Научная статья на тему 'Инновационность субъекта образования как одна из целей модернизации высшего профессионального образования'

Инновационность субъекта образования как одна из целей модернизации высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / INNOVATION CIVILIZATION / ИННОВАЦИОННОСТЬ СУБЪЕКТА ОБРАЗОВАНИЯ / INNOVATION OF THE SUBJECT OF EDUCATION / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION ACTIVITY / ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / VALUES OF EDUCATION / ЛИЧНОСТНАЯ ЦЕННОСТЬ / PERSONAL VALUE / ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION OF HIGHER VOCATIONAL TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / PROFESSIONAL SUCCESS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / AIMS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пац М. В., Медведев В. А.

В статье показаны особенности современного высшего профессионального образования в контексте глобальных тенденций современности, воздействующих на профессиональную деятельность учителя. Выявлена необходимость обращения к социокультурному контексту в поиске путей решения проблемы развития инновационности будущего педагога. Обозначена ценностная база целеполагания. Рассматриваются стратегические и тактические цели современного высшего профессионального образования. Инновационность будущего педагога представлена как одна из ценностей и целей образования в информационном обществе, как «экзистенциальная ценность», составляющая профессионального мировоззрения, доминанта в системе формирования профессиональной компетентности. Раскрывается сущность педагогической инновационности. Выделяются функции педагогических инноваций, показана их взаимосвязь с актуальными качествами педагога. Представлены критерии готовности будущего учителя к инновационной деятельности. Излагается авторская точка зрения на феномен инновационности педагога, которая рассматривается как индикатор качества его профессиональной готовности в современных условиях, как основа его профессиональной успешности и конкурентоспособности. Рассмотрен компетентностный аспект реализации концепций инновационного обучения. Компетентностный подход способствует развитию идеи педагогической инновационности через активизацию образовательного процесса, внедрение новшеств в профессиональное обучение, направленности на практику. Выделяются свойства инновационности учителя в его профессиональной деятельности. Обозначены возможные пути реализации педагогической инновационности. Показано, что развитие инновационности педагога это не только одна из ведущих образовательных проблем, но и фактор социального прогресса, способствующий подготовке эффективных квалифицированных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пац М. В., Медведев В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation of education's subject as one of modernization's purposes at the higher professional education

The article covers particular features of a modern higher vocational training in the context of global tendencies influencing the professional activity of a teacher. The necessity of turning toward the socio-cultural context of education is revealed. It is connected with the ways of solving the problem of the development of the innovation of a future teacher. The article considers the valuable basis of setting purposes. The article describes strategic and tactical purposes of a modern higher vocational training. Pedagogical category “innovation of the subject of education” is described in terms of purposes and values of education in information society. The concept is described as “existential value”, as an element of professional outlook, as the most important component in the system of professional competence development. The authors also touch upon the essence of teacher's innovation. The authors describe the interrelation between pedagogical innovations and acute qualities of a teacher. Criteria of a future teacher readiness to innovative activity are revealed. Authors' point of view on the phenomenon of teacher's innovation is given. The article reveals the category of “teacher's innovation” as quality indicator of teacher's professional readiness, as the basis of his professional success and competitiveness. The article deals with the competence aspect in the realization of “innovative education” concepts. Competence approach allows realizing the idea of teacher's innovation by means of stepping up of educational process, introducing innovations in vocational training and practical orientation. The qualities of teacher's innovation in his professional activity are described. The possible ways of realization of pedagogical innovation are presented. The article states that realizing the idea of teacher's innovation is not only one of urgent educational problems of the present but the factor of social progress allowing the training of well-qualified specialists.

