Научная статья на тему 'Формирование экономической компетентности будущих учителей'

Формирование экономической компетентности будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГ / ЛИЧНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ECONOMIC SPHERE OF LIFE / ECONOMIC PREPAREDNESS / ECONOMIC COMPETENCE / TEACHER / PERSONALITY / ACTIVITIES / EDUCATION / VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобозева Инна Сергеевна, Чинякова Юлия Владимировна

В статье рассматривается проблема формирования экономической готовности студентов в условиях профессионального образования, адекватной реалиям современного социально-экономического развития страны, направленной на становление экономической компетентности выпускника педагогического вуза. В статье подчеркивается, что экономическая готовность не является изначально заданной или имманентно присущей человеку, а приобретается в реальных условиях деятельности. Цель и смысл формирования экономической готовности заключается в том, чтобы содействовать развитию личности, способной освободиться от жесткой функциональной заданности и выйти в пространство реализации профессиональных задач посредством сознательного, ответственного, творческого использования полученных экономических знаний, умений и навыков, и реализации при этом своего личностного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кобозева Инна Сергеевна, Чинякова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Future Teachers’ Economic Competence

The problem of formation of students’ economic readiness in terms of vocational education, adequate to the realities of socio-economic development of the country, directed on formation of the economic competence of the pedagogical University graduate. The article emphasizes that the economic readiness is not originally specified or inherent in the person, but is acquired in real conditions. The purpose and meaning of formation of economic preparedness is to promote the development of the personality that can get rid of hard functional tasks and to reach the space of realization of professional tasks by means of conscious, responsible and creative usage of the received economic knowledge, abilities and skills, and realization of their personal potential.

Текст научной работы на тему «Формирование экономической компетентности будущих учителей»

УДК 37.014.54

И. С. Кобозева, Ю. В. Чинякова

Формирование экономической компетентности будущих учителей

В статье рассматривается проблема формирования экономической готовности студентов в условиях профессионального образования, адекватной реалиям современного социально-экономического развития страны, направленной на становление экономической компетентности выпускника педагогического вуза. В статье подчеркивается, что экономическая готовность не является изначально заданной или имманентно присущей человеку, а приобретается в реальных условиях деятельности. Цель и смысл формирования экономической готовности заключается в том, чтобы содействовать развитию личности, способной освободиться от жесткой функциональной заданности и выйти в пространство реализации профессиональных задач посредством сознательного, ответственного, творческого использования полученных экономических знаний, умений и навыков, и реализации при этом своего личностного потенциала.

Ключевые слова: экономическая сфера жизни, экономическая готовность, экономическая компетентность, педагог, личность, деятельность, образование, профессиональное образование.

I. S. Kobozeva, Yu. V. Chinyakova

Formation of Future Teachers' Economic Competence

The problem of formation of students' economic readiness in terms of vocational education, adequate to the realities of socioeconomic development of the country, directed on formation of the economic competence of the pedagogical University graduate. The article emphasizes that the economic readiness is not originally specified or inherent in the person, but is acquired in real conditions. The purpose and meaning of formation of economic preparedness is to promote the development of the personality that can get rid of hard functional tasks and to reach the space of realization of professional tasks by means of conscious, responsible and creative usage of the received economic knowledge, abilities and skills, and realization of their personal potential.

Keywords: economic sphere of life, economic preparedness, economic competence, teacher, personality, activities, education, vocational education.

XXI век в России характеризуется интересом к проблемам ценностного, нормативного обоснования экономического развития, о чем свидетельствует сосредоточение общества на стабилизации социально-экономического положения в стране. Экономика не является теперь сферой интересов узкого круга специалистов различных экономических дисциплин, а становится областью повышенного внимания политики, экономики, социологии, психологии, педагогики и других наук.

Закономерно возникающие в экономике проблемы требуют создания системы знаний, позволяющей учесть весь комплекс объективных экономических законов, обусловливающих сложность, противоречивость, непредсказуемость и многообразие экономической действительности, что поможет в решении практических задач.

Сегодня экономической сфере жизни российского общества (процесс производства, распределение и обмен материальных благ и т. п.) требуется определенный тип личности и данная сфера пытается создать реальные предпосылки для ее формирования. Специфика социально-

экономической ситуации, актуализирующая проблему формирования экономической готовности молодых людей к профессиональной деятельности, отмечена в ряде исследований. Дж. М. Кейнс рассматривает экономического субъекта как обладателя неполной информации и находящегося в состоянии неопределенности. Такому человеку для рационализации ситуации требуется помощь государства, владеющего более полной информацией [4].

В работе «Человек в экономических теориях: пределы онтологизации» В. Г. Федотова ставит вопрос об экспликации модели человека из экономических теорий и о том, единственный ли это путь рассмотрения человека в экономике. За исходное положение она берет утверждение экономистов, у которых в основании экономической модели представлены доминанты и способы поведения человека [12].

