УДК 371
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ «ШКОЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ»
В СИСТЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОНТЕКСТЕ ВАРИАТИВНОГО ПОДХОДА
© Юрий Петрович ПРОКУДИН
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики и образовательных технологий, член совета Международной Ассоциации исследователей детского движения, e-mail: prokudin68@mail.ru © Алексей Юрьевич ПРОКУДИН Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры управления и предпринимательства, e-mail: prokudin68@yandex.ru © Ирина Владимировна КУРБАТОВА МАОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Тамбов, Российская Федерация, директор, почетный работник народного образования,
e-mail: mou-school13@mail.ru © Антонина Алексеевна ФЕРМАН МАОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Тамбов, Российская Федерация; заместитель директора, заслуженный учитель РФ, e-mail: mou-school13@mail.ru
Статья раскрывает актуальную проблему организации учебно-воспитательного процесса в условиях новой образовательной модели «Школьная академия». Анализируются цели и задачи, ключевые составляющие, основные ориентиры представленной модели. Глубоко и всесторонне освещаются этапы реализации модулей Школьной академии: предшкольного, первой ступени обучения, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования.
Ключевые слова: модель «Школьная академия»; инновационное развитие; миссия школы; основные принципы реализации; уровни и специфика управления; экспериментальная площадка; программы дополнительного образования; объективность оценивания; кадровый потенциал; эффективность результатов.
Современное образовательное пространство характеризуется значительным ростом инноваций и инновационных подходов в работе общеобразовательных учреждений. Развитие инновационных процессов обусловлено рядом причин: демократические преобразования, дающие учебным заведениям возможность для проведения педагогических экспериментов; повышение интереса к проблеме рефлексии; концентрированность
внимания на анализе и развитии собственной деятельности.
Инновационные преобразования в школьной жизни основываются на принципах образовательной политики, определенной в Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании», на положениях Концепции модернизации Российского образования и направлениях, представленных в
Федеральной целевой программе развития образования.
Достижение целей инновационного развития образования будет более результативным при условии качественных изменений самого образования, образовательной среды и формирования потребности обучения в течение всей жизни.
Непрерывность образования обеспечивает возможность человека постоянно развиваться и образовываться вне зависимости от возраста, состояния здоровья и других факторов, способствует гармонизации общественных отношений через справедливое перераспределение знаний как основного его капитала.
На базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней образовательной школы № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова
была создана новая образовательная модель «Школьная академия», которая служит для качественного совершенствования учебновоспитательного процесса, достижения новых образовательных результатов, повышения образовательного уровня обучающихся для их успешной подготовки к жизни в условиях развивающейся новой экономики.
Известно, что повышение результативности процесса учения происходит, прежде всего, благодаря тому, что у учащихся появляется больше возможностей выстраивать свои знания на основе школьного компонента вариативной части Базисного учебного плана, предусматривающего не только дисциплины по выбору, профильное, развивающее обучение, перечень дополнительных и факультативных занятий, но и индивидуализацию, дифференциацию, гуманизацию и гуманитаризацию процесса обучения.
Ключевыми составляющими перехода к индивидуализированной модели Школьной академии являются:
1) внутришкольные нормативы результативности; цели учебной работы, которые хорошо понятны самим учащимся, их родителям и педагогам. Без конкретно определенных образовательных результатов невозможно предоставить каждому учащемуся свой собственный темп движения по материалу, выявить и поддержать талантливых детей в условиях школы;
2) инструменты аутентичной оценки уровней образовательных достижений школьников, которые обеспечивают объективные и действенные процедуры формирующего и результирующего оценивания;
3) мониторинг, обеспечивающий систематическое оценивание индивидуальных образовательных достижений;
4) вариативные, интегрирующие учебно-методические материалы, новейшие технологии и новые педагогические практики, помогающие участникам образовательного процесса достичь определенных результатов на выбранных ими уровнях;
5) профессиональное развитие и методическая поддержка педагогов на уровне работы кафедральной системы и научнометодического совета;
6) ИКТ-насыщенная образовательная среда (школьный портал и мобильные рабочие места участников образовательного про-
цесса), реально поддерживающая и упрощающая сложнейшую работу по индивидуализации образовательного процесса.
