Научная статья на тему 'Формирование социальной компетенции как условие профессиональной социализации студентов профессиональных образовательных организаций'

Формирование социальной компетенции как условие профессиональной социализации студентов профессиональных образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / SOCIAL COMPETENCE / SOCIALIZATION / THE FORMATION PROGRAM APPROACH COMPETENCE SOCIAL COMPETENCE / SOCIAL EXPERIENCE / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Ирина Владимировна

Освещается проблема формирования социальной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций; предложена модель системы формирования социальной компетенции, разработанная на основе компетентностного, системного и деятельностного подходов; разработана программа формирования социальной компетенции, включающая теоретико-методологический, базово-практический, комплекснорепродуктивный и интегративно-творческий блоки. Рассматриваются педагогические условия, способствующие эффективному функционированию системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE AS A CONDITION OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF STUDENTS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article is devoted to the formation of social competence among students of professional educational organizations; the model of the system of formation of social competence developed on the basis of competence, system and activity-based approaches; developed the program of formation of social competence, including the theoretical, methodological, basic, practical, complex and integrative reproductive-creative blocks. Discusses pedagogical conditions conducive to the effective functioning of the system.

Текст научной работы на тему «Формирование социальной компетенции как условие профессиональной социализации студентов профессиональных образовательных организаций»

УДК 37.035

Ильина Ирина Владимировна

кандидат педагогических наук,

и. о. методиста, преподаватель высшей квалификационной категории

ГБПОУ «Березниковский строительный техникум», Пермский край, Россия Пермский край, г. Березники, ул. Свердлова, 126, тел. +7 (3424) 2-11-16

e-mail: ilina76@list.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Irina V. Ilyina

Kandidate of Pedagogical Science, Acting Practitioner, Teacher of the Highest Qualification Category

State Budget Professional Educational Institution Berezniki Construction College 126, Sverdlova Street, Berezniki, Perm Region, Russia e-mail: ilina76@list.ru

THE FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE AS A CONDITION OF

PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF STUDENTS OF PROFESSIONAL

EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация. Освещается проблема формирования социальной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций; предложена модель системы формирования социальной компетенции, разработанная на основе компетентностного, системного и деятельностного подходов; разработана программа формирования социальной компетенции, включающая теоретико-методологический, базово-практический, комплексно-репродуктивный и интегративно-творческий блоки. Рассматриваются педагогические условия, способствующие эффективному функционированию системы.

Ключевые слова: социальная компетенция, социализация, компетентностный подход, программа формирования социальной компетенции, социальный опыт, педагогические условия.

Abstract. The article is devoted to the formation of social competence among students of professional educational organizations; the model of the system of formation of social competence developed on the basis of competence, system and

© Ильина И.В., 2018

activity-based approaches; developed the program of formation of social competence, including the theoretical, methodological, basic, practical, complex and integrative reproductive-creative blocks. Discusses pedagogical conditions conducive to the effective functioning of the system.

Key words: social competence, socialization, the formation program approach competence social competence, social experience, pedagogical conditions.

Система профессионального образования представляет собой социальный институт, эффективность работы которого определяет не только состояние страны в текущий момент, но и перспективы ее дальнейшего благополучия [1]. Повышается спрос на уровень квалификации рабочего, возрастают требования к профессиональной компетентности специалиста, так как усложняются и совершенствуются технологические процессы, меняется производственное оборудование [5; 6; 8].

Роль рабочего в современном обществе повышается, расширяется функционал рабочих профессий. Вместе с этим очень важно при подготовке студентов к трудовой, профессиональной деятельности в процессе обучения в профессиональной образовательной организации дать навыки социальной жизни, так как часто эти подростки приходят в образовательную организацию из неблагополучной среды, трудных социальных условий [4].

Для того чтобы студент мог влиться в социальную среду и стать успешным, необходимо сформировать социальную компетенцию, которая позволит не только выстраивать отношения в социуме, но и от этого будет зависеть эффективность труда, дальнейшая профессиональная успешность.

В этой связи главным результатом подготовки выпускника, получившего рабочую профессию, должна стать интегральная характеристика, включающая систему сформированных ценностей, мобилизационная готовность к выполнению определенной деятельности, эффективное общение, соблюдение социальных норм взаимодействия [2; 3]. Появилась потребность не только в широких профессиональных знаниях, но и в социально-личностных качествах студентов: умение ориентироваться и адаптироваться к быстро меняющимся условиям профессиональной среды; мобильность; высокая мотивация к работе; умение и желание постоянно учиться; умение работать в команде; личная эффективность; организационный опыт; коммуникабельность;

коммуникационные навыки; умение вести переговоры и т.д.

