УДК 37.013.42:378 (045)
ББК 74.58
Рябова Инна Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра педагогики дошкольного и начального образования Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева г. Саранск Ryabova Inna Gennadievna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Pre-School and Primary Education Pedagogy Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev
Saransk
Социально-экономическая компетентность как результат подготовки современного педагога к инновационной деятельности Socio-Economic Competence as a Result of a Modern Teacher’s Training for
Innovation Activity
В статье рассматриваются проблемы подготовки будущего учителя к инновационной деятельности в образовании. С позиций компетентностного подхода раскрываются научно-методические основы разработки и реализации инновационной модели региональной системы социально-экономического образования и формирования социально-экономической компетентности современного педагога.
The problems of a future teacher’s training for innovation activity in education are considered in the article. Scientific-and-methodological bases of working-out and realization of a modern teacher’s innovation model of regional system of socioeconomic education and socio-economic competence forming are revealed in the article from the point of view of competence approach.
Ключевые слова: инновационные процессы в образовании,
компетентностный подход, подготовка педагога к инновационной деятельности, региональная система социально-экономического образования, социально-экономическая компетентность
Key words: innovation processes in education, competence approach, teacher’s training for innovation activity, regional system of socio-economic education, socio-economic competence.
Одним из путей модернизации российского образования является переход на инновационный путь развития. В.А. Сластенин в числе основных недостатков подготовки будущих учителей в вузе отметил отсутствие новых образовательных практик, связанных с инновационными процессами, происходящими в системе образования [1]. Поэтому сегодня создание условий
и стимулирование инноваций в образовании становится одной из ведущих задач развития отечественного образования.
Большинство исследователей определяют инновационные процессы в образовании как некоторую систему, которая, активно откликаясь на вызовы социокультурной реальности, не снижая внимания к традиционным направлениям, ориентируясь на современные общероссийские и мировые тенденции, вносит принципиальные изменения в обучение, воспитание и развитие личности. В инновационных процессах осуществляется преобразование не только самой педагогической деятельности и присущих ей средств и механизмов, но и существенно перестраиваются ее целевые установки и ценностные ориентации [2].
Подготовка современного педагога, вовлеченного в инновационные образовательные процессы - это формирование новой профессиональной культуры учителя, его совершенствование в области новых педагогических технологий, позволяющих использовать информационные и
коммуникационные технологии для изменения традиционного подхода к обучению, повышения индивидуализации и интерактивности обучения. Учитель способен творчески реализовать себя, если ему предоставлена возможность компетентного выбора различных траекторий педагогической деятельности через формирование индивидуального стиля и нахождения адекватных способов реализации своей индивидуальности. Развитие педагога в личностном, предметном и профессиональном смыслах также связано с реализацией инновационных способов и приемов, обеспечивающих успешность комплекса мер по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы страны.
При решении проблемы перевода всей образовательной системы на инновационный путь развития важно учитывать, что ее базовым звеном является средняя общеобразовательная школа. Социальный заказ общества школе - это заказ на образованного и воспитанного человека, гражданина обновленной России, готового взять на себя ответственность за судьбу страны.
Но основная проблема в современной ситуации заключается в том, что традиционное для нашей страны представление об образовании как единстве обучения, воспитания и развития оказалось в последние десятилетия в значительной степени разрушенным. Отчетливо наблюдается в целом по стране тенденция к снижению качества школьного образования. Вот почему особое значение имеет работа по усилению фундаментальных основ школьного образования как базы успешной социализации молодежи, ее мобильности на рынке труда. Это напрямую касается и профессионального педагогического образования. В развивающемся информационном обществе объективно меняется характер профессиональной деятельности учителя, педагога, который уже не является для обучающихся единственным источником знаний. Само содержание знаний, их объем и функции подвергается пересмотру. Сегодня они становятся важнейшим источником развития личности, ее социальной и профессиональной активности. Исторически система российского педагогического образования выстраивала свои образовательные программы на основе сочетания фундаментальной, научной и практико-ориентированной составляющих. Особое место в процессе профессиональной подготовки педагога всегда отводилось педагогической практике, которая традиционно реализуется как непрерывная с первого по пятый курс. Еще в 80-х гг. ХХ в. реализовалась другая модель практики - в течение последнего года обучения. На современном этапе эта форма практики требует дополнительного научного и организационно-экономического обоснования.
