Научная статья на тему 'Оценка уровня саморазвития педагогов центра дополнительного образования детей'

Оценка уровня саморазвития педагогов центра дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / ОЦЕНКА / УРОВЕНЬ / РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блинкова И.С., Тарских С.Д.

В статье рассматривается понятие «саморазвитие» и уровни саморазвития педагога, представлены и охарактеризованы результаты оценки уровня саморазвития педагогов дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Блинкова И.С., Тарских С.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF LEVEL OF SELF-DEVELOPMENT OF TEACHERS CENTER FOR ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

The article discusses the concept of "self-development" and levels of self-development of the teacher, presents and characterizes the results of assessing the level of self-development of teachers of additional education.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня саморазвития педагогов центра дополнительного образования детей»

- систематически анализировать состояние инновационной деятельности в МБУДО ЦДОД и разрабатывать предложения по повышению ее эффективности;

- оказывать помощь педагогам в определении содержания, форм, методов работы;

- консультировать и оказывать практическую помощь педагогическим работникам по направлениям инновационной деятельности;

- разрабатывать программы с дистанционной формой реализации.

Подводя итог, следует сделать вывод о том, что инновации в

дополнительном образовании дадут возможность педагогам и учащимся раскрыть свои способности, сделать учебный процесс интересным, наполненным творческими идеями и новыми исследованиями, направленными на получение новых знаний.

Список литературы

1. Дейч Б. А. Дополнительное образование детей как профессиональная педагогическая деятельность: монография/ Б. А. Дейч, М. О. Кучеревская; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2014. - 149 с. ISBN 978-500023-595-5.

2. Файзуллина Г. З. Оценка инновационной деятельности педагога / Г. З. Файзуллина // Педагогическая диагностика. - 2007. - № 2. - С. 76-87.

Блинкова И. С.

К. ф. н., доцент, методист, руководитель Лаборатории учебно-исследовательской и проектной деятельности, дистанционного обучения. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»

г. Тамбов, Россия Тарских С. Д. К. п. н., педагог-психолог. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»

г. Тамбов, Россия

ОЦЕНКА УРОВНЯ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается понятие «саморазвитие» и уровни саморазвития педагога, представлены и охарактеризованы результаты оценки уровня саморазвития педагогов дополнительного образования.

Ключевые слова: педагоги, дополнительное образование, саморазвитие, оценка, уровень, результаты.

Blinkova I. S.

PhD in philosophy, associate Professor, methodologist, Head of the Laboratory of Educational Research and project activities, distance learning. Municipal budgetary institution of additional Center for Additional Education of Children

Tambov, Russia TarskiKh S. D. PhD in pedagogy, teacher-psychologist. Municipal budgetary institution of additional the Center for Additional Education for Children,

Tambov, Russia

EVALUATION OF LEVEL OF SELF-DEVELOPMENT

OF TEACHERS CENTER FOR ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

Abstract: The article discusses the concept of «self-development» and levels of self-development of the teacher, presents and characterizes the results of assessing the level of self-development of teachers of additional education.

Keywords: teachers, additional education, self-development, assessment, level, results.

Эффективность системы дополнительного образования детей зависит от уровня профессионализма и компетентности педагогических кадров. В связи с достижением высокого уровня профессионализма педагогу дополнительного образования необходимо самосовершенствоваться и саморазвиваться.

Анализ теоретических источников показывает, что определение понятия «саморазвитие» тесно связано с направленностью цели индивида. А. Поляков утверждает что саморазвитие - это процесс для достижения определенной цели, в котором цели всегда меняются, в зависимости от уровня осознанности, умения рисковать, самодисциплины, веры в себя [1, 3].

Саморазвитие педагога - это осознаваемый, непрерывный, целенаправленный процесс личностного и профессионального совершенствования, платформой которого является взаимодействие внутренне важных и активно-творчески воспринятых внешних факторов, направленных на повышение уровня профессионализма, развития профессионально значимых качеств и педагогического мастерства, опыта и знаний.

По мнению В. А. Сластенина, саморазвитие педагога может характеризоваться разными уровнями:

1 уровень - остановившееся саморазвитие, когда педагог проявляет положительное отношение к своей профессиональной деятельности и осознает ее личностную значимость. Он не испытывает потребности в самоанализе, самодиагностике и самооценке собственной профессиональной деятельности и ее результатов; профессиональные функции выполняет в основном по стандарту.

