Петрова Марина Александровна ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ...
УДК 378.637:373.3
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ НЕСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
© 2017
Петрова Марина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология и педагогика начального образования» Иркутский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, ул. Карла Маркса, д. 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. Федеральные государственные стандарты высшего образования предполагают в качестве результатов овладение соответствующими компетенциями, не раскрывая при этом содержания компетенций. Предполагается, что содержание компетенций должно соотноситься с профессиональными функциями, представленными в профессиональном стандарте педагога и учитывающими сферу его деятельности. Также вуз может дополнительно определить те компетенции, которые он предполагает формировать в процессе реализации своих образовательных программ. В связи с этим возникает необходимость смоделировать содержание компетенций, представленных в стандарте, соотнести их с профессиональными функциями, определить необходимые средства и условия для овладения компетенциями. Обучение будущего учителя в вузе предполагает не только овладение компетенциями как умением решать определенный круг профессиональных задач, но и профессионально-личностное развитие, развитие профессионально-значимых качеств личности. Наличие этих качеств является необходимым условием осуществления педагогической деятельности. Профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов должна учитывать как компетентностную, так и личностную составляющие. Развитие системы общего и высшего образования предполагает, с одной стороны, усиление его правового и административного регулирования, с другой - расширение сферы академической свободы. Таким образом, более четко обозначается зона ответственности субъектов образования. Умение квалифицированно действовать в зоне своей ответственности становится важной профессиональной компетенцией будущего учителя начальных классов, которая в качестве необходимой личностной составляющей должна включать и профессиональную ответственность. Теоретический анализ понятий готовности нести профессиональную ответственность как профессиональной компетенции и как профессионально-значимого качества личности будущего учителя начальных классов, анализ профессионального стандарта педагога и Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «педагогическое образование» позволил построить теоретическую модель содержания подготовки, направленного на формирование соответствующей компетенции и качества личности будущих педагогов.
Ключевые слова: подготовка бакалавров, профиль «начальное образование», учебно-профессиональная деятельность, профессиональные функции, профессиональные компетенции, профессионально-значимые качества личности, профессиональная ответственность
PROBLEM OF FORMATION A READINESS FOR PROFESSIONAL RESPONSIBILITY AS A PROFESSIONAL COMPETENCE AND A PROFESSIONAL SIGNIFICANT PERSONAL QUALITY FOR FUTURE ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS
© 2017
Petrova Marina Aleksandrovna, Candidate of Psychological Science, Associate Professor of the Chair «Psychology and Pedagogy of Elementary Education» Irkutsk State University (664043, Russia, Irkutsk, street Karl Marx, 1, e-mail: [email protected]) Abstract. The federal state higher educational standards presume achievement essential qualities as a result without explanation of their purport. Supposed that purport of qualities should correlate with professional functions represented in professional teacher standard and considered with one's field of activity. University also can additionally define qualities that it supposed to form during its educational programs implementation. In those circumstances it is necessary to simulate purport of qualities represented in the standard, correlate them with the professional functions and define necessary means and conditions for qualities achievement. Future teacher's training in university supposed not only achievement the qualities as a problem solving skills, but also development of professional significant personal qualities. The presence of these qualities is a necessary condition for pedagogical activity implementation. Future elementary school teacher's professional training should consider both worker and personal components. Development of general and higher educational system supposed, on one hand, strengthening of legal and administrative regulation on the other hand, expanding the scope of academic freedom. Thus area of educational subjects' responsibility becomes more clear. The ability to act professionally in their area of responsibility becomes an important professional quality for future elementary school teacher which should include professional responsibility as a necessary personal part. Theoretical analysis of readiness' for professional liable as a professional competence and a professional significant personal quality for future elementary school teachers concepts, analysis of professional teacher's standard and federal state educational standard of higher education of Pedagogical Education allow to build a theoretical model of training content, which are aimed at forming of future teacher's essential competencies and personal qualities.
Keywords: Bachelors' Training, «Elementary Education Profile», Educational and Professional Activities, Professional Functions, Professional Competencies, Professional Significant Personal Qualities, Professional Responsibility.