Текст научной работы на тему «Инновационность субъекта образования как одна из целей модернизации высшего профессионального образования»

М. В. Пац, канд. филос. наук, доцент, кафедра иностранных языков, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, В. А. Медведев, аспирант, кафедра педагогики,

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия, [email protected]

ИННОВАЦИОННОСТЬ СУБЪЕКТА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНА ИЗ ЦЕЛЕЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье показаны особенности современного высшего профессионального образования в контексте глобальных тенденций современности, воздействующих на профессиональную деятельность учителя. Выявлена необходимость обращения к социокультурному контексту в поиске путей решения проблемы развития инновационности будущего педагога. Обозначена ценностная база целеполагания. Рассматриваются стратегические и тактические цели современного высшего профессионального образования. Инновационность будущего педагога представлена как одна из ценностей и целей образования в информационном обществе, как «экзистенциальная ценность», составляющая профессионального мировоззрения, доминанта в системе формирования профессиональной компетентности. Раскрывается сущность педагогической инновационности. Выделяются функции педагогических инноваций, показана их взаимосвязь с актуальными качествами педагога. Представлены критерии готовности будущего учителя к инновационной деятельности. Излагается авторская точка зрения на феномен инноваци-онности педагога, которая рассматривается как индикатор качества его профессиональной готовности в современных условиях, как основа его профессиональной успешности и конкурентоспособности. Рассмотрен компетентностный аспект реализации концепций инновационного обучения. Компетентностный подход способствует развитию идеи педагогической инновационности через активизацию образовательного процесса, внедрение новшеств в профессиональное обучение, направленности на практику. Выделяются свойства инновационно-сти учителя в его профессиональной деятельности.

Обозначены возможные пути реализации педагогической инновационности. Показано, что развитие инновационности педагога — это не только одна из ведущих образовательных проблем, но и фактор социального прогресса, способствующий подготовке эффективных квалифицированных кадров.

Ключевые слова: инновационная цивилизация, инновационность субъекта образования, инновационная деятельность, ценности образования, личностная ценность, цели образования, саморазвитие, модернизация высшего профессионального образования, профессиональная успешность, конкурентоспособность.

Вхождение человечества в инновационную цивилизацию обусловило его столкновение с рядом глобальных проблем (экологических, социальных, культурных и др.), осложняющих его дальнейшее существование,

создало основу для формирования новых общественных и личностных приоритетов. Это экономические ценности — «сверхприбыли, ускорение, потребление» (Л.В. Баева), ценность рационального знания, предпола-

ДИСКУССИЯ !

журнал научных публикаций

гающего его практическую пользу, ценность инновационности как возможности выживания в современном социуме, как способ адаптации к постоянным переменам, что не могло не повлиять на сферу образования, не вызвать изменений в области его оснований и содержания. В то же время глобальные тенденции развития современного мира, их воздействие на социум и субъекта (человека) обусловливают взгляд на образование не только извне, но и изнутри, с точки зрения субъекта образования (человека) и его ценностных ориентиров.

Так, в фокус интереса попадает задача рассмотрения инновационности субъекта образования (будущего педагога) как одной из ценностей и целей образования, с одной стороны, и самого субъекта — с другой.

Современный период развития высшего профессионального образования характеризуется следующими тенденциями — «фундаментализация, индивидуализация, гуманизация, информатизация»1, которые определяют его особенности.

Прогностический характер образования. В процессе познания (в соответствии с принципами постнеклассической науки) на первый план для субъекта образования (человека) сегодня выходит проблема выживания в контексте глобальных кризисов и экологических катастроф, задача целесообразной организации жизни. По мысли А.М. Новикова, «опережающее профессиональное образование направлено на ... формирование у человека инновационного, преобразующего интеллекта, реализующегося в такой же активной, преобразующей деятельностной практике»2.

Направленность личности на саморазвитие, самообучение, на необходимость справляться с проблемами в ситуации неопределенности, что связано с процессами инноваци-онности, наукоемкости всех сфер деятельности и образования в том числе, обусловлена быстрой сменой технологий в производстве и невозможностью об учить специалистов владению ими заранее.

Ориентация на развитие индивидуально сти обучающегося, его потенциала, построе

«Инновационность» педагога как личностное качество соотносят с наличием интеллектуальной гибкости, «творческости», пассионарности (стремления применять новое).

ния собственной философии образования, чему способствует переход к компетент-ностной модели специалиста, предполагает формирование «личностных новообразований» и рассматривает личность как носителя актуальных и скрытых качеств, носителя культуры.

Непрерывность образования, изменяющая «спрос на квалификационную структуру профессиональных кадров» (Т.Ю. Ломакина)3, требует от них постоянного профессионального совершенствования, поддержки творческого потенциала на протяжении всей карьеры, включенности в инновационную деятельность, когда в центре внимания остается субъект образования (человек).