Тенденции усиления практикоориентированности высшего образования получили новый импульс развития в связи с созданием общеевропейского образовательного пространства. В рамках реализации Болонской декларации осуществляется перевод национальных образовательных систем на многоуровневую модель подготовки кадров на основе компетентностного подхода и кредитно-модульной системы. В рамках Болонского процесса обозначилась тенденция к изменению принципов формирования содержания образования. Акцент переносится с процесса образования на измерение его
результатов, сформулированных в идеологии компетенций. Компетентностный подход становится одним из основополагающих в мировой образовательной практике, что создает необходимость четкого научного определения сути этого понятия. В данной области имеется ряд серьезных исследований (В. А. Сластенин, В.И. Байденко, И.А. Зимняя) [2, 3, 4]. Анализируя результаты исследований, можно говорить о некотором единстве мнений о роли и месте компетентности и компетенций в процессе стандартизации высшего образования. Предполагается, что введение компетентностного подхода позволит перейти от требований к содержанию образования в виде дидактических единиц, к стандартизации условий и результатов образования. Готовность выпускника выполнять профессиональные задачи деятельности в соответствии с полученным образованием - это и есть важнейшая составляющая его компетентности. При этом предстоит решить вопрос об определении перечня компетенций - от общих для всех выпускников системы высшего образования до специальных, связанных с типом образовательной программы, особенностями научных школ и вуза.
В условиях реализации компетентностного подхода важно достичь согласия в том, что основу профессионализма и высокой мобильности составляют фундаментальные научные знания. Разумное сочетание фундаментальности и практикоориентированности образования приобретает определяющее значение при сокращении сроков освоения базовой основной образовательной программы до бакалавриата.
Опережающий характер педагогического образования требует от вуза подготовки не просто специалиста узкой квалификации, а профессионала, способного к осознанию своей ответственности, взаимодействию на основе сотрудничества, уважения личности и ее прав.
Педагогическая деятельность в современных условиях многопредметна, многофункциональна и направлена на различные сферы деятельности. Среди основных функций педагога, помимо образовательной, воспитательной и развивающей сегодня особенно важны диагностическая, прогностическая,
организаторская, аналитическая и др. Закономерно, что теоретическая и практическая готовность педагога к деятельности, базирующаяся на универсальной и фундаментальной подготовке, предполагает, помимо освоения предметных знаний, формирование, психолого-педагогических, правовых, информационных компетенций.
Остановимся на рассмотрении социально-экономических компетенций, которые формируются в процессе подготовки будущих учителей в Мордовском педагогическом институте им. М.Е. Евсевьева.
В современной литературе принято рассматривать педагога как управляющую систему, а педагогический процесс как процесс управления. В структуре педагогической деятельности неотъемлемыми компонентами выступают целеполагание, планирование, организация, анализ эффективности. Данные функции можно с уверенностью назвать экономическими. Управленческий подход становится необходимым элементом внутришкольной культуры всех педагогических коллективов, а управление школой может быть определено как самостоятельная педагогическая технология, подлежащая освоению. Формирование экономической компетентности специалиста способного эффективно управлять в рыночных условиях, экономически мыслить и оперативно решать задачи по реализации конкретных целей возможно если будущий специалист овладеет знаниями и умениями менеджмента вообще и педагогического менеджмента в частности, а также методикой экономического образования школьников. Этому способствует реализация разработанной нами инновационной модели региональной системы социально-экономического образования.
Модель региональной системы социально-экономического образования представляет собой множество структурных компонентов и три функциональные подсистемы, выполняющие экспертно-управляющую, информационно-аналитическую и регионально-
мониторинговую функции, элементы которых имеют горизонтальные и вертикальные связи и отношения, допускающие возможность
оперативного перестраивания в соответствии с динамично меняющейся экономической и социокультурной ситуацией в регионе.
Модель позволяет проектировать устойчивую пространственновременную структуру региональной системы социально-экономического образования, содержание по вертикальным и горизонтальным уровням, прогнозировать и корректировать ее развитие. Внедрение модели придает гибкость, динамичность развитию системы социально-экономического воспитания в регионе. Модель дает возможность конкретно представить механизм проектирования системы и является достаточно универсальной основой для построения системы социально-экономического воспитания любой конкретной территории. Модель характеризуется гибкостью и подвижностью реагирования на изменения экономической и социокультурной ситуации в регионе. В соответствии с принципами системного подхода любой вид модели строится с учетом общих характеристик и специфических признаков моделируемого объекта. В результате теоретикометодологического анализа, проведенного с опорой на ряд исследований, нам удалось выделить общие и единичные черты системы социальноэкономического воспитания в регионе, выявить комплекс функций, на основании которых была построена модель.
