Petrova Marina Aleksandrovna PLANNING OF EDUCATIONAL ..
pedagogical sciences
УДК 378.637:373.3
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА
© 2018
Петрова Марина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики начального образования Иркутский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, ул. Карла Маркса, д. 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. Действующий Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлению Педагогическое образование, а также проект стандарта следующего поколения предполагают в качестве результатов овладение соответствующими компетенциями. Однако содержание компетенций, требования к результатам их освоения и индикаторы их освоения остаются не раскрытыми. Предполагается, что содержание компетенций должно соотноситься с профессиональными функциями, представленными в профессиональных стандартах, соответствующих профессиональной деятельности выпускников. В связи с этим возникает необходимость смоделировать содержание компетенций, представленных в стандарте подготовки педагога, соотнести их с профессиональными функциями, зафиксированными в профессиональном стандарте педагога. Обучение бакалавра по профилю «начальное образование» предполагает в первую очередь овладение компетенциями как умением решать определенный круг профессиональных задач. Содержание компетенции можно описать через характеристику задач, которые позволяет решать соответствующая компетенция. В процессе подготовки педагога с профессиональными задачами коррелируют соответствующие учебно-профессиональные задачи. Теоретический анализ сущности понятия учебно-профессиональная задача, Стандартов высшего образования по направлению Педагогическое образование, профессионального стандарта педагога, позволил выделить систему учебно-профессиональных задач, направленных на овладение будущими учителями обобщенной трудовой функцией по реализации программ начального общего образования.
Ключевые слова: подготовка бакалавров, профиль «начальное образование», учебно-профессиональная деятельность, учебно-профессиональная задача, проектирование, профессиональные функции, профессиональные компетенции, профессиональный стандарт педагога.
PLANNING OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL TASKS DURING THE PRIMARY SCHOOL TEACHER'S TRAINING BASED ON TEACHER'S PROFESSIONAL STANDARD
© 2018
Petrova Marina Aleksandrovna, Candidate of Psychological Science, Associate Professor of the Chair «Psychology and Pedagogy of Elementary Education» Irkutsk State University (664003, Russia, Irkutsk, street Karl Marx, 1, e-mail: [email protected])
Abstract. The current federal state higher educational standard in pedagogical education and the next generation project of this standard presume as a result the achievement of essential qualities. However, the purport of this qualities, requirements for the results of its mastering and ways for detection of this mastering remains unexplained. Supposed that purport of qualities should correlate with professional functions represented in professional standards relevant to professional activities of graduates. In those circumstances it is necessary to simulate purport of qualities represented in the teacher's training standard, correlate them with the professional functions which are stated in teacher's professional standard. Bachelor's training by «Elementary Education» profile primarily involves the achievement essential qualities as ability to solve a certain range of professional problems. The purport of the quality can be described through a characteristics of problems which can be solved by using this quality. During the teacher's training, educational and professional tasks are correlated with appropriate professional problems. Theoretical analysis of the essence of «Educational and professional task» concept, higher educational standard in pedagogical education and teacher's professional standard are made it possible to distinguish a system of educational and professional tasks which are aimed to future teacher's mastery of generalized working function for the implementation of elementary education programs.
Keywords: Bachelors' Training, «Elementary Education» Profile, Educational and Professional Activities, Educational and Professional Task, Planning, Professional Functions, Professional Competencies, Teacher's Professional Standard.
Разработка и внедрение профессионального стандарта «Педагог» [1] делает актуальным соотнесение этого документа с Федеральными государственными стандартами подготовки педагогов на различных уровнях (среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат, магистратура)). Перечень компетенций, представленных во ФГОС СПО И ВО выступает в качестве целевых ориентиров подготовки будущих учителей. В то же время, такие ориентиры задает и профессиональный стандарт. Подготовка современного педагога невозможна ни в нормативном, ни в содержательном плане вне ориентации на этот документ.
В.А. Адольф отмечает, что «задавая рамки и нормы, стандарты на языке ключевых, базовых и специальных компетенций характеризуют требования к результатам подготовки. При этом путь достижения результатов необходимо найти каждому образовательному учреждению, учитывая не только объективный контекст стандартов, но и субъективный контекст, который определяется реальной ситуацией на местах образовательной практики...» [2, с.5]. Нам представляется продуктивным для нашего исследования подход автора к определению целей профессиональной подготовки: «Освоение ком-
петенций как качественных новообразований личности, необходимых для успешного решения профессиональных задач, определяется как цель тактического уровня подготовки... Стратегический уровень может быть выявлен из тех функций и ролей, которыми призван обладать педагог, решая комплекс профессиональных задач в реальной образовательной действительности. Цели профессиональной подготовки операционного уровня определяются в рамках различных компонентов подготовки, направляются на овладение знаниями и умениями, развитие мотивационно-поведенческой сферы личности студента.» [2, с.7].
