных технологий в формировании иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей'

Роль компьютерных технологий в формировании иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / КВАЛИФИКАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / TECHNOLOGY / COMPUTERIZATION / TRAINING / QUALIFICATION / COMPETENCE / SPECIALTY / INFORMATION / ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПЮТЕРКУНОНӣ / ТАЪЛИМ / ТАХАССУС / САЛОҳИЯТ / ИХТИСОС / ИТТИЛООТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходжаева Мубина Джалоловна, Ишматова Шоира Абдуганиевна

На основании изучения современных научных трудов в области педагогики рассмотрены основные изменения в сфере образования в XXI веке, которые обусловлены социально-экономическими особенностями развития культурного общества, что породило объективную необходимость разработки концепции гибкого учебного процесса. Отмечается, что за счёт широкого использования веб-ресурсов преподавателю предоставляются дополнительные возможности для организации самостоятельной работы студентов, индивидуального контроля выполнения заданий. Подчеркивается, что применение компьютерных технологий позволяет подготовить специалиста, постоянно повышающего квалификацию, готового к профпереориентации, умеющего адаптироваться и быстро действовать при изменении условий, связанных с профессиональной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ходжаева Мубина Джалоловна, Ишматова Шоира Абдуганиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF COMPUTER TECHNOLOGIES IN FORMATION OF FOREIGN-LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALTIES

Designing on the premise of the study of modern scientific works, the authors consider the main changes in the field of education referring to in the XXI-th century, which are due to the socio-economic peculiarities of the development of modern cultural society which gave rise to the objective need to develop a concept of a flexible educational process. It is underscored that due to the wide use of web resources, the teacher is provided with additional opportunities for organizing independent work of students, individual control of assignments. The authors of the article lay an emphasis upon the idea that the use of computer technology allows you to prepare a specialist who is constantly upgrading qualifications, ready for career re-orientation, able to adapt and act quickly when changing conditions associated with professional activities.

Текст научной работы на тему «Роль компьютерных технологий в формировании иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей»

13.00.00.илм^0и ПЕДАГОГИ 13.00.00.ПЕДАГ0ГИЧЕСКИЕ НАУКИ I3.OO.OO.PEDAGOGICAL SCIENCES

13.00.01.ПЕДАГОГИКАИ УМУМИ, ТАЪРИХИ ПЕДАГОГИКА ВА МАОРИФ 13.00.01.ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ 13.00.01.GENERAL PEDAGOGICS, THE HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION

УДК159,9+37(575.3) ББК 88+74.00(2Т)

РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ Ходжаева Мубина Джалоловна, д.п.н.,

ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ профессор ТГУПБП; Ишматова Шоира

ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ Абдуганиевна, кандидат педагогических наук,

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ доцент ТГУПБП

НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (Таджикистан, Худжанд)

НАЦШИ ТЕХНОЛОГИЯХОИ Хоцаева Мубина Цалоловна, доктори илмцои

КОМПЮТЕРЙДАР ТАШАККУЛИ педагогика, профессори ДДЩСТ; Ишматова

САЛОХИЯТИКОММУНИКАТСИОНИИ Шоира Абдуганиевна, номзади илмцои

ЗАБОНХОИ ХОРЩИИДОНИШЦУЁНИ педагогика, дотсенти ДДЩСТ

ИХТИСОСХОИ ГАЙРИЗАБОНЙ (Тоцикистон, Хуцанд)

THE ROLE OF COMPUTER Khodzhaeva Mubina Jalolovna, Dr. of Pedagogy, TECHNOLOGIES IN FORMA TION OF Professor of the TS ULBP; Ishmatova Shoira FOREIGN-LANGUAGE COMMUNICATIVE Abduganievna, candidate of pedagogical sciences, COMPETENCE OF STUDENTS OF NON- Associate Professor of the TS ULBP LINGUISTIC SPECIALTIES (Tajikistan, Khujand)

E-mail: Shoira-510@mail.ru Ключевые слова: компьютерные технологии, компьютеризация обучения, квалификация, компетенция, специальность, информация

На основании изучения современных научных трудов в области педагогики рассмотрены основные изменения в сфере образования в XXI веке, которые обусловлены социально-экономическими особенностями развития культурного общества, что породило объективную необходимость разработки концепции гибкого учебного процесса. Отмечается, что за счёт широкого использования веб-ресурсов преподавателю предоставляются дополнительные возможности для организации самостоятельной работы студентов, индивидуального контроля выполнения заданий. Подчеркивается, что применение компьютерных технологий позволяет подготовить специалиста, постоянно повышающего квалификацию, готового к профпереориентации, умеющего адаптироваться и быстро действовать при изменении условий, связанных с профессиональной деятельностью.

