Научная статья на тему 'Особенности реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих педагогов в вузе'

Особенности реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих педагогов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамовских Н. В.

В статье рассматриваются особенности построения системы профессионального педагогического образования на основе компетентностного подхода. Особое внимание уделяется моделированию образовательной среды вуза, позволяющей выстраивать процесс формирования профессиональной компетентности студентов с учетом современных требований к деятельности педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of realization of competence approach in professional training of future teachers in higher Education Institution

In the article features of building the system of professional pedagogical education on the basis of competence approach are investigated. Special attention is paid to modeling of educational environment that allows to organize the process of formation of professional competence of students within account of modern requirements for teachers.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих педагогов в вузе»

НАУЧНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

YAK 378.1 ББК 74.489.0

Н.В. АБРАМОВСКИХ

N.V. ABRAMOVSKIKH

ОСОБЕННОСТИ РЕААИЗАУИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНААЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУШИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ

FEATURES OF REALIZATION OF COMPETENCE APPROACH IN PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

В статье рассматриваются особенности построения системы профессионального педагогического образования на основе компетентностного подхода. Особое внимание уделяется моделированию образовательной среды вуза, позволяющей выстраивать процесс формирования профессиональной компетентности студентов с учетом современных требований к деятельности педагогов.

In the article features of building the system of professional pedagogical education on the basis of competence approach are investigated. Special attention is paid to modeling of educational environment that allows to organize the process of formation of professional competence of students within account of modern requirements for teachers.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетентностный подход, образовательная среда, педагогическая деятельность.

Key words: professional competence, competence approach, educational environment, pedagogical activity.

Одним из важнейших условий модернизации современного педагогического образования, повышения его качества и эффективности является обеспечение образовательного процесса квалифицированными педагогическими кадрами начиная с системы дошкольного образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29.12.2012 г. определяет образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [3, с. 3]. Современные профессиональные стандарты предъявляют высокие требования к подготовке педагогических кадров. Будущие педагоги помимо теоретической подготовки, глубокого

знания предмета должны обладать широким набором практических навыков и компетенций, в том числе в реализации технологий педагогического сопровождения ребенка. В содержании профессионального стандарта педагога [2] обозначены конкретные требования к реализации педагогической деятельности в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании. Именно поэтому профессиональная компетентность педагога приобретает фундаментальную важность как системообразующий фактор, позволяющий выстраивать собственную профессиональную деятельность в соответствии с потребностями конкретной личности и требованиями современного общества. Она представляет собой интегральную многоуровневую профессионально значимую характеристику личности и деятельности педагога, опосредующую результативный профессиональный опыт.

Современное развитие общества требует новой системы профессионального образования, которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственности за него, веру в себя и в свои профессиональные способности влиять на это будущее. При этом особое внимание многие ученые уделяют реализации компетентностного подхода при построении образовательных систем. В научной литературе в понятие компетентности включаются, помимо общей совокупности знаний, знание возможных последствий конкретного способа воздействий, уровень умения и опыт его практического использования. Общим для разных точек зрения является рассмотрение знания специалиста в качестве потенциала, научно-практического фундамента, которым он располагает и который может быть реализован при условии дополнительных факторов. Таким образом, компетентность - это не только наличие знаний и опыта, но и умение правильно ими распорядиться при исполнении своих функций [1, с. 83].

Педагогическая деятельность - самая вечная и непреходящая сфера человеческой деятельности. Она возникла вместе с потребностями общества в передаче новым поколениям культуры и заключенного в ней социального опыта, выраженного в накопленной предыдущими поколениями системе знаний, способов деятельности, ценностей и норм. Значительное место в структуре социального опыта занимает опыт профессиональной деятельности, освоение которого новыми поколениями обеспечивает сохранение профессиональной культуры общества и воспроизводство его кадрового потенциала, становление личности педагога: овладение им системой профессиональных знаний, умений, навыков, профессиональных ценностей, профессиональных компетентностей.