Проектируя систему достижения целей профессиональной подготовки, которая предполагает достижение готовности к решению профессиональных задач, мы не можем не включать соответствующую систему учебных и учебно-профессиональных задач, которые адекватны, но не тождественны задачам осваиваемой профессионально-педагогической деятельности. Необходимо развести ряд понятий.
Профессиональная деятельность - деятельность по выполнению профессиональных функций, предполагающая решение многочисленных профессиональных за-
педагогические науки
Петрова Марина Александровна ПРОЕКТИРОВАНИЕ ...
дач, возникающих в разнообразных конкретных ситуациях педагогической деятельности. Профессиональная педагогическая задача возникает, когда действия педагога не в полной мере соответствуют ситуации и требуется их перестройка н основе анализа ситуации и рефлексии собственных действий. Решение педагогической задачи всегда вариативно, поскольку возникают бесконечно разнообразные обстоятельства и условия профессиональной деятельности, также опыт и потенциал педагогов, ресурсы, которыми они в момент решения профессиональной задачи обладают, существенно различны у каждого педагога.
Процесс подготовки к реализации профессиональной деятельности и профессиональных функций предполагает включение будущих учителей начальных классов в учебную и учебно-профессиональную деятельность, а также использование системы соответствующих задач.
Учебная деятельность это деятельность студента, учащегося по усвоению широкого круга знаний способов действий, в результате которого происходит изменение опыта, сферы знаний и умений, развиваются способности, формируется индивидуальный стиль учебной деятельности, осваиваются универсальные способы познавательных действий. Учебные задачи направлены на овладение ими и включают информационные, познавательные, коммуникативные, рефлексивные и др. задачи. Учебные задачи способствуют овладению общекультурными компетенциями, такими как осуществлять поиск информации, структурировать и моделировать, преобразовывать информацию, полученную из разных источников, хранить и уметь предъявлять другим. Познавательные учебные задачи предполагают умение интегрировать информацию, полученную из разных источников (текст, видео, электронный ресурс, собственный опыт), критически её оценивать (с точки зрения новизны, полезности, иерархизированности, обобщенности). Коммуникативные задачи предполагают умение устанавливать контакт с разными по возрасту, компетенциям, психологическим состояниям людьми, готовность к письменной коммуникации в том числе в учебной и профессиональной деятельности. Наиболее важными, на наш взгляд, для студентов являются умения академического чтения и академического письма, которым пока не придается важного значения.
Учебно-профессиональные задачи решаются в рамках учебно-профессиональной деятельности. Учебно-профессиональная деятельность это деятельность, в ходе которой происходит присвоение профессиональных компетенций, профессиональных функций, соответствующих знаний и умений, позволяющих решать профессиональные задачи в рамках определенных компетенций и функций. Кроме этого, результатом учебно-профессиональной педагогической деятельности является то, что под её влиянием происходит профессионализация мотивационной сферы (появляются профессиональные интересы, возникают мотивы профессионального самосовершенствования); познавательной сферы личности будущего педагога (развивается профессиональное мышление, профессиональная речь); присваиваются профессиональные гуманистические ценности и т.д.
Учебно-профессиональные задачи (УПЗ) рассматриваются как эффективное средство формирования мотивации учения будущих педагогов [4], развития субъекта учебно-профессиональной деятельности в период педагогической практики студентов [5], оценивания компетенций при подготовке специалистов [6], собственно как средство формирования профессиональной компетентности бакалавра-педагога [7], развития креативного потенциала будущего учителя [8], формирования гуманитарного мышления будущих учителей [9], профессионального самоопределения [10].
УПЗ является единицей учебно-профессиональной деятельности, которая воспроизводит в процессе её решения студентом все элементы учебно-профессиональ-
ной деятельности: мотивацию, активизирующую деятельность студентов по разрешению учебно-профессиональных проблем, предмет, соответствующий предмету учебно-профессиональной деятельности, действия по решению учебно-профессиональной задачи, контрольно-оценочные действия.
