Научная статья на тему 'Дидактические аспекты осуществления компетентностного подхода при подготовке специалистов в средних профессиональных учебных заведениях'

Дидактические аспекты осуществления компетентностного подхода при подготовке специалистов в средних профессиональных учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / CONTENT OF EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / НАВЫКИ / УМЕНИЯ / SKILLS / ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ишматова Шоира Абдуганиевна

В статье на основании анализа научных трудов и педагогической практики рассмотрены особенности моделирования образовательной среды, позволяющей эффективно реализовать компетентностный подход в профессиональном образовании. Автор отмечает, что в отсутствии организации специальной образовательной среды, которая поддерживает идеи компетентностного подхода, вся работа по формированию системы основных компетентностей учащегося может оказаться неэффективной. Образовательная среда, которая поддерживает компетентностный подход, реализует психологические, педагогические и организационные условия педагогического процесса. При этом реализация компетентностного подхода в образовательной среде будет проходить эффективно, если обеспечить соблюдение прав её участников. Таким образом, именно средовой подход к формированию компетентностей позволяет получить более высокие результаты в профессиональном образовании. Кроме того, компетентностный подход считается одним из актуальных подходов к определению содержания профессионального образования, поэтому в его основе лежит идея формирования у личности (вместе с классическими знаниями, умениями и навыками) ключевых компетентностей встроенных, многоцелевых достоинств (параметров) личности. Данный подход акцентирует внимание на итогах образования, в качестве которых рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность работать в разных проблемных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ишматова Шоира Абдуганиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC ASPECTS OF IMPLEMENTATION OF COMPETENCE-BASED APPROACH AT TRAINING OF SPECIALISTS IN AVERAGE PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In article on the basis of the analysis of scientific works and student teaching features of modeling of the educational environment allowing to realize effectively competence-based approach in professional education are considered. The author notes that in absence of the organization of the special educational environment which supports the ideas of competence-based approach all work on formation of system of the main competence of the pupil can be inefficient. The educational environment which supports competence-based approach realizes psychological, pedagogical and organizational conditions of pedagogical process. At the same time realization of competence-based approach will effectively take place in the educational environment if to provide respect for the rights of its participants. Thus, environmental approach to formation of competence allows receiving more good results in professional education. Besides, competence-based approach is considered one of urgent approaches to determination of content of professional education therefore the idea of formation at the personality (together with classical knowledge, skills) key competence of the built-in, multi-purpose advantages (parameters) of the personality is its cornerstone. This approach focuses attention on education results as which not the sum of the acquired information, but ability to work in different problem situations is considered.

Текст научной работы на тему «Дидактические аспекты осуществления компетентностного подхода при подготовке специалистов в средних профессиональных учебных заведениях»

Ишматова Шоира Абдуганиевна ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ..

УДК 378

ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

© 2017

Ишматова Шоира Абдуганиевна, соискатель кафедры педагогики и психологии профессиональной деятельности Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова (735700, Республика Таджикистан, Худжанд, проезд Мавлонбекова 1, e-mail: faridun61@mail.ru)

Аннотация. В статье на основании анализа научных трудов и педагогической практики рассмотрены особенности моделирования образовательной среды, позволяющей эффективно реализовать компетентностный подход в профессиональном образовании. Автор отмечает, что в отсутствии организации специальной образовательной среды, которая поддерживает идеи компетентностного подхода, вся работа по формированию системы основных компетентностей учащегося может оказаться неэффективной. Образовательная среда, которая поддерживает ком-петентностный подход, реализует психологические, педагогические и организационные условия педагогического процесса. При этом реализация компетентностного подхода в образовательной среде будет проходить эффективно, если обеспечить соблюдение прав её участников. Таким образом, именно средовой подход к формированию компетентностей позволяет получить более высокие результаты в профессиональном образовании. Кроме того, компетентностный подход считается одним из актуальных подходов к определению содержания профессионального образования, поэтому в его основе лежит идея формирования у личности (вместе с классическими знаниями, умениями и навыками) ключевых компетентностей встроенных, многоцелевых достоинств (параметров) личности. Данный подход акцентирует внимание на итогах образования, в качестве которых рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность работать в разных проблемных ситуациях.

Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, содержание образования, образовательная среда, знания, умения, навыки.

DIDACTIC ASPECTS OF IMPLEMENTATION OF COMPETENCE-BASED APPROACH AT TRAINING OF SPECIALISTS IN AVERAGE PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

© 2017

Ishmatova Shoira Abduganiyevna, applicant of department of pedagogics and psychology of professional activity Khujand State University of a name of the academician B. Gafurov (735700, Tajikistan, Khujand, Mavlonbekov Drive 1, e-mail: faridun61@mail.ru)

Abstract. In article on the basis of the analysis of scientific works and student teaching features of modeling of the educational environment allowing to realize effectively competence-based approach in professional education are considered. The author notes that in absence of the organization of the special educational environment which supports the ideas of competence-based approach all work on formation of system of the main competence of the pupil can be inefficient. The educational environment which supports competence-based approach realizes psychological, pedagogical and organizational conditions of pedagogical process. At the same time realization of competence-based approach will effectively take place in the educational environment if to provide respect for the rights of its participants. Thus, environmental approach to formation of competence allows receiving more good results in professional education. Besides, competence-based approach is considered one of urgent approaches to determination of content of professional education therefore the idea of formation at the personality (together with classical knowledge, skills) key competence of the built-in, multi-purpose advantages (parameters) of the personality is its cornerstone. This approach focuses attention on education results as which not the sum of the acquired information, but ability to work in different problem situations is considered.

Keywords: competence, competence-based approach, content of education, educational environment, knowledge, abilities, skills.

Компетентностный подход, являющейся относительно новым, но весьма перспективным направлением в образовательной системе, заставляет по-новому смотреть на цели и оценку результатов профессионального образования, пересмотреть устоявшиеся идеи в отношении компонентов образовательного процесса - содержания, педагогических технологий, средств контроля и оценки.

Анализ научно-методической литературы показывает, что успех формирования и развития общих, базовых, ключевых компетенций будущих специалистов может быть эффективным только в процессе системного и целенаправленного обучения, в котором предусмотрены все необходимые организационно-педагогические условия. Важнейшим из таких условий является моделирование целостного педагогического процесса. Прежде чем перейти к детальному рассмотрению исследуемой темы данного раздела, раскроем в самом кратком виде понятие моделирования в системе образования.

Как отмечают исследователи, модель - это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [1].

Моделирование в системе среднего профессионального образования позволяет ориентироваться в много-

образии педагогических систем, технологий, методик, усматривать их особенности и общее единство, проектировать полноценную среду развития.

Педагогическое моделирование - это метод создания и изучения научно-педагогических моделей. Научно-педагогическая модель - мысленно представленная или материально реализованная система, адекватно отображающих исследуемый предмет педагогической действительности.

Признаками научной модели являются:

а) идеальная система, оптимизированная для изучения;

б) адекватно отражает объект исследования;

в) способна замещать моделируемый объект;

г) изучение модели даёт новую информацию о предмете исследования.

Главным преимуществом модели является целостность представленной информации, дающая возможность осуществлять аналитический подход в познании данного объекта. Педагогическое моделирование помогает осмыслить предмет исследования в различных условиях. Например, в некоторой педагогической системе требуется определить, какими свойствами должен обладать определённый компонент, чтобы значительно улучшились показатели другого компонента, который формируется в результате довольно сложного процесса. Вся система в целом - объект исследования, а ее компо-

Ишматова Шоира Абдуганиевна ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ...

ненты - предметы исследования. Исследованию подлежит именно предмет, и чтобы корректно выделить его из объекта, не упустив ничего важного, создаётся модель, в которой можно изменять компоненты системы или изменять её внутреннюю структуру, осмысливая, как те или иные изменения повлияют на предмет исследования.

