Научная статья на тему 'Компетенции педагогов дополнительного образования детей в сфере информационно-компьютерных технологий'

Компетенции педагогов дополнительного образования детей в сфере информационно-компьютерных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
966
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА УДОД (УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ) / INFORMATIONAL AND COMPUTER COMPETENCE OF EDUCATOR OF EAEC (ESTABLISHMENTS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN) / INFORMATIZATION OF EDUCATION / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голушко Татьяна Константиновна, Макарова Людмила Николаевна

В статье рассматривается совокупность компьютерных знаний, умений и навыков, отвечающих минимуму современных требований сопровождения и управления образовательным процессом; выделяется комплекс пользовательских и специальных информационно-компьютерных компетенций современного педагога дополнительного образования, а также анализируется наполнение и специфика общепедагогических и профильных ИК-компетенций на примере дополнительных образовательных программ, представленных центрами дополнительного образования г. Тамбова и Тамбовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голушко Татьяна Константиновна, Макарова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE OF PEDAGOGUES OF ADDITIONAL EDUCATION IN SPHERE OF INFORMATION AND COMPUTER TECHNOLOGIES

The article shows the aggregate of computer knowledge and skills, which reflect minimum of modern requirements of management in educational process. Complex of using and special informational and computer competencies of modern educator of additional education is emphasized. We have also analyzed filling and specific of general educational and profile IK-competencies according the examples of additional educational programs, which are provided by centers of additional education in Tambov and Tambov region.

Текст научной работы на тему «Компетенции педагогов дополнительного образования детей в сфере информационно-компьютерных технологий»

УДК 37.013.75

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© Т.К. Голушко, Л.Н. Макарова

Ключевые слова: информатизация образования; дополнительное образование детей; информационно-компьютерные компетенции педагога УДОД (учреждения дополнительного образования детей).

В статье рассматривается совокупность компьютерных знаний, умений и навыков, отвечающих минимуму современных требований сопровождения и управления образовательным процессом; выделяется комплекс пользовательских и специальных информационно-компьютерных компетенций современного педагога дополнительного образования, а также анализируется наполнение и специфика общепедагогических и профильных ИК-компетен-ций на примере дополнительных образовательных программ, представленных центрами дополнительного образования г. Тамбова и Тамбовской области.

Информатизация и компьютеризация, широкое использование коммуникационных и дистанционных технологий являются необходимыми условиями выполнения государственного заказа на совершенствование системы образования, обладающей, с одной стороны, устойчивостью, фундаментальностью, с другой -определенной мобильностью, учитывающей перспективы развития современного общества. Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, президентские инициативы, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление информационно-образовательной среды общеобразовательных учреждений, но и на эффективное использование ее ресурсов в сфере дополнительного образования детей.

Вполне очевидно, что разработка методического сопровождения, включающего электронные учебные материалы, развитие системы дистанционных центров, осуществляющих новую практику преподавания с целью профильной подготовки будущих абитуриентов, ведение научно-исследовательской деятельности с использованием современного прикладного программного обеспечения, невозможно без профессионального роста педагогических кадров учреждений дополнительного образования детей (УДОД), без достижения ими определенного уровня компетенций в соответствующей сфере.

Осознание необходимости в изменениях содержания и характера профессиональной деятельности, в обновлении профессиональных функций педагога до-

полнительного образования свидетельствует о том, что наличие компьютерных знаний, умений и навыков, обладание чувством ответственности за использование компьютерных технологий при решении профессиональных и личностных задач, наличие творческого подхода в компьютерной деятельности педагога воспринимается как должное, определяя не достаточное, но необходимое условие профессионального становления, карьерного роста и самосовершенствования. Так, например, согласно социологическому исследованию, проведенному среди педагогов дополнительного образования общеобразовательных школ г. Тамбова и центров дополнительного образования г. Тамбова и Тамбовской области, более 18 % опрошенных первой группы и 13 % второй выделяют сферу информационных технологий как одну из существенных областей знаний, которую хотели бы пополнить во время курсов повышения квалификации [1,2].

Причем полученные результаты нельзя обосновать невысоким уровнем владения респондентами информационно-компьютерными технологиями, также исследованного при оценке их личностно-профессио-нальной подготовки (табл. 1).

Следовательно, несмотря на сравнительно высокий средний балл (6,8 для педагогов школ и 7,9 для педагогов центров дополнительного образования), значительная часть опрошенных не только осознает важность указанных компетенций, но и считает целесообразным регулярно обновлять свои знания в этой области.