Вожа^ои калидй: технология, компютеркунони, таълим, тахассус, салоцият, ихтисос, иттилоот

Макрла дар асоси пажуцишцои илмии муосир макрла дигаргуницои асосии асри XXI дар соцаи маорифро, ки бо вижагщои ицтимоию иктисодии рушди цомеаи муосири фарцанги рух медицанд, барраси мекунад, ки дар робита ба ин, зарурати объективии тацияи мафцуми раванди тагйирёбандаи таълими ба миён омад. Кайд мешавад, ки бо сабаби истифодаи васеи захирацои шабакаи интернет, ба муаллим имкониятцои иловаги барои ташкили кори мустащли донишцуён, назорати инфиродии супоришцо дода мешавад. Тазаккур мегардад, истифодаи технологияцои компютери ба муаллимон имкон медицад мутахассисеро омода созанд, ки тахассуси худро доимо такмил дода, ба самти дигаргуницои касби омодаанд ва цангоми татр додани шароити марбут ба фаъолияти касби крдиранд, зуд мутобик гардида, тибци он амал кунад.

Key words: technology, computerization, training, qualification, competence, specialty, information Designing on the premise of the study ofmodern scientific works, the authors consider the main changes in the field ofeducation referring to in the XXI-th century, which are due to the socio-economic peculiarities of the development of modern cultural society which gave rise to the objective need to develop a concept of aflexible educationalprocess. It is underscored that due to the wide use of web resources, the teacher is provided with additional opportunities for organizing independent work ofstudents, individual control ofassignments. The authors of the article lay an emphasis upon the idea that the use of computer technology allows you to prepare a specialist who is constantly upgrading qualifications, ready for career re-orientation, able to adapt and act quickly when changing conditions associated with professional activities.

Бурное развитие информационных технологий оказало существенное влияние на формирование новой культуры - на передачу в электронном виде информации в больших объемах. Интерактивное изучение иностранных языков - одно из приоритетных быстроразвивающихся направлений в культуре.

Неотъемлемой частью учебного процесса считается компьютеризация образования. В научных трудах, относящихся к прогрессивному обучению, подчеркивается, что в XXI веке основные изменения в сфере образования обусловлены социально-экономическими особенностями развития современного культурного общества.

В связи с этим появилась объективная необходимость в разработке концепции гибкого учебного процесса. За счёт широкого использования веб-ресурсов преподавателю предоставляются дополнительные возможности для организации самостоятельной работы студентов и индивидуального контроля над выполнением заданий.

Применение компьютерных технологий позволяет подготовить специалиста, постоянно повышающего квалификацию, готового к профпереориентации, умеющего адаптироваться и быстро действовать при изменении условий, связанных с профессиональной деятельностью (1).

Задача современной образовательной системы состоит в интеллектуальном и нравственном развитии личности с помощью вовлечения студентов в самостоятельное целенаправленное получение знаний, умений и навыков с целью достижения необходимого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки (2)

Как утверждают эксперты, будущий специалист, который получает знания в обстановке открытого информативного пространства, обязан:

1) уметь работать с различными иностранными ресурсами с учетом его профессиональной квалификации;

2) полноценно использовать коммуникативные компетенции, опираясь на полученные теоретические и практические знания по межкультурному взаимодействию;

3) положительно относиться к дальнейшему получению знаний и к самообразованию на протяжении всей жизни.

Новая образовательная программа предлагает определенный подход к учебно-методическим материалам, так как благодаря применению компьютерных технологий создается новая образовательная среда. В процессе обучения абитуриентам предоставляются множественные информационные источники, демонстрирующие разные взгляды по аналогичным вопросам (5).

Широкие возможности для инфокоммуникационной деятельности с новыми подходами к передаче учебной информации являются эффективной мотивацией, побуждающей студентов к независимому индивидуальному мышлению, к активному поиску обоснованной аргументации своей позиции.

При этом при разработке новых методических систем и алгоритмов решения педагогических задач необходимо придерживаться рациональных целей. Важно четко определить значимость и цель компьютерных технологий в современном учебно-образовательном процессе.

По мнению специалистов, целесообразное, педагогически обоснованное внедрение 1Т-технологий позволяет добиться интенсивного развития всех сфер учебно-воспитательного процесса, оптимизировать программу обучения, а также активно использовать методики открытого образования (4).

