Научная статья на тему 'Компетентностный подход в системе практической подготовки будущих учителей'

Компетентностный подход в системе практической подготовки будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / EDUCATION / INNOVATIVE EDUCATIONAL POLICY INNOVATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / TEACHER EDUCATION / THE COMPONENTS OF PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багно Юлия Николаевна, Сергейчук Елена Николаевна

В статье рассмотрен важный вопрос подготовки будущего учителя к педагогической деятельности на основе компетентностного подхода. Обосновываются компоненты профессиональной компетентности. Раскрыты вопросы роли компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих учителей в высшем учебном заведении и во время прохождения педагогической практики студентами с учетом потребностей современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Багно Юлия Николаевна, Сергейчук Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence approach in the practical training of future teachers

The article considers the important question of the future teacher preparation to teaching competency-based approach. Settle components of professional competence. Revealed questions the role of the competence approach in the training of future teachers in higher education and during the passage of practice teaching students to meet the needs of modern society.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в системе практической подготовки будущих учителей»

научно-методический электронный журнал

Багно Ю. Н., Сергейчук Е. Н. Компетентностный подход в системе практической подготовки будущих учителей // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). -ART 14255. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14255.htm. - Гос. рег. Эл № ФС ТТ-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 14255

УДК 378.147

Багно Юлия Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Государственного высшего учебного заведения «Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды», г. Переяслав-Хмельницкий о1ед [email protected]

Сергейчук Елена Николаевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры педагогики Государственного высшего учебного заведения «Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды», г. Переяслав-Хмельницкий

Аннотация. В статье рассмотрен важный вопрос подготовки будущего учителя к педагогической деятельности на основе компетентностного подхода. Обосновываются компоненты профессиональной компетентности. Раскрыты вопросы роли компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих учителей в высшем учебном заведении и во время прохождения педагогической практики студентами с учетом потребностей современного общества.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, компоненты профессиональной компетентности, подготовка, педагогическое образование, инновационная образовательная политика, инновационная деятельность. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Реалии, обусловленные вхождением Украины в европейское образовательное пространство, выдвигают новые требования не только к образовательной системе и учебной деятельности, но и к учителю. Изменения в педагогической теории и образовательной практике в значительной мере отражены в системе высшей школы, которая должна обеспечить качественную подготовку будущих педагогических кадров. Отраслевой Концепцией развития непрерывного педагогического образования, утвержденной МОН Украины, предусмотрено создание эффективной системы подготовки и повышения квалификации научно-педагогических и педагогических работников на основе учета национальных достижений мирового значения и устоявшихся европейских традиций подготовки педагогов, способных в процессе постоянного совершенствования осуществлять профессиональную деятельность на принципах гуманизма, демократии, свободной конкуренции и высоких технологий. Национальной доктриной развития образования (2002 г.), положением Болонской декларации (2006 г.), Лиссабонской программой «Образование и профессиональная подготовка» (2000 г.), Стокгольмским докладом о задачах систем образования (2007 г.) и другими документами целью подготовки учителя к практической деятельности было определено обновление содержания подготовки, содействие повышению профессионального уровня учителей и их готовности трансформировать организацию учебновоспитательного процесса в соответствии с требованиями общества, социальноэкономического развития и современных научных достижений.

Проблемы совершенствования системы подготовки учителей требуют разноаспектных подходов исследователей. Вопросы теории и практики педагогики высшей школы подробно представлены в работах А. Алексюка, С. Архангельского, Е. Аста-

Компетентностный подход в системе практической подготовки

будущих учителей

f\j ■Л f\j

http://e-koncept.ru/2014/14255.htm

научно-методический электронный журнал

Багно Ю. Н., Сергейчук Е. Н. Компетентностный подход в системе практической подготовки будущих учителей // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). -ART 14255. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14255.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 14255

УДК 378.147

ховой, Я. Болюбаша, В. Галузинского, Е. Гришина, Н. Евтуха и других. Теоретикометодологические основы профессиональной компетентности определены в трудах В. Беспалько, А. Дубасенюк, И. Зимней, И. Зязюна, В. Калинина, Л. Карпова, Н. Кузьминой, Н. Лобановой, В. Лозовой, М. Лукьяновой, А. Марковой, А. Савченко, А. Хуторского и других ученых.

Цель статьи - раскрыть особенности формирования компетентности будущих учителей в условиях педагогической практики.

