УДК 37. 0
Кондрух Анатолий Анатольевич
Аспирант кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры, Olga@cheldiplom.ru,Челябинск
Кузьмин Андрей Михайлович
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физической культуры Уральского государственного университета физической культуры, Челябинск
Найн Александр Альбертович
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой связей с общественностью и рекламы Уральского государственного университета физической культуры, Челябинск
формирование социально-экономической
КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ
профессиональной подготовки
Kondruh Anatoly Anatolyevich
The post-graduate of the chair of Pedagogy of Ural State University of Physical Training, Olga@cheldiplom.ru, Chelyabinsk
Kuzmin Andrey Mihajlovich
The doctor of pedagogical sciences, the professor managing chair of Physical training of Ural State University of Physical Training, Chelyabinsk
Nain Alexander Albertovich
The doctor of pedagogical sciences, the professor managing chair of Public relations and advertizing of Ural State University of Physical Training, Chelyabinsk.
THE FORMING OF SOCIO-ECONOMIC COMPETENCE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING
Высшая школа сегодня рассматривается как важный институт социализации личности, где и обучение и воспитание представляют единый процесс, направленный на подготовку высокообразованных, эрудированных, творчески мыслящих специалистов. Этому, как верно отмечает Ф. М. Улитин, способствует особый уклад жизни высшей школы, где существенной чертой является поощрение творчества, инициативы и самодеятельности в поиске оптимальных форм и методов самостоятельного добывания знаний [12, с. 200].
Однако говорить о высокой результативности социально-профессиональной воспитательной работы преждевременно. В этой области имеется ряд проблем: в условиях перехода от плановой к рыночной экономике возникла необходимость формирования нового мировоззрения, предполагающего высокий уровень сознания и культуры людей.
В этих условиях системообразующим фактором решения данной проблемы является, несомненно, воспитание среди молодёжи высококвалифицированных специалистов нового типа, готовых к правильному, синтезированному решению сложных и разноплановых проблем.
В связи с этим, социально-экономическое образование должно носить опережающий характер, формировать неискажённое представление об экономике и деловой общечеловеческой этике, а также формировать у обучающихся целостное представление о системе рыночных и социальных отношений. А это эффективно возможно только на основе компетентностного подхода.
Координационной основой модернизации содержания высшего образования является Государственный стандарт профессионального образования; Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 годы, Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., декларация Болонского процесса, международный стандарты ИСО 9000, которые ставят перед высшим профессиональным образованием цели и задачи обучения, определяют содержание образовательных программ и возможность их изменения в зависимости от спроса рынка труда и удовлетворения потребностей населения в оказываемых образовательных услугах.
Требования к современному специалисту, выпускнику вуза, определяются, прежде всего, требованиями организации и управления основным (технологическим) производством. Поэтому современный специалист должен не только обеспечить функционирование предприятия и выпуск конкурентоспособной продукции в соответствии с международными стандартами ИСО 9000, но и уметь принимать оптимальные управленческие решения в любых производственно-экономических ситуациях, нести личную ответственность за их реализацию, уметь управлять людьми и работать в команде, обладать профессиональной мобильностью [2, с. 37].
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. », понятие и цели социально-экономического образования определяются как процесс формирования у каждого гражданина:
во-первых, вытекающих из экономического знания ценностных ориентаций и установок, ведущих к консолидации общества на основе усвоения общечеловеческих ценностей и традиционных ценностей россиян;
во-вторых, компетенций, достаточных для ориентации своего поведения и защиты своих интересов при соприкосновении с различными видами экономической деятельности (понимание своей роли как потребителя, вкладчика, соискателя рабочего места, налогоплательщика и т. д.).