Рассмотрим соотнесение задач разного уровня в подготовке будущего учителя начальных классов и условиях их реализации (таблица 1).
Анализ таблицы показывает, что стратегические, тактические и операционные задачи могут соотноситься, задачи более «высокого» уровня выступают как ме-тазадачи, они дополняются и конкретизируются задачами более «низкого» (частного, конкретного) уровня. В то же время, очевиден вывод о недостаточности содержания тактических задач для решения выделенных метазадач. Во-первых, ФГОС ВО не учитывает специфику деятельности на начальной ступени образования, перечень педагогических задач и профессиональных компетенций носит обобщенный характер. Во-вторых, структура обобщенных профессиональных действий не в полной мере может быть освоена в процессе овладения видами задач и компетенций, представленных во ФГОС ВО. Необходима дальнейшая разработка и конкретизация как номенклатуры, так и содержания учебно-профессиональных задач для подготовки учителя, способного эффективно реализовать профессиональную функцию «Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования».
Необходимо иметь в виду, что предметом УПЗ является способ решения частной или обобщенной профессиональной задачи, студенты учатся актуализировать имеющиеся у них теоретические знания, алгоритмы профессиональной деятельности и отбирать необходимые применительно к условиям задачи и проблеме, представленной в задаче.
В качестве примера рассмотрим профессиональное действие «Корректировка учебной деятельности...», овладение которым выступает как стратегическая профессиональная задача. Анализ действия позволяет выделить целую иерархию учебно-профессиональных задач, направленных на овладение этим действием. Иерархию может задать стратегическая метазадача на построение способов проектирования образовательной деятельности с позиции развития личности младшего школьника. Средствами решения данной задачи выступают знание закономерностей и содержания возрастного развития младших школьников, кризисов младшего школьного возраста, новообразований дошкольного и младшего школьного возраста, умение проводить диагностику уровня развития познавательных процессов, уровня сформированности учебной деятельности, учебной мотивации или умение пользоваться результатами диагностики, проведенной психологом. Необходимо также умение подбирать учебные задания, форму их предъявления, организовать темп и характер учебной работы, меры помощи в соответствии с зоной его ближайшего развития и так далее.
Профессиональное действие по проведению в 4 классе начальной школы мероприятий по профилактике дезадаптации также предполагает овладение умением решать ряд учебно-профессиональных задач: выделение признаков нормальной адаптации и дезадаптации, объективных и субъективных причин дезадаптации, умение прогнозировать трудности адаптации у отдельных учащихся, умение организовать взаимодействие с психологом и педагогами (классным руководителем) основной школы мероприятия по профилактике дезадаптации класса в целом и отдельных учеников.
Необходимость разработки такого содержания отражает творческий и поисковых характер педагогической деятельности. Существует значительное количество исследований, посвященных разработке как номенклатуры педагогических и учебно-профессиональных задач, так
Petrova Marina Aleksandrovna
PLANNING OF EDUCATIONAL .
pedagogical sciences
и поиску алгоритмов и технологии овладения методами и способами решения таких задач [3-8, 13-22].
Актуальность и многочисленность исследовании в данном направлении объясняется вариативностью условии в которых осуществляется педагогическая деятельность. Так, меняются возрастные характеристики психологического развития младших школьников, социальный контекст их жизни: меняются характеристики готовности к школе в связи с редукциеи игровои деятельности дошкольников, не в полной мере сформированы такие новообразования как произвольность и внутренний план действий. Наблюдается редукция социальных контактов: отсутствует детское разновозрастное сообщество, непосредственное общение и свободная деятельность заменяется гаджетами, интерактивными компьютерными играми, просмотром телевизора, что ведет к снижению уровня коммуникативных навыков, доступность, разноплановость большого количества информации приводит к снижению познавательной мотивации. Примером поиска в направлении изучения путей решения психологических профессиональных задач является работа Матросовой Ю.С. по преодолению отчуждения учащихся от школы, которое рассматривается как учебно-профессиональная задача [13].
Меняется содержание профессиональной деятельности (содержание и требование ФГОС начального и общего образования, содержание учебных планов, учебно-методических комплексов, учебников, характер учебного процесса и учебных взаимодействий и т.д.; вводятся ФГОС для обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе), система мониторинговых международных и общероссийских исследований (форматы всероссийских проверочных работ, PIRLS, TIMMS и т.д.). Исследуются возможности учебно-профессиональных задач по формированию компетенций в этих областях [14].