В целевой комплексной программе «Учитель» отмечается, что благодаря деятельности педагога реализуется государственная политика в создании интеллектуального, духовного потенциала нации, развитии отечественной науки, техники и культуры, сохранении и приумножении культурного наследия и формировании человека будущего. Основные требования к педагогическим кадрам и уровню их подготовки нашли отражение в законах Украины «Об образовании», «О дошкольном образовании», «Об общем среднем образовании», «О профессионально-техническом образовании», «О внешкольном образовании», «О высшем образовании» и других нормативных актах. Среди приоритетных направлений реформирования и модернизации высшего педагогического образования следует обратить внимание на необходимость создания педагогической образовательной среды, которая обеспечивает реализацию компетентностного подхода и гармонизацию интеллектуальных, эмоциональных и духовно-нравственных основ в атмосфере университетской жизни. Будущий учитель с первого курса должен находиться в такой среде, которая позволяет ему исследовать культурно-педагогический опыт, искусство, традиции собственной страны и культурного наследия человечества.

Понятие «профессиональная компетентность педагога» выражает единство теоретической и практической подготовленности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Особое значение приобретает практическая подготовка. Ее целью является усвоение студентами современных методов, форм организации труда в их будущей профессии, формирование у них на базе полученных в вузе знаний профессиональных умений и навыков для принятия самостоятельных решений в реальных условиях, воспитание потребности систематически обновлять свои знания и творчески их применять в практической деятельности.

Формирование у студентов практических умений и навыков организации учебно-воспитательного процесса - современный социальный заказ государства на сущностное содержание профессиональной подготовки будущих педагогов. Именно в практической педагогической деятельности, в процессе взаимодействия с учащимися студент может убедиться в своих возможностях и определить перспективы, реализовать личностные качества и проверить сформированность собственной профессиональной культуры.

По утверждению В. Лугового, процесс уточнения и идентификации компетенций, особенно в предметных областях, продолжается и сопровождается поиском консенсуса заинтересованных сторон как в масштабах Европы, так и в каждой отдельно взятой стране [1; 2]. В. Сластенин отмечал, что структурные составляющие компетентности учителя должны совпадать с компонентами педагогической деятельности, а единство теоретических и практических педагогических умений должно составлять модель профессиональной компетентности учителя.

На основе исследований Н. Кузьминой, В. Сластенина, А. Щербакова и других выделены следующие виды педагогической деятельности учителя: диагностическая (связана с изучением индивидуально-психических особенностей учащихся, уровня их

пи пи

http://e-koncept.ru/2014/14255.htm

научно-методический электронный журнал

Багно Ю. Н., Сергейчук Е. Н. Компетентность^ подход в системе практической подготовки будущих учителей // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). -ART 14255. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14255.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 14255

УДК 378.147

воспитанности, уровня знаний, способностей, интересов, сформированности навыков и умений); ориентационно-прогностическая (заключается в умении педагога определять цель и содержание воспитательной деятельности, предусматривать ее результаты); конструктивно-проектировочная (предполагает постоянное проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса, требует психологопедагогического мышления, педагогической направленности, инициативы, творчества, владения богатым арсеналом организации воспитательных мероприятий и глубоких психологических и педагогических знаний); организаторская (требует умений педагога заинтересовать учеников (воспитанников), включить их в воспитательную работу); коммуникативно-стимулирующая (предполагает наличие у педагога положительных личностных качеств: нравственности, умения общаться, заинтересовывать и побуждать детей своим примером к учебной, трудовой, общественно полезной деятельности; проявления любви к детям, заботы о них); аналитико-оценочная (заключается в анализе как собственных действий, так и действий воспитанников, выявлении их положительных сторон и недостатков, определении результатов учебно-воспитательной работы и внесении необходимых корректив); исследовательско-творческая (требует творческого подхода к реализации педагогической теории) [3].

Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через педагогические умения. В. Сластенин педагогические умения объединил в четыре группы:

1) умения «переводить» содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи;

2) умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации;

3) умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий;

4) умения учитывать и оценивать результаты педагогической деятельности: самоанализ, анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.

Кафедрой педагогики ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды» в соответствии с Положением о проведении практики студентами высших учебных заведений Украины и согласно учебным планам и программам, а также с целью формирования компетентного педагога осуществляются следующие виды практик (см. таблицу).

К моменту прохождения практики (см. таблицу) студенты изучили соответствующие учебные дисциплины и имеют надлежащий уровень знаний, умений, навыков и приемов педагогической деятельности, заинтересованы в стремлении реализовать свой потенциал и принимать решения, нести ответственность за их реализацию.

http://e-koncept.ru/2014/14255.htm

КОНТ ТЕГГТ

Багно Ю. Н., Сергейчук Е. Н. Компетентность^ подход в системе практической подготовки будущих учи телей // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). ART 14255. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

научно-методический электронный журнал konC|pt:ru/2014/14:2|o)<ht m. - Гос рег Эл № ФС 77

ART 14255 УДК 378.147 . ' .