Социокультурная детерминация ценностей и целей образования, появление новых экзистенциальных смыслов и изменений в мировоззрении современного субъекта образования способствуют формированию установок на управление переходом к информационному обществу.

Модернизация отечественного высшего профессионального образования нацелена на формирование и развитие педагогов, готовых к эффективному выполнению своей профессиональной деятельности, что отражено в проекте концепции поддержки развития (модернизации) педагогического образования, концепции развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах4.

«Сегодня профессиональное образование призвано помочь личности найти пути возможной самореализации в соответствии с требованиями современности»5. Это особенно актуально сейчас, поскольку уровень культуры современного субъекта образования (человека) как характеристика его деятельности не соответствует уровню информационной цивилизации, что обусловливает поиск решения, базирующегося на социокультурном контексте опыта вузов — как отечественных, так = и зарубежных. Один из возможных путей решения проблемы — это развитие инновационности будущего педагога как индикатора качества его профессиональной готовности в современных

условиях, как основы его профессиональной успешности и конкурентоспособности.

Ценностная база целеполагания составляет основу отбора критериев целей. В соответствии с фило- -

софской трактовкой понятия, «цель представляет собой составляющую поведения и сознательной деятельности человека, которая мысленно предопределяет результат деятельности и возможности его реа-

лизации с помощью раз-

личных средств»6.

Выделяют цели тактические, направленные на реальную систему подготовки специалистов, и стратегические, в которых учитывается прогноз развития производства отрасли и сферы труда.

Цели образования базируются на понимании актуальных в современном обществе ценностей.

Так Л.В. Баева трактует инновацион-ность как одну из ценностей постиндустриального общества как цивилизации инновационного типа, когда активность субъекта (человека) направлена «на преобразование природной и социальной действительности», когда субъект (человек) стремится «к принципиально новому, более сложному творчеству, что и приводит к формированию ценности инновации»7 — в противоположность периодам традиционализма, когда господствует ценность статичности.

Одна из стратегических целей высшего профессионального педагогического образования — обеспечение профессионально-личностного становления специалиста — может быть реализована только с учетом его социокультурного потенциала, когда инно-вационность как «экзистенциальная ценность» (Л.В. Баева), как составляющая профессионального мировоззрения выступает доминантой в системе формирования профессиональной компетентности.

А одной из тактических целей современного профессионального образования будет создание условий для профессионального становления специалиста, в этой

Готовность к инновационной деятельности предполагает следующие рефлексивные, исследовательские и творческие качества личности: методологическую культуру и культуру научного исследования, сформированные интеллектуально-нравственные ценности, коммуникативную культуру, интеллектуальную ответственность, мотивацию к профессиональному развитию, качества прогностики.

связи — организация образовательного процесса, способствующего преобразованию инновационности как «экзистенциальной ценности личности» в инновационность как метасвойство, качество личности.

В контексте рассматриваемого вопроса может быть полезен опыт отечественных университетов — МИЭТ, МИФИ, КГТУ, УПИ, ЮРГТУ и др.), а также зарубежных вузов (университет Оулу (Финляндия), Олверно-колледж (США), университет Центральной Флориды (США), и др., применяющих различные форматы инновационного

обучения8.

Реализация концепций инновационного обучения возможна в контексте ком-петентностного подхода (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя и другие). Педагогическая инновационность соотносится:

— с активизацией образовательного процесса, с движением от трансляции информации к ее активному усвоению, формированию компетенций;

— с ориентацией на внедрение в профессиональное обучение новшеств, что связывается в числе прочего и с выделением оптимального объема инвариантных компонентов образования, формированием новых профессионально-личностных качеств будущих педагогов, базовых умений;

— с направленностью на практику, на формирование готовности будущих специалистов к применению знаний при решении конкретных проблем, что служит основой разработки квалификационных харак-теристик9.

«Инновационность» педагога как личностное качество соотносят с наличием интеллектуальной гибкости, «творческости», пассионарности (стремления применять новое). На уровне деятельности инновацион-ность связывают:

— «с эффективным способом решать поставленные задачи» (В. И. Загвязин-ский)10;

ДИСКУССИЯ .