Таблица 1

Оценка педагогами дополнительного образования собственной информационной подготовки

Оценка Респонденты"-------^ 3 4 5 6 7 8 9 Затрудняюсь ответить

Педагоги школ 6,9 3,4 10,3 12,1 25,9 24,1 13,8 3,4

Педагоги центров 0,0 0,0 7,9 2,6 10,5 36,8 36,8 5,3

Какова же совокупность информационно-компьютерных компетенций современного педагога дополнительного образования, что входит в тот комплекс знаний, умений и навыков, позволяющих ему свободно ориентироваться в совокупности средств автоматизации и управления технологическими процессами в образовании? Прежде всего, необходимо отметить, что на начальном этапе исследования следует рассмотреть обобщенные показатели готовности и способностей педагогических кадров к использованию компьютерной техники и программных средств в образовательном процессе, без учета особенностей профессиональной деятельности педагога УДОД, как любого педагога, а затем выявить специфику его информационных компетенций.

Учитывая актуальность анализируемого вопроса, вполне можно предположить, что те или иные его аспекты становились темами отдельных научных исследований, причем внимание уделялось как общим вопросам развития информационно-коммуникативных компетенций (О.Д. Опарина) [3], так и их формированию в определенных условиях, например, в среде дистанционной поддержки обучения (С.В. Калмыкова) [4], в условиях информационного образовательного пространства школы (В.П. Короповская) [5].

Изучалась специфика становления данного рода компетенций как на этапе получения высшего педагогического образования, так и в ходе осуществления педагогической деятельности, а также их реализация педагогами на различных ступенях образования: общего (Н.Л. Грейлих, Л.В. Кочегарова) [6, 7], среднего профессионального (Н.Ю. Куликова) [8], высшего (JI.K. Раицкая) [9]; анализировалось научно-методическое сопровождение развития ИКТ-компетенций педагогических кадров узкой специализации, например, преподавателя-лингвиста (A.A. Рыбакова) [10], учителя математики и информатики (Т.Н. Губина) [11], педаго-гов-психологов (Т.Ю. Удапова) [12].

В ходе выявления общих тенденций в содержании, формах и методах формирования и развития данного вида компетенций, прежде всего, обращают на себя внимание наиболее часто рассматриваемые компоненты изучаемой дефиниции. Так в состав современных информационно-компьютерных компетенций включают:

- технологическую грамотность - способность использовать новые средства для эффективного получения и передачи информации;

- информационную грамотность - способность находить, организовывать, отбирать, обрабатывать и использовать информацию;

- медиакомпетенцию - способность производить и распространять контент в произвольном формате любым аудиториям;

- критическое мышление - способность критически оценивать достоверность информации, формировать на этой основе правильные выводы;

- информационную этику - способность соблюдать нормы социальной ответственности и нравственного поведения в информационно-коммуникационном процессе.

Взяв за основу детальный анализ информационной активности педагогов, выполненный М.С. Цветковой [13], можно предположить, что из достижения определенного уровня сформированное™ по каждому из указанных компонентов следует поступенчатое развитие

компетенций педагогических работников в области использования ИКТ в целом.

Так, начальной ступенью, по мнению автора, являются пользовательские ИКТ-компетенции педагога, в состав которых включены следующие разделы знаний:

- компьютер как инструмент обработки информации, оргтехника;

- прикладное ПО на уровне пользователя (графический интерфейс, обработка текста на компьютере, обработка числа на компьютере, обработка графики и звука на компьютере);

- коммуникационные средства (мультимедиа, электронная почта, компьютерные сети) на уровне пользователя;

- нормы работы с информацией; и следующие умения:

- избирательное использование ИКТ-ресурсов в профессиональной деятельности (текстовые, графические, вычислительные, мультимедийные среды, поисковые системы);

- оценивание электронных образовательных продуктов, определение их дидактической и методической ценности, педагогической целесообразности использования в учебном процессе;

- применение в профессиональной деятельности различных моделей использования ИКТ в учебном процессе в зависимости от реального оснащения образовательного учреждения;

- применение санитарных норм и правил при работе с компьютером.

Рассматривая более детально совокупность знаний, умений и навыков, отвечающих минимуму современных требований сопровождения и управления образовательным процессом, выделим следующий перечень тем и вопросов, подлежащих либо самостоятельному изучению, либо проработке в ходе системного повышения квалификации педагогов.

1. Состав и принципы работы компьютера.

- Персональный компьютер и принципы его функционирования (назначение компьютера, элементарные нормы функционирования компьютерной техники и уход за ней, техника безопасности при работе с компьютером).

- Основные и периферийные устройства персонального компьютера (принцип открытой архитектуры, специфика и преимущества различных аппаратных