В настоящее время особое внимание обращается на подготовку компетентного специалиста, способного ориентироваться и адекватно действовать в условиях все более набирающего темп

© Кобозева И. С., Чинякова Ю. В., 2017

социально-экономического прогресса. Динамичный характер этого процесса, обусловленный рыночными механизмами, актуализирует проблему способности человека к соответственной детерминации окружающей действительности, высокого уровня профессиональной компетентности и личностной экономической готовности к реализации проектов и программ, направленных на преобразование себя и общественной среды. При этом профессиональная компетентность специалиста, его экономическая готовность и способность к решению профессиональных задач предполагает выход за пределы нормативных функций его деятельности.

Таким образом, глобальные изменения в экономической сфере жизни российского общества и возрастание значения человека в экономике как основополагающего фактора дальнейшего ее развития делают проблему формирования экономической готовности личности к профессиональной деятельности и поиск педагогических путей осуществления этого процесса особенно актуальной. Именно в ней особым образом определяются основные моменты взаимодействия индивида и экономики общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.

Данная инноватика влияет на процесс вузовской подготовки специалистов в области образования, в частности, направления «Педагогическое образование». Вместе с тем необходимо констатировать тот факт, что проблема формирования экономической готовности к профессионально-педагогической деятельности не нашла еще должного отражения в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования, в квалификационных характеристиках учителей.

В педагогическом вузе студент приобретает личностные качества, необходимые для полноценного профессионального взаимодействия в разных областях деятельности, необходимую личностную готовность как базу для формирования индивидуального способа существования в современных социально-экономических условиях. Поэтому экономическую готовность мы рассматриваем как существенный аспект личностной готовности молодого человека к полноценному социально-экономическому взаимодействию. Именно в ней особым образом определяются «основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный

процесс приобретает приоритетное значение» [5, с. 156].

Изучение образовательной практики подготовки учителей по направлению «Педагогическое образование» позволило обнаружить ряд противоречий, неразрешенность которых в настоящее время затрудняет полноценное формирование у студентов экономической готовности. В качестве главных противоречий следует выделить следующие: а) между потребностью современного общества в гражданах, обладающих экономической готовностью как средством продуктивного социально-экономического взаимодействия, и недостаточной разработанностью научно-педагогических основ формирования обозначенной готовности; б) значительным педагогическим потенциалом образовательного пространства вуза в плане формирования экономической готовности и недостаточной разработанностью условий формирования данной готовности в образовательном учреждении.

Активизация экономических проблем привела к необходимости «зарабатывания денег» как отдельными индивидами, так и

образовательными учреждениями в целом. Поэтому причины, заставляющие рассматривать экономическую готовность в качестве педагогической ценности, заключаются, на наш взгляд, в несоответствии профессионально-педагогической подготовки студентов

современным задачам развития экономики страны и, следовательно, низком уровне экономической компетентности учителя; в отсутствии сформированной экономической готовности, четко определяющей поведение, цели, принципы, формы и результаты участия учителей в экономической деятельности.

Сказанным определяется значимость экономической компетентности как компонента профессиональной компетентности и экономической готовности как качества личности будущего специалиста в его деятельности.

Экономическая компетентность трактуется нами в опоре на определение профессионально-педагогической компетентности как сложного интегративного образования личности педагога, отражающего его готовность использовать теоретические знания и практический опыт (когнитивные и операционально-деятельностные компетенции) для достижения целей обучения и воспитания (И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин и др.) [3, 7, 8, 10]. Здесь готовность педагога отражает систему

подготовки к этой деятельности в профессиональном образовательном учреждении (Л. А. Ненашева, Л. Г. Семушина [9].

Готовность в психологической науке трактуется и как состояние (А. Г. Ковалев) [6], и как устойчивая характеристика личности (длительная готовность - М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович) [1]. В ее составе положительное отношение к тому или иному виду деятельности; черты характера, мотивы, адекватные требованиям деятельности; необходимые знания, навыки, умения, устойчивые процессы восприятия, внимание, мышление, эмоциональные и волевые проявления. Отсюда следует, что длительная готовность к деятельности выступает устойчивой характеристикой личности.

Готовность в научной литературе нередко соотносится с понятием компетентности и компетенции (И. А. Зимняя, Ю. Г. Татур и др.) [2, 11]. Анализ результатов применения компетентност-ного подхода в образовании позволяет утверждать, что категория «готовность» широко представлена в перечне выделяемых компетенций. Однако, в отличие от компетентности, которая выступает потенциальным качеством личности, готовность представляет собой актуальное качество. Полагаем, принимая во внимание тот факт, что готовность - это относительно устойчивая (хотя и подлежащая изменению) характеристика личности, ее можно рассматривать как фактически достигнутый уровень компетентности, имеющий место на определенном этапе жизнедеятельности человека.

Таким образом, истинное назначение процесса формирования экономической готовности у студентов педагогического вуза - это содействие развитию личности, способной освободиться от жесткой функциональной заданности и выйти в пространство реализации экономических задач посредством сознательного, ответственного, творческого использования полученных знаний, умений и навыков и реализации при этом своего личностного потенциала.