Учитывая отмеченное, можно констатировать необходимость модернизации экономической подготовки студентов вуза. В исследованиях последних лет наметилось несколько направлений решения данной проблемы: систематизация содержания социально-экономических дисциплин общепрофессионального и специальных циклов учебных планов, способствующих формированию базовых конструктов социально-экономической компетент-
формирование социально-экономической компетентности... ности обучающихся (В. С. Смолина, Е. А. Жилкина, О. В. Дешер, В. Т. Роков и др.); повышение эффективности подготовки специалистов в новых условиях хозяйствования (М. Н. Весенин, Ю. К. Войнова, К. С. Рогов и др.); дидактическое обеспечение социально-экономических дисциплин базисного учебного плана в соответствии с требованиями государственных стандартов и профессиональной компетентности специалистов различных специализаций (Н. П. Весенин, М. С. Горин, Т. Н. Фортунатов и др.).
Для нашего исследования важное значение имели работы, в которых рассматриваются вопросы: содержания и особенностей компетентностного подхода при подготовке специалистов (М. Т. Волина, Дж. Равен, Э. Ф. Зеер, А. В. Хуторской и др.); экономической грамотности социально-экономической компетентности, экономического мышления, экономической культуры (С. П. Гусев, С. А. Шендерова, Ю. В. Пузиенко и др.); взаимодействия производственной и экономической деятельности (Е. А. Жилкина, К. С. Рогов,
Н. М. Сомов, А. В. Кореньков, О. Н. Синицына и др.); профессиональное становление личности (А. Г. Асмолов, В. А. Беловолов, Ю. В. Сенько и др.).
одной из приоритетных тенденций современного социально-экономического образования является применение компетентностного подхода при подготовке будущих специалистов. Это отмечают многие исследователи А. В. Костин [4], Ю. В. Пузиенко [5; 6], К. С. Рогов [7], В. Н. Трумин [9], [12] и др. Данные вопросы, с различных авторских позиций вполне логично и системно обсуждаются и на страницах Сибирского педагогического журнала. Многие авторы едины в понимании того, что формирование компетентности вообще и социально-экономической в частности, проистекает в процессе профессиональной подготовки в вузе всем комплексом учебных дисциплин. Поэтому важно, чтобы изучение студентом каждого учебного предмета влияло на формирование этого интегрального качества личности.
В педагогике и психологии пока ещё нет единой точки зрения на понимание сущности профессиональной компетентности, так как разные исследователи выделяют различные смыслы в данном качестве. Профессиональная компетентность рассматривается как необходимый критерий аттестации педагогов; как цель и результат профессионального образования; как условие эффективности профессиональной деятельности и др. Несмотря на множество подходов к изучению профессиональной компетентности, все исследователи исходят от базового термина компетентности, которое определяется как некое подтверждённое право принадлежности к определённой профессиональной группе, и как знания и опыт в какой-либо области, которыми обладает специалист.
Поэтому мы выделили несколько подходов к изучению сущности социально-экономической компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки.
Профессиографический подход определяет социально-экономическую компетентность как модель будущего специалиста, которая включает обобщённые требования к профессии и индивидуальное развитие специалиста
как субъекта профессиональной деятельности по интеграции экономических и социальных знаний, способствующих формированию целостной картины связей в системе «человек - природа - общество» (Е. Н. Джалилова,
А. Л. Бусыгина, Л. Л. Любимов).
Акмеологический подход рассматривает социально-экономическую компетентность как уровень развития профессионализма субъекта к нравственно-ценному выбору содержания деятельности. На вузовском этапе это «готовность» (В. А. Сластёнин, Н. В. Харитонова), на послевузовском «мастерство (М. Н. Горина, Н. М. Сомов, Н. В. Кузьмина и др.).
Знаниевый подход основан на традиционном определении компетентного человека как знающего, осведомлённого. Профессиональная компетентность есть сплав усвоенного ранее социального опыта и знаний в результате практики осуществления профессиональной деятельности (А. А. Вербицкий, Н. С. Розов, Т. Н. Фортунатов и др.).