журнал научных публикаций

— с «результативностью как критерием инновации», предполагающей «устойчивость положительных результатов в деятельности преподавателей..., технологичностью в измерении..., однозначностью в понимании и изложении. , возможностью применения в массовом опыте». (В.А. Сластенин) п.

Инновационность может рассматриваться как индикатор качества профессиональной готовности специалистов в современных условиях. С нашей точки зрения, инновационность педагога — это основа профессиональной успешности и конкурентоспособности, что может трактоваться в контексте деятельности субъекта образования и обретения им определенных личностных качеств; в пространстве личностных трансформаций: в движении от формирующего воздействия на субъекта образования до его (субъекта) саморазвития12.

Инновационностю определяется также и сам характер деятельности субъекта (человека). Это напрямую касается и деятельности педагога, которая сегодня многократно усложняется, приобретая новые функции: когнитивного гида, фасилитатора, интерпретатора.

Так, сущность качества инновацион-ности раскрывается в реалиях деятельности педагога через ее осмысление. Инновацион-

ность субъекта образования (будущего учителя) предполагает развитые интеллектуальные способности, собственный когнитивный стиль, «творческость», интеллектуальную гибкость, общие и профессиональные знания, интеллектуально-нравственные ценности, создающие его ценностно-смысловой потенциал. Такой аспект рассмотрения ориентирует на трактовку инновацион-ности педагога как особого интегрального качества, свидетельствующего о высоком уровне его личностного и профессионального развития, выступающего индикатором эффективности и конкурентоспособности.

Можно выделить следующие функции педагогических инноваций:

— поисковая, направленная на выявление новых методов, вариантов, форм, технологий решения проблем;

— аналитическая, предполагающая рассмотрение и оценку современных социокультурных реалий;

— праксеологическая, ориентированная на использование нового в сфере образования;

— моделирующая, направленная на проектирование возможностей применения нового.

Поисковая функция педагогической инновационности проявляется через спо-

собность к овладению новыми видами культурной практики, расширение возможностей их применения, в том числе в контексте собственной самореализации, как реакция на изменения в социуме в качестве противодействия явлениям нестабильности, отчуждению, разрыву человеческих связей (Х. Ленк, Ф. Поллок, Ж. Фридман). Так, Х. Ленк констатирует, что именно деятельность в области непроизводительного труда (в том числе образования) обеспечит выявление и реализацию творческого потенциала субъекта13.

Аналитическая функция инноваци-онности педагога соотносится со способностью критически рассматривать современные социокультурные реалии и давать им оценку, умение объяснять с методологических позиций факты и явления окружающей действительности.

Моделирующая функция педагогической инновационности предполагает способность проектировать и применять новые методы, формы и средства обучения, а также выявлять новые методы, варианты, формы и технологии решения проблем.

Праксеологическая функция иннова-ционности, ориентированная на использование нового в сфере образования, соотносится со способностью «постоянно перестраиваться применительно к новым условиям» (А.М. Новиков) в управлении знаниями, организации проектов, принятии решений, реализации новых технологий и др.14

Готовность к инновационной деятельности предполагает следующие рефлексивные, исследовательские и творческие качества личности: методологическую культуру и культуру научного исследования, сформированные интеллектуально-нравственные ценности, коммуникативную культуру, интеллектуальную ответственность, мотивацию к профессиональному развитию, качества прогностики.

Задача развития педагогической инно-вационности может быть реализована:

— через модель непрерывного профобразования;

— при овладении личностью фундаментальным уровнем образования, создающим базу инновационности;

— при получении личностью возможности саморазвития в ответ на изменение вызовов времени;

— при включении в содержание образования знаний, соответствующих социокультурным ценностям; знаний, содержащих когнитивные и ценностные составляющие, совершенствование гуманитарной подготовки, что отвечает как профессиональным, так и внепрофессиональным личностным сферам деятельности;

— при создании условий выполнения образовательных процессов как процессов личностных, когда делается упор на субъективные детерминанты, которые формируются в контексте профессиональной сферы деятельности;

— при наличии внепрофессиональ-ных личностных образовательных запросов и осознании их самостоятельной ценности, выработанной мотивации к постоянному саморазвитию.