Целенаправленность, комплексность и органичность сочетания обозначенных составляющих обеспечивают устойчивый характер практики работы школы, а выявленные условия определяют эффективность процесса моделирования, при котором когнитивный подход переходит в синтез инновационной образовательной модели «Школьная академия».
Современная парадигма образования, определяющая личностно-ориентированную модель, включает в себя важнейшие задачи реализации и развития личностного потенциала обучающегося, его способности к усвоению знаний.
Миссия школы - создание для учащихся оптимальных условий для овладения ключевыми компетентностями и формирование успешной личности, востребованной в высокотехнологичном конкурентном мире.
В соответствии с миссией Школьной академии одной из ключевых задач учителей является работа над изменением традиционных методов обучения, внедрение инновационных методик, широкого использования методов проектов через интеграцию формального и неформального образования.
Основные цели Школьной академии:
- создание образовательного учреждения, способного стать гражданским, культурным, общественным институтом - образовательной и культурной частью местного сообщества;
- соединение сферы знаний, развитие индивидуальности каждого обучающегося и его социализации;
- преодоление парадигмы классноурочной системы обучения и создание условий для подготовки детей к жизни в постиндустриальном, информационном обществе;
- ориентация на ценности демократического общества, в т. ч. открытость школы, соблюдение неотъемлемых прав участников образовательного процесса;
- предоставление возможности выбора уровня освоения образовательных программ с учетом многообразия образовательных потребностей обучающихся;
- создание базовой платформы, принципиально меняющей образовательное про-
странство, основанной на комплексной информатизации.
Сформированная модель «Школьная академия» состоит из пяти модулей:
1) предшкольного;
2) первой ступени обучения;
3) основного общего образования;
4) среднего (полного) общего образования;
5) дополнительного образования.
На первом этапе в основу модели были заложены следующие принципы:
- принцип эффективности (минимальные материальные, временные и кадровые затраты);
- принцип необходимости (социальный заказ, модернизация инфраструктуры, валео-логизация образовательного процесса);
- принцип декомпозиции (деление целого на подсистемы, каждая из которых решает самостоятельно поставленные перед ней задачи).
Когда инновационные процессы стали комплексной деятельностью по созданию, освоению и распространению преобразований, возникла необходимость изменения концепции «Школьной академии» для интеграции системы общего и дополнительного (формального и неформального) образования в единую систему, обладающую накопленным ценностным потенциалом. Все элементы, составляющие структуру модели, находятся между собой в сложных взаимозависимых отношениях, что создает соответствующие внутренние противоречия.
Каждый объект модели был исследован с целью получения более компактного, лаконичного описания, в результате чего были созданы кластеры, из которых выстроилась современная содержательная модель.
В принципиально иной логике выстроен учебный план, организовано предоставление индивидуальных образовательных услуг, услуг по образовательному запросу родителей и самих обучающихся. Данный подход определил специфику образовательного процесса, которая заключается в системности, в исключительно высокой степени вариативности и аутентичности.
Таким образом, отличительными признаками учебного плана стали следующие: наряду с классно-урочной системой используется внеаудиторная занятость; модульный подход в построении учебного плана; интег-
рированные курсы, потенциал которых увеличивается за счет использования дополнительных образовательных программ; индивидуальный учебный план обучающегося.
