Учебно-исследовательская и проектная деятельность, позволяющая в силу своих возможностей быть средством совершенствования профессиональной компетентности и достигать высоких результатов в условиях постоянных изменений современного мира российского образования, должна стать привычной профессиональной деятельностью и значимой ценностью большей части педагогов дополнительного образования.
Список литературы
1. Бунеев Р. Н. Образовательные технологии: сборник материалов / Р. Н. Бунеев [и др.]. - М.: Баласс, 2012. -144 с.
2. Мезенцева О. И. Развитие профессиональной компетентности педагога как условие эффективной реализации современных педагогических технологий / О. И. Мезенцева // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 8. -С. 88-92.
Блинкова И. С.
кандидат философских наук, доцент, руководитель Лаборатории учебно-исследовательской и проектной деятельности, дистанционного обучения. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»,
г. Тамбов, Россия Полюшко М. В. педагог дополнительного образования Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»,
г. Тамбов, Россия
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТАМБОВЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Аннотация: В статье рассматриваются некоторые результаты исследования современного состояния дополнительного образования в Тамбове, также рассмотрены механизмы преодоления выявленных проблем.
Ключевые слова: дополнительное образование, инновационные технологии, профессиональная деятельность, образовательная организация.
Blinkova I. S.
candidate of philosophical Sciences, associate Professor, head of the laboratory of educational research and project work, distance learning. Municipal budget institution of additional education «Center of additional education of children»,
Tambov, Russia Poliushko M. V. teacher of additional education Municipal budget institution of additional education «Center of additional education of children»,
Tambov, Russia
ADDITIONAL EDUCATION IN TAMBOV: ACTUAL PROBLEMS AND MECHANISMS OF THEIR OVERCOMING
Abstract: the article discusses some results of a study of the current state of education in Tambov, also considered mechanisms to overcome identified problems.
Keywords: additional education, innovative technologies, professional activity, educational organization.
Анализ современного состояния дополнительного образования в Тамбове выявил ряд проблем и позволил найти механизмы их преодоления. Для родителей детей, посещающих организации дополнительного образования, является необходимым следующее:
- формирование у ребенка информационной грамотности;
- возможность использования креативных моделей обучения;
- стремление к развитию интересов учащихся;
- организация полезного досуга. Для учащихся важно, чтобы:
- образовательный процесс был интересно организован;
- межличностная коммуникация приносила радость;
- досуг был разнообразным и полезным. Для педагогов целесообразным является:
- возможность для профессионального роста;
- наличие качественной материально-технической оснащенности; обеспечение необходимых условий для активной деятельности.
Кроме того изучение современной ситуации в рамках развития системы дополнительного образования в Тамбове позволило выявить ее главные конкурентные преимущества. К ним относятся: узнавае-
мость организаций дополнительного образования в социальном окружении города Тамбова; квалифицированные педагогические кадры; увеличение количества педагогических работников, желающих самосовершенствоваться и саморазвиваться; воспитание учащихся, позволяющее достигать качественных показателей.
Однако в настоящий момент наряду с преимуществами существует ряд определенных недостатков и проблем, на устранение которых должна быть направлена работа организаций дополнительного образования. Следует использовать следующие формы работы:
- ориентировать педагогов на трансформацию профессиональных стратегий и позиций;
- активнее применять новые виды и методы образовательных технологий;
- разрабатывать авторские программы;
мотивировать педагогов на совместную творческую деятельность;
- увеличивать количество инициатив по улучшению педагогической работы;
- мотивировать педагогов на повышение профессиональных компетенций;
- расширять банк методических рекомендаций; использовать интегративные технологии проведения учебных
занятий;
- ориентировать педагогов и учащихся на ежегодное участие в конкурсах и олимпиадах.
Очевидно также, что одной их главных задач дополнительного образования в Тамбове сегодня должно быть внедрение в учебный процесс инновационных технологий, которые приведут к изменениям психологического состояния участников современного образовательного процесса и окажут влияние на степень их уверенности в своих возможностях. В связи с этим педагогам необходимо обеспечить поддержку, содействовать в создании условий для того, чтобы у них появилось желание работать в измененном, новом формате. У педагогов должна появиться готовность к инновационной деятельности, основными составляющими которой являются: творческая активность, ответственность и креативный подход к работе; наличие мотива включения в новую деятельность; комплекс знаний и способов решения задач инновационной деятельности, которые использует педагог, т. е. его профессиональная готовность в области педагогических инноваций; имеющиеся знания об инновационных механизмах и методах обучения.
