Научная статья на тему 'Инновации в дополнительном образовании (на примере работы Лаборатории учебно-исследовательской и проектной деятельности, дистанционного обучения в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Центр дополнительного образования детей")'

Инновации в дополнительном образовании (на примере работы Лаборатории учебно-исследовательской и проектной деятельности, дистанционного обучения в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Центр дополнительного образования детей") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
565
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПЕДАГОГИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛАБОРАТОРИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блинкова И. С., Тарских С. Д.

В статье рассматриваются инновации в дополнительном образовании (на примере работы Лаборатории учебно-исследовательской и проектной деятельности, дистанционного обучения в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»), а также представлены результаты исследования готовности педагогов и учащихся к инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION IN FURTHER EDUCATION (FOR EXAMPLE, THE WORK OF THE LABORATORY OF EDUCATIONAL RESEARCH AND PROJECT WORK, DISTANCE LEARNING IN THE MUNICIPAL BUDGET INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION "CENTER OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN")

In the article, innovations in additional education are considered (on the example of the Laboratory of Educational Research and Project Activities, Distance Learning in the Municipal Budgetary Institution of Additional Education "The Center for Additional Education for Children"), as well as the results of research on the readiness of teachers and students for innovation. Keywords: innovations, teachers, additional education, laboratory, research, activity.

Текст научной работы на тему «Инновации в дополнительном образовании (на примере работы Лаборатории учебно-исследовательской и проектной деятельности, дистанционного обучения в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Центр дополнительного образования детей")»

6. Проект Федерального закона № 410475-6 «О порядке продвижения интересов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в органах государственной власти и местного самоуправления» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 17.12.2013) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://wwwxonsultantru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= PRJ&n=113740#09027536625265127. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 01.06.2018).

7. Проект Федерального закона № 97801795-2 «О правовых основах лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 02.06.1997) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=PRJ&n=34479#05759729773184479. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 01.06.2018).

8. Чащихин Б. Д. Лоббизм и группы специальных интересов / Б. Д. Чащихин // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Общественные науки. - 2012. - № 25 (658). - С. 261-274.

9. Чебыкин И. В. Теоретические основы лоббизма как политико-правового явления / И. В. Чебыкин // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. - 2011. - № 1. -С. 41-51.

10. 5 Myths About Lobbyists [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.washingtonpost.com/ - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 01.06.2018).

11. Federal Regulation of Lobbying Act - 2 U. S. C. 261 Et Seq. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.justice.gov/usam/criminal-resource-manual-2066-federal-regulation-lobbying-act-2-usc-261 -et-seq. -Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 01.06.2018).

12. Forms, Instructions & Publications [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.irs.gov/forms-instructions - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 01.06.2018).

13. H. R. 4988 (109th): House Ethics Reform Act of 2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.govtrack.us/congress/bills/109/hr4988. -Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 01.06.2018).

14. Lobbying Disclosure Act [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lobbyingdisclosure.house.gov/lda.html. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 01.06.2018).

15. Lobbying in the United States and Europe [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.newworldencyclopedia.org/entry/Lobbying. -Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 01.06.2018).

16. United States v. Rumely, 345 U. S. 41 (1953) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://supreme.justia.com/cases/federal/us/345/41/. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 01.06.2018).

РАЗДЕЛ III. НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА

Блинкова И. С.

К. ф. н., доцент, методист, руководитель Лаборатории учебно-исследовательской и проектной деятельности, дистанционного обучения. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»

г. Тамбов, Россия Тарских С. Д. К. п. н., педагог-психолог. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»

г. Тамбов, Россия

ИННОВАЦИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

(на примере работы лаборатории учебно-исследовательской

и проектной деятельности, дистанционного обучения в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»)

Аннотация: В статье рассматриваются инновации в дополнительном образовании (на примере работы Лаборатории учебно-исследовательской и проектной деятельности, дистанционного обучения в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»), а также представлены результаты исследования готовности педагогов и учащихся к инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновации, педагоги, дополнительное образование, лаборатория, исследование, деятельность.

Blinkova I. S.

PhD in philosophy, associate Professor, methodologist, Head of the Laboratory of Educational Research and project activities, distance learning. Municipal budgetary institution of additional Center for Additional Education of Children

Tambov, Russia ТагвЫкИ S. D. PhD in pedagogy, teacher-psychologist. Municipal budgetary institution of additional the Center for Additional Education for Children,

Tambov, Russia

INNOVATION IN FURTHER EDUCATION (for example, the work of the laboratory of educational research and project work, distance learning in the municipal budget institution of additional education Center of additional education of children»)

Abstract: In the article, innovations in additional education are considered (on the example of the Laboratory of Educational Research and Project Activities, Distance Learning in the Municipal Budgetary Institution of Additional Education «The Center for Additional Education for Children»), as well as the results of research on the readiness of teachers and students for innovation.

Keywords: innovations, teachers, additional education, laboratory, research, activity.

Одна из особенностей инновационной инфраструктуры муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» (далее МБУДО ЦДОД) - деятельность Лаборатории учебно-исследовательской и проектной деятельности, дистанционного обучения, целью которой является поиск, моделирование, апробация, рефлексия оптимальных педагогических средств и условий реализации продуктивных инновационных образовательных моделей, содержательно-технологических аспектов образовательной деятельности, управленческих технологий, разработка единых подходов к исследованию актуальных проблем образования и повышение качества учебно-исследовательской и проектной деятельности, дистанционного обучения в учреждении.