Под формированием экономической готовности студентов вуза мы понимаем педагогический процесс, в котором на основе единства содержания, форм, средств и методов воспитания происходит экономическое развитие и воспитание человека, что находит свое выражение в поведении и экономической компетентности студентов. Таким образом, педвуз может выступать сферой духовного производства, продукт которого - человек, не просто присвоивший новые знания,

цели, ценности, но и выявивший в себе сущностные силы и способности стать субъектом экономики страны и собственного экономического развития.

Вполне понятно, что экономическая готовность не является изначально заданной или имманентно присущей человеку, а приобретается в реальных условиях деятельности. При этом совокупность способов деятельности, значимых установок, умений и навыков преобразовывается и закрепляется в виде личностных качеств и особенностей индивидуальной экономической деятельности. В этом плане экономическая готовность является не статичной, а динамичной, развивающейся системой личностных свойств человека. В процессе его образования в вузе, таким образом, возникает некий начальный уровень экономической готовности, что получает особую актуальность для будущей профессиональной деятельности учителя.

Библиографический список

1. Дьяченко, М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности [Текст] / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск, 2008. - 176 с.

2. Зимняя, И А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 40 с.

3. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ф. Исаев - М. : Академия, 2002. - 208 с.

4. Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег [Текст] : монография / Дж. М. Кейнс. -Петрозаводск : Петроком, 1993. - 307 с.

5. Кобозева, И. С. Формирование профессиональной компетентности педагога-музыканта как средство обеспечения качества непрерывного образования [Текст] / И. С. Кобозева // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 4. - Т. II (Психолого-педагогические науки). - С. 154-159.

6. Ковалев, А. Г. Психология личности [Текст] / А. Г. Ковалев. - М. : Знание, 1969. - 361 с.

7. Кузьмина, Н. В Формирование педагогических способностей [Текст] / Н. В. Кузьмина. - Л. : Изд-во Ленинградского университета, 1961. - 97 с.

8. Маркова, А. К. Психология труда учителя [Текст] / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1993. -192 с.

9. Ненашева, Л. А. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе [Текст] / Л. А. Ненашева, Л. Г. Семушина. - М. : НИИВШ, 1989. - 40 с.

10. Сластенин, В. А. Формирование профессиональной культуры учителя [Текст] / В. А. Сластенин. -М., 1994. - 117 с.

11. Татур, Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: авторская версия : материалы ко второму заседанию методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы» [Текст] / Ю. Г. Татур. -М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 16 с.

12. Федотова, В. Г. Человек в экономических теориях: пределы онтологизации [Текст] / В. Г. Федотова // Вопросы философии. - 2007. -№ 9. - С. 20-31.

Bibliograficheskij spisok

1. D'jachenko, M. I. Psihologicheskie problemy gotovnosti k dejatel'nosti [Tekst] / M. I. D'jachenko, L. A. Kandybovich. - Minsk, 2008. - 176 s.

2. Zimnjaja, I A. Kljuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaja osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii [Tekst] / I. A. Zimnjaja. - M. : Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2006. - 40 s.

3. Isaev, I. F. Professional'no-pedagogicheskaja kul'tura prepodavatelj a [Tekst] : ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij / I. F. Isaev - M. : Akademija, 2002. - 208 s.

4. Kejns, Dzh. M. Obshhaja teorija zanjatosti, procen-ta i deneg [Tekst] : monografija / Dzh. M. Kejns. - Petrozavodsk : Petrokom, 1993. - 307 s.

5. Kobozeva, I. S. Formirovanie professional'noj kompetentnosti pedagoga-muzykanta kak sredstvo obespechenija kachestva nepreryvnogo obrazovanija [Tekst] / I. S. Kobozeva // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2013. - № 4. - T. II (Psihologo-pedagogicheskie nauki). - S. 154-159.

6. Kovalev, A. G. Psihologija lichnosti [Tekst] / A. G. Kovalev. - M. : Znanie, 1969. - 361 s.

7. Kuz'mina, N. V Formirovanie pedagogicheskih sposobnostej [Tekst] / N. V. Kuz'mina. - L. : Izd-vo Len-ingradskogo universiteta, 1961. - 97 s.

8. Markova, A. K. Psihologija truda uchitelja [Tekst] / A. K. Markova. - M. : Prosveshhenie, 1993. - 192 s.

9. Nenasheva, L. A. Modelirovanie professional'noj dejatel'nosti v uchebnom processe [Tekst] / L. A. Nenasheva, L. G. Semushina. - M. : NIIVSh, 1989. - 40 s.

10. Slastenin, V. A. Formirovanie professional'noj kul'tury uchitelja [Tekst] / V A. Slastenin. - M., 1994. -117 s.

11. Tatur, Ju. G. Kompetentnostnyj podhod v opisanii rezul'tatov i proektirovanii standartov vysshego profes-sional'nogo obrazovanija: avtorskaja versija : materialy ko vtoromu zasedaniju metodologicheskogo seminara «Ros-sija v Bolonskom processe: problemy, zadachi, perspek-tivy» [Tekst] / Ju. G. Tatur. - M. : Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004. - 16 s.

12. Fedotova, V. G. Chelovek v jekonomicheskih te-orijah: predely ontologizacii [Tekst] / V. G. Fedotova // Voprosy filosofii. - 2007. - № 9. - S. 20-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.