Формирование готовности к выполнению профессиональной деятельности, которая проявляется в виде компетентности, становится важнейшим условием, обеспечивающим качество подготовки будущих педагогов в системе профессионального образования. Она является фундаментальным условием выполнения любой деятельности, причем данное условие находится в прямой зависимости от содержания задач деятельности, их трудности, новизны, обстановки, а также от характера самой деятельности. Таким образом, компетентность отражает предстоящую деятельность и отношение личности к этой деятельности, является смысловой характеристикой деятельности и зависит от личностных качеств человека.

При традиционной системе профессионального образования процесс обучения укладывается в следующую структуру: изложение, понимание, обобщение, применение. Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке педагогов требует изменения не столько содержания профессионального педагогического образования, сколько моделирования образовательной среды вуза, в рамках которой происходит реализация этого содержания.

Основные структурные компоненты образовательной среды вуза: - социальный статус вуза (его цели, мировоззренческие основы, базовая образовательная концепция и стратегии образовательной деятельности);

- объем, структура и направленность содержания образования, определяемые федеральным образовательным государственным стандартом по соответствующему направлению подготовки, его вузовским компонентом;

- единство и взаимодополнение традиционных и новейших информационных технологий в процессе обучения;

- единство обучения и воспитания;

- качество образовательного процесса, которое обусловлено прежде всего профессиональным мастерством и масштабом личности педагогов; это профессорско-преподавательский состав, развитие собственных научных школ, поддержка талантливой молодежи, формирование корпоративной культуры;

- комплексная система внутривузовского управления процессом образования, направленная на всестороннее достижение его высокого качества;

- взаимосвязь учебной и научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава, бакалавров, магистрантов, аспирантов;

- условия жизнедеятельности студентов, которые включают инфраструктуру образовательного процесса, качество и безопасность проживания, полноценное питание, уровень бытового обслуживания, организацию досуга, возможности занятий спортом, благоприятные эстетические условия, психологический климат и др.

Образовательная среда вуза является составной частью его социокультурной среды и несет на себе ее признаки. Понятие «образовательная среда» определяется нами как многоуровневая система условий, обеспечивающих оптимальные параметры образовательной деятельности в целевом, содержательном, процессуальном, результативном, ресурсном аспектах.

Доминирующая роль в реализации системы профессионального педагогического образования принадлежит деятельности преподавателя. Сходство традиционной системы профессиональной подготовки с выстроенной на ком-петентностном подходе в единой цели - развитие личности будущего педагога - и использовании одного содержания. Среди отличий мы выделим два, которые влекут за собой все остальные. Первое отличие состоит в роли студента и преподавателя в образовательном процессе, в системе их взаимоотношений. Если в традиционной системе преподаватель является субъектом обучения, информатором, ответственным за процесс обучения и его результаты, то в системе профессиональной подготовки, основанной на применении компетентностного подхода, преподаватель - организатор познавательной деятельности обучаемых, он разделяет со студентами ответственность за результаты процесса профессиональной подготовки. Как следствие, преимущество отдается не авторитарному стилю руководства, а демократическому, в основе которого - сотрудничество студента и преподавателя. Студент в этом случае становится не пассивным получателем информации с установкой на запоминание, а субъектом обучения. Он сам с помощью преподавателя добывает знания, участвует в организации учебного процесса, частично планирует учебную деятельность, включается в активный мыслительный процесс, ответственен за результаты процесса профессиональной подготовки, осознает их значимость для своего развития. Такая организация процесса профессиональной подготовки способствует формированию целого ряда ключевых и специальных компетенций. Новые функции студента в образовательном процессе профессиональной подготовки позволяют ему самому принимать ответственные решения, делать выбор. Кроме того, они влияют на мировоззрение будущего педагога, осознание им своей профессиональной роли и ее предназначения в обществе, профессиональных ценностей и приоритетов. В системе профессиональной подготовки, основанной на компетентност-ном подходе, студент, как отмечалось выше, является субъектом обучения. Поэтому в деятельности развиваются способности к планированию, целепо-лаганию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, необходимым профессиональным умениям, навыкам, компетенциям.

