РАЗДЕЛ III. НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА
Блинкова И. С.
кандидат философских наук, доцент, руководитель Лаборатории учебно-исследовательской и проектной деятельности, дистанционного обучения Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»,
г. Тамбов, Россия Кулаева Т. Н. педагог дополнительного образования Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»,
г. Тамбов, Россия
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: В статье рассматривается технология учебно-исследовательской и проектной деятельности. Особое внимание уделяется совершенствованию профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.
Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, совершенствование профессиональной компетентности, педагог дополнительного образования.
Blinkova I. S.
candidate of philosophical sciences, associate Professor, head of the laboratory of educational research and project work, distance learning Municipal budget institution of additional education «Center of additional education of children»,
Tambov, Russia
Kulaeva T. N.
teacher of additional education Municipal budget institution of additional education «Center of additional education of children»,
Tambov, Russia
EDUCATIONAL RESEARCH AND DESIGN ACTIVITIES AS A MEANS OF IMPROVING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION
Annotation: technology of educational-research and project activity is examined In the article. The special attention is spared to perfection of professional competence of teacher of additional education.
Keywords: educational-research activity, project activity, perfection of professional competence, teacher of additional education.
Сегодня в образовании происходят изменения, связанные с введением Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В связи с этим трансформировались процессы развития дополнительного образования, изменились позиции образовательных учреждений. Чрезвычайно актуальным в настоящий момент является совершенствование профессиональной компетентности педагога дополнительного образования, так как улучшение качества образования находится в прямой зависимости от кадровой политики.
В научно-педагогической литературе анализировались некоторые аспекты данной проблемы: вопросы теории исследовательской и проектной деятельности (И. Ю. Малкова), специфика формирования профессиональной компетентности (А. Г. Асмолов, В. В. Сериков) и др. Акцентируется в основном внимание на необходимости изучения вопроса формирования профессиональной компетентности у учителей школ. Теоретические основы феномена «Профессиональная компетентность» описаны целым рядом ученых (Т. И. Шамова, Л. А. Петровская, И. А. Зимняя, Г. С. Сухобская, А. К. Маркова, В. Н. Введенский, С. Г. Молчанов).
Мы рассматриваем собственно профессиональную компетентность как знание компьютерных технологий; владение приемами творческого мышления, умение проектировать образовательный процесс; умение критически анализировать результаты своей деятельности, способность к исследовательской работе; знание форм, технологий, средств, методов, видов деятельности; стремление к поиску, освоению
и постоянному обновлению профессиональных знаний; приобретение необходимого опыта.
Следует обратить внимание на то, что в современном образовательном пространстве кардинально меняется статус педагога, его функциональные обязанности, радикально пересматриваются требования к уровню его профессиональной компетентности. В связи с этим сегодня важно разрабатывать и внедрять педагогические новшества. Педагоги обязаны быть готовыми к освоению и применению инноваций, актуальных и востребованных измененной образовательной ситуацией. Целесообразно активно разрабатывать такие программы развития учреждений, в которых важное значение приобретет аналитико-прогностическое обоснование работы педагогов, а ориентирами педагогической деятельности станут стремления к инновациям.
Кроме того, с целью внедрения новшеств в педагогическую деятельность должны получить распространение образовательные программы, в которых условием для их использования в практической работе будет выработка, поддержание и распространение новых идей, являющихся основой для учебно-исследовательской и проектной деятельности. Именно исследование и проектирование должны стать необходимыми видами профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, овладение которыми является актуальным требованием современной образовательной политики.
Для совершенствования профессиональной компетентности в настоящие время существуют широкие возможности. Сегодня в учреждениях дополнительного образования педагоги используют в работе различные формы, методы и технологии. Однако, среди наиболее эффективных, направленных непосредственно на совершенствование профессиональной компетентности, является технология учебно-исследовательской и проектной деятельности. Организация педагогического процесса в рамках такой технологии позволит педагогу адаптироваться к стремительно обновляющимся условиям жизни. В этой связи способность учреждения дополнительного образования применять технологию учебно-исследовательской и проектной деятельности, будет играть огромную роль в современном мире образования. Инновации российского образования рождают задачи, требующие нового способа решения, так как устаревшие способы не позволяют получить нужного результата: приобрести качественное дополнительное образование, создать необходимые условия для реализации новых потребностей современного ребенка. Трансформация образования ведет к реформированию функциональной нагрузки педагога, радикальному
изменению мотивов его трудовой деятельности. Современному педагогу необходимо держать высокую планку профессионального мастерства, быть готовым к исследованиям, уметь осваивать и внедрять новые идеи, писать проекты, которые сегодня как никогда актуальны в образовании.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность является эффективным средством совершенствования профессиональной компетентности педагога дополнительного образования, так как она:
- формирует исследовательские умения;
- применяется в целях профессионального развития педагога;
- дает возможность достичь запланированных целей и задач в результате использования альтернативных средств обучения, принимать активное участие в конкурсах и фестивалях;
- позволяет транслировать собственный педагогический опыт, реализовывать творческий потенциал;
- способствует развитию интеллекта, интереса к инновационной деятельности, освоению новых педагогических технологий;
- логически выстроена и сочетается с учебной деятельностью;
- основана на использовании ИКТ;
- позволяет педагогу развить умения мобилизовать свой личностный потенциал, работая в методических объединениях и творческих группах;
- способствует достижению нового, современного качества образования, связанного с созданием условий для развития личности, способной реализовать себя.
Процесс совершенствования профессиональной компетентности связан с социализацией и индивидуализацией педагога дополнительного образования, который на основе результатов исследований выстраивает дальнейшую собственную деятельность, а значит, собственное развитие. Следовательно, педагог дополнительного образования должен быть вовлечен в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, так как она позволит ему проявить собственную инициативу и осуществить личностные замыслы, достичь положительных результатов, реализовать формы и методы формирования и совершенствования профессиональной компетентности. Следует также учесть, что грамотно организованная исследовательская и проектная работа позволит удовлетворить потребность педагога и учащегося в новых знаниях, и будет способствовать воспитанию успешного, самостоятельного и любознательного человека.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность, позволяющая в силу своих возможностей быть средством совершенствования профессиональной компетентности и достигать высоких результатов в условиях постоянных изменений современного мира российского образования, должна стать привычной профессиональной деятельностью и значимой ценностью большей части педагогов дополнительного образования.
Список литературы
1. Бунеев Р. Н. Образовательные технологии: сборник материалов / Р. Н. Бунеев [и др.]. - М.: Баласс, 2012. -144 с.
2. Мезенцева О. И. Развитие профессиональной компетентности педагога как условие эффективной реализации современных педагогических технологий / О. И. Мезенцева // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 8. -С. 88-92.
Блинкова И. С.
кандидат философских наук, доцент, руководитель Лаборатории учебно-исследовательской и проектной деятельности, дистанционного обучения. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»,
г. Тамбов, Россия Полюшко М. В. педагог дополнительного образования Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»,
г. Тамбов, Россия
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТАМБОВЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Аннотация: В статье рассматриваются некоторые результаты исследования современного состояния дополнительного образования в Тамбове, также рассмотрены механизмы преодоления выявленных проблем.
Ключевые слова: дополнительное образование, инновационные технологии, профессиональная деятельность, образовательная организация.