Информационно-аналитическая функциональная подсистема
предоставляет образовательным учреждениям информацию, определяет содержание социально-экономического образования, психолого-
педагогическое обеспечение и развитие социально-экономического образования в регионе. Она осуществляет модернизацию преемственных воспитательно-образовательных программ. Функция информационной поддержки региональной системы социально-экономического образования важна, так как с каждым годом растет число потребителей и производителей большого объема информации. Подсистема информационной поддержки дает возможность более эффективно развивать дистанционные формы обучения, снизить трудозатраты и финансовые расходы на поиск нужных методических
материалов и информации. Экономическая и социокультурная ситуация в регионе изменяется от года к году. Создание автоматизированной информационно-поисковой системы, базы данных, фондов видео- и аудиовизуальных программных материалов, дидактических и интерактивных средств обучения, организация обеспечения образовательных учреждений достоверной и своевременной информации, использование реальных данных, моделирование условий применения информации в контексте проблем и задач школьной жизни и деятельности учащихся - все это возможно реализовать в рамках информационноаналитической подсистемы.
Экспертно-управляющая подсистема задает механизм организации экономического образования в различных типах образовательных учреждений. На основе разработанных нормативно-правовых и научных комплексов системы создание новых образовательных структур выполняет функцию формирования образовательно-воспитательного пространства.
Регионально-мониторинговая функциональная подсистема выполняет функцию отслеживания достижения главной цели социально-экономического образования, в нашем случае - экономической культуры личности, подготовки каждого учащегося к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях. Мы исходим из представлений об эффективности как педагогической категории. Применительно к нашей модели это означает, что с функциональной точки зрения необходим механизм отслеживания эффективности социально-экономического образования как результата достижений целей. Следовательно, в самом общем виде эффективность можно определить как показатель, характеризующий удовлетворение потребности общества, региона со стороны процесса социальноэкономического воспитания как целого. Оценка эффективности системы складывается из двух главных компонентов: дидактического и экономического (это оценка материальных ресурсов, которые могут быть вовлечены в сферу воспитания). Дидактический компонент предполагает совокупность
сформированных у учащихся социально-экономических знаний, умений и навыков, отношений и ценностных ориентаций, экономической культуры в соответствии с выдвинутым общественным заказом - с эталоном гуманной, духовно богатой, экономически-культурной личности. Построение такого совокупного критерия требует всестороннего учета широкой группы факторов. Именно через такую совокупную оценочную функцию, внешнюю по отношению к учебно-воспитательному процессу, мы рассматриваем мониторинг достижения цели социально-экономического образования в регионе.
Формирование социально-экономической компетентности педагога, вовлеченного в инновационные образовательные процессы - это его совершенствование в области новых педагогических технологий, позволяющих использовать информационные и коммуникационные технологии для изменения традиционного подхода к обучению, повышения индивидуализации и интерактивности обучения. В МГПИ им М.Е. Евсевьева активно внедряется система ИНФО-ВУЗ, позволяющая конструировать информационную образовательную среду. В связи с этим педагог адаптируется к участию в информатизации всех уровней социально-экономического образования, широкому внедрению цифровых и электронных средств обучения нового поколения, программ дистанционного обучения. Формирование социальноэкономической компетентности современного педагога способствует реализации индивидуальности учителя и расширению поля его инновационной деятельности.
Библиографический список
1. Сластенин, В. А. Роль кафедр педагогики и психологии в реализации программы модернизации педагогического образования / В.А. Сластенин // Материалы Всероссийского совещания-семинара заведующих кафедрами педагогики и психологии педагогических вузов Российской Федерации (30 сентября-3 октября).- Уфа, 2003. - С. 39-49.
2. Сластенин, В.А. Готовность педагога к инновационной деятельности / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова // Педагогическое образование и наука.- 2006. - №1. - С. 32-37.
3. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании / В.И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - №11 - С. 3-13.
4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня.- 2003.-№5.
Bibliography
1. Baydenko, V.I. Competences in Professional Education / V.I. Baydenko // Higher Education in Russia. - 2004. - № 11. - P. 3-13.
2. Slastenin, V. A. The Role of the Chairs of Pedagogy and Psychology in the Realization of the Program of Pedagogical Education Modernization / V. A. Slastenin // The Materials of the Seminar of the Heads of Pedagogy and Psychology Chairs of Pedagogical Institutions of the Russian Federation (September, 30 - October, 3). - Ufa, 2003. - P. 39-49.
3. Slastenin, V.A. A Teacher’s Readiness to Innovation Activity / V.A. Slastenin, L.S. Podymova // Pedagogical Education and Science. - 2006. - № 1. - P. 32-37.
4. Zimnyaya, I.A. The Main Competences Are New Paradigm of the Results of Education / I.A. Zimnyaya // Higher Education Today. - 2003. - № 5.