Таким образом, ныне развитие инно-вационности педагога выступает не только одной из ведущих образовательных проблем, но и фактором социального прогресса, способствующим подготовке эффективных квалифицированных кадров, готовых к постоянному учению и переобучению, способных выстраивать философию собственного образования, профессионально успешных и конкурентоспособных. Увеличение внимания к вопросам инновационости педагога объясняется необходимостью соотнесения целей образования с современным и перспективным социокультурным контекстом. Иерархичность и направленность целей профессионального образования не только на результат, но — главное — на качество способствует взаимодополнению целей

Развитие инновационности педагога выступает не только одной из ведущих образовательных проблем, но и фактором социального прогресса, способствующим подготовке эффективных квалифицированных кадров, готовых к постоянному учению и переобучению, способных выстраивать философию собственного образования, профессионально успешных и конкурентоспособных.

субъекта образования (человека) и целей общества. (jjfc

Литература

1. Кондратьев В.В. Методология инновационного развития науки и высшего профессионального образования. Казань: РИЦ «Школа», 2009. С. 152.

2. Энциклопедия профессионального образования. М., 1998. Т. 1-3, Т. 2. С. 176.

3. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. М.: Наука, 2006. С. 8.

4. Проект Концепции поддержки развития (модернизации) педагогического образования. [Электронный ресурс]. URL: Шр://минобрнауки.рф/пресс-центр/3875 (дата обращения 20.05.2015); Концепция развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах // Бюллетень Министерства образования и науки РФ. Высшее и среднее профессиональное образования. 2010. № 10. С. 3-14.

5. Нуруллин Р.А. Философия профессионального образования. Казань: Изд-во «Данис», 2012. 173 с.

6. Всемирная энциклопедия: Философия / глав. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: Харвест, Современный литератор, 2001. С. 1058.

7. Баева Л.В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории. Монография. Астрахань: Изд-во АГУ, 2004. С. 122.

8. Хавов О.Б. Непрерывное образование за рубежом и в России. М.: РАО. Институт теории и истории педагогики. Центр исследований непрерывного образования. 2005. С. 47-49.

9. Пац М.В., Медведев В.А. Роль педагогического сопровождения в профессиональном самоопределении будущего учителя // Дискуссия. 2014. № 2. С. 99-104.

10. Загвязинский В.И. Основы дидактики высшей школы. Тюмень, 1978. 81 с.

11. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / под. ред. В.А. Сластени-на. М.: Академия, 2002. С. 303.

12. Пац М.В. Методологическая компетентность как основа инновационности педагога // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2014. № 4. С. 127-132.

13. Тавризян Г.М. Философы ХХ века о «технике и технической цивилизации» / Г.М. Тавризян. М.: Российская политическая энцикопедия (РОС-СПЭН), 2009. С. 19

14. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. М.: СИНТЕГ, 2008. С. 369.

INNOVATION OF EDUCATION'S SUBJECT AS ONE OF MODERNIZATION'S PURPOSES AT THE HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

M. V. Pats, Candidate of Philosophy, Docent, the department of foreign languages, Penza State University of Architecture and Civil Engineering, V. A. Medvedev, Postgraduate, the department of pedagogy, Penza State University, Penza, Russia, [email protected]

The article covers particular features of a modern higher vocational training in the context of global tendencies influencing the professional activity of a teacher. The necessity of turning toward the socio-cultural context of education is revealed. It is connected with the ways of solving the problem of the development of the innovation of a future teacher. The article considers the valuable basis of setting purposes. The article describes strategic and tactical purposes of a modern higher vocational training. Pedagogical category "innovation of the subject of education" is described in terms of purposes and values of education in information society. The concept is described as "existential value", as an element of professional outlook, as the most important component in the system of professional competence development. The authors also touch upon the essence of teacher's innovation. The authors describe the interrelation between pedagogical innovations and acute qualities of a teacher. Criteria of a future teacher readiness to innovative activity are revealed. Authors' point of view on the phenomenon of teacher's innovation is given. The article reveals the category of "teacher's innovation" as quality indicator of teacher's professional readiness, as the basis of his professional success and competitiveness. The article deals with the competence aspect in the realization of "innovative education" concepts. Competence approach allows realizing the idea of teacher's innovation by means of stepping up of educational process, introducing innovations in vocational training and practical orientation. The qualities of teacher's innovation in his professional activity are described.

