УДК 37.013 ББК 74.200
Золотая Ирина Георгиевна
аспирант кафедра педагогики Югорский государственный университет г. Ханты-Мансийск Zolotaya Irina Georgievna Post-graduate Yugor State University Chair of Pedagogics Khanty-Mansisk
Формирование готовности учителя к инновационной деятельности
в поствузовский период Teacher’s Readiness Forming for Innovative Activity at Post-Graduate Period
В данной статье рассматривается понятие и составляющие готовности учителя к инновационной деятельности. Определены условия формирования готовности педагога к инновационной деятельности.
The article deals with definition and components of a teacher’s readiness for innovative activity. The pedagogical environmental complex of a teacher’s readiness for innovative activity is determined.
Ключевые слова: инновации, инновационная образовательная деятельность, готовность к инновационной деятельности, компоненты готовности учителя к инновационной деятельности.
Key words: innovation, innovative educational activity, readiness to innovative activity, pedagogical environmental complex of teacher’s readiness for innovative activity.
Модернизация российской системы образования и обеспечение перехода к новому качеству содержания образовательной программы повышают внимание к вопросам о степени готовности педагогического коллектива к пониманию и принятию новых целей и задач образования. Одним из наиболее важных направлений модернизации образования определяется повышение качества подготовки педагогических кадров через вовлечение их в инновационную и экспериментальную деятельность. В большей степени это касается учителей, закончивших ВУЗы 15 - 20 лет назад, которые не являются, в достаточной мере, готовыми к инновационной деятельности. Актуальность исследования определяется одним из основных противоречий между общественными интересами, связанными с инновациями в области образования, и отсутствием у большинства учителей осознанного интереса к освоению инноваций, определяющего на-
правленность их деятельности на творческое совершенствование педагогического процесса и профессиональное саморазвитие.
Понятие инновационные процессы в приложении к изменениям в экономике впервые описал И. Шумпетор в начале XX века (1911год). А в 30-е годы, продолжая анализ экономики, И. Шумпетор и Г. Менш вводят термин «инновация» и сопряженные с ним термины «инновационный процесс» и «инновационный потенциал». Под инновацией авторы понимали воплощение научного открытия в конкретной технологии или продукте. Предметом изучения инноватики стали экономические и социальные закономерности создания и распространения научно-технических новинок. Но если в экономических инновациях есть однозначный измеритель - прибыль, получаемая после внедрения инноваций, то в социальной сфере, тем более в образовании, измерить новшество в денежном эквиваленте невозможно. В этой сфере нужно рассматривать насколько инновации улучшают качество жизни. Только понятие качество жизни или более близкое к теме качество образования многоаспектны и поэтому не имеют однозначного определения [6].
По мнению Горемыко М., есть и другой подход - инновации вызваны кризисом образования и являются реакцией на этот кризис, а значит, инновации призваны решить накопившиеся проблемы в образовании и предложить способы их решения. Решение проблем в образовании и поможет улучшить качество образования, где под качеством образования понимают характеристику системы образования, отражающую степень соответствия реальных образовательных результатов и обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям [2]. Итак, инновации в педагогике, с одной стороны, стали необходимостью, а с другой - крайне рискованной зоной из-за отсутствия простых и ясных критериев оценок. Такое положение характерно для всей инновационной деятельности.
В образовании понятие об инноватике появилось только в 50-е годы прошлого века, в нашей стране к нему обратились в конце 70-х. Так, Е.А. Ямбург заметил, что 80-е годы стали золотым веком отечественной педагогики. Стремление вне-
дрить в образовательную практику новые идеи (изменение целей, задач, содержания образования; реализация новых форм, методов, технологий обучения и воспитания) вылились в конце XX века в «инновационный бум». Сегодня инновации -не отдельные явления и не линейные цепочки, они системны и ориентируют как на достижение общего результата в образовании, так и на успех отдельно взятого образовательного учреждения, обеспечивают его развитие [3]. С каждым годом инновационная образовательная деятельность приобретает всё более массовый характер. Растет потребность существенного обновления содержания образования, причём это реализуется в многочисленных инновационных инициативах «снизу». Инновационная образовательная деятельность - это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса (тогда как традиционная образовательная деятельность - это деятельность, благодаря которой обеспечивается стабильность образовательного процесса) [4]. Говоря об инновациях в образовании, нельзя не отметить то, что существуют причины, вызывающие трудности в освоении инновации и влияющие на результативность инновационного процесса. Одной из главных причин, которая влияет на инновационные процессы в школе, является готовность учителей к инновациям.
Под готовностью к инновационной деятельности будем в дальнейшем понимать совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения.
Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности
- наличие мотива включения в эту деятельность. Мотив придает смысл деятельности для человека. В зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные смыслы для разных людей. Участие в инновационной деятельности может восприниматься:
- как способ получения дополнительного заработка;
- как способ избегания возможных напряжений в отношениях с руководством и коллегами по работе в случае отказа от участия;
- как способ достижения признания и уважения со стороны руководства и коллег;
- как выполнение своего профессионального долга;
- как способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития.
Отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности учителя к инновационной деятельности с точки зрения его направленности. Материальный мотив или мотив избегания неудач соответствуют слабой готовности к инновационной деятельности. Высокому уровню готовности к инновационной деятельности соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития.
Направленность учителя на развитие своих профессиональных способностей и на достижение как можно лучших результатов - необходимое условие приобретения инновационной деятельностью смысла ценности и цели, а не средства для реализации каких-то других мотивов. Без осознания участия в инновационной деятельности, как ценности для себя лично, не может быть и высокой готовности к этой деятельности.
Вторая составляющая рассматриваемой готовности - комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, иначе, о всем том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики. Чувствительность учителя к проблемам определяется прежде всего тем, как он понимает цели школьного образования вообще и из них выводит требования к результатам своей работы. Если эти требования не будут соответствовать самым высоким стандартам, то и проблем в результатах своей работы учитель видеть не будет. Точно так же учитель, слабо ориентированный в инновационных моделях образования и инновационных программах и технологиях, не будет видеть и недостатков педагогической системы школы и своей практики, и возможностей их устранения.
Но недостаточно только знать о существовании инновационных образовательных моделей, программ, технологий. Всякое изменение в деятельности
должно быть не только актуальным, но и реалистичным, т.е. соответствующим реально существующим в данной школе условиям. Если, например, учитель хочет строить свою работу, реализуя технологию развивающего, проблемного или исследовательского обучения, а в целом педагогический процесс в школе строится по знаниево-ориентированной модели, то он должен отдавать себе отчет в том, что в этих условиях возможно лишь частичное применение инновационной технологии.
Третий компонент готовности учителя к инновационной деятельности - совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т.е. компетентность в области педагогической инноватики. Учитель, хорошо подготовленный к инновационной деятельности в этом аспекте:
- владеет комплексом понятий педагогической инноватики;
- понимает место и роль инновационной деятельности в образовательном учреждении, ее связь с учебно-воспитательной деятельностью;
- знает основные подходы к развитию педагогических систем школы;
- умеет изучать опыт учителей-новаторов;
- умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения;
- умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса;
- умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств;
- умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее;
- умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов;
- умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности школы;
- умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности.
Общий уровень готовности учителя к инновационной деятельности является функцией от:
- уровня мотивационной готовности;
- уровня компетентности в инновационном образовании;
- уровня компетентности в педагогической инноватике.
Готовность к инновационной деятельности в современных условиях -важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства. Для определения уровня готовности к инновационной деятельности на начальном этапе был проведена диагностика уровня развития инновационного потенциала педагогического коллектива (далее - ИППК), состоящая из пяти анкет:
- Восприимчивость педагогов к новому.
- Информационная готовность педагогического коллектива.
- Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств.
- Антиинновационные барьеры учителей, препятствующие освоению инноваций.
- Уровень новаторства учителей в школьном коллективе.
После анкетирования педагогическому коллективу была предложена программа развития ИППК.
Библиографический список
1. Архангельская, О.В. Некоторые аспекты модернизации инновационной системы учреждений начального и среднего образования // Вестник университета российской академии образования. - 2008. - № 4. - С. 70-71.
2. Горемыко, Михаил. Качество образования в регионе: проективный метод управления // Народное образование. - 2008. - №7. - С. 122-129.
3. Квасникова, Наталья. Жизненный цикл организации и инновационные процессы в образовании // Народное образование. - 2008. - №8. - С. 85-92.
4. Лобок, А.М. Проблематика инновационной деятельности в экспликации к проблемному полю образовательной программы// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №1. - С. 6-10.
5. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф., Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 289 с.
6. Сумнительный, Константин. Инновации в образовании: мифы и реальность // Народное образование. - 2007. - №4. - С. 89-99.
Bibliography
1. Arkhangelskaya, O.V. Some Aspects of Innovative System Modernizing of Elementary and Secondary Education / O.V. Arkhangelskaya // Bulletin of RAS. - 2008. - № 4. - P. 70-71.
2. Goremyko, M. Education Quality in Regions: Projective Method of Management / M. Goremyko // Narodnoye Obrazovaniye. - 2008. - №7. - P. 122-129.
3. Kvasnikova, N. Organization Living Cycle and Innovative Processes in Education / N. Kvasnikova // Narodnoye Obrazovaniye. - 2008. - №8. - P. 85-92.
4. Lobok, A. M. The Question of Innovative Activity in Explication to the Problematic Field of Educational Program / A.M. Lobok // Munizipalnoye Obrazovaniye. - 2008. - № 1. - P. 6-10.
5. Slastenin, V. A. Pedagogics: Manual / V.A. Slastenin, I.F. Isayev, E.N. Shiyanov. - М.: «Akademy», 2002. - 289 p.
6. Sumnitelny, K. Innovations in Education: Myths and Reality / K. Sumnitelny // Narodnoye Obrazovaniye. - 2007. - № 4. - P. 89-99.