Педагогика Социология
УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА Быстрова Наталья Васильевна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Казначеева Светлана Николаевна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Госельбах Ольга Игоревна, студентка ([email protected], 89312652660) Нижегородский педагогический университет им.К.Минина,
г.Н.Новгород, Россия
В статье рассматриваются вопросы формирования социально-экономической компетентности у студентов педагогических направлений. Выделены критерии профессиональной компетенции (готовность, знание, умение, опыт). Авторы считают, что социально-экономическая компетентность является одной из черт профессиональной компетентности. Выпускник педагогического вуза, имеющий сформированные основы социально-экономической компетентности, будет способен понимать и анализировать широкий круг социальных и экономических вопросов собственной профессиональной деятельности. Выделены компоненты, обеспечивающие целостность формирования социально-экономической компетентности. Авторы подчеркивают, что обладая достаточно высоким уровнем социально-экономической компетентности, педагог способен полноценно и эффективно реализовать социально-экономическое развитие обучающихся.
Ключевые слова: компетенция, профессиональные компетенции, социально-экономическая компетенция, компетентностный подход, структура социально-экономической компетенции
Современный этап развития общества ставит перед образованием ряд задач, обусловленных социально-экономическими и политическими факторами. В условиях интенсивных экономических и социальных перемен потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих соответствующими современным требованиям профессиональными навыками, все более возрастет. Введение в систему профессионального образования Федеральных государственных образовательных стандартов) нового поколения изменило требования к качеству и содержанию образования, определило новые для российской профессиональной школы положения о компетентности выпускника. Ведущим требованием к результатам освоения новых профессиональных программ являются не только знания, уме-
ния и навыки, но и компетенции - обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное осуществление профессиональной и социально-личностной деятельности [2, 9].
Понятие «компетенция» появилось в психолого-педагогической литературе в середине 60-х годов 20 века и стало основой компетентностного подхода в образовании (Н.Хомский, Р. Уайт, Дж. Равенн, Ж. Делор, В. Хутмахер, Т. Хоффманн).
Под компетенцией понимается «возможность установления связей между знаниями и ситуацией или, в более широком смысле, способность найти процедуру (знания и действия), подходящую для решения проблемы» (С.Е. Шишова, И.В. Агапова) [1 С.39]; внутренние, потенциальные, психологические новообразования, которые включают в себя знания, представления, программы действий, а также системы отношений (И.А. Зимняя) [5, С. 23]; способность специалиста применять знания, умения, отношения и опыт в стандартных и нестандартных трудовых ситуациях (Г.К. Селевко). Стандарты и критерии выполнения заданий описывают компетенции, характеризуя возможности обучающегося в рамках своей профессиональной деятельности. Категория «компетенция» понятна, прежде всего, работодателю, так как она характеризует профессиональную деятельность выпускника, которую он будет реализовывать после окончания университета на рабочем месте.
Общие компетенции, или универсальные способы деятельности, являются условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда. Они носят надпрофессиональный характер и выражаются через такие качества личности, как самостоятельность, умение принимать ответственные решения, постоянно обновлять знания, гибко мыслить, вести диалог, получая и передавая информацию различными способами [4,8].
В.В. Пшеничная считает, что на современном этапе развития общества для молодого специалиста процесс формирования и развития общих компетенций является неотъемлемой составляющей его профессионального и карьерного развития, являющегося показателем успешной профессиональной социализации молодого специалиста. Специальная группа требований к будущему выпускнику - профессиональные компетенции - это готовность и способность специалиста целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности. К окончанию университета около половины полученных знаний теряет свою актуальность. Поэтому для поддержания своей конкурентоспособности студенты вуза должны научиться сами выявлять проблему, формулировать задачи, решать их, используя знания, которые им дает преподаватель и знания, которые они самостоятельно находят.
Вклад в изучение вопроса профессиональной компетенции внесли такие ученые как Л.П. Алексеева, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л. А. Петровская, В.В. Пшеничная и др. Представляют интерес диссерта-
ционные исследования И.А. Чебанной, И.В. Петровой, Т.С. Камаевой, Е.А. Смагиной и др.
Некоторые исследователи рассматривают профессиональную компетентность как готовность и способность действовать в конкретной предметной области; интегративное понятие, которое включает в себя готовность выпускника к профессиональной деятельности, а также успешное функционирование в социуме с учетом личных, социальных и общественных ценностей (И.М. Власова); интегративное свойство личности, включающее в себя совокупность деловых качеств и способностей специалиста (Ю.В. Трофименко).