Итак, моделирование позволяет выделить в объекте исследования наиболее существенное - то, что относится к исследуемому предмету. Создав модель, в дальнейшем можно сосредоточиться на её изучении, теоретически разработать оптимальную систему - и только после этого проверять её в реальных условиях педагогического процесса.

Эффективность моделирования определяются выбранными основаниями: изначальными теориями и гипотезами. Важным критерием эффективности любой модели является её степень соответствия действительности. [1, с. 22].

Вместе с тем исследователи отмечают, что никакая модель, даже очень сложная, не может дать полного представления об изучаемом объекте и точно предсказать его функционирование и развитие. В.В.Князева, называя моделирование процессом и методом теоретического исследования реальных и идеальных объектов познания путем их построения и изучения, приводит определение, данное Н. Г. Салминой. Как отмечает Н. Г. Салмина, моделирование представляет собой сложную деятельность. Она состоит из следующих компонентов: предварительного анализа; перевода реальности или текста на знаково-символический язык; работой с моделью; соотношения результатов, полученных на модели, с реальностью. [2].

Как показывает анализ научной педагогической литературы, все больше современных исследователей склоняются к тому, что работа по формированию системы компетентностей может быть результативной лишь при создании особой образовательной среды, которая бы поддерживала концепцию компетентностного подхода.

Исследователи отмечают, что система основных компетентностей учащегося формируется в психолого-педагогическом пространстве, или образовательной среде. Что представляет собой образовательная среда?

По мнению И.М. Улановской, образовательная среда - это целостная, высококачественная черта внутренней жизни школы [3]. По В.И. Слободчикову, образовательная среда является основой становления учащегося [4, с. 177-184]. Образовательная среда учебного заведения рассматривается также как «пространство, окружение учащегося в совокупности способностей для реализации его образовательных потребностей» [5]. Основываясь на мнении исследователей, можно сказать, что «образовательная среда» представляет собой как бы источник общественно важной информации и приобретения навыка социальных взаимоотношений,

Под образовательной средой, или педагогическими условиями, в настоящей работе понимается специально созданная обстановка (среда), в которой объединены комплекс психолого-педагогических факторов, которые позволяют педагогу успешно проводить учебно-воспитательную работу.

Как было отмечено выше, компетентностный подход предполагает не простую трансляцию знаний, навыков и умений от преподавателя к студентам, а формирование у будущих специалистов профессиональной компетентности. Особенность компетентностного подхода в обучении состоит в том, что понятия, необходимые для решения задач, учащиеся формулируют сами. Учебная деятельность при таком подходе приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер и сама становится предметом овладения. Понятие «компетентность» по своей сути выражает способность индивида применять научные и практические знания в

процессе профессиональной деятельности.

Все определения понятия объединены этого тем, что в них находится указание на важную вероятность для субъекта проявить собственную деятельность.

Моделирование и прогнозирование образовательной среды предполагает ответ на следующие базовые вопросы:

- чему обучать? (содержание образования);

- кого обучать? (психологическая специфика контингента учащихся);

- зачем обучать? (стратегические и тактические особенности учебно-воспитательного процесса и образовательной среды в целом);

- как обучать? (специфика применяемых образовательных технологий);

- кому обучать? (требования к профессиональной и личностной подготовке педагога).

В рамках компетентностного подхода могут быть сформулированы такие параметры образовательной среды, как целостность, автономность, открытость, психологически комфортная атмосфера.

Особенность образовательной среды при компетент-ностном подходе определяется целями, задачами, принципами, методами, средствами, но в первую очередь -соответствующими концептуальными принципами.