Изменились роль и место форм образования, нацеленных на получение конкретных знаний, значительно увеличилось значение тех форм, которые позволяют выработать у обучающихся креативные навыки - способность нестандартно мыслить и самостоятельно добывать нужные на данном этапе знания. Учитывая данное обстоятельство, в школе активно реализуется многоуровневая система проектной и исследовательской деятельности. На школьном, муниципальном, региональном и межрегиональном уровнях проводятся методические семинары, консультации, конференции, главная цель которых -повысить уровень методологической и организационной подготовки школьных учителей к руководству проектной и исследовательской деятельностью обучающихся.
В качестве интегративного критерия образовательной среды Школьной академии рассматривается способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса целостную систему возможностей для эффективного развития и саморазвития. В учебный процесс МАОУ СОШ № 13 г. Тамбова с углубленным изучением отдельных предметов внедрены программы курсов: «Проектирование», «Исследователь», «Основы изобретательства и кибернетики» и др.
Модель «проектного поля» расширяется на предметном, метапредметном, межпредметном и социальном уровнях под контролем тьютеров и с обязательным выходом исследовательских работ обучающихся на творческие конкурсы и конференции разного уровня. Педагогическое проектирование также базируется на системе требований и эффективной организации работы инженерно-технической, естественнонаучной, гуманитарной педагогики и психологии кафедр и научно-методического совета.
Результатом структурно-динамической модели проектирования является участие «Школьной академии» в социальных и образовательных проектах. Организация образовательного процесса осуществляется в контексте решения триединой задачи:
- развитие каждого учащегося;
- развитие каждого взрослого члена коллектива;
- развитие школы.
Эффективность образовательного процесса обеспечивается за счет выполнения кафедрой педагогики и психологии ряда диагностических и проектных процедур:
- психологической диагностики уровня подготовленности каждого учащегося к соответствующему этапу образовательного процесса;
- проектирования индивидуального режима жизнедеятельности учащихся;
- разработки индивидуальных коррекционных программ.
На основе постоянного психологического мониторинга формируется банк данных, обеспечивающий эффективное психологическое сопровождение каждого учащегося, в результате чего предоставляется возможность углубленного изучения определенных предметных областей по выбору.
В школе осуществляется полная интеграция общего, высшего и дополнительного образования (традиционно внешкольного). Индивидуальные образовательные траектории через механизм индивидуальных режимов включают в себя развивающие ресурсы как общего среднего, дополнительного (осуществляемого через работу школ юного математика, молодого инженера, исследователя, психолога и др.), так и высшего (на профильном уровне) образования.
Для эффективного решения образовательных задач в соответствии с избранной философско-педагогической и организационно-методической парадигмами определяется система управления, в структуре которой выделяются следующие уровни:
1) стратегическое управление: директор школы, наблюдательный совет, научнометодический совет.
Субъекты управления данного уровня обеспечивают единство управляющей системы в целом и определяют стратегическое направление развития образовательного учреждения и всех его подразделений;
2) тактическое управление - заместители директора школы, осуществляющие взаимодействие по следующим направлениям: учебное, научно-исследовательское, воспитательное, дополнительного образования, административно-хозяйственной деятельности.
В качестве отдельных структур выделяются службы: по технике безопасности, кадрово-экономическая, информационно-аналитическая и психолого-педагогическая;
3) оперативное управление: руководители кафедр, методических объединений, творческих лабораторий;
4) соуправление: ученические организации, секции, клубы, объединения.
Осуществляемая деятельность обеспечивается Уставом общеобразовательного учреждения, Программой развития, Образовательной программой, Концепциями школы и дополнительного образования, локальными законодательными и правовыми актами.
Образовательная программа школы предполагает как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся. Весомое значение приобретает внеаудиторная занятость учащихся в творческих объединениях системы дополнительного образования детей. МАОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова одна из первых в области начала работать над новой моделью общеобразовательного учреждения, особенностью которой является интеграции высшего, общего и дополнительного образования.