The possible ways of realization of pedagogical innovation are presented. The article states that realizing the idea of teacher's innovation is not only one of urgent educational problems of the present but the factor of social progress allowing the training of well-qualified specialists.

Key words: innovation civilization, innovation of the subject of education, innovation activity, values of education, personal value, aims of education, self-development, modernization of higher vocational training, professional success, competitiveness.

References

1. Kondrat'ev V.V. Metodologiia innovatsionnogo razvitiia nauki i vysshego professional'nogo obrazovaniia [Methodology of innovative development of science and higher professional education]. Kazan, RITs «Shkola» Publ., 2009. 213 p.

2. Entsiklopediia professional'nogo obrazovaniia [Encyclopedia of professional education]. Moscow, 1998, vol. 2, 816 p.

3. Lomakina T.Iu. Sovremennyi printsip razvitiia nepre-ryvnogo obrazovaniia [The modern principle of development of continuous education]. Moscow, Nauka Publ., 2006. 221 p.

4. [The draft Concept of support for the development (modernization) of teacher education] (in Russian). Available at: http://minobrnauki.rf/press-tsen-tr/3875 (accessed 20.05.2015); Kontseptsiia razvitiia issledovatel'skoi i innovatsionnoi deiatel'nosti v rossi-iskikh vuzakh [The concept of development of research and innovative activity in Russian universities]. Biulleten' Ministerstva obrazovaniia i nauki RF. Vysshee i srednee professional'noe obrazovaniia — Biulleten' Ministerstva obrazovaniia i nauki RF. Vysshee i srednee professional'noe obrazovaniia, 2010, no. 10, pp. 3—14.

5. Nurullin R.A. Filosofiia professional'nogo obrazovaniia [Philosophy of professional education]. Kazan, Izd-vo «Danis» Publ., 2012. 173 p.

6. Vsemirnaia entsiklopediia: Filosofiia [World encyclopedia of Philosophy]. Moscow, Kharvest, Sovremennyi ¡iterator Publ., 2001, 1312 p.

7. Baeva L.V. Tsennosti izmeniaiushchegosia mira: ekzistentsial'naia aksiologiia istorii. Monografiia [The

value of a changing world: the existential axiology of history. Monograph]. Astrakhan, Izd-vo AGU Publ., 2004, 277 p.

8. Khavov O.B. Nepreryvnoe obrazovanie za rubezhom i v Rossii [Continuous education abroad and in Russia]. Moscow, RAO. Institut teorii i istorii pedagogiki. Tsentr issledovanii nepreryvnogo obrazovaniia Publ., 2005. 116 p.

9. Pats M.V., Medvedev V.A. Rol' pedagogicheskogo so-provozhdeniia v professional'nom samoopredelenii budu-shchego uchitelia [The role of pedagogical support in professional self-determination of future teacher]. Diskus-siia — Discussion, 2014, no. 2, pp. 99—104.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Zagviazinskii V.I. Osnovy didaktiki vyssheishkoly [Basics of didactics of higher school]. Tyumen, 1978, 81 p.

11. Slastenin V.A. Pedagogika: ucheb. posobie dlia stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenii [Pedagogy: Textbook. book for students]. Moscow, Akademiia Publ., 2002. 380 p.

12. Pats M.V. Metodologicheskaia kompetentnost' kak os-nova innovatsionnosti pedagoga [Methodological competence as the basis of innovative teacher]. Izvestiia Iuzhno-go federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki — Proceedings of South Federal University Pedagogic sciences, 2014, no. 4, pp. 127-132.

13. Tavrizian G.M. Filosofy KhKh veka o «tekhnike i tekhnicheskoi tsivilizatsii» [The philosophers of the twentieth century, «engineering and technical civiliza-tion»]. Moscow, Rossiiskaia politicheskaia entsikopediia (ROSSPEN) Publ., 2009. 216 p.

14. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiia [Methodology]. Moscow, SINTEG Publ., 2008. 668 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.