Интегративно-развивающий подход изучает социально-экономическую компетентность как системную целостность взаимосвязанных компонентов (потребности, прибыль, рентабельность, производство, здоровье, ответственность перед обществом и др.). Данные качества охватывают все сферы жизнедеятельности личности, отражают структуру профессионально-экономической деятельности, выделяя регуляцию взаимоотношений общества и природы ради сохранения социально-экономического равновесия (А. К. Маркова, Е. М. Павлютенков, И. К. Колаев и др.).
Различные подходы к пониманию сущности социально-экономической компетентности позволяют увидеть многофакторность данной характеристики специалиста. Профессиональная социально-экономическая компетентность позволяет:
• постоянно совершенствоваться специалисту в профессиональном плане, т. к. это личностное образование, направленное на преобразование природы ради создания материальных ценностей;
• оценивать результаты деятельности обучающихся, так как качество содержит доступные проверке характеристики в реализации органического единства общеобразовательных, развивающих и нравственно-этических воспитательных функций, обеспечивающих формирование экопрофессио-нального мышления;
• определить личность обучающегося как единство объективной модели и субъективных возможностей воспитания интегративного мышления будущих экономистов;
• прогнозировать уровень формирования социально-экономической компетентности как результат обучения в вузе и определить пути и способы дальнейшей разработки инструментария для мониторинга качества развития данного феномена.
С точки зрения учёных (М. В. Ивина, А. В. Костина, М. Т. Слинкиной, М. Н. Трумина) социально-экономическая компетентность - это один из аспектов профессиональной компетентности, сущность которого заключа-
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ... ется в формировании у индивида уверенного поведения, при котором различные навыки в сфере экономических отношений автоматизированы и дают возможность гибко менять своё поведение в зависимости от ситуации. Социально-экономическая компетентность рассматривается как единство теоретической и практической готовности личности к учёту экономических аспектов профессиональной деятельности [6, с. 67]. То есть социально-экономическая компетентность как социальный институт обеспечивает формирование экономических качеств личности, которые необходимы для успешной социализации личности.
В основу определения социально-экономической компетентности личности нами положены понятия «компетентность», «профессиональная компетентность», которые определяют терминологическое поле исследования. Родовым по отношению к понятию «экономическая компетентность» является понятие «профессиональная компетентность», сущностная характеристика которого была положена в основу определения социально-экономической компетентности. Социально-экономическую компетентность мы определяем, опираясь на работы Ю. В. Пузиенко [5; 6], как интегративное качество личности, характеризующееся высоким уровнем экономических знаний и умений, сформированным ценностным отношением субъекта к экономике, к её предметам, средствам, результатам, позволяющим наиболее полно реализоваться в познавательной и социально-ориентированной социально-экономической деятельности.
Понимание классического толкования понятия «формирование» как «возникновение чего-либо в процессе развития», позволили определить «формирование социально-экономической компетентности» как интегрированный в своей социальной и личностной значимости процесс приобщения и накопления студентом определённых качеств и свойств личности, системы экономических знаний и умений, то есть достижения им определённого уровня экономической компетентности. Развитие социально-экономической компетентности продолжается на протяжении всей активной профессиональной деятельности [11, с. 17].
Значительное внимание в исследовании уделялось разработке и анализу авторского спецкурса «Введение в социально-экономическую специальность», объёмом 52 часа. Алгоритм анализа следующий: выбор критерия оптимизации. В качестве такового для оценки значимости учебного курса была выбрана важность отдельных тем, влияющих на формирование специалиста высшей квалификации и затрагиваемое на это время (С. А. Влазне-ва); оценка значимости отдельных тем экспертами.
При определении факторов, влияющих на эффективность социально-экономической подготовки будущих педагогов профессионального обучения, нами была использована методика многофакторного анализа. Анализ научной литературы [1-14] по теме исследования позволил выявить 17 подобных факторов. Среди них: квалификация педагога, любознательность сту-
дентов, творческий настрой преподавателя, его способность к инновациям, наблюдательность студента и др.