Были сформулированы следующие задачи:

- разработка методических материалов и методических рекомендаций, обеспечивающих внедрение результатов учебно -исследовательской и проектной деятельности, дистанционного обучения в педагогическую практику;

- реализация учебно-исследовательской и проектной деятельности, дистанционного обучения;

- разработка инструментария для проведения мониторинговых исследований качества обучения по экспериментальным и инновационным методикам.

Содержание и основные направления деятельности Лаборатории были определены как всестороннее обеспечение инноваций в рамках реализации образовательной политики МБУДО ЦДОД, а именно:

- внедрение в образовательную деятельность инноваций;

- совершенствование и руководство инновационной работой педагогов и учащихся;

- внедрение нововведений, изменяющих технологию работы и учебы, обеспечивающих саморазвитие педагогов и учащихся;

- разработка и реализация основных направлений инновационного развития;

- анализ эффективности инновационной деятельности Центра, педагогов, учащихся.

Особое внимание в работе Лаборатории уделяется проблеме обеспечения доступной образовательной среды для различных категорий, обучающихся в рамках реализации в Тамбовской области государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» и приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».

В связи с требованием современного образования появилась необходимость формирования у педагогических работников компетенций в области инклюзивного образования и разработки следующих программ с дистанционной формой реализации: «Историческая реконструкция»; «Чудеса своими руками»; «Бумажные фантазии»; «В мире музыкальных звуков»; «Основы живописи, рисунка и композиции»; «Английский с удовольствием» и другие.

Новым вектором в направлении совершенствования работы Лаборатории стало проведение анкетирования с целью выявления готовности учащихся к инновационной деятельности.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

- определить количество времени, необходимое учащимся для изучения новой информации;

- выявить возможности освоения учащимися новой информации;

- изучить отношение учащихся к новым достижениям;

- определить степень понимания учащимися своих ошибок на пути к новым знаниям;

- выявить учащихся, умеющих отстаивать свои взгляды и убеждения;

- определить учащихся, обладающих чувством ответственности за выполнение своей работы.

В анкетировании приняли участие 158 учащихся. Анкета содержала 14 вопросов с вариантами ответов.

Респонденты, принявшие участие в анкетировании, ответили на вопросы анкеты. Общая сумма баллов, соответствующая уровню

готовности учащихся к инновационной деятельности, показала следующие результаты: 3 учащихся набрали от 15 до 35 баллов (2 %) -готовность к инновационной деятельности развита слабо; 49 учащихся набрали от 36 до 54 баллов (31 %) - отсутствует система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий; 106 учащихся набрали от 55 до 75 баллов (67 %) - высокая готовность к инновационной деятельности.

Таким образом, показатель сформированных возможностей находится в диапазоне ближе к высокому уровню, что свидетельствует о стремлении учащихся к участию в инновационной деятельности. Однако есть такая категория детей, которая требует индивидуального подхода и разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса и с использованием инноваций.

С целью оценки готовности педагога к инновационной деятельности в Лаборатории проведено диагностирование с участием 72 педагогов, которое дало возможность сделать следующие выводы: 34 человека набрали от 84 до 71 балла (47,2 %) и показали достаточно высокий уровень готовности педагога к инновационной деятельности, что свидетельствует об их возможности принимать участие в конференциях, выступать с докладами, организовывать круглые столы и др.

51,4 % педагогов набрали от 70 до 55 баллов и продемонстрировали средний уровень готовности. Это свидетельствует о том, что 37 педагогов имеют предпосылки к активной позиции. Однако в силу личностных характеристик и недостаточной осведомленности в области инноваций педагоги демонстрируют скорее индифферентность, чем активность.

1 педагог (1,4 %) набрал менее 55 баллов и находится на низком уровне, занимает пассивную позицию.

Анкетирование позволило сделать следующие выводы:

1. Существует необходимость в осуществлении информационно-мотивационной работы по активизации педагогов.

2. Следует убедить педагогов в том, что они должны формировать в себе новые качества с целью реализации инновационных идей и технологий.

3. Анкетирование, как один из механизмов мониторинга, позволяет:

- учащимся оценить себя в процессе изучения;

- педагогам внести коррективы и повысить качество работы.

4. В формате работы Лаборатории необходимо выполнять следующее:

- систематически анализировать состояние инновационной деятельности в МБУДО ЦДОД и разрабатывать предложения по повышению ее эффективности;

- оказывать помощь педагогам в определении содержания, форм, методов работы;

- консультировать и оказывать практическую помощь педагогическим работникам по направлениям инновационной деятельности;

- разрабатывать программы с дистанционной формой реализации.

Подводя итог, следует сделать вывод о том, что инновации в

дополнительном образовании дадут возможность педагогам и учащимся раскрыть свои способности, сделать учебный процесс интересным, наполненным творческими идеями и новыми исследованиями, направленными на получение новых знаний.

Список литературы

1. Дейч Б. А. Дополнительное образование детей как профессиональная педагогическая деятельность: монография/ Б. А. Дейч, М. О. Кучеревская; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2014. - 149 с. ISBN 978-500023-595-5.

2. Файзуллина Г. З. Оценка инновационной деятельности педагога / Г. З. Файзуллина // Педагогическая диагностика. - 2007. - № 2. - С. 76-87.

Блинкова И. С.

К. ф. н., доцент, методист, руководитель Лаборатории учебно-исследовательской и проектной деятельности, дистанционного обучения. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»

г. Тамбов, Россия Тарских С. Д. К. п. н., педагог-психолог. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»

г. Тамбов, Россия

ОЦЕНКА УРОВНЯ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.