Таблица 1 - Соотнесение профессиональных и учебно-профессиональных задач различного уровня в подготовке будущего учителя начальных классов
Фор мир ованне у Способность Анализ запр о сов
дет ей с о циальной организовывать р аб от о д ател ей по
позиции сотрудничество решению
обучающихся на обучающихся, проблемы
всем протяжении поддерживать их формирования
обученияе активность, социальной
начальной школе инициативно сть и позиции
Сразвте°а^ЛЬН0Ста обучающихся
творческие
способности (ГЖ-
Формирование Формирование Ставить Способность Анализ запр о с ов
метапр едметных образовательной р а злнчны е виды использовать р аб от од ател ей по
компетенций, среды для учебных задач современные решению
умения учиться и обеспечения {учебно- методы и проблемы
универ с а льных качества познавательных, технологии формирования
учебных действий образования, втом учебно- обученияи УУД, анализ
до уровня, числе-с практических, диагно стнки (ПК- опыта студентов
необходимого для применением учебно-игровых) 2): по формированию
освоения информационных и организовывать Способность УУД младших
образовательных технологий: их решение {в использовать школьников,
программ индивидуальной возможности выделение общих
основного общего или групповой образовательной проблемиих
образования форме) в среды для разработка,
со ответствии с достижения выделение
уровнем личностных, индивидуальных
познавательного и метапр едметных и проблеми
личностного предметных интересов
р а звнтня д ет ей результатов студентов
младшего обученияи
возраста, сохраняя обеспечения
призтом баланс качества учебно-
предметнойи воспитательного
метапредметной процесса
со ставляющен их средствами
содержания; пр еподава емых
учебных
пр едметов {ПК-4),
Способность
о суще ствлять
педагогическое
сопровождение
с оциализации и
професснональног
о самоопределения
обучающихся {ПК-
5)
Объективная Во Готовностьк Анализпроблем
оценка успеховн взаимодействии с псюдо лого- индивиду алнзаци
возможностей родителями педагогическому ИИ
обучающихся с {законными сопровождению дифференциации
учетом пр е д ст авите лями), учебно- обучения (в том
нер авномерно сти другими воспитательного числе -
индивиду ального пе д агогич е скнми процесса (ОПК-3); тендерной) в
развития детей исполко^те в практике
младшего пр о ектнр овать и современные студентовн
школьного корр ектир овать методы и р аб от од ател ей
возраста, а также индивидуальную технологии
своеобразия образовательную обученияи
динамики траекторию диагностики {ПК-
развития учебной обучающегосяв 2);
деятельности соответствиис Способность
мальчикови задачами решать задачи
девочек д о стнження всех воспитанияи
видов духовно-
образовательных нравственного
результатов развития,
{предметных, о буч ающнх ся в
метапр едметных и учеб ной и
личностных), внеучебной
бых о дящими за деятельности (ПК-
р амки пр огр аммы 3)
общего
ооразования
Корректировка Использование Способность Анализпроблем
учебной технологий, осуществлять индивидуализаци
деятельности соответствующих обучение, и обучения в
исходя из данных возрастным воспитанней начальной школе
мониторинга возможностям развитие с учетом в практике
образовательных обучающих сяи социальных, студентовн
результатов с отражающих возрастных, р аб от од ател ей
учетом специфику психофизических
нер авномерно сти предметной и индивиду а льных
индивиду ального области; особенностей,^
р азвнтня д ет ей обрамвательньш
младшего потребностей
школьного обучающихся
возраста (втом (ОПК-2);
различий^ Способность
возрасте, условий
дошкольного методы и
обученияи технологии
воспитания), а обученияи
также своеобразия диагностики {ПК-
динамики 2)
девочек
Проведениев Готовностьк Анализзапросов
четвертомклассе психолого- р аб от од ател ей по
начальной школы педагогическому проблеме _
(во с о пр о вождению трудностей
взаимодействии с учебно- адаптациив
психологом) мероприятий по процесса (ОПК-3);
профилактике Способность
трудностей
адаптации детейк методы и
учебно- технологии
Боспитательному обученияи
процессу в диагно стнки {ПК-
взаимодействию с
участниками
образовательного
процесса (ПК^6)
Созданы пособия, включающие задачи разных типов, видов, которые строятся с учетом этапов решения педагогической задачи [23]:
педагогические науки
Петрова Марина Александровна ПРОЕКТИРОВАНИЕ ...
