УДК 316.7
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Лапшова Анна Владимировна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г. Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
В статье рассматривается и анализируются различные аспекты к осмыслению сущности развития социально-экономической компетентности будущих педагогов в вузе. Осуществляется попытка выделения основополагающих факторов, которые оказывают влияние на развитие социально-экономической компетентности педагогов в условиях рыночной экономики на территории России. Выделяются и подтверждаются актуальные мотивы к комплексному развитию социально-экономической компетентности при профессиональной подготовке педагогов вуза. Определяется особенность компетентностного подхода при подготовке будущих специалистов с учетом тенденций современной социально-экономической культуры.
Ключевые слова: компетентность, социально-экономическая компетентность, педагог профессионального обучения, психолого-педагогическая среда, социально-экономические умения и навыки.
Введение В концепции модернизации образования в России одной из важных задач является повышение уровня профессионализма преподавателей вуза, которое непременно должно соответствовать запросам современных условий жизни общества. Преобразование социально-экономических условий жизнедеятельности личности (переход к рыночной экономике и индивидуально-инновационному стилю поведения) выдвигает требования к получению новых экономических знаний и социально-практических умений, которые не использовались ранее в профессиональной деятельности педагога.
Современный будущий специалист - педагог профессионального обучения предполагает обладание следующим арсеналом: значительным уровнем социально-экономической культуры; ориентацией образовательного процесса; учитывать новейшие социально-экономические идеи и разработки; владеть практическими навыками экономического уровня на основе рациональной организации будущей профессиональной деятельности.
Учитывая современную систему подготовки педагогов в России, как правило, не затрагивается проблема формирования социально-экономической компетентности будущего педагога профессионального
обучения. Это вынуждает совершенствовать систему подготовки педагогических кадров. В результате необходимо создавать различные психолого-педагогические, организационные, технические, информационные условия для развития социально-экономической компетентности будущих педагогов. Эти условия помогут создать платформу для формирования социально-экономической компетентности как интегрированного качественного свойства профессионализма будущего педагога.
Поэтому можно четко представить, как будет осуществлять эффективная организация профессионально-педагогической работы: осмысление уровня развития социально-экономической теоретической и практической деятельности; технологическое обеспечение развития социально-экономической компетентности педагогов профессионального обучения; применение информационно-экономических технологий профессиональной подготовки будущих педагогов.
Такая ситуация определяется формированием принципиально новых направлений теоретического анализа проблемы развития социально-экономической компетентности будущих педагогов. Соответственно требует и новейшие разработки модели развития социально-экономической компетентности педагогов профессионального обучения с учетом условий развивающейся рыночной экономики в нашей стране.
Тенденция развития социально-экономической компетентности будущих педагогов и возможностей различных условий в период обучения в образовательном учреждении, позволила сформулировать цель исследования: выявить структурные элементы социально-экономической компетентности педагога и специфические особенности их проявления в будущей профессионально-педагогической деятельности.
Методика исследования
Для решения теоретических задач применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и экономической литературы; моделирование, проектирование, тестирование, наблюдение, беседа, планирование, статистические методы.
Результаты и обсуждение
В современных условиях осуществления образовательной деятельности основополагающим фактором и показателем качества образования выделяется профессиональная компетентность преподавателей. К ним относятся различные условия, позволяющие вывести педагогическую деятельность на новый уровень профессионализма - сформированная социально-экономическая компетентность педагогов, которая однозначно выделяет интегративно-индивидуальную личностную характеристику педагога профессионального обучения, включающая в себя достижения педагога, имеющие отношения к развитию личности.
Это позволяет определять готовность и способность будущего педагога выполнять социально-экономические функции, специфические требования
социума в конкретных условиях рыночной экономики. Постоянное социально-экономическое реформирование образования сталкивается с необходимостью обновления содержания образования; формирования принципиально новой системы подготовки педагогов; обновления научно-методической базы; периодических изданий и методический пособий. В условиях рыночных отношений и современных социально-экономических условий в образовании основным является управление развитием социально-экономической компетентности педагогов, разработка соответствующих программ обучения, подбор форм, методов и средств, организующих и мотивирующих данный процесс.
Поэтому для наиболее эффективного достижения результата развития социально-экономической компетентности будущих педагогов необходимо создание психолого-педагогической среды, с учетом активного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Эта среда, представленная различными видами образовательной деятельности (педагогической, методической, научно-исследовательской, коммуникативной, проек-тировочно-образовательной) должна учитывать гуманистический и дея-тельностный подход в обучении студентов, а также удовлетворять специфические требования образовательной организации; индивидуальные потребности и особенности каждого обучающегося и соответственно обеспечивать грамотное профессиональное развитие социально-экономической компетентности будущих педагогов профессионального обучения.
Комплексное развитие социально-экономической компетентности при подготовке педагогов в условиях рыночных отношений включает в себя ряд компонентов, обеспечивающих целостность развития:
- ценностно-мотивационный - мотивы освоения социально-экономических знаний и умений; мотивы ценности полученных знаний и умений в социальной и экономической области для реализации их в профессионально-педагогической и личной жизни в современном обществе; мотивы грамотного интереса к социально-экономической составляющей профессии педагога.
- когнитивно-интеллектульный - развитость системы знаний из областей социальной и экономической наук; сформированность аналитических умений в различных социально-экономических реалиях профессиональной деятельности и возможность их применения в практической деятельности.
- организационно-деятельностный - развитость умений и навыков практического использования теоретических знаний в профессионально-образовательной деятельности и личностно-ориентированной сфере.
- рефлексивно-оценочный - сформированность знаний и умений к анализу, корректировке и осмыслению собственно-профессиональной деятельности с учетом социально-экономической эффективности; мотивы стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.
Комплексный характер развития социально-экономической компетентности будущих педагогов позволяет выделить фундаментальные личност-
ные свойства педагога (потребность в социально-экономических знаниях и осмысление их значимости; проявление работоспособности и волевых усилий для изучения социальных и экономических наук; проявление самостоятельности и активности в приобретении общенаучных, общепрофессиональных и социально-экономических знаний) и социально-экономические компетенции, осуществляющие обобщение когнитивного и личностно-практического опыта; способность будущего педагога применить компетентность в профессионально-педагогической деятельности (ключевые социально-экономические и практические социально-экономические компетенции).
Педагог профессионального обучения демонстрируя социально-экономическую компетентность в действии, осуществляет следующие умения и способности:
- умения реализовать учебно-поисковую деятельность в области социально-экономического познания;
- умения самостоятельного анализа информации, проводить сравнения, определять мониторинг социально-экономических данных; использовать стратегические способы взаимодействия с окружающим миром;
- способности систематизации приобретенных социально-экономических знаний и эффективное использование их в практической деятельности;
- способности осуществления саморегуляции, включающее самоконтроль и самооценку.
Определяя систему развития социально-экономической компетентности будущего педагога, следует выделить понятие «социально-экономическая компетенция». Оно включает в себя процесс взаимной совместимости лич-ностно-профессиональных качеств студента к будущей профессии, а также сформированность знаниевого аспекта норм трудовой и коллективно-профессиональной этики, ориентированной на современный рынок труда.
Для формирования этой компетенции необходимо включать студентов -будущих педагогов в самостоятельную собственную предпринимательскую деятельность в условиях их профессиональной подготовки.
Эта деятельность определяется основными типами включения студентов с учетом постановки профессиональных целей и задач.
Проектно-профессиональная деятельность предполагает реализацию профессиональных навыков через организацию себя, своего будущего рабочего места, профессиональных услуг и мероприятий и фиксацию материальных и моральных результатов самостоятельной профессиональной деятельности при условии профессионального удовлетворения на практике.
Проектно-менеджерская деятельность определяет диапазон развития дополнительных компетенций, которые направленны на организационную и управленческую функцию педагога. Эта деятельность реализуется в связи
с расширением границ профессионально-педагогической деятельности и является ресурсом для получения прибыли.
Проектно-инновационная деятельность основывается на модификации и реальных изменениях элементов, направлений, средств профессиональной деятельности педагога. Эта деятельность определяет основные возможные направления совершенствования и функционального развития профессионального мастерства будущего педагога как компетентного специалиста.
Исследуя типы деятельности будущих педагогов, можно рассуждать о социально-экономической компетентности как специфической особенности личности, предполагающая потребность ее в экономико-предпринимательской деятельности. Потребность в социально-экономической деятельности порождает другие потребности: потребность в социальной активности; потребность в самостоятельном прибавлении доходов; потребность в достаточном для повышения уровне жизни; потребность в применении социально-экономических знаний и умений; потребность в материальном и моральном само обеспечении.
Анализ человеческих потребностей в условиях рыночной экономики раскрывает основные направления социально-экономической компетентности будущих педагогов, которые способны визуализировать реальную социальную ситуацию, качественно выполнять экономико-управленческую функцию в образовательной организации, выражать экономические мысли, определять социально-профессиональное согласие, формировать конкурентную воспитательно-образовательную среду в вузе.
Размышляя над проблемой развития социально-экономической компетентности студентов нельзя не упомянуть о требованиях, которые предъявляются к будущим педагогом при их профессиональной подготовке. Требования нужны, чтобы формирование этой компетенции шло целесообразно о концептуально с учетом деятельностного, компетентностного, творческого, практико-ориентированного подходов.
Требования к развитию социально-экономической компетентности будущего педагога должны определяться приоритетно-функциональными задачами, реализующимися непосредственно в профессиональной деятельности.
Рассмотрим основные из них:
1. Педагог должен быть способен осуществлять и быть восприимчивым к общепринятым нормам социума.
2. Педагог должен уметь приспосабливаться к постоянно изменяющимся социально-экономическим условиям, сохранять сбалансированное внутренне состояние и адекватно оценивать ценностные установки и актуальные события.
3. Педагог должен научиться воспринимать, принимать и уважительно относится к межкультурным традициям народов и наций.
4. Педагог обязан проявлять интерес к сфере международного сотрудничества, уметь переосмысливать собственный профессионально-
педагогической опыт, оценивать его эффективность и демонстрировать успешность в других областях.
5. Педагог должен быть ориентирован на проявление активной жизненной позиции, самостоятельности и ответственности в экономической деятельности, практических навыков саморегуляции.
Анализ различных направлений, подходов, требований к развитию социально-экономической компетентности определяет, что эта компетентность имеет сложную многогранную структуру, которая представлена важнейшими компонентами: теоретические знания и практические умения по социально-экономической теории; развитость индивидуально-личностных качеств будущего педагога; приобретение специфических предпринимательских способностей в области профессионально-педагогической сферы.
В результате этого следует отметить, что реализация этих составляющих организуется поэтапно, рационально и последовательно. Кроме этого, нужно создавать актуальные педагогические условия, которые бы отвечали современным социальбно-Оэкономичсеким реалиям. Формирование социально-экономической компетентности студентов в условиях рыночной экономики определяется наличием элементов экономического творчества в сфере экономической деятельности. Это включает создание социально-творческого и экономико-творческого пространства для использования социально-экономических знаний, умений и навыков.
Выводы и заключение
Как показало, исследование проблема развития социально-экономической компетентности у студентов - будущих педагогов профессионального обучения остается достаточно значимой в условиях современного российского образования, а ее решение обусловлено эффективной профессионально-педагогической деятельностью.
Сформированная социально-экономическая компетентность предоставляет будущему педагогу массу преимуществ: конкурентоспособность, адаптационность, мобильность к современным рыночным отношениям.
На сегодняшний день современная образовательная организация нуждается в педагогах - специалистах, которые обладают аналитическими умениями, навыками оценки состояния хозяйственной базы; способностями к проектированию и реализации социально-экономических аспектов педагогической деятельности.
Благодаря востребованности педагогов профессионального обучения с высоким уровнем социально-экономической компетентности, можно говорить способности его полноценно и качественно организовать социально-экономическое развитие обучающихся и реализовать программы, грамотно осуществляющие профессиональную подготовку будущих педагогов к социально-экономическим отношениям.
Список литературы
1. Бичева И.Б., Филатова О.М. Перспектива профессиональной подготовки педагогов: акмеологический подход // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6. № 2.
2. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Шагалова О.Г. Профессиональное образование в условиях реализации деятельностного-компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 287-290.
Vaganova Olga Igorevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
Lapshova Anna Vladimirovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
DEVELOPMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC COMPETENCE OF TEACHERS
IN THE CONDITIONS OF MARKET ECONOMY
Abstract. The article examines and analyzes various aspects of understanding the essence of the development of socio-economic competence of future teachers in the university. An attempt is made to single out the underlying factors that influence the development of the socioeconomic competence of teachers in a market economy in Russia. Topical motives for the complex development of socio-economic competence in the professional training of university teachers are identified and confirmed. The specificity of the competence approach in the preparation of future specialists is determined, taking into account the trends of the current socio-economic culture.
Keywords: competence, socio-economic competence, vocational teacher, psycho-pedagogical environment, socio-economic skills and abilities.
УДК 659.1
К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕКЛАМЫ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ Воронкова Анна Александровна, кандидат филол. наук, доцент (e-mail: [email protected])
Мальцева Светлана Михайловна, кандидат философских наук, доцент
кафедры философии и теологии (e-mail: [email protected]) Никанорова Валерия Сергеевна, студент (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет
им. К. Минина
В статье рассматривается влияние рекламы на человека в зависимости от различных факторов. Реклама продает потребителю не товар, а эффект от него, представляемый как ценность. Она создает образ действительности, моделирующий точку зрения потребителя на рекламируемый объект как на полезный, красивый, здоровый, несущий счастье. Это достигается при помощи особых психологических методов бессознательного и сознательного воздействия.
Ключевые слова: реклама, торговая марка, эффективность, методы рекламы, маркетинговые коммуникации, имидж, влияние.