Сегодня современному педагогу необходимо внедрять в систему дополнительного образования следующие механизмы: создавать в образовательном учреждении атмосферу поиска новых идей; создавать лучшие условия для действия принятых новшеств; работать над реализацией инновационных проектов; быть готовым к самопознанию, самоопределению и осмыслению своего духовного мира, собственных действий и состояний, роли и места в профессиональной деятельности; стремиться к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей; формировать и развивать в себе позитивные и устранять негативные качества, обновлять и усовершенствовать имеющиеся навыки, знания и умения с целью получения необходимой профессиональной компетентности.
В современных условиях важно создать обстановку для педагогического роста, совершенствования форм и методов обучения и воспитания, обеспечить качественное преобразование педагога, сформировать у него способность к профессиональному самовосстановлению, подготовить его к работе в постоянно обновляющемся педагогическом пространстве образовательной среды. Необходимо иметь в виду, что на качество результатов педагогической деятельности влияют многие факторы: направленность или характер мотивации педагогического труда, активность педагога, уровень профессиональной компетентности, его эмоциональная гибкость, психологическая атмосфера в коллективе.
Поэтому эффективным способом реализации педагогической деятельности в организациях дополнительного образования должно быть использование следующих современных образовательных технологий, дающих возможность повышать качество образования:
- технология информационно-коммуникационная;
- технология развития критического мышления;
- технология проектная;
- технология развивающего обучения;
- технология здоровьесберегающая;
- технология игровая;
- технология модульная;
- технология мастерских;
- кейс-технология;
- технология интегрированного обучения;
- технология педагогики сотрудничества;
- технология уровневой дифференциации;
- технология групповая;
- технология дивергентная;
- технология конвергентная.
В настоящее время в сфере дополнительного образования необходимо обратить внимание не только на внедрение инновационных технологий, но также на проблему формирования сильного (позитивно влияющего на социальное окружение) имиджа, репутации и престижа организации, оказывающей услуги образования, которые являются неотъемлемой частью стратегии на пути к успеху. Для того чтобы организация приобрела известность и улучшился ее имидж, следует уделять огромное внимание качеству образовательных услуг, поведению и мотивации всех педагогов образовательного учреждения, сложившимся отношениям с родителями, соответствовать реальному образу и направлению деятельности учреждения, существенно отличаться от конкурентов и своевременно адаптироваться под действительность. Учреждение должно отличаться таргетированностью, т. е. быть направленным на целевую аудиторию, представлять для нее интерес.
Для учреждений дополнительного образования важно, какую они имеет репутацию в глазах социальных групп, занимающих в обществе разные позиции, а репутация в свою очередь будет зависеть от ценностных характеристик, сложившихся у потребителей (реальных и потенциальных) образовательных услуг. Также немаловажное значение для дополнительного образования имеет престиж, связанный со сравнительной оценкой обществом социальной значимости образовательного учреждения и степенью уважения, признания, которыми пользуются педагоги.
В среде учащихся существуют определенные характеристики престижности профессии педагога дополнительного образования. Уважаемым и признанным считается педагог-профессионал, который может многому научить, человек, которому можно рассказать тайны, поделиться секретами, вместе порадоваться и разделить печали. Родители учащихся уверены в том, что престиж педагога определяется такими качествами как умение общаться с родителями, образованность, ответственность, порядочность, умение работать с детьми, честность, инициативность, исполнительность, стремление к творчеству.
Потребности семей города Тамбова в разнообразных образовательных услугах дополнительного образования и сервисах для детей с каждым годом растут и становятся более широкими. В связи с этим организации дополнительного образования должны взять на себя обязанность выполнить функцию компенсации недостающих элементов общеобразовательной школы, создать разные варианты возможностей для развития образования в целом для того, чтобы стать эксклюзивной моделью образования, идущей на смену устаревшей.
Список литературы
1. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие / В. А. Березина. - М.: Диалог культур, 2007.
2. Иванова Т. В. Социально-педагогическая составляющая системы дополнительного образования детей / Т. В. Иванова // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной заочной научной конференции (г. Челябинск, октябрь 2011 г.) Т. I. - Челябинск: Два комсомольца, 2011.
Кузьмин А. В.
к. и. н., доцент Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина Трифонов Ю. Н.
к. филос. н., доцент Тамбовский филиал РАНХиГС, г. Тамбов
О ДИАЛЕКТИКЕ ПСИХОЛОГИИ И ИДЕОЛОГИИ ПАТРИОТИЗМА
Аннотация: в статье проанализированы сущность и уровни патриотического сознания, показана диалектическая взаимосвязь патриотической психологии и патриотической идеологии.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое сознание, патриотическая психология, патриотическая идеология, диалектика патриотической психологии и патриотической идеологии.
Kuzmin A. V.
PhD in history, associate professor Tambov State University n. a. G. R. Derzhavin
Tambov, Russia
Trifonov YU. N.
PhD in philosophy, associate professor RANEPA Tambov