Виды педагогических практик кафедры педагогики

Вид практики, факультет, специальность Цель и задачи практики Ку рс Учебные дисциплины

Дидактическая Исторический ф-т: «История». Филологический ф-т: «Иностранные языки», «Украинский язык и литература». Педагогический ф-т: «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство» Закрепить и углубить знания студентов по теории обучения, обеспечить связь теоретических знаний с практикой учебно-воспитательного процесса школы; вооружить практикантов умениями и навыками наблюдать педагогические явления, анализировать их; воспитывать у студентов любовь и уважение к будущей профессии 3 Педагогика

Практика младшего специалиста Естественно-технологический ф-т: «Трудовое обучение» Обобщение, расширение и углубление знаний, умений и навыков студентов по методике воспитательной работы, подготовка к выполнению функциональных обязанностей классного руководителя; овладение умениями проводить внеклассную воспитательную работу с коллективом класса и с отдельными учащимися; овладение основными формами воспитательной работы с учащимися и родителями; овладение методикой изучения уровня воспитанности учащихся 2 Педагогика. Методика воспитательной работы в детских коллективах. История педагогики

Педагогическая Финансово-экономический ф-т: «Учет и аудит», «Экономика предприятия» Ознакомиться с организацией учебной работы в вузах Ш-М уровней аккредитации; ознакомиться с «Положением о воспитательной работе ГВУЗ “Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды”»; ознакомиться с должностными обязанностями и функциями куратора академической группы: выполнением обязанностей куратора групп, подготовкой и проведением воспитательных мероприятий со студентами П3ихология и педагогика

Практика в детских оздоровительных учреждениях (ДОУ) Исторический ф-т: «История». Ф-т физического воспитания: «Физическое воспитание». Есте-ственно-технологичес-кий ф-т: «Биология», «География». Ф-т педагогики и психологии: «Психология». Педагогический ф-т: «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство» Ознакомить студентов-практикантов с особенностями воспитательной работы с детьми в оздоровительных учреждениях; углубить знания студентов по учебным дисциплинам «Педагогика», «Методика воспитательной работы»; изучить особенности планирования воспитательной работы в ДОУ; раскрыть и развивать у будущих педагогов навыки общения с детьми и молодежью; научить студентов самостоятельно проводить массовые мероприятия; формировать у студентов психоло-го-педагогическую подготовленность к выполнению роли организатора воспитательной работы в детском коллективе 2, 3 Методика воспитательной работы. Методика социально-воспитательной работы в современных условиях. Основы пе-дагогическо-го мастерства

гм yj nj

http://e-koncept.ru/2014/14255.htm

КОНТ ТЕПТ

Багно Ю. Н., Сергейчук Е. Н. Компетентность^ подход в системе практической подготовки будущих учи телей // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). ART 14255. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

научно-методический электронный журнал k°nC|pi:ru/2014/14:2|t5)<htm. - Гос рег Эл № ФС 77

ART 14255

УДК 378.147

Вид практики, факультет, специальность

Цель и задачи практики

Ку

рс

Учебные

дисциплины

Учебно-

производственная

Исторический ф-т: «История». Ф-т физического воспитания: «Физическое

воспитание». Естественно-технологический ф-т: «Биология», «География», «Трудовое обучение», «Математика». Филологический ф-т: «Иностранные языки», «Украинский язык и литература»

Ознакомиться с особенностями воспитательной работы классного руководителя и его функциональными обязанностями согласно «Положению о классном руководителе среднего учебного заведения»; овладеть умениями планировать и проводить внеклассную воспитательную работу с коллективом класса и отдельными учениками, совершенствовать умения анализировать и проводить воспитательные мероприятия; овладеть методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников; проводить профориентационную работу в выпускных классах

4

Методика воспитательной работы. Методика социально-воспитательной работы в современных условиях. Основы педагогического мастерства

Преддипломная

Исторический ф-т: «История». Ф-т физического воспитания: «Физическое

воспитание». Естественно-технологический ф-т: «Биология», «География». Ф-т педагогики и психологии: «Психология». Педагогический ф-т: «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство». Филологический ф-т: «Иностранные языки», «Украинский язык и литература»

Выполнять обязанностей классного руководителя в закрепленном классе; разработать систему воспитательных мероприятий на период педагогической практики (проведение воспитательных мероприятий, классных родительских собраний, бесед с учащимися и родителями, закрепление умений определять уровень воспитанности учащихся в закрепленном классе); профориентационная работа со старшеклассниками