В 2008 г. на базе школы была открыта областная экспериментальная площадка по теме «Создание новой модели общеобразовательного учреждения «Школьная Академия», функционирующей в режиме полного дня пребывания детей в стенах учебно-воспитательного учреждения». Контроль над реализацией воспитательной функции в рамках Школьной академии был возложен на заместителя директора школы по дополнительному образованию Т.А. Терехину.
Открытие экспериментальной площадки было обусловлено следующими закономерностями:
- социальный заказ родителей на всестороннее развитие ребенка в соответствии с его потенциалом;
- многолетние психолого-педагогичес-кие исследования, проводившиеся психологической службой школы;
- опыт сотрудничества с ведущими вузами города по реализации профильного обучения;
- кадровый потенциал (профессорско-преподавательский состав, высококвалифи-
цированные педагоги дополнительного образования, психологи, логопеды, социальные педагоги);
— наличие материальной базы.
Инновационный характер изменений содержания и технологий в контексте нового целеполагания в значительной степени усилен за счет внеаудиторной нагрузки, которая предполагает свободу выбора видов деятельности, высокую мотивированность обучающихся, а значит, и реальное творческое самовыражение личности.
Для каждой ступени основного образования дополнительное образование предлагает свой содержательный модуль.
Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей учащихся в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности. Специфика контингента учащихся первой ступени определяется тем, что они были воспитанниками предшкольной подготовки и имеют начальный уровень сформированно-сти универсальной учебной деятельности (УУД) и адекватную мотивацию к ней.
Особенность учебного плана для первой ступени обучения заключается в углублении предметных областей через программы интегрированных курсов: «Информатика», «Риторика», программы дополнительного образования «Азбука экологии и сочинительство», «Эрудит», «Компьютерная грамот-
ность», «Юный краевед», «Моя малая родина», «Разговор о правильном питании» и т. д.
Система оценки учебных достижений учащихся позволяет проследить связи между оценкой процесса усвоения на разных его этапах. Формами представления образовательных результатов являются: электронный журнал, тексты итоговых диагностических контрольных работ, портфолио достижений, результаты психолого-педагогических исследований школьного и международного уровней. Критериями оценивания являются соответствие достигнутых предметных, мета-предметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС.
Сложившаяся в школе система дополнительного образования обладает уникальным потенциалом развития разнообразных спо-
собностей учащихся первой ступени обучения. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, создавать устойчивую культуросообразную среду развития, формировать осознанную гражданскую позицию. Содержательный модуль учебного плана первой ступени обучения составляет 21 + 6 ч (1 класс), 23 + 5 ч (второй класс), 23 + 5 ч (3 класс), 23 + 4 ч (четвертый класс).
На второй ступени обучения поддержка процесса самоопределения личности, расширение спектра образовательных услуг, приобретение опыта решения проектных задач осуществляется через работу творческих объединений учителей и учащихся в предметных областях через работу ШКОЛ, координацию которых осуществляет научнометодический совет. Вектором взаимодействия ШКОЛ и научно-методического совета являются кафедры Школьной академии.
Школьная академия осуществляет свою деятельность в соответствии с реализацией образовательных программ по следующим направлениям: научно-техническое, интеллектуально-познавательное, физкультурноспортивное, художественно-эстетическое,
эколого-биологическое, социально-педагогическое, культурологическое и естественнонаучное.
Единое образовательное пространство позволяет создать систему непрерывного образования в рамках Школы молодого инженера, Школы юного математика, Школы юного эколога, Школы юного журналиста, Школы языковедения, Школы юного психолога, Школы искусств, Школы юного спортсмена.
