Институт Государственного управления, Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов
права и инновационных технологий (ИГУПИТ) тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800)
Хаматнурова Елена Николаевна
Пермский Национальный Исследовательский Политехнический Университет
Лысьвенский филиал Доцент кафедры естественнонаучных дисциплин Кандидат педагогических наук Khamatnurova Elena Nikolaevna Perm National Research Polytechnic University
Lysva’s branch
Associate professor of natural sciences academic department
E-Mail: [email protected]
13.00.00 - Педагогические науки
Критерии оценки сформированности экономической компетентности будущих педагогов профессионального обучения
The evaluation criteria of an economic competence formation of future occupational
training teachers
Аннотация: Перед высшей школой стоит задача сформировать экономическую компетентность у специалиста педагогической отрасли для обеспечения его конкурентоспособности, востребованности и социальной мобильности. В составе экономической компетентности будущих педагогов профессионального обучения выделены компоненты: мотивационный, когнитивный, деятельностный и личностный. На основе выделенных характеристик уровней экономической компетентности будущих педагогов построена критериально-уровневая шкала оценки экономической компетентности будущих педагогов, содержащая характеристику, содержание, методы диагностики и уровневую шкалу по каждому критерию. Такая шкала позволит провести адекватный, сравнимый и воспроизводимый диагностирующий и формирующий эксперименты по становлению экономической компетентности будущего педагога профессионального обучения.
Abstract: The high school’s task is to form the economic competence of the educational sector specialist to ensure its competitiveness, demand and social mobility. As part of the economic competence of future occupational training teachers the follow components were highlighted: motivational, cognitive , activity and personality . On based on the above-named characteristics of the selected levels of economic competence of future teachers a criterion- level scale for an assessment of the economic competence of future teachers was made. It contains as well characteristic, content, methods of diagnosis and level scale for each criterion. Such scale would allow to realize an adequate , comparable and reproducible diagnosing and forming experiments on the formation of economic competence of the future occupational training teacher.
Ключевые слова: Компетентность; экономическая компетентность; педагогические критерии; педагог профессионального обучения.
Keywords: Competence; economic competence; pedagogical criteria; occupational training teacher.
***
Современные изменения в системе образования Российской Федерации, в первую очередь нацелены на развитие личности в динамично меняющемся мире. В соответствии с
Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ)
этим меняются и требования, предъявляемые к профессиональной подготовке будущих педагогов. Современный педагог должен быть не только квалифицированным специалистом, хорошо знающим свой предмет, но и личностью способной к разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности, творческому саморазвитию.
Перед высшей школой, среди прочих (не менее важных) стоит задача - на основе базовых экономических знаний, получаемых студентами, сформировать экономическую компетентность у специалиста педагогической отрасли для обеспечения его конкурентоспособности, востребованности и социальной мобильности; его профессиональная квалификация должна определяться способностью быстро адаптироваться к меняющимся условиям, умением постоянно пополнять и творчески использовать экономические знания.
В процессе обучения будущего педагога профессионального обучения решается социально-педагогическая задача подготовки студента, обладающего не просто комплексом знаний, умений и навыков по широкому кругу вопросов, в том числе и экономическим, но -компетентным. Выпускник вуза, получивший квалификацию «Педагог профессионального обучения», должен не только знать базовые положения экономической теории, но и уметь анализировать современное экономическое развитие общества, использовать экономические знания и умения в своей трудовой деятельности, и кроме того быть способным и готовым к формированию экономической культуры учащихся [4].
Таким образом, экономическую компетентность педагога профессионального обучения мы рассматриваем как составную часть общей профессионально-педагогической компетентности, представляющую собой интегративное свойство личности, включающее профессионально ценностную мотивацию, экономические знания и умения, а также экономически значимые качества личности (к которым мы в первую очередь отнесли инициативность, мобильность, предприимчивость, самостоятельность в принятии решений, критичность мышления), отражающее его готовность и способность эффективно осуществлять профессионально-педагогическую деятельность при решении организационноэкономических задач в условиях начального и среднего профессионального образования [3].