Методика воспитательной работы. Методика и методология педагогических исследований. Организация и управление учебным процессом. Новые педагогические технологии

Практика в высших учебних заведениях

Ф-т физического воспитания: «Физическое воспитание». Естественнотехнологический ф-т: «Биология», «География». Филологический ф-т: «Иностранные языки», «Украинский язык и литература». Финансовоэкономический ф-т:

«Учет и аудит», «Экономика предприятия»

Подготовка магистров к организации и осуществлению воспитательной работы в вузах Ш-М у. а. (ознакомление с организацией учебной работы в вузах Ш-М уровней аккредитации; ознакомление с «Положением о воспитательной работе ГВУЗ “Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды”»; ознакомление с должностными обязанностями и функциями куратора академической группы, проведение зачетного воспитательного мероприятия в закрепленной группе

Педагогика высшей школы. Современные концепции зарубежной педагогики. Организация и управление учебным процессом. Методика и методология педагогических исследований

5

6

Общение со студентами-практикантами, анализ их деятельности и отчетной документации свидетельствуют о том, что в условиях педагогической практики преобладают поисковые формы работы учащихся на уроках и во внеурочное время, что способствует расширению опыта; четко выраженная направленность на реализацию развивающего потенциала в учебно-воспитательном процессе; прогнозируется высокий уровень дидактических целей.

(V Г /V

http://e-koncept.ru/2014/14255.htm

научно-методический электронный журнал

Багно Ю. Н., Сергейчук Е. Н. Компетентностный подход в системе практической подготовки будущих учителей // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). -ART 14255. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14255.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 14255

УДК 378.147

Следовательно, указанные требования направлены на изменение всей системы профессионально-педагогической подготовки будущего учителя, начиная с поступления в соответствующие высшие учебные заведения. Создание оптимальной системы высшего педагогического учебного заведения в процессе подготовки такого специалиста, который обладал бы необходимым уровнем теоретических знаний, современными практическими умениями и новейшими технологиями педагогического процесса, является реальной задачей построения общей теории высшего педагогического образования. В статье представлена попытка определить структурные составляющие педагогической компетентности учителя. Дальнейшего исследования требует раскрытие сущности каждого из видов педагогических компетенций учителя на основе анализа научных и нормативно-правовых источников в области педагогического образования.

Ссылки на источники

1. Луговий В. І. Формування ціннісної компетентності науково-педагогічних працівників - важлива умова їх успішної діяльності в сучасній вищій школі // Проблеми освіти : наук. зб. / Ін -т іннов. технологій і змісту освіти МОН України. - К., 2010. - Вип. 63, ч. 1. - С. 3-9.

2. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: учеб. пособие. - URL:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/03.php

3. Харламов И. Ф. Педагогика: учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 1990. - C. 541.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Yulia Bahno, ISSN 2304-120Х

Ph.D., Associate Professor, Department of Pedagogy State Higher Educational Institution “Pereyaslav-Khmelnitsky State Pedagogical University Named After Gregory Skovoroda”, Perejaslav-Hmel'nickij oleg [email protected]

Olena Serhiychuk, ч 7 7 г з с а г і а і

Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Pedagogy State Higher Educational Institution “Pereyaslav-Khmelnitsky State Pedagogical University Named After Gregory Skovoroda”, Perejaslav-Hmel'nickij

Competence approach in the practical training of future teachers

Abstract. The article considers the important question of the future teacher preparation to teaching competency-based approach. Settle components of professional competence. Revealed questions the role of the competence approach in the training of future teachers in higher education and during the passage of practice teaching students to meet the needs of modern society.

Key words: competence, professional competence, the components of professional competence, education, teacher education, innovative educational policy innovation.

1. Lugovij, V. І. (2010) “Formuvannja cmrnsnoi kompetentnost naukovo-pedagog^hnih prawni^ - va-zhliva umova ih uspіshnoї d^al'nost v suchasnj vishhj shkoH”, in Problemi osviti: nauk. zb. /ln-t innov. tehnologij і zmіstu osviti MON Ukraini, vip. 63, ch. 1, Kiev, pp. 3-9 (in Ukrainian).

2. Slastenin, V. & Isaev, I. et al. Pedagogika: ucheb. posobie. Available at:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/03.php (in Russian).

3. Harlamov, I. F. (1990) Pedagogika: ucheb. posobie, Vyssh. shk., Moscow, p. 541 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

References

977230412014209

http://e-koncept.ru/2014/14255.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.