Отметим наиболее важные из них, обеспечивающие эффективную реализацию компетентностного образования в колледже. К ним можно отнести следующие:

- принцип целостного изучения явлений и процессов: учить не предмету, а специальности (Д.В. Чернилевский). Целенаправленная ориентация всех дисциплин на целостность изучения явлений и процессов, формируемых личностные и профессиональные качества специалиста;

- принцип приоритета ключевых знаний;

- принцип действенности и результативности образовательного процесса;

- принцип учета индивидуальных особенностей учащихся;

- принцип использования эффективной технологии обучения;

- принцип активного обучения: моделирование профессиональных ситуаций, интерактивные, информационные, коммуникативные, проблемные методы и др.;

- принцип деятельности самого студента как субъекта собственного образования;

- принцип опоры на природные силы учащихся;

- принцип создания ситуаций выбора в учебном и внеучебном пространстве;

- принцип нахождения границы своего знания и своего незнания;

- принцип гуманизма [5, с. 64-65].

Итак, успешное формирование профессиональных интересов студентов ССУЗ всецело зависит от педагогических условий, содействующих этому процессу и тем самым обеспечивающих повышение качества их профессиональной подготовки.

Образовательная среда, с позиций компетентностно-го подхода, это многомерное психолого-педагогическое, социальное и физическое пространство [6, с. 114-133], в котором формируется система ключевых компетент-ностей учащегося. Она создает педагогические, психологические, организационные условия для эффективной его реализации в содержании среднего специального образования.

Компетентности обычно формируются в пространстве учебного заведения. Однако некоторые компетентности могут быть сформированы только во внешней среде. Без внеурочной деятельности изучаемое содержание останется нереализованным. Внешняя среда, или внеурочная деятельность позволяет включить содержание образования в систему ценностей личности, достичь ей готовности к продолжению образования.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что образовательная среда являются целостной качественной

Ишматова Шоира Абдуганиевна педагогические

ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ... науки

характеристикой внутренней жизни учебного заведения. Она определяется целями и задачами формирования опыта студента, системой ключевых компетентностей, проявляется в выборе необходимых педагогических средств, содержательно оценивается по развитию личностного опыта студента [6, с. 6].

Изучение научно-педагогической литературы позволяет нам выделить наиболее важные организационно-педагогические факторы (компоненты модели), обеспечивающие эффективную подготовку квалифицированных специалистов. К ним относится:

1) нормативно-правовая база: пакет документов, регламентирующих деятельность учебного заведения (положение о колледже, должностные инструкции руководителей и специалистов и др.);

2) качество студенческого контингента: распределение поступивших в колледж на две группы:

а) сильные - полностью готовые к дальнейшей учебе;

б) средние и слабые - имеющие способности к дальнейшей учебе, но не имеющих достаточных знаний или имеющие очень слабые знания (нуждающиеся в дообучении).

3) мотивация студентов: а) внешние мотивации (наличие высокооплачиваемой и престижной работы в регионе, осознанная необходимость знания для продолжения обучения, практики и работы за пределами страны); б) внутренние мотивации (новая система оценивания знаний - балльно-рейтинговая система, различные конкурсы, олимпиады; разработка механизмов поощрения и наказания, индивидуальный учебный план, внедрение технологию обучения, учитывающая индивидуальные способности студента).

4) профессорско-преподавательский состав (ППС):

качество отбора преподавателя на предмет:

а) образовательный ценз (высшее образование, ученая степень и звание, наличие сертификатов);

б) разработка механизма выявления и обеспечения необходимого уровня теоретических знаний и практических умений по предмету; в) разработка механизмов измерения эффективности применяемых преподавателем методики обучения;

мотивация:

а) разработка новой системы оплаты ППС, учитывающая не только ученую степень и звание, объем работы, но и сложность предмета и результативность преподавания;

б) разработка механизма поощрения и наказания за дисциплинированность и качество работы (премия, повышение в должности, грамоты, представление к государственным наградам и т.д.; понижение дополнительных выплат, выговоры и т.д.);

повышение квалификации:

а) фронтальное обучение (новым технологиям, новым правилам, процедурам);

б) разработка механизма определения направлений (опрос студентов, оценка экспертов, зав. кафедрами, деканов, результаты внешних экзаменов) и выявления путей индивидуального повышения квалификации преподавателя (обязательное посещение ведущих преподавателей, прохождение курсов по методикам преподавания в целом и новым предметам в частности, прохождение сертифицированных курсов, обязательное участие в семинарах, изучение учебно-методической литературы);

в) самообучение.