В составе экономической компетентности будущих педагогов профессионального обучения в ходе исследования мы выделили следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, деятельностный и личностный:
1) мотивационный компонент включает личностно значимые мотивы и ценностные установки, позитивное отношение к овладению экономической компетентностью, потребность ее применения в практической деятельности, самовоспитание, саморазвитие и стимулирует активность, самостоятельность, творческое проявление личности в профессиональной деятельности. Он предполагает наличие интереса к профессиональной и профессиональнопедагогической деятельности, который характеризует потребность личности в определении цели и способов совершенствования, в том числе, и экономической компетентности;
2) когнитивный компонент включает систему экономических знаний, знаний методики преподавания экономических дисциплин на основе личностно ориентированного и компетентностного подходов. Студенты, овладевая экономическими знаниями, могут адекватно оценивать реальные экономические ситуации, находить и применять необходимую информацию для их разрешения, а также развивать экономическую компетентность в процессе самообразования;
3) деятельностный компонент включает исследовательские, организаторские, проектировочные умения, позволяющие реализовывать технологии
Институт Государственного управления, Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов
права и инновационных технологий (ИГУПИТ) тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800)
формирования экономической компетентности, осуществлять организацию самостоятельной работы, планировать учебно-воспитательную работу, выявлять затруднения, определять способы совершенствования процесса экономической подготовки учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования;
4) личностный компонент представляет собой совокупность экономически
значимых личностных, качеств педагога профессионального обучения, таких как инициативность, мобильность, предприимчивость, самостоятельность в принятии решений, критичность мышления [5].
Для реализации компетентностного подхода в учебном процессе необходимо решить ряд проблем, к числу которых можно отнести:
1) определение перечня формируемых компетентностей, который задает цели обучения и тем самым определяет содержание и организацию обучения;
2) уменьшение предметоцентрированности и ориентация учебного процесса на формирование компетентностей;
3) коррекция системы оценки для определения степени сформированности отдельных компетентностей.
Все перечисленные проблемы являются важными и требуют своего решения в образовательном процессе. Далее остановимся на способе решения третьей проблемы.
Для реализации компетентностного подхода важным является построение системы оценки уровней сформированности отдельных компетентностей, определение критериев успешной ее реализации.
Выбор критериев исследования остается сложным и достаточно противоречивым вопросом в педагогической теории и практике. Понятие «критерий» имеет начало от греческого «kriterion» - «средство, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо» [1, С.123].
На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблемам экономического образования, изучения системы становления экономической компетентности в высшей школе, а, также учитывая определение и компонентный состав экономической компетентности, мы определили критерии оценки экономической компетентности студентов вуза.
Критериями оценки экономической компетентности выступают ее составляющие:
• мотивационно-ценностное отношение к процессу приобретения экономических знаний и умений,
• экономические знания,
• специальные экономические и исследовательские умения,
• экономически значимые качества личности.
С помощью перечисленных критериев возможно характеризовать уровни экономической компетентности.
В работах Ю.А. Конаржевского [2] отмечены следующие пути перехода с уровня на уровень: усложнение развития элементов, приводящее к усложнению структуры; создание более совершенной системы отношений между элементами; одновременное совершенствование элементов и структуры.
Мы также придерживаемся трехуровневой шкалы, включающей оптимальный, допустимый и критический уровни. Каждый выделенный нами уровень включает специфические описательные характеристики экономической компетентности будущих педагогов профессионального обучения.
Оптимальный уровень - сформированы все компоненты экономической компетентности: студент обладает нестандартным экономическим мышлением. Студент положительно настроен на процесс изучения экономических дисциплин и осознает значимость высокого уровня экономической компетентности для будущей профессиональной деятельности и практической жизни. Студент инициативен, коммуникабелен, умеет вести деловые беседы, проявляя высокую осведомленность в экономических проблемах. Проявляет понимание многовариантных типов экономического развития, многообразия поведения индивидов в экономической системе. Студент умеет формировать экономические знания и умения у своих учеников. Студент активно занимается исследовательской деятельностью. Студент показывает высокую степень проявления экономически значимых личностных качеств.