1) анализ педагогической ситуации;
2) целеполагание и планирование;
3) конструирование и реализация педагогического процесса;
4) регулирование и оценка успешности реализации педагогического процесса и педагогических действий, их коррекция; 5) итоговый контроль.
Решение педагогической задачи может выступить предметом УПЗ. Этапы решения учебно-профессиональной и профессиональной задачи имеют общее и отличительное. УПЗ направлена на построение студентами способов решения профессиональных задач, которыми они пока не владеют. Соответственно, этапы решения УПЗ задаются этой характеристикой:
1. Анализ учебно-профессиональной ситуации, выявление известного и неизвестного, формулирование проблемы как области своего профессионального незнания.
2. Построение теоретической модели условий задачи, преобразование теоретической модели для обнаружения вариативных составляющих и констант.
3. На основе анализа и преобразования модели выделение общих принципов и обобщенного способа решения УПЗ, который выступает ориентировочной основой учебно-профессиональных действий (ООД).
4. Построение системы частных УПЗ, решаемых на основе общих принципов и обобщенного способа.
5. Контроль процесса и результата решения частных УПЗ на основе соотнесения целей и результатов решения задачи, процесса её решения и ООД.
6. Содержательная рефлексивная оценка собственного опыта.
Анализ сущности и этапов решения УПЗ позволяет выделить критерии и уровни овладения будущими учителями умением решать учебно-профессиональную задачу.
Высокий уровень: Студент может самостоятельно или в сотрудничестве с другими студентами проанализировать содержание учебно-профессиональной ситуации, выделить существенные условия и проблему, содержащуюся в ситуации, сформулировать её. Проводит содержательную рефлексию собственного опыта, чтобы определить, достаточно ли у него средств (профессиональных знаний и умений) для решения задачи. Мотивирован к самостоятельному поиску решения задачи. Выделяет принципы решения задачи и строит теоретическую модель её решения, преобразует её с целью выделить несущественные элементы. На основе теоретической модели выделяет последовательность действий по решению задачи, алгоритм её решения как ориентировочную основу присваиваемого профессионального действия. Может построить систему частных задач, решить её на основе общего способа и объяснить способ решения общих и частных задач, доказать, что частная задача может решаться обобщенным способом. Может провести содержательную рефлексию изменений собственного опыта в процессе решения учебно-профессиональной задачи.
Уровень выше среднего: Студент может проанализировать содержание учебно-профессиональной ситуации, выделяет её условия, формулирует проблему, достаточно мотивирован к поиску способа решению задаче в сотрудничестве с другими студентами, выполняет в основном все действия по решению учебно-профессиональной задачи, испытывает отдельные затруднения, которые может преодолеть с помощью преподавателя.
Средний уровень: Студент не всегда может самостоятельно выделить существенные условия учебно-профессиональной ситуации и сформулировать её проблему, владеет основными действиями по решению учебно-профессиональной задачи, но выполняет их только с опорой на образец, технологическую карту, алгоритмическое предписание. Затрудняется выделить обобщенные принципы и способы решения задач данного вида.
Низкий уровень: владеет отдельными действиями на
уровне узнавания, не может дать рефлексивную оценку собственному опыту, затрудняется в формулировке проблемы и анализе ситуации, мотивирован к решению только стандартных УПЗ.
Таким образом, проектирование учебно-профессиональных задач в подготовке учителя начальных классов на основе профессионального стандарта педагога предполагает следующие шаги:
- выделение профессиональных задач стратегического уровня на основе анализа трудовых функций и трудовых действий, закрепленных профессиональным стандартом, а также на основе перечня профессиональных задач, подлежащих освоению в соответствии с ФГОС ВО;
- выделение УПЗ тактического уровня на основе необходимых умений в соответствии с трудовой функцией, выделенными в профессиональном стандарте, а также на основе перечня компетенций из ФГОС ВО, ориентированных на избранный вид деятельности;
- выделение УПЗ операционного уровня на основе содержательной рефлексии и осмысления области профессионального незнания или области профессиональных интересов студентов, возможно запросов работодателей, данный вид задач ориентирован на достижение личностно-значимых результатов профессиональной подготовки, может носить индивидуализированный характер;
- корректировка пробелов в системе задач на основе соотнесения задач стратегического, тактического и операционного уровня;
- проектирование этапов овладения способами решения как системы задач в целом, так и отдельными учебно-профессиональными задачами и их реализация;
- критериальное содержательное оценивание уровня овладения умением решать задачи и рефлексия опыта решения УПЗ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н). URL: Система ГАРАНТ: http:// base.garant.ru/70535556/#ixzz4r3oxh413 (дата обращения: 30.01.2018)
2. Адольф В.А. Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях внедрения профессионального стандарта //Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015.№ 1 (31). С. 5-11.