Количество респондентов, принявших участие в ранжировании составило 58 человек. По результатам опроса вычислили показатель согласованности мнений (коэффициент конкордации Кэндалла) участников эксперимента. Результаты обработки по ранжированию позволили выявить следующие факторы: мотивация, знания, самостоятельная работа обучающихся при согласованности мнений респондентов W=0,678.
Среди выделенных факторов, влияющих на социально-экономическую подготовку обучающихся, особое место занимает мотивация учебной деятельности. Если среди мотивов, побуждающих обучающегося к учебной деятельности, не присутствует познавательный интерес, то результаты обучения становятся малоэффективными. даже наличие других мотивов оказывается недостаточным, если у студента отсутствует познавательный интерес.
Вторым по значимости фактором, влияющим на социально-экономическую подготовку обучающихся, респонденты называют «креативность». Отметим при этом, что Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки профессиональное обучение в качестве одного из требований к результатам освоения образовательных программ выдвигает владение системой эвристических методов и приёмов. Поэтому нами в процессе экономической подготовки будущих специалистов использовался комплекс трансформативных задач и построение учебного процесса на основе интерактивных методов обучения, развивающее творчество.
Третьим фактором, который оказывает влияние на социально-экономическую подготовку обучающихся, по мнению респондентов, является самообразовательная работа студентов. Всё большие объёмы научной и иной информации приходится усваивать вне рамок аудиторных занятий. Это актуализирует проблему самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Поэтому в рамках исследования значительное внимание уделялось совершенствованию навыков самостоятельной работы в процессе экономической подготовки. Мы апробировали следующие основные направления этой деятельности: обращение к материалам периодической литературы, актуализация имеющихся знаний с целью всесторонней характеристики экономических процессов и явлений и уяснения практической значимости обсуждаемых вопросов, написание экономического эссе (С. А. Влазнева, М. Т. Улитин).
Из множества показателей, на основе экспертных мнений специалистов выбрали наиболее приоритетный - уровень сформированности мотивации к повышению профкомпетентности. Мотивация как свойство личности представляет собой систему её целей, потребностей, мотивов, побуждающих студентов к активному пополнению своих знаний, овладению умениями, сознательному отношению к профессиональной деятельности. Особенности содержания и характера учебно-познавательной деятельности студентов в
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ... условиях экспериментального обучения предполагают изменения отношения как к приобретаемой профессии, так и к процессу подготовки к будущей деятельности. В связи с этим обозначается необходимость выявления уровня мотивации. При изучении мотивации и её сформированности у студентов использовались следующие методы: наблюдение за деятельностью студентов на аудиторных занятиях, индивидуальные беседы, специально подобранные педагогические ситуации на практических занятиях, анализ продуктов учебной деятельности.
Как известно степень развития мотивации определяется следующими уровнями.
Первый уровень (низкий) характеризуется малочисленностью положительных мотивов. Студенты этого уровня пассивны, безинициативны, соответственно отношение их к профессиональной деятельности в большинстве случаев равнодушное.
Второй уровень характеризуется тем, что студенты проявляют интерес к учебным предметам, частично осознают практическую значимость их, слабо развито стремление к самосовершенствованию.
Третий уровень мотивации к формированию социально-экономической компетентности характеризуется высоким развитием положительных мотивов, студенты такого уровня мотивации чётко осознают необходимость пополнения знаний. У них сформированы мотивы долга, интереса к знаниям и экономической профессии, уважения к человеческому фактору.
Для определения исходных уровней развития мотивации учения в эксперименте применялась методика шкалирования мотивации, предложенная в работе А. А. Кыверялг. Результаты шкалирования показали, что в контрольной группе для 16 % студентов характерен первый уровень мотивации, 69 % - имеют второй уровень мотивации, а 15 % - третий. В экспериментальной группе после формирующего эксперимента первый уровень мотивации показали 11 % респондентов, второй уровень мотивации - 29 %, третий уровень - 60 %.