Актуальность формирования социальной компетенции как эффективного условия профессиональной социализации студентов определяется: на общественно-государственном уровне необходимостью повышения статуса студента, получающего рабочую специальность, его востребованности, конкурентоспособности; на социально-педагогическом уровне возрастающими требованиями к качеству подготовки выпускника средних профессиональных образовательных организаций (отделения подготовки квалифицированных рабочих); на теоретико-методологическом уровне потребностью создания теоретических основ формирования социальной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций; на методико-

технологическом уровне необходимостью разработки соответствующего технологического аппарата для эффективного формирования социальной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций.

Под социальной компетенцией рабочего понимается особый вид его профессиональной компетенции, обеспечивающий возможность продуктивно взаимодействовать в трудовом коллективе и ответственно принимать социально значимые решения в процессе квалифицированной предметно-практической деятельности. Структура социальной компетенции студентов может быть представлена четырьмя компонентами: понятийным, ценностным, личностным и деятельностным, представленными в табл. 1.

Таблица 1

Содержательные критерии сформированности социальной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций

Понятийный - сформированность системы социальных знаний и отношений Деятельностный - сформированность системы социальных умений

Обеспечивает готовность студента познавать социальный план действительности, нормы и правила жизни в обществе; быть осведомленным в области взаимоотношений людей в социуме Обеспечивает готовность подростка эффективно взаимодействовать в микросреде жизнедеятельности; поступать так, как принято в социокультурном сообществе; вести диалог со взрослыми и сверстниками; принимать участие в коллективных делах; конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях

Личностный - сформированность профессионально важных личностных качеств, опыта продуктивной социальной деятельности Ценностный - сформированность личностно-ценностного отношения к социуму

Определяет внутреннюю значимость совершаемых действий, осознание своей значимости, необходимости для социального развития Обеспечивает готовность подростка принимать и ценностно относиться к себе самому, другому человеку и обществу в целом; проявлять потребность в общении и социальном одобрении, желание занять определенное место в микросреде жизнедеятельности; осуществлять социальные аспекты события

Формирование социальной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций - это комплексные позитивные количественные и качественные изменения в содержании социальной компетенции и достижение диалектического единства между составляющими ее компонентами в специально организованном для этого учебно-воспитательного процесса на отделениях подготовки квалифицированных рабочих.

Социальный заказ

Профессиональные стандарты

Требования работодателей

Специфика профессиональной образовательной организации

Цель: формирование социальной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций

Ориентационно-диагностический компонент - получение информации о степени овладения составляющими социальной компетенцией. Функции: диагностическая, информационно-ориентационная, контролирующая, стимулирующая, компенсационная,

аналитическая

Организационный этап

Сбор данных

Интерпретация

Показатели: знания, умения, профессионально значимые личностные качества, ценностные ориентации

Критерии: понятийный, деятельностный, личностный, ценностный

т

Уровни: низкий, достаточный, высокий

Методы: тестирование, опросы, наблюдение, обобщение, сравнение, анализ деятельности, экспертиза и др.

Содержательно-регламентационный компонент - систематизация подлежащего усвоению студентами предметного содержания. Функции: регламентационная, информационная, регулирующая, программно-технологическая.

1 блок

Теоретико-методологический

2 блок

Базово-практический

З блок

Комплексно-репродуктивный

4 блок

Интегратив но-

творческий

Виды деятельности студентов: учебная, квазипрофессиональная, учебно-профессиональная. Формы организации: лекция, семинар, практикум, конференции, тренинги, производственная практика, конкурсы профессионального мастерства, волонтерская деятельность, социальное партнерство и др.

Процессно-технологический компонент - структурирование дидактического сопровождения процесса формирования социальной компетенции. Функции: обучающая, воспитательная, развивающая, информационная, адаптационная, операционально-технологическая, преобразовательная

1.Мотива ция

2.Информаци онное

наполнение

З.Интерио ризация

4.Формир

ование первично го опыта

5.Твор

ческое закрепл

Методы: объяснение, лекция, упражнение, метод проектов, игра, тренинг и др. Средства: литературные источники, средства ИКТ, нормативные документы, УМК, профессиональные модули, учебное портфолио. Формы: лекция, семинар, практика, самостоятельная работа студента и др.