Допустимый уровень - студент отличается позитивным отношением к формированию экономической компетентности, осознает значимость экономических знаний и умений для будущей профессиональной деятельности, а также для практической жизни. Студентом в достаточной степени усвоены экономические знания и умения, сформированы социальнозначимые качества личности. У студента развиты организационные умения, он общителен и легко вступает в деловые партнерские отношения. У студента развивается самостоятельность, творческая активность, формируется потребность к исследовательской и проектной деятельности. В процессе обучения проявляются экономически значимые качества личности, в достаточной степени проявляет самостоятельность, инициативность, мобильность и предприимчивость.
Критический уровень - у студента недостаточно сформирована положительная мотивация к изучению экономических дисциплин. Экономические проблемы его мало интересуют. Запас экономических знаний и умений ограничен. Несложными и небольшими по объему исследованиями может заниматься только при непосредственном участии и помощи преподавателя. Имеются слабые представления о роли экономических знаний в профессиональной деятельности, осознанность применения знаний в практической жизни выражена слабо. Студент не имеет представления о собственных возможностях, способностях к осуществлению профессиональной деятельности в качестве педагога профессионального обучения. Экономически значимые качества личности не проявляет в процессе деятельности, несамостоятелен, немобилен, неинициативен.
В нашем исследовании уровни экономической компетентности будущих педагогов профессионального обучения являются механизмом перевода качественных показателей в количественные. На основе выделенных характеристик уровней экономической компетентности будущих педагогов необходимо построить критериально-уровневую шкалу оценки экономической компетентности будущих педагогов.
Характеристика, содержание, методы диагностики и уровневая шкала по каждому критерию представлены ниже.
Критерий. Мотивационно-ценностное отношение к процессу приобретения
экономических знаний и умений
Характеристика содержания критерия. У студентов развито позитивное отношение к экономическим знаниям и процессу изучения экономических дисциплин. У них проявляется
потребность более глубоко изучать экономику своего региона, самостоятельно углублять и совершенствовать знания по общей и региональной экономике. Студенты осознают значимость экономических знаний для практической жизни и профессиональной деятельности.
Методы диагностики. Наблюдение, анкетирование, беседа.
Оптимальный уровень. Студент положительно настроен на процесс изучения экономических дисциплин и осознает значимость высокого уровня экономической компетентности для будущей профессиональной деятельности и практической жизни.
Допустимый уровень. Студент в основном позитивно настроен на процесс изучения экономических дисциплин. Значимость экономической компетентности для будущей профессиональной деятельности и практической жизни не всегда осознается студентом.
Критический уровень. Студент критически настроен на процесс изучения экономических дисциплин. Не осознает значимости экономической компетентности для будущей профессиональной деятельности и практической жизни.
Критерий. Сформированность экономических знаний
Характеристика содержания критерия. Студент имеет полные, систематизированные, прочные и обобщенные экономические знания, достаточно глубокие для осознанного оперирования необходимыми экономическими понятиями и терминами; стремится самостоятельно добывать теоретические знания; активно использует имеющиеся знания в процессе обучения, анализирует явления и факты экономической действительности.
Методы диагностики. Тестирование, анализ и оценка контрольных работ.
Оптимальный уровень. Студент имеет систематизированные и обобщенные знания по курсу; осознанно оперирует необходимыми экономическими понятиями и терминами; анализирует явления и факты экономической деятельности; осуществляет свободный перенос знаний в новые ситуации; активно использует имеющиеся знания.
Допустимый уровень. Студент имеет знания по основным разделам курса, но отдельные элементы разрозненны; оперирует понятийно-терминологическим аппаратом с помощью педагога; анализирует факты и явления экономической действительности под контролем преподавателя; переносит знания в новые ситуации, но часто репродуктивно.
Критический уровень. Знания не сформированы; познавательные задания выполняются под контролем педагога; факты и явления описываются интуитивно, без понимания связей между ними.