Выделяются следующие критерии профессиональной компетенции обучающегося [10]:
- готовность - особенность обработки информации обучающимся, способность и отличительные черты обучающегося;
- знания - знание обучающимся особенностей изучаемого вопроса;
- умения - владение обучающимся современными технологиями;
- опыт - планирование, организация и контроль производственных процессов.
Следует отметить, что введение компетентностного подхода в практику высшего образования направлено на обновление содержания и методологических основ образовательного процесса в соответствии с современными запросами общества, условиями рынка труда и требованиями конкурентоспособности человека в сложившихся социально-экономических условиях. Кроме того, компетентностный подход выдвигает на первый план не информированность субъекта обучения, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы.
Как считают ученые (М.В. Ивиной, А.В. Костиной, М.Т. Слинкиной, М.Н. Труминой), социально-экономическая компетентность является одной из черт профессиональной компетентности. Ее сущность заключена в развитии у индивида профессионального поведения. При этом все его навыки, относящиеся к области экономических отношений, становятся автоматизированными, и он получает возможности к гибкому изменению своего поведение при любой возникающей ситуации. Социально-экономическая компетентность может обеспечивать развитие экономических качеств у личности, а они становятся нужны при социализации его личности.
Одним из основных приоритетов современного российского образования является повышение требований, предъявляемых к подготовке педагогов профессионального обучения. Он является участником образовательного процесса, который включает в себя подготовку обучающихся по специальностям в образовательных учреждениях начального, среднего и дополнительного профессионального образования.
Выпускник педагогического вуза, имеющий сформированные основы социально-экономической компетентности, будет способен понимать и
анализировать широкий круг экономических вопросов собственной профессиональной деятельности, объективно оценивать существование различных видов и форм собственности образовательных организаций и пр.
По мнению О.Н. Назаровой, социально-экономическая компетентность -это определенная структурная единица экономической культуры профессионала, которую, с опорой на традиции отечественной педагогики, можно рассматривать как совокупность социальных ценностей и норм, способствующих регулированию экономического поведения [7]. А.А. Кондрух понимает под социально-экономической компетентностью студента вуза «интегрированное качество личности, структурно представленное совокупностью ценностно-мотивационных компетенций на основе организации самообразовательной деятельности и конкурентной образовательной среды, обеспечивает на практике способность и готовность использовать в профессиональной деятельности имеющиеся знания и опыт, активизирующие профессиональную мобильность специалиста» [6].
Социально-экономическая компетентность дает возможности:
- к постоянному профессиональному совершенствованию специалиста;
- к оцениванию результатов у обучающихся, определению их возможностей, осуществление общеобразовательного, развивающего и нравственно-этического воспитания, которое обеспечивает создание профессионального сознания;
- к определению личности обучающихся как единства их субъективных возможностей и объективной модели при развитии профессионального сознания будущих специалистов;
- к прогнозу развития социально-экономической компетентности как результата, полученного при обучении и определении способов и пути по-последующей разработке инструментария для определения развития этого феномена.
Формирование данной компетенции у обучающихся связано с овладением как основных компонентов данной компетенции, так и с развитием личностных качеств (инициативность, предприимчивость, экономичность, ответственность).
Любая современная образовательная организация, а также институты управления образованием остро нуждаются в специалистах, обладающих умениями проводить анализ и оценку состояния хозяйственной деятельности, а также способных к проектированию и реализации системы мер, позволяющих улучшать и совершенствовать те или иные показатели в благоприятную сторону. Кроме того, обладая достаточно высоким уровнем социально-экономической компетентности, педагог способен полноценно и эффективно реализовать социально-экономическое развитие обучающихся.
Значимость формирования социально-экономической компетентности у будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки отмечена и в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего
профессионального образования третьего поколения. В данном документе в блоке общепрофессиональных компетенций выделена экономическая компетенция, формирование которой приведет в дальнейшем к развитой компетентности в экономической сфере современного мира [3].
Выделим компоненты, обеспечивающие целостность формирования социально-экономической компетентности при подготовке педагогов к осуществлению профессиональной деятельности:
- мотивационно-ценностный - сформированность мотивов освоения экономических знаний и умений, осознание ценности приобретаемых знаний и умений в области экономики для осуществления собственной профессиональной деятельности и личной жизни в современном социуме, развитие устойчивого интереса к экономической составляющей профессии;
- интеллектуально-когнитивный - сформированность системы знаний из области экономической науки, умений грамотного анализа экономических реалий профессиональной деятельности, а также представление о способах применения знаний на практике;
- деятельностный - сформированность умений и навыков адекватного использования теоретических знаний в профессиональной и личной сферах;
- рефлексивный - сформированность умений анализировать, корректировать, осмысливать собственную деятельность с точки зрения экономической эффективности, стремление к саморазвитию;
Именно сформированность этих компонентов позволяет педагогу в дальнейшем при осуществлении своей профессиональной деятельности, быть экономически состоятельным, конкурентоспособным, активным, а также грамотно осуществлять подготовку обучающихся к социально- экономическим отношениям. Но стоит отметить, что, несмотря на значимость формирования социально-экономической компетентности в процессе профессиональной подготовки педагогов, этому аспекту уделено недостаточно внимания. Поэтому сегодня необходимо разрабатывать условия и технологии, способствующие формированию данной компетентности у современных педагогов всех уровней образовательной системы.
Таким образом, социально-экономическая компетентность важная часть профессиональной подготовки педагогов, которая во многом определяется состоянием экономического развития современного общества, предполагающим активное участие каждого специалиста в рыночных отношениях. Формирование социально-экономической компетентности является одном из важных направлений профессионального образования.
Список литературы
1. Антипина Л. Б. Компетентностный подход в реализации образовательного процесса / Л. Б. Антипина // Методист. - 2010. - N 2. - С. 39-44.
2. Быстрова Н.В., Коняева Е.А., Царапкина Ю.М., Цыплакова С.А. Инновационная деятельность при формировании профессионально-педагогической компетентности студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №№ 61-4.
С. 48-51.
3. Глушкова Е. О. Модель развития социальной компетентности студентов вуза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-razvitiya-sotsialnoy-kompetentnosti-studentov-vuza (дата обращения: 17.06.2019).
4. Григорян Н.М., Быстрова Н.В. Личностное развитие педагога в системе профессионального образования // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2018. С. 35-38.
5. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. - 2006. - N 8. - С. 23.
6. Кондрух А. А. Формирование социально-экономической компетентности студента вуза как фактор профессиональной мобильности: дис... канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2013. 184 с.
7. Рогова Д.Б., Тащиян И.Н. Формирование экономических компетенций студентов В ГБОУ СПО Юргинский технологический колледж // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. Часть III. - Новосибирск: СибАК, 2012.
8. Филатова О.Н., Быстрова Н.В., Васильева Н.В., Дюжакова Д.А. Роль педагога профессионального обучения в реализации профессиональных стандартов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-7. С. 222-228.
9. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С., Сергеева Д.С. Проектирование учебной деятельности студентов вуза // Школа будущего. 2018. № 1. С. 97-103.
10. Чебанная И.А. Формирование профессиональных компетенций выпускников колледжа (на примере студентов-технологов: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Астрахань, 2008. 26 с.
Kaznacheeva Svetlana Nikolaevna, PhD, Associate Professor (e-mail: [email protected]) Nizhny Novgorod, Russia
Bystrova Natalia Vasilyevna, PhD, Associate Professor (e-mail: [email protected]) Goselbah Olga Igorevna, student
Nizhny Novgorod Pedagogical University named after K. Minin, Nizhny Novgorod, Russia
([email protected], 89312652660) FORMATION OF SOCIO-ECONOMIC COMPETENCE AT STUDENTS OF UNIVERSITY
Abstract: The article deals with the formation of socio-economic competence among students of pedagogical directions. The criteria for professional competence are highlighted (readiness, knowledge, skill, experience). The authors believe that socio-economic competence is one of the features of professional competence. A graduate of a pedagogical university who has formed the foundations of socio-economic competence will be able to understand and analyze a wide range of social and economic issues of their own professional activities. The components that ensure the integrity of the formation of socio-economic competence are highlighted. The authors emphasize that having a sufficiently high level of socio-economic competence, the teacher is able to fully and effectively implement the socio-economic development of students.
Keywords: competence, professional competence, socio-economic competence, competence approach, structure of socio-economic competence