Результативно-коррекционный компонент-нейтрализация выявленных недостатков процесса формирования социальной компетенции, своевременное внесение изменений, ко ординация действия всех субъектов образовательного процесса. Функции: оценивающая, регламентационная, компенсационная, аналитическая, консультативная. Предмет коррекционных воздействий: знания, умения, профессионально значимые личностные качества

Формы коррекции:

индивидуальные, групповые

Средства

наглядные

детализация

объяснения,

коррекции:

материалы, информации, упражнения

1СЕ

Методы: консультация, анализ допущенных ошибок, дополнительные упражнения

Результат: социальная компетенция рабочего

Принципы:

конструктивного

сотрудничества,

экстериоризации

субъективного

опыта,

рефлексивной связи с

окружающей средой,

педагогического сопровождения образовательного процесса

Свойства:

гибкость,

организованность,

ингерентность,

адаптируемость

Условия:

а)организационно-педагогические:

использование

различных форм

социального

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

партнерства;

создание

стимулирующей

среды;

б) деятельностно-управленческие:

развитие молодежных социальных инициатив; развитие студенческо самоуправления.

Рис. Модель системы формирования социальной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций и условий ее успешного функционирования

Компетентностный подход позволил раскрыть содержание социальной компетенции рабочих, для формирования которой, опираясь на перечисленные свойства, мы можем разработать специальную авторскую педагогическую систему, которая должна отвечать положениям системного подхода, ее наполнение соответствовать деятельностным параметрам, а результат -отражать содержание социальной компетенции.

Разработанная в мире концепция компетентностного подхода ориентирует профессиональное образование на формирование специалиста, который может легко адаптироваться к социальным изменениям, жизненным ситуациям, готового нести личную ответственность за собственное благополучие, умеющего найти внутренний потенциал для модернизации профессиональных умений. Становление профессионально компетентной личности, конкурентоспособного специалиста, осознающего ответственность за результаты своего труда - приоритетная задача профессионального образования.

Процесс формирования социальной компетенции как подсистема профессиональной подготовки квалифицированного рабочего включает следующие компоненты: содержательно-регламентационный, ориентационно-диагностический, процессно-технологический и результативно-коррекционный (рисунок).

Как показал анализ учебных планов по подготовке квалифицированных рабочих по профессиям «Сварщик», «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ», «Мастер общестроительных работ», в содержании профессиональной подготовки отсутствует нормативно закрепленная дисциплина, ориентированная на целенаправленное формирование у студентов профессиональных образовательных организаций социальной компетенции. Поэтому целенаправленное формирование у студентов социальной компетенции требует специальной программы. Такая программа разработана нами, составляет информационное ядро содержательного компонента, имеет блочное строение, интегративный характер и практико-ориентированное содержание. Наполнение программы приведено в табл. 2.

Таблица 2

Программа формирования социальной компетенции у студентов

профессиональных образовательных организаций

Наименование блока Тематическое содержание блока Значение блока

1. Теоретико-методологический Основные понятия, законы, теории, гипотезы, проблемы, связанные с процессом социального взаимодействия; цели, уровни, виды общения, роли и ролевые ожидания, виды социального взаимодействия, правила ведения беседы, убеждения, источники, причины и виды конфликтов Студенты накапливают знания, опыт социального взаимодействия, актуализируют и развивают профессионально значимые личностные качества

Окончание табл. 2

Наименование блока Тематическое содержание блока Значение блока

2. Базово-практический Конкретные способы, стратегии взаимодействия, интерпретация конфликтных ситуаций, конструктивное реагирование на критику, техники и приемы эффективного общения, приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения У студентов через применение усвоенного на практике формируются отдельные умения: овладение навыками общения, способами взаимодействия с окружающей средой и людьми, умения отстаивать собственное мнение, быть терпимым к мнению других

3. Комплексно-репродуктивный Моделирование, разработка комплекса мероприятий, проведение анализа социального взаимодействия, оценка социального окружения и влияния на отдельных членов коллектива Студенты решают комплексные задачи с опорой на уже имеющийся опыт социального взаимодействия, выбирают и применяют наиболее эффективные методы и способы решения профессиональных задач, оценивают эффективность и качество выполненных работ