5) информационное обеспечение процесса обучения:

а) развитие библиотеки (увеличение наименований и

количества необходимой учебной литературы);

6) развитие цифровой библиотеки (увеличение количества литературы и возможности доступа к цифровой библиотеке);

в) Интернет (увеличение скорости и доступа);

г) создание и развитие информационной системы колледжа (насыщенность информации и возможности доступа);

д) учебно-методические материалы (силлабусы, банк тестов и заданий, курсы лекций, методические разработки по проведению практических занятий, по выполнению курсовых и дипломных работ, УМК, методические материалы для самообразования и т.д.).

6) материально-техническое обеспечение учебного процесса:

а) учебно-вспомогательные помещения (аудитории, компьютерные классы, учебные кабинеты, туалеты, столовые, библиотеки и т.д.);

б) условия обитания (тепло, свет, кондиционирование);

в) компьютеры и периферийные устройства (компьютер, ноутбук, принтер и сканер каждой кафедре, подразделениям и т.д.;

г) мультимедийные средства обучения;

д) наглядные пособия (плакаты, стенды), раздаточный материал.

7) технологии и содержание обучения:

- определение необходимых общих и профессиональных компетенций выпускника колледжа;

- определение рамочного параметра учебного процесса;

- модернизация учебного плана на основе компетент-ностного подхода и рамочных параметров;

- разработка и внедрение балльно-рейтинговой системы оценивания деятельности студентов;

- разработка курсов по систематике Блума;

- разработка учебно-методического комплекса (УМК) по каждому предмету (краткий и полный УМК, минимальный уровень знаний, умений и навыков по предмету);

- механизмы разработки силлабуса для преподавателя и студента;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработка процедуры организации и проведения внешнего (без участия преподавателя) экзамена;

- составление единого каталога обязательных и элективных предметов;

- составление единой базы тестов и заданий для проведения внешнего экзамена и определения остаточных знаний;

- разработка механизмов мониторинга качества учебных занятий;

- разработка механизмов мониторинга результатов экзамена;

- разработка правил, процедур выбора элективных курсов студентами;

- разработка требований к содержанию, объему, методам исследования, оформлению дипломной и курсовой работы, учитывающих индивидуальные способности студентов на основе компетентностного подхода;

- разработка требований к виду, содержанию, объему, методам исследования и оформлению семестровой работы, учитывающих цели и уровень курса по систематике Блума;

- разработка системы проведения опросно-консуль-тативного занятия, учета самостоятельной работы студентов (СРС).

Как показывает анализ научно-педагогической литературы, ученые выделяют разное количество и разные содержания этапов моделирования. Так, например, выделяется четыре этапа моделирования содержания образования.

1. Этап общего теоретического моделирования: состав, структура, педагогически адаптированные функции социального опыта; определяется перечень ЗУНов и структура образовательной компетенции.

2. Моделирование в предметной области: определяется роль и место учебного предмета в аспекте образовательных целей, его содержание, логика построения учебного материала.

3. Подбор учебного материала.

4. Планирование технологии обучения: методы перевода содержания обучения в результат освоения содер-

Ишматова Шоира Абдуганиевна ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ...

жания образования.

Более детальную последовательность в разработке образовательной технологии находим у В.П. Беспалько [7].

Разработка проходит девять этапов:

1. Разработка начинается с определения запросов общества к уровню компетентности учащихся, на основе чего создается система ключевых компетенций (они подробно рассмотрены О.Е. Лебедевым [8, С. 3-12]).