2 уровень - достаточное саморазвитие, характеризующееся высокой оценкой педагогом личностной значимости собственной педагогической деятельности и проявлением потребности в творческом саморазвитии; более определенным и конкретным целеполаганием; способностью к самопознанию и самооценке профессиональной деятельности и своей личности.

3 уровень - активное саморазвитие, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога личностную и глубоко осознанную ценность; педагог осознает и принимает творческое саморазвитие как личностно значимую и ценностно-целевую установку; проявляет потребность в самосовершенствовании; владеет содержанием и механизмом творческого саморазвития в рамках субъектной позиции к собственной жизнедеятельности и деятельности учащихся [2].

С целью выявления уровня саморазвития у педагогов дополнительного образования МБУДО «Центр дополнительного образования детей» г. Тамбова (МБУДО ЦДОД) была проведена анкетная методика, включающая 14 вопросов, направленных на определение возможностей для саморазвития.

Вопросы включали в себя оценку педагогами собственной активности, своих профессиональных возможностей и умений, возрастания ответственности, стремления к изучению новой информации; влияния, которое оказывает на них окружающие люди; своего опыта и получения «обратной связи» и т. д. На основании полученных результатов выявляется уровень саморазвития педагогов.

В анкетировании приняли участие 65 педагогов Центра дополнительного образования, которое позволило выделить следующие предпосылки к развитию педагогов:

- стремление изучить себя;

- количество времени для развития;

- рефлексию своей деятельности;

- систематический анализ своего опыта и веры в собственные возможности;

- стремление к профессиональному развитию и положительным результатам;

- освоение новых подходов, технологий и применение их на практике.

По итогам проведенной диагностики нами были выявлены следующие результаты, представленные в таблице 1, рисунке 1.

Таблица 1

Уровень саморазвития педагогов дополнительного образования

МБУДО ЦДОД

Уровень саморазвития педагогов Педагоги

Количество %

Высокий 32 48

Средний 27 41

Низкий 7 11

60 т-

■ высокий уровень

■ средний уровень

■ низкий уровень

Рис. 1. Уровень саморазвития педагогов дополнительного образования

МБОУ ЦДОД

Из всех респондентов, отвечающих на вопросы анкеты, 7 педагогов, что соответствует 11 % от общего числа опрошенных, набрали от 15-35 баллов, что указывает на низкий уровень

саморазвития (остановившееся развитие). Данная группа педагогов занимает пассивную позицию в собственном развитии. У них отсутствует стремление к дальнейшему профессиональному развитию, к изучению своих возможностей и освоению новых подходов и технологий с целью применению их на практике.

27 человек (41 %) набрали от 36 до 54 баллов, что свидетельствует о среднем уровне саморазвития. У педагогов отсутствует сложившаяся система саморазвития и ориентация в повышении профессиональных возможностей, а вера в себя, стремление к положительным результатам, изучение информации в области инновационных технологий и подходов зависят от специально созданных условий.

31 человек набрали самые высокие баллы от 55 до 75 баллов, что составляет 48 % от общего числа респондентов и соответствует высокому уровню саморазвития. Данная группа педагогов занимает активную профессиональную позицию, постоянно стремится к повышению своей квалификации, а также к освоению инновационных проектов, участию в конференциях, семинарах, популяризации своего опыта в сборниках городского, регионального, областного и всероссийского уровней.

Таким образом, в условиях ускоренного внедрения инновационных проектов в области образования, имеющих наукоемкие технологии, педагог должен овладеть еще большим объемом новых знаний, а именно саморазвиваться, т. к. это напрямую влияет на его успешность и востребованность в профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Макурин А. Тренинг личностного роста [электронный ресурс] -Режим доступа. - иКЬЬйр://а^оптакипп.ги/Ь^/аг11с^/аг1Ме_28.Мт1

2. Сластенин В. А. Профессиональное саморазвитие учителя / В. А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал № 2, 2005. - С. 3-12 [электронный ресурс] - Режим доступа. - https://cyber1eninka.ru/

3. Утепбергенова З. Д. Профессиональное саморазвитие педагога // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVIII междунар. науч. - практ. конф. «Актуальные проблемы педагогических и психологических наук»: материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть II. (30 июля 2012 г.) - Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. - 146 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.