4. Интегративно-творческий Комплексные способы профессиональных действий, расширение опыта творческого взаимодействия Формирование у студентов комплексных способов действий, расширение опыта социального проектирования

Использование данной программы в процессе формирования социальной компетенции должно осуществляться с учетом всех возможностей профессиональной образовательной организации:

1) в условиях специально созданной для этого программы, направленной на формирование социальной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций;

2) за счет использования потенциала имеющихся нормативно закрепленных дисциплин («Деловое общение», «Социальная психология», «Безопасность жизнедеятельности», «Обществознание», «Философия», «Мировая художественная культура» и др.) через наполнение их материалами, способствующими формированию социальной компетенции;

3) корректировки программ профессиональных модулей (обязательной части общего гуманитарного и социально-экономического цикла и вариативной части, которая дает возможность для расширения или углубления подготовки конкурентоспособного выпускника в соответствии с региональными запросами рынка труда и возможностями продолжения образования;

4) в процессе производственной практики, проектно-исследовательской деятельности студентов, творческой деятельности через обогащение

самостоятельной работы студентов различными заданиями, ситуативными задачами, способствующими формированию социальной компетенции;

5) включения студентов в различные виды социального партнерства;

6) организации самоуправления в учебных группах, ориентированного на самостоятельное принятие решений в стандартных и нестандартных ситуациях социального взаимодействия, поддержка молодежных социальных инициатив.

В табл. 3 нами представлено методическое наполнение блоков программы формирования социальной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций.

Таблица 3

Методическое обеспечение блоков программы формирования социальной

компетенции у студентов профессиональных образовательных _организаций_

Блоки программы Методы Средства Формы

1-й блок Теоретико-методологи ческий Лекция, беседа, проблемное изложение материала, дискуссия, конференция и др. Учебные пособия, периодические, научно- популярные издания, УМК, профессиограммы, программы профессиональных модулей Лекция, семинар, консультация, самообразование, самовоспитание и др.

2-й блок Базово- практический Упражнения, деловые и имитационные игры, учебная дискуссия, мозговой штурм, социальное проектирование, тренинг Информационно-инструктивные карты, ТСО, УМК, система задач и заданий и др. Семинар, практические задания, производственная практика, самостоятельная работа и др.

3-й блок Комплексно- репродуктивный Упражнения, проектирование, имитационные игры, кейс-метод, тренинг и др. Квазипрофессиональная деятельность, ТСО, УМК, система практических задач и заданий, проблемных ситуаций и др. Производственная практика, самостоятельная работа, практические занятия и др.

4-й блок Интегративно- творческий Моделирование, проектирование, тренинг Портфолио, ТСО, учебно-профессиональная деятельность, волонтерская деятельность Практические занятия, производственная практика, самостоятельная работа

Эффективное функционирование системы формирования социальной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций требует создания педагогических условий. Данный комплекс педагогических условий включает: а) организационно-педагогические: использование различных форм социального партнерства; создание стимулирующей среды; б)

деятельностно-управленческие: развитие молодежных социальных инициатив; развитие студенческого самоуправления. Важную роль играет также сформированность готовности педагогов к совершенствованию собственной профессиональной педагогической деятельности [7] в аспекте систематического целенаправленного создания условий формирования социальной компетенции у студентов.

Таким образом, проблема формирования социальной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций решается более эффективно при использовании специально созданной системы, реализованной на фоне комплекса научно обоснованных педагогических условий.

Список литературы

1. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 206 с.

2. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. -Челябинск: Урал. кн. из-во, 2004. - 176 с.

3. Болотов В.А. Компетентностная модель в профессиональном образовании // Профессиональное образование. - 2001. - № 4. - С. 23-29.

4. Бутко Е.А. Начальное профессиональное образование: новый этап развития // Профессиональное образование. - 2003. - № 10. - С. 76-89.

5. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. -М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. - 216 с.

6. Калинина Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование. - 2001. - № 4. - С. 16-48.

7. Косолапова Л.А., Гаманенко Н.П. Готовность педагогов колледжа к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности как педагогическая проблема [Электронный ресурс] // Мир науки. - 2017. - Т. 5, № 5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/32PDMN517.pdf (доступ свободный).

8. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. завед. - М.: Академия, 2008. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.