Категория профессионально-педагогическая компетентность рассматривается как результирующая характеристика профессиональной подготовки педагога. С точки зрения философии образования, Б. С. Гершунский рассматривает профессиональную компетентность вообще в контексте «осуществления личностной потребности наиболее полной жизненной самореализации в соответствии со своими способностями и интересами, <...> возможной лишь в ограниченной сфере трудовой деятельности, в которой человек должен быть професси-
онально-компетентным. Профессиональная компетентность определятся уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу. Эти качества присутствуют в функциональной грамотности, которая актуализируется на профессиональном уровне. Те ее компоненты, которые относятся к формируемым качествам личности: ответственности,
Петрова Марина Александровна педагогические
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ... науки
творчеству, любознательности, настойчивости, стремлению к приобретению новых знаний, эстетическому восприятию действительности и, конечно же, к высокой нравственности, без которой немыслим подлинный профессионал своего дела» [1, 74].
Мы видим, что само понятие профессиональная компетентность включает ответственность как сущностную характеристику как на деятельностном, так и на личностном уровне. Очевидно, формирование готовности нести профессиональную ответственность имеет свою специфику в отборе содержания, методов, средств и условий в зависимости от того, какой её аспект является целью профессиональной подготовки.
Рассмотрение содержательной основы формирования готовности нести профессиональную ответственность необходимо начать с рассмотрения сущности категории профессиональной ответственности и её компонентов.
Категория ответственность так же, как и категория профессионально-педагогическая компетентность, носит двойственный характер: она выступает как ответственность (долг) перед кем-то, когда субъект ответственности осуществляет общественно оцениваемую деятельность, а с другой стороны - связана с понятиями совести и свободы личности. Свобода личности предполагает ответственность за то, что находится в сфере ее свободы. Чувство ответственности при этом представляет собой способность соответствовать социальным нормам или ситуации, в которой человек находится. Оно сопровождается рефлексией и оценкой соответствия или несоответствия нормам и ситуации.
С.С. Быкова определяет профессиональную ответственность будущего педагога как «профессионально-личностное качество, проявляющееся в ценностном отношении к педагогической деятельности, другим людям и самому себе; характеризующееся единством нравственного и правового компонентов, которые выступают регуляторами контроля за поведением и деятельностью» [2, 52]. По мнению автора, нравственный компонент представлен через потребность отношения к ребенку как к наивысшей ценности и включает знание системы нравственных ценностей, мотивирующих и мобилизующих к осуществлению деятельности, осознание социальной значимости будущей профессии; а также готовность и способность следовать нормам нравственности в рамках профессиональной деятельности и всей жизнедеятельности.
Близким по содержанию нравственному компоненту является моральный аспект профессиональной ответственности (трудовая мораль) связан с профессиональной этикой педагога, с пониманием профессиональной чести, с чувством гордости за свой труд. Профессиональная этика педагога - это вид трудовой морали, включающий нормы, правила поведения, морального облика педагога. Особенностью профессиональной этики будущего учителя начальных классов является то, что он является для учащегося примером культуры и нравственности, моральных идеалов, несет ответственность за будущее учащихся, т.к. эффект его профессиональной деятельности отсрочен во времени.
Н.Л. Коршунова [3] выделяет социальный аспект профессиональной ответственности педагога: его деятельность должна быть связана с развитием способностей личности, которые нужны и ей, и обществу; с приобщением ее к активному участию в жизни; с соединением бытия каждого отдельного человека с культурой и образованностью, что позволяет ей предвидеть реальные последствия своих действий. Демократические свободы должны опираться на высокую компетентность личности. Важнейшая задача системы образования заключается в том, чтобы предоставить любому учащемуся широкие возможности для выбора собственной образовательной траектории, научить его свободно двигаться в пространстве идей, развить его мышление 156
и эмоциональное восприятие действительности, помочь ему выработать целостный взгляд на мир, стать полноценным гражданином, обладающим развитым чувством ответственности за судьбу страны. Таким образом, социальный компонент профессиональной ответственности педагога заключается в воспитании свободной и ответственной личности и связан с результатом деятельности педагога.
Правовой компонент профессиональной ответственности «основан на системе социально-правовых ценностей и представлен через потребность в приобретении правовых знаний в процессе профессиональной подготовки, готовность решать профессиональные задачи в рамках правового поля и устанавливать межличностные связи при согласовании своих действий с действиями других субъектов права» [2, 52].
Таким образом, формирование готовности нести профессиональную ответственность должно строиться на таком содержании профессионального образования, которое позволяло бы формировать нравственный, моральный, социальный и правовой компоненты профессиональной ответственности.
Рассматривая условия формирования готовности нести профессиональную ответственность, необходимо уточнить содержание её личностного и собственно профессионального компонентов. Если первый связан с ценностным отношением к различным сторонам педагогической профессии и переживанием чувства долга, то второй - с процессом и результатами профессиональной деятельности. Очевидно, что условия и методы формирования этих компонентов различны.