В результате профессиональной подготовки у студентов наблюдается повышение учебно-познавательного и профессионального интереса, высокая личностная мотивация, личная ответственность каждого за приобретенные им знания и умения, высокая трудоспособность на занятиях.

Вторая особенность системы профессиональной подготовки, основанной на компетентностном подходе, - в организации процесса обучения. Преподаватель перестает быть главным звеном в этом процессе. Преимущество отдается групповым формам работы. На занятиях организуется взаимодействие студентов, в ходе которого они осуществляют изучение нового материала, закрепление, применение, самоконтроль и взаимоконтроль. Студенты учатся приспосабливаться к своему партнеру или партнерам, находить выходы из конфликтных ситуаций, овладевать различными социальными ролями, вести дискуссию, грамотно критиковать и адекватно принимать критику, что является важнейшими компетенциями педагогической деятельности. В результате на занятиях происходят содержательные диалоги по инициативе студентов без вмешательства преподавателя. Такая работа в образовательном процессе осуществляется регулярно, поэтому студенты приобретают опыт подобной деятельности.

В основе компетентностного управления процессом профессиональной подготовки педагогов лежит принципиально новая модель организации обучения, обеспечивающая эффективную реализацию на практике основных положений теории деятельности. Учение, как один из видов деятельности личности, в условиях профессиональной подготовки становится преимущественно активной, самостоятельной, управляемой деятельностью.

Управление, основанное на компетентностном подходе, требует от каждого субъекта самоуправления и соуправления рефлексии своей деятельности, в результате чего происходит самосознание собственных действий и позиций других участников педагогического процесса.

Основой системы управления образовательным процессом вуза является ее гибкость за счет индивидуализации и дифференциации на основе учета психофизических особенностей участников педагогического процесса, их склонностей, способностей, с обязательной компенсирующей диагностикой и коррекцией на основе мониторинга особенностей развития профессиональной компетентности каждого студента. Необходимо создание условий для самостоятельного, осознанного выбора каждым студентом своей стратегии поведения, маршрута профессионального развития, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте педагогической культуры.

Система обучения, основанная на применении компетентностного подхода, предполагает возможность вариатизации профессиональной подготовки студентов, наличие в структуре образовательных программ дифференцированных звеньев, представляющих возможность выбора той или иной формы обучения, уровня сложности выполняемого задания, вариативности его содержания и т. п. Соответственно, у каждого студента есть возможность сформировать индивидуальный образовательный маршрут, включающий наряду с обязательными базовыми дисциплинами образовательной программы индивидуальный набор дисциплин, график их изучения, индивидуальный план научно-исследовательской работы, индивидуальные программы научно-исследовательской и научно-педагогической практики, индивидуальный график работы над курсовыми и выпускной квалификационной работами. Используемый преподавателем вуза методический арсенал и в традиционной системе образования является достаточно разнообразным. Вместе с тем принципиальное различие его применения в системе профессиональной подготовки, основанной на компетентностном подходе, состоит в том, что использование различных методов ставится на прочную рефлексивную основу. Методы выбираются не случайно, а в тесной связи как с разноуровневым содержанием образовательных программ, так и с избранной педагогической технологией.

Литература

1. Галагузова, Ю.Н. Теория и практика профессиональной подготовки социальных педагогов [Текст] : монография / Ю.Н. Галагузова. - М. : Наука, 2001. - 83 с.

2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] : утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от 18.10.2013 г. - Режим доступа: http://рогtal.iv-edu.гu (дата обращения: 22.01.2016).

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 272-ФЗ (вступает в силу с 01.09.2013 г., за исключением отдельных положений) [Текст]. - М. : КНОРУС, 2013. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.