Одной из отличительных особенностей учебного плана на второй ступени обучения является наличие широкого спектра программ дополнительного образования:
- «Дополнительные главы к основному курсу математики»;
- «Подготовка к олимпиадам по математике»;
- «Основы проектной деятельности»;
- «По страницам русской классики»;
- «Основы журналистики»;
- «Основы выполнения и представления исследовательских работ»;
- «Технология создания фильмов и видеоклипов с использованием программы Adobe Premiere Pro»;
- «Интернет-технологии, создание вебсайтов»;
- «Страноведение»;
- «Профессиональное самоопределение старшеклассников»;
- «Искусство общения»;
- «Основы самопознания»;
- «Эффективное поведение в конфликтных ситуациях»;
- «Школьный музей: поиск - открытие - творчество»;
- «Хореография»;
- «Вокально-исполнительское мастерство. Театр песни. Караоке»;
- «Исполнительское мастерство»;
- «Художественная роспись ткани»;
- «Разговор о правильном питании»;
- «Эрудит»;
- «Компьютерная грамотность»;
- «Юный краевед»;
- «Азбука экологии и сочинительства».
Особое место отводится реализации программы «Исследователь», которая является путеводителем ученика и предполагает повышение мотивации к познавательной исследовательской деятельности.
Высокие темпы обновления знаний, практическая направленность, преобразование внутришкольной среды второй ступени обучения существенно реформируют традиционный образовательный процесс в систему творческих Мастерских.
На данной ступени обучения внедрена новая система учета индивидуального прогресса учащегося, создающего высокий уровень объективности оценивания:
- отражает не просто разовые результаты, но и определяет тенденции их развития у конкретного ученика;
- снимает эмоциональный негатив с оценки;
- предоставляет ученику возможность оценивать свои успехи в нескольких плоскостях.
Основное отличие образовательного процесса третьей ступени заключается в более высокой степени организационной интеграции и взаимосвязи, реализуемых образовательными ресурсами на уровне «школа -вуз».
Созданная в Школьной академии на третьей ступени обучения образовательная сеть по трем направлениям: гуманитарному, информационно-технологическому, химикобиологическому - является междисциплинарной по своей природе, т. к. в ней представлены педагогическая, экономическая, социальная и организационная системы. При этом доминирующую роль играет образовательный процесс, являющийся по своему характеру профессиональным, иерархическим, целенаправленным, динамичным и адаптивным.
В старшей школе в наибольшей степени обеспечена индивидуальная траектория для каждого учащегося. Суть индивидуальной траектории состоит в том, что старшеклассник поставлен перед необходимостью выбора приоритетных предметных областей с целью высвобождения учебного времени для получения подготовки, превышающей базовый уровень.
Эффективность конвергентного образования обеспечивают технологии, базирующиеся на стимулировании мотивации к обучению. Система «класс и урок» не содержит достаточного количества побуждающих факторов в силу своей инертности и статичности. Поэтому в предлагаемой модели класс становится учебной группой - трансформе-ром, который меняет свой состав в зависимо -сти от учебной задачи. Малые динамичные группы осуществляют движение в пределах образовательного пространства «Школьной академии» между специализированными центрами, лабораториями, вливаясь то в одни, то в другие учебные группы. Оцениваются в этих условиях не личные достижения учащихся, а деятельность малых групп по реализации учебных проектов. Такая работа направлена на раскрытие и поддержку детской одаренности, т. к. моменты соперничества в условиях традиционной учебной деятельности являются скорее исключением, чем правилом.
Обязательной фазой присвоения конкретного содержания знания является практика, представляющая собой применение знания в конкретной ситуации.
Накопленный эмпирический материал свидетельствует о том, что универсальным способом такой практики является работа в лабораториях «Школьной академии» и высших учебных заведениях города, а также за-
щита проектных и исследовательских работ на конференциях различного уровня.
На базе МАОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова проводится открытая областная научнопрактическая конференция «Грани творчества», работают школа инновационного развития по управлению и организации научноисследовательской деятельности, создан региональный консультативный центр по координации исследовательской и проектной деятельности обучающихся и учителей. Таким образом, структура проектной и исследовательской деятельности, работа с одаренными детьми является многоуровневой, обеспечивающей преемственность организации и управления исследовательской деятельностью. Практически 60 % обучающихся на всех ступенях образования, 70 % учителей «Школьной академии» охвачены инновационными процессами и участвуют в экспериментальной деятельности.