Нам представляется важным именно комплексный подход к формированию каждого компонента. Акцент на одном из компонентов представляет опасность или для самого будущего учителя, или для его учеников. Так, выделяя только личностный компонент, воспитывая только чувство профессионального долга, стремления к моральным и профессиональным идеалам, не вооружая определенными алгоритмами и способами профессиональных действий по решению профессиональных задач в ситуациях, требующих ответственных решений, мы создаем условия для скорого профессионального выгорания будущего учителя. А если мы уделяем преимущественно внимание функциональной стороне подготовки, то продуктом такого профессионально-образовательного процесса может стать бездушный и безответственный функционер.
Продуктивным в плане соотнесения личностного и деятельностного компонентов профессиональной ответственности является подход А. К. Марковой [4] к соотнесению отдельных сторон труда учителя с составляющими профессиональной компетентности:
- профессиональными (объективно необходимыми) психологическими и педагогическими знаниями;
- профессиональными (объективно необходимыми) педагогическими умениями;
- профессиональными психологическими позициями, установками учителя, требуемыми от него профессией;
- личностными особенностями, обеспечивающими овладение учителем профессиональными знаниями и умениями. Этот подход мы взяли за основу при проведении теоретического анализа требований профессионального стандарта педагога к сфере его профессиональной ответственности.
Говоря о формировании профессиональной ответственности, чаще всего внимание уделяют все-таки ценностно-мотивационной и эмоциональной стороне ответственности и недостаточно обращаются к её про-фессионально-деятельностной составляющей.
В связи с этим интересен подход К. Муздыбаева [5], который, анализируя традиционный подход к категории ответственности, указывает, что он затрагивает лишь конечный этап деятельности субъекта и выполняет функ-АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)
Петрова Марина Александровна ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ...
цию контроля и возложения вины, предлагает рассматривать ответственность на основе ряда функциональных характеристик:
- «принятие на себя человеком или группой определенных ответственных обязательств;
- несение ответственных обязательств за кого-либо, что-либо;
- сложение с себя или с другого ответственных обязательств» [5, 55].
При этом, «все действия, связанные с понятием ответственности, предполагают активность носителя ответственности, независимо от того, навязана ли она человеку извне или принята им на себя добровольно» [5, 57]. На наш взгляд, эти действия предполагают умение решать важную профессиональную задачу по определению границ своей ответственности и границ своей компетентности. Это умение рассматривается в ряду общих компетентностей педагога-психолога [6], но в подготовке педагогов начальной школы ему уделяется, безусловно, недостаточное внимание. Границы ответственности педагога на этапе принятия и сложения обязательств определяются его компетенцией, т.е. кругом полномочий, а также его компетентностью, т.е. объемом знаний в зависимости от уровня образования, опыта и квалификации.
Средствами формирования готовности нести профессиональную ответственность как компетентности и профессионально-значимого качества личности могут выступать различные методы и технологии (интерактивные, игровые, дискуссионные, диалогические) [7]; социокультурная среда [8]; особым образом организованное учебное и внеучебное взаимодействие будущего учителя и преподавателя вуза [9, 10]; специально сконструированные задания на саморефлексию [11]; содержание профессиональной подготовки [12-20].
Так, С.С. Быкова [20] использует воспитательный потенциал учебного курса «Педагогика», выделяет темы, которые всецело направлены на решение поставленной задачи. Особое значение для формирования нравственного и правового компонентов профессиональной ответственности будущих педагогов имеет раздел «Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса. Управление образовательными системами. Современные средства оценивания результатов обучения». По мнению автора, таким образом идет формирование ответственности за проведение государственной политики РФ, за соблюдение прав ребенка; у будущих педагогов вырабатывается самоконтроль за соблюдением норм нравственности в рамках профессиональной деятельности.
Соглашаясь с С.С. Быковой, мы рассматриваем специально отобранное содержание подготовки действенным инструментом формирования компетенции готовности нести профессиональную ответственность.
ФГОС по направлению 44.03.01 педагогическое образование предполагает формирование ряда компетенций, связанных с различными аспектами готовности нести профессиональную ответственность: способность толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (социальный аспект); готовность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными актами в сфере образования (нормативно-правовой аспект); владение основам профессиональной этики (моральный аспект). Формирование компетенций, предписываемых стандартом высшего образования, необходимо соотносить с профессиональным стандартом педагога, только такое соотнесение позволит достичь востребованного работодателем качества подготовки будущих учителей.