2. На данном этапе проводится отбор и определение объема содержания образования, определяется набор предметов, обеспечивающих ключевые компетенции.

3. Производится расчет уровня нагрузки и времени учащихся.

4. Определяются и описываются организационные формы учебно-воспитательного процесса, направленные на развитие ключевых компетентностей.

5. На данном этапе готовятся учебно-методические материалы: подбираются тесты, задания, ситуации и т.п.

5. Далее разрабатывается система учебных упражнений, обеспечивающих формирование и развитие компе-тентностей.

7. Затем разрабатываются материалы (тесты, задания, упражнения и т.п.) для контроля качества усвоения содержания образования и формирования ключевых компетентностей.

8. На этом этапе разрабатывается структура и содержание учебных занятий, планируются уроки, внеурочные мероприятия, самостоятельная, домашняя работа ученика.

9. На завершающем этапе проводится проверка технологии на практике, диагностируется образовательная среда на предмет ее возможностей в развитии личностных характеристик учащихся.

Одним из педагогических условий является разработка и реализация учебно-методического комплекса (УМК), без которого невозможно успешно решать вопросы организации учебного процесса и обеспечивать подготовку высококвалифицированного специалиста.

УМК разрабатывается для решения ряда взаимосвязанных задач:

Во-первых, осуществляет перевод содержания дисциплины и межпредметных связей в учебный процесс.

Во-вторых, организует самостоятельную работу студентов.

В-третьих, обеспечивает систему контроля знаний.

В-четвертых, систематизирует материал по учебной дисциплине.

Обычно УМК учебной дисциплины имеет модульную структуру. Модули, как правило, состят из текущих тем для усвоения и модулей семестровых работ

Вышеприведенные педагогические условия представляют собой теоретическую и методологическую основу разработки компетентностной модели. Это дает возможность в более систематизированном виде и более целенаправленно решать образовательные вопросы.

Образовательная деятельность колледжа состоит из учебной деятельности и производственного обучения.

На учебных занятиях студенты получают теоретические знания и практические навыки по профессии.

Учебные занятия в колледже состоят из лекций, практических и лабораторных занятий, самостоятельной работы, контрольной работы, производственной (профессиональной) практики, выполнения рефератов, семестровых и курсовых работ, выполнения выпускной квалификационной (дипломной) работы.

На практических занятиях студенты получают первичные навыки профессиональной деятельности. Непосредственным средством формирования «настоящих» профессиональных компетенций является производственная (профессиональная) практика, которая проводится в несколько этапов. Начальный этап учебной практики дает студентам возможность познакомиться с особенностями избранной профессией «на месте», то есть в образовательном учреждении,

с других позиций, позиции наставника взглянуть на образовательный процесс. Следующий этап тесно связан с профилем специальности. Студент теперь уже непосредственно овладевает компетенциями, нужными для будущей специальности.

В традиционной системе обучения знания студента оценивается, как правило, преподаватель. Принимая во внимание, что способность человека к самооценке является необходимым условием и признаком его компетентности, при компетентностном подходе субъектом оценивания выступает сам учащийся. Это ставит перед учебным заведением задачу обучать учащихся навыкам оценивания как своих, так и других знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Педагогика. 2003. № 4. С. 22-27.

2. Князева В.В. Педагогика: словарь научных терминов. М., 2008. 245 с.

3. Улановская И.М. Комплексный подход к экспериментальному исследованию образовательной среды и психологического климата в школе // Учебная деятельность в разных возрастах. М., 2003. С. 75-85.

4. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. - Вып. 7. М., 1997. С. 177-184.

5. Богданова Л.А. Модернизация содержания образования как фактор формирования личности младшего школьника: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. Кемерово, 2003. 232 с.

6. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. М.: Педагогика, 1977.

7. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190 с.

8. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-12.

Статья поступила в редакцию 05.05.2017.

Статья принята к публикации 23.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.