3. Шамхалов Р.И. Учебные задачи как средство формирования исследовательских умений будущего учителя начальных классов//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 2. С. 100-104.
4. Петрова М.А. Формирование мотивов учебно-профессиональной деятельности в процессе подготовки учителей начальных классов: диссерт. ... канд. психол. наук:19.00.07. Иркутск. 1998. 166 с.
5. Штейнмец А.Э. Учебно-профессиональные задачи для педагогический практики студентов // Вопросы психологии. 2011. №11. С. 76-84.
6. Киселева Н.Н. Профессиональная задача как средство оценивания компетенций при подготовке специалистов среднего звена IT направления // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. URL: https:// science-education.ru/rU/article/view?id=9622 (дата обращения: 30.01.2018).
7. Гладкая И.В. Учебно-профессиональные задачи дисциплины «педагогика» как средство формирования профессиональной компетентности бакалавра //Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2012. № 70. С. 7-10.
8. Степаненко Н.А. Творческая учебно-профессио-
Petrova Marina Aleksandrovna pedagogical
PLANNING OF EDUCATIONAL ... sciences
нальная задача как средство развития креативного потенциала будущего учителя// В сборнике: Наука XXI века: теория, практика и перспективы. Международная научно-практическая конференция. Отв. редактор Сукиасян А.А. 2015. С. 240-245.
9. Карякина Т.И. Система учебно-профессиональных задач как средство формирования гуманитарного мышления будущих учителей// В сборнике: Российское образование в условиях модернизации: становление нового качества образования статьи и тезисы сообщений научно-практической конференции. 2004. С. 118-120.
10. Шушерина О.А. Решение учебно-профессиональных задач как средство профессионального самоопределения будущих бакалавров экономики //В сборнике: Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 242-244.
11. Профессиональный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (утвержден приказом Минобрнауки №1426 от 4 декабря 2015г.) URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/440301.pdf (дата обращения 28.02.2018).
12. Профессиональный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (утвержден приказом Минобрнауки №91 от 12 февраля 2016г.) URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf (дата обращения 28.02.2018).
13. Матросова Ю.С. Преодоление отчуждения учащихся от школы как учебно-профессиональная задача // В сборнике: Педагогическая наука и современное образование Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой Дню российской науки. ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена». 2016. С. 339-342.
14. Голунова А.А. Учебно-профессиональные задачи по формированию профессиональной компетентности будущего учителя математики в реализации ЕГЭ //В сборнике: Наука, Образование, Инновации: Апробация Результатов Исследований. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. 2017. С. 723-731.
15. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение. 1993. 192 с.
16. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: ИЦ ПКПС, 2004. 84 с.
17. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М.: Академия. 2001. 272 с.
18. Жукова Н.М., Кубрушко П.Ф., Шингарева М.В. Механизм проектирования компетентностно-ориенти-рованных задач по учебным дисциплинам и условия его реализации в вузах //Образование и наука. 2015. № 1 (120). С. 68-79.
19. Димухаметов Р.С., Столбова Е.А., Цилицкий
B.С. Ценностная ориентация как предиктор формирования профессионального имиджа будущего педагога // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21).
C. 422-424.
20. Корчагина М.В., Жаткин Д.Н. Креативность как основа педагогической деятельности будущих педагогов профессионального обучения // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 75-78.
21. Платонова Т.Е. Система психолого - дидактических задач и соответствующих приемов обучения // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 84-86.
22. Соколова Е.И., Тарарина Л.И., Набиева А.Р., Галиев Р.М. Дидактические задачи, применяемые при формировании профессиональных компетенций студентов и их классификация// Казанский педагогический журнал. 2015. № 6-2 (113). С. 332-335. 166
23. Коноваленко В.Е. Решение профессиональных педагогических задач: учебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной работы студентов-бакалавров по направлению «педагогическое образование» по курсу «педагогика». Пенза: ПГПУ имени В. Г. Белинского. 2011. 139с.
Статья поступила в редакцию 03.01.2018 Статья принята к публикации 28.03.2018