Рассмотрим процесс разработки содержания подготовки бакалавров по профилю «Начальное образование» на примере содержания отдельных трудовых функций педагога зафиксированных в профессиональном стандарте [21, 22], выделив задачу по определению границы
своей профессиональной ответственности.
Таблица 1- Соотнесение трудовых действий, зоны ответственности педагога и содержанием подготовки будущего учителя в рамках трудовой функции «Развивающая деятельность»
Так, трудовая функция «Развивающая деятельность» предполагает выполнение ряда трудовых действий, выполняя которые будущий учитель должен определить границы своей компетенции и квалификации.
Петрова Марина Александровна
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ .
Разрабатывая образовательную программу подготовки будущего учителя начальных классов, мы обеспечиваем подбор соответствующего содержания тем в рамках традиционных предметов или включаем специальные курсы по выбору. Модель разработки содержания подготовки представлена в таблице 1.
Таким образом, разработанная модель позволяет более четко проектировать компетентностное содержание образования и определять структуру профессиональных действий, через которые осуществляется та или иная функция. Она позволяет увидеть формируемые аспекты готовности нести профессиональную ответственность как профессиональной компетентности, что позволит грамотно подобрать учебное содержание, направленное на усвоение всех трудовых действий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гершунский Б.С. Философия образования ХХ1 века. М.: «Совершенство», 1998. 608 с.
2. Быкова С.С. Профессиональная ответственность будущего педагога: содержание и структура понятия.// Ярославский педагогический вестник. 2016. №3. С. 49-53.
3. Н. Л. Коршунова, Социальная ответственность педагогов [Электронный ресурс]: электрон. данные. -Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS. RU, 14 ноября 2007. - Режим доступа: http://portalus.ru/ modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id= 1195049937&archive=1195938639&start_from=&ucat=&. (дата обращения 27.02.2017)
4. Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
5. Муздыбаев К. Психология ответственности. М., 1983. 240 с.
6. Марголис А.А., Коновалова И.В. Критерии профессиональной компетентности педагога-психолога // Психологическая наука и образование. 2010. № 1. С. 13-20.
7. Интенсификация процесса формирования профессиональной компетентности педагога-психолога: монография / Е.В. Кузнецова, О.И. Мезенцева, В.Г. Петровская, Л.Н. Степанова. Новосибирск, 2013. 200 с.
8. Федосова И.В. Социокультурные основы модели выпускника педагогического института// Категория «социального» в современной педагогике и психологии// материалы 4-й всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Тольятти, 2016. С. 396-401.
9. Гусевская О.В. Формирование коммуникативной культуры личности как основа общекультурной компетентности// Ценности и смыслы. 2009. №1. С. 131-141.
10. Федосова И.В., Гусевская О.В. Настольная книга куратора студенческой группы: учебно-методическое пособие. Иркутск, 2013. 180 с.
11. Попова И.М. Стимулирование творческого становления учителя//Инновации в науке: материалы 20-й международной заочной научно-практической конференции. Новосибирск: Сибак,2013. С.89-95.
12. Джиоева Г.Х. основные направления этнопедаго-гической подготовки будущего учителя // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 75-78.
13. Найниш Л.А., Бурлов В.В., Ремонтова Л.В. Учебное время и качество профессиональной подготовки в системе высшего образования России // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.
2014. № 4. С. 227-230.
14. Беляева Е.Н. Современные тенденции профессиональной подготовки педагога // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 46-48.
15. Кондаурова И.К. Математическая подготовка студентов в вузе в контексте будущей профессиональной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал.
2015. № 3 (12). С. 50-53.
16. Сорокина И.В. Методическая подготовка будущих учителей истории в вузе // Самарский научный вестник. 2013. № 4 (5). С. 143-146._
17. Прошин И.А., Прошин Д.И., Прошина Н.Н. Классификация методов профессиональной подготовки по степени участия в образовательном процессе преподавателя // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 4 (08). С. 126-135.
18. Питерская С.Э. Особенности профессиональной подготовки студентов-билингвов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 61-64.
19. Березюк Ю.В. Подготовка будущего учителя к применению метода моделирования педагогических ситуаций в учебном процессе // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 12-13.
20. Быкова С. С. Использование воспитательного потенциала педагогических дисциплин для формирования профессиональной ответственности будущих педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 10 (октябрь). С. 26-30. URL: http://e-koncept.ru/2015/15340.htm (дата обращения 27.02.2017).
21. 13Концепция «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. C. 5-10.
22. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)». URL:http://www.rosmintrud.ru/docs/ mintrud/orders/129 (дата обращения 27.02.2017).