Таким образом, разработанная и апробированная методика формирования социально-экономической компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки, представленная методами обучения (матричного, ранговых корреляций, парных сравнений, причинно-следственной диаграммы, функционально-стоимостного анализа) и методами воспитания (формирование сознания личности, формирование опыта ответственного поведения и деятельности), является корректной и эффективной.
Библиографической список
1. Горина, М. Н. Формирование производственно-экономической компетентности студентов университета в процессе профессиональной подготовки : метод. реком. для преп. эконом. дисц. техн. вузов [Текст] / М. Н. Горина. - Бийск, 2006. - 43 с.
2. Северов, В. Г. Концепция системы профессиональной подготовки практикоориентированных кадров в колледже для малого бизнеса [Текст] / В. Г. Северов // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 9. - С. 326-343.
3. Жилкина, Е. А. Производственно-экономическая компетентность будущих специалистов : комплекс педагогических условий её эффективного формирования [Текст] / Е. А. Жилкина // Теоретико-методологические основы профессиональной подготовки кадров в регионе : сб. статей Межд. науч. -практ. конф. - Пенза, 2006. -С. 37-39.
4. Жилкина, Е. А. Воспитание ответственного отношения личности к производственно-экономической деятельности [Текст] / Е. А. Жилкина // Образование. Наука. Производство: сб. матер. науч-практ. конф. филиала ГОУ ВПО МГТУ в г. Белорецке. - Магнитогорск: ГОУ ВПО МГТУ, 2009. - С. 109-113.
5. Костин, А. В. Компетентность в структуре подготовки студентов в образовательном процессе [Текст] / А. В. Костин // Научные исследования : информация, анализ, прогноз : монография / Отв. ред. М. Н. Прохоров. Книга 9. - Воронеж: ВГПУ, 2004. - С. 121-134.
6. Пузиенко, Ю. В. Экономическая компетентность студента. Нравственный аспект [Текст] / Ю. В. Пузиенко // Труд в современной России материалы третьей науч-практ конф. - Оренбург, 2004. - С. 18-22.
7. Пузиенко, Ю. В. Студент как субъект формирования экономической компетентности [Текст] / Ю. В. Пузиенко // Современные проблемы образования в России сборник материалов круглого стола. - Екатеринбург, 2005. - С. 66-74.
8. Рогов, К. С. Принципы и основные компоненты системы формирования экономической компетентности студентов [Текст] / К. С. Рогов // Современные факторы повышения качества профессионального образования: сб. статей регион. науч.-практ. конф. - Ярославль: ЯГПУ, 2009. - С. 71-76.
9. Сомов, Н. М. Деловая игра - средство формирования экономической компетентности студента [Текст] / Н. М. Сомов // Современные образовательные технологии в обучении взрослых: сб. материалов круглого стола. - Челябинск: Урал-ГУФК, 2010. - С. 63-69.
10. Хамутских, Р. С. Моделирование процесса формирования экономической культуры студентов в структуре дополнительного образования [Текст] / Р. С. Хо-мутских // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 5. - С. 126-132.
11. Трумин, В. Н. Формирование социально-экономической компетентности студента [Текст] / В. Н. Трумин: учеб.-метод. пособие. - Уфа: БГПУ, 2009. - 62 с.
12. Улитин, Ф. М. К вопросу формирования производственно-экономической компетентности у студентов технического университета в новых экономических условиях [Текст] / Ф. М. Улитин // Образование. Наука. Производство: сб. матер. науч-практ. конф. филиала ГОУ ВПО Самар. госу. ун-т, 2009. - С. 204-208.
13. Щербакова, В. В. К вопросу о профессиональной компетентности [Текст] /
В. В. Щербакова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 139-144.
14. Фортунатов, Т. Н. Воспитание у специалиста личной ответственности за результаты производственно-экономической деятельности [Текст] / Т. Н. Фортунатов // Гуманизация образования в России: сб. науч. тр. Интернет-конф. - Магнитогорск: МаГУ, 2009. - С. 123-129.