Существующий кадровый потенциал общеобразовательного учреждения, среди которого одиннадцать докторов и кандидатов наук, позволил МАОУ СОШ № 13 стать школой сотрудничества и реализовать принцип непрерывности образования (основное -дополнительное - высшее), пройти целостный процесс преобразований, изменить структуру образовательного учреждения (открытие центра дополнительного образования) и стать общедоступным сетевым ресурсом (открытие центра дистанционного обучения «Грани+» для сельских школьников профильных классов, центра дистанционного обучения «Телешкола», лаборатории по управлению исследовательской деятельностью «Организация исследовательской деятельности как способ формирования ключевых компетентностей»). Школа является представителем Всероссийского общества творческих учителей «Исследователь».
Принцип опережающего развития, принцип открытости образования «Школьной академии» позволяют выстроить конструк-
тивные взаимовыгодные отношения всех субъектов образовательного процесса, что обеспечивает необходимые качественные изменения в такой сложной социально-экономической сфере жизни, как образование.
1. Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении. СПб., 2006.
2. Курбатова И.В., Прокудин Ю.П., Ферман А.А.
Научно -исследовательская деятельность
старшеклассников в профессиональной подготовке будущих социальных работников // Актуальные проблемы и перспективы развития социально-педагогического образования: материалы Всероссийской заочной научнопрактической конференции. Уфа, 2008. С. 4245.
3. Курбатова И.В., Макарова Л.Н., Прокудин Ю.П., Терехина Т.А. Личностное развитие и профессиональное самоопределение школьников в процессе интеграции программ общего и дополнительного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 6 (74). С. 185-192.
4. Прокудин Ю.П., Курбатова И.В., Ферман А.А. Реализация социально значимых проектов общественно активной школы в системе «школа - вуз» // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 11 (103). С. 173-178.
5. Прокудин Ю. Учителя учатся // Тамбовская жизнь. 2011. 7 дек.
6. Прокудин Ю.П. Интеграция общего и дополнительного образования в условиях современной школы: сущность и опыт реализации // Интеграция формального и неформального образования / под науч. ред. В. А. Горского. М., 2011. С. 167-177.
7. Прокудин Ю.П. «Школьная академия» в структуре деятельности образовательного учреждения // 14 Державинские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тамбов. 2009. С. 135-138.
Поступила в редакцию 17.01.2012 г.
UDC 371
EDUCATIONAL MODEL “SCHOOL ACADEMY” IN REALIZATION SYSTEM OF EDUCATIONAL PROCESS IN CONTEXT OF VARIATIVE APPROACH
Yuri Petrovich PROKUDIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Professor of General Pedagogics and Educational Technologies Department, Member of International Association of Child Movement Researchers Soviet, e-mail: prokudin68@mail.ru
Aleksey Yuryevich PROKUDIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Senior Lecturer of Management and Entrepreneurship Department, e-mail: prokudin68@yandex.ru Irina Vladimirovna KURBATOVA, Secondary School № 13 with deep study of some subjects, Tambov, Russian Federation, Director, Honored Worker of Public Education, e-mail: mou-school13@mail.ru
Antonina Alekseyevna FERMAN, Secondary School № 13 with deep study of some subjects, Tambov, Russian Federation, Vice Director, Honored Teacher of Russian Federation, e-mail: mou-school13@mail.ru
The article reveals the actual problem of the organization of educational process in the new educational model “School Academy”. The goals and objectives, key components, the basic guidelines of the presented model are analyzed. The stages of implementation modules School Academy are thoroughly and comprehensively covered: preschool, first stage of training, basic general, secondary (complete) general and further education.
Key words: model “School Academy”; innovative development; mission of school; basic principles of implementation; specific and levels of control; experimental area; additional education programs; objectivity of evaluation; human resources; effective results.