Компьютеризированное обучение хорошо сочетается с традиционным получением языковых знаний, поэтому важно правильно использовать инновационные технологии, не перегружая студентов лишней информацией.

Многие аналитики отмечают огромный потенциал 1Т-технологий во всех общественных сферах, в том числе они расширяют возможности в области образования. Интернет предлагает массу многогранных вариантов для работы с информацией (7).

Анализ проведенных исследований показал, что Интернет при обучении чаще всего используется в качестве справочно-информационного ресурса. Но при желании и стремлении педагог может правильно организовать как индивидуальную работу (поиск, анализ, тесты и т.д.), так и групповые занятия (лекции, форумы, чаты и т.д.).

Потенциальные возможности мультимедийных технологий в сфере современного образования безграничны. С помощью компьютерной телекоммуникации можно качественно усовершенствовать учебный процесс.

Информационные технологии позволяют: 0 посещать электронные библиотеки;

0 знакомиться с учебно-методическими пособиями;

П оперативно передавать обучаемым важную информацию;

□ посещать онлайн-лекции, конференции, форумы;

П общаться онлайн с носителями языка;

П участвовать в групповых дискуссиях;

□ пользоваться словарями, справочниками и т.д.;

□ обмениваться информацией при дистанционном обучении;

П определять уровень знаний с помощью различных тестов;

П получить доступ к электронным изданиям на иностранном языке;

□ читать комментарии к зарубежным статьям;

□ иметь доступ к актуальной, постоянно обновляемой информации.

Дидактические преимущества компьютерных технологий наиболее эффективны при обучении чтению и письменной речи. Интернет помогает решить многие учебные задачи. К ним можно отнести:

0 формирование грамматических навыков чтения;

0 улучшение знаний на основе аутентичных аудио/видео текстов;

0 усовершенствование произношения и разговорной речи;

0 улучшение навыков письменной речи;

0 расширение пассивного и потенциального словарного запаса;

0 обогащение культуроведческих знаний;

0 создание мотивации для обучающихся благодаря использованию интересных материалов.

Безусловное преимущество изучения подлинных материалов из Интернета очевидно, так как оно отражает современную лексику изучаемого языка, особенности речевого поведения при личном общении.

Студенты могут познакомиться с культурно-историческим наследием различных стран в целях удовлетворения информационных и образовательных интересов. На основании фактических знаний преподаватель может обсуждать интересные для студентов темы, повышая интерес к освоению языка(3).

Информационные технологии становятся значимой частью целостного образовательного процесса, существенно повышая уровень обучения. Компьютерные программы помогают совершенствовать грамматические и лексические способности, продуктивно осваивать навыки письменной речи, проверять уровень знаний на каждом этапе обучения.

Благодаря обучающим программам, которые легко найти в компьютерной сети, можно контролировать уровень понимания прочитанного либо прослушанного текста, научиться извлекать из текста различную смысловую информацию, делать правильный анализ текстов, сформировать умение самостоятельно преодолевать языковые трудности и многое другое.

Интернет обеспечивает максимальные возможности для использования коммуникативного подхода (общение посредством языка) при обучении иностранному языку. Всемирная паутина имеет неограниченное количество обучающей текстовой и аудио/видеоинформации на разных языках (6).

Решающее значение приобретает удаленный доступ к образовательным ресурсам и возможность использовать различные обучающие программы. Работа с информативно аутентичными материалами подразумевает, что любой естественный текст содержит в себе новую интересную информацию. Это является отличной мотивацией для студентов и вызывает у многих оживленный интерес.

Такие факторы, как методы репрезентации знаний, содержание и цели обучения, индивидуальный подход при взаимодействии педагога и обучающегося способствуют выстраиванию адекватной системы мотивационно-потребностной сферы, которая выражается в личностной активности, желании овладеть новыми знаниями, поиске способов получения результата, готовности получать новые знания.

Интерактивное обучение иностранному языку должно придерживаться следующих принципов:

□ индивидуальная практика каждого обучающегося;

□ интерактивное руководство педагога;

□ быстрая обратная онлайн-связь;

0 разнообразная самостоятельная работа.

Кроме того, важно придерживаться основных методических принципов, таких как: коммуникативность, доверительность, сознательность, наглядность, доступность, позитивный настрой.

Интернет воссоздает естественную языковую среду, позволяя студентам пользоваться различными подлинными официальными материалами, получать актуальную информацию о традициях страны изучаемого языка, обрести возможность свободно общаться с носителями языка.

Но использование всевозможных ресурсов глобальной сети - это лишь малая часть огромного спектра применения новых технологий для решения учебных лингводидактических задач. Благодаря внедрению ГГ-технологий современные лингвометодические возможности становятся невероятно обширными как при овладении различными аспектами языка, так и при освоении навыков в многообразной речевой деятельности.

Исследуя категорию профессиональной иноязычной компетентности студентов неязыковых специальностей, стоит уделять повышенное внимание использованию технологических инноваций, имеющих высокий дидактический потенциал. Благодаря этому можно интенсифицировать процесс обучения иностранному языку и создать многоязычную общекультурную и профессионально ориентированную образовательную среду.

Важная роль в этой деятельности отводится личности преподавателя иностранного языка и его мобилизованности к подготовке специалистов в новых условиях информационного общества, включая ИКГ-компетентность.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Беленкова, Н.М. Использование ИКГ для развития умений профессиональной иноязычной устной речи /Беленкова Н.М//Историческая и социально-образовательная мысль.-2014.- N° 5 (27).-С. 88-89.

2. Брезгина, О.В. Об использовании информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку / Брезгина О.В. // Вестник Нижневартовского государственного университета, 2014. - N 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-ispolzovanii-informatsionnokommunikatsionnyh-tehnologiy-pri-obucheniiinostrannomu-yazyku (12.01.2020)

3. Евстигнеев, М.Н. Методика формирования компетентности учителя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий: дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2012. - 158с. URL: http://www.dslib.net/teoria-vospitania/metodikaformirovanija-kompetentnosti-uchitelja-inostrannogojazyka-v-oblasti.html (дата обращения: 11.01.2020)

4. Медведева, Е.А. Негативные аспекты информатизации общества / Е.А. Медведева, С.В. Крошилин.// Экономический журнал, 2013. - N 4. - Г. 32. - С. 108. URLhttps://cyberleninka.ru/article/n/negativnye-aspektyinformatizatsiiobschestva (дата обращения: 12.01.2020)

5. Роберт, И.В. Основные направления информатизации образования в отечественной школе / И.В Роберт // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2005. - № 5. - С. 105

6. Сысоев, П.В. Направления информатизации лингвистического образования на современном этапе / П.В. Сысоев // Язык и культура. - 2015. - № 4 (32). - С. 157-166

7. Сысоев, П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции / Сысоев П.В. // Язык и культура, 2012. - №(17). - С. 122-132. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-informatsionn (12.01.2020)

REFERENCES:

1. Belenkova, N.M. The Ise of ICT for the Development of Skills in Professional Foreign Language Spoken / Belenkova N.M. // Historical and Socio-Educational Thought. - 2014. - No. 5 (27). - P. 88-89.

2. Brezgina, O.V. On the Usage of Informational-Communicational Technologies in Teaching a Foreign Language / O. Brezgina // Bulletin of Nizhnevartovsk State University, 2014. - No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-ispolzovanii-informatsionnokommunikatsionnyh-tehnologiy-pri-obucheniiinostrannomu-yazyku (The date of request: 12.01.2020)

3. Evstigneev, M.N. Methods of Formation of the Competence of a Foreign Language Teacher in the Field of Using Informational-Communicational Technologies: candidate dissertation in pedagogy. - Tambov, 2012 .--158s. URL: http://www.dslib.net/teoria-vospitania/metodikaformirovanija-kompetentnosti-uchitelja-inostrannogojazyka-v-oblasti.html (the date of request: 01/11/2020)

4 Medvedeva, EA, Kroshilin S.V. Negative Aspects of Informatization of Society / Medvedeva E.A. // Economic Journal, 2013. - No. 4. - V. 32. - P. 108. URLhttps://cyberleninka.ru/article/n/negativnye-aspektyinformatizatsiiobschestva(the date of request: 01/12/2020)

5 Robert, I.V. The Main Directions towards Informatization of Education in a Domestic School / Robert I.V // Bulletin of MSPU. Series: Informatics and Informatization of Education. - 2005. - No. 5. - P. 105

6 Sysoev, P.V. Directions of Informatization of Linguistic Education at the Present Stage / Sysoev P.V. // Language and Culture. - 2015. - No. 4 (32). - P. 157-166.

7 Sysoev, P.V. Modern Informational-Communicational Technologies: didactic properties and functions // Language and Culture, 2012. - No. (17). - P 122-132. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-informatsionn (The date of request: 12.01.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.