Критерий. Сформированность специальных экономических
и исследовательских умений
Характеристика содержания критерия. Специальные экономические умения: осознанно анализирует экономические документы; умеет выполнять необходимые расчеты, работать с графиками, таблицами, схемами; рационально и самостоятельно выполняет практические задания; эффективно и действенно использует учебное время; переносит умения в иные практические ситуации; стремится участвовать в экономической деятельности; применяет экономические знания для объяснения фактов окружающей действительности. Исследовательские умения: студент проявляет полную самостоятельность в определении проблемы исследования и деятельности по ее решению; умеет осуществлять поиск экономической информации, систематизировать и применять информацию для написания
рефератов, курсовых и выпускных работ, составлять алгоритм последовательности по проведению исследовательской деятельности; анализирует экономические ситуации, сравнивает различные точки зрения на проблему; определяет собственную позицию на решение проблемы.
Методы диагностики. Анализ и оценка контрольных работ, направленных на определение сформированности специальных экономических умений. Анализ и оценка курсовых и выпускных работ, самостоятельно выполненных проектов по экономической тематике.
Оптимальный уровень. Осознанно анализирует экономические документы; выполняет расчеты, работает с графиками, таблицами, участвует в экономической деятельности; применяет знания для объяснения фактов окружающей действительности; умеет вести деловые беседы; активно занимается исследовательской деятельностью.
Допустимый уровень. Студент анализирует экономические документы; выполняет расчеты, работает с графиками, таблицами под руководством преподавателя. Эпизодически участвует в экономической деятельности, не всегда может применять знания для объяснения фактов окружающей действительности. Не проявляет интереса к исследовательской деятельности.
Критический уровень. Студент владеет только отдельными умениями; задания выполняет только под руководством преподавателя; перенос умений в иные практические ситуации осуществлять не может; экономическую действительность анализирует с трудом, на основе жизненного опыта, не используя экономические знания; избегает участия в экономической деятельности.
Критерий. Экономически значимые личностные качества
Характеристика содержания критерия. Высокая степень проявления следующих личностных качеств: инициативность, мобильность, самостоятельность в принятии решения, предприимчивость, критичность мышления.
Методы диагностики. Наблюдение.
Оптимальный уровень. Качества (инициативность, мобильность, критичность мышления, самостоятельность в принятии решений, предприимчивость) проявляются всегда. Студент осознает значимость данных качеств для будущей профессиональной деятельности.
Допустимый уровень. Качества проявляются в соответствии с конкретной ситуацией, вызывающей интерес студента. Он начинает осознавать значимость данных качеств для будущей деятельности.
Критический уровень. Качества проявляются студентом редко, не осознанно, отсутствует положительная мотивация к развитию необходимых качеств, а так же отсутствует интерес к будущей профессиональной деятельности
Построенная критериально-уровневая шкала оценки сформированности экономической компетентности будущего педагога профессионального обучения позволит провести адекватный, сравнимый и воспроизводимый диагностирующий и формирующий эксперименты по становлению экономической компетентности будущего педагога профессионального обучения.
Институт Государственного управления, Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов
права и инновационных технологий (ИГУПИТ) тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800)
ЛИТЕРАТУРА
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1991. - 917 с.
2. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса, как фактор повышения эффективности управления общеобразовательной школой: дисс. ... д-ра пед. наук - Челябинск, 1980. - 490 с.
3. Хаматнурова Е.Н. Становление экономической компетентности будущего педагога профессионального обучения:дис. ... канд. пед. наук Челябинск, Челябинский государственный педагогический университет, 2007. - 175 с.
4. Хаматнурова Е.Н. Экономическая подготовка специалиста неэкономического профиля как фактор его конкурентоспособности на рынке труда // Молодежная наука Прикамья. Сборник научных трудов. Выпуск 10. - Пермь: Пермский государственный технический университет, 2009. - С. 260-263.
5. Хаматнурова Е.Н. Экономическая компетентность педагога профессионального обучения: теория, эмпирика, практика. - Пермь: Изд-во Перм. Гос. Тех. Ун-та, 2011. - 232 с.
Рецензент: Владыкин Анатолий Анатольевич, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат экономических наук, Пермский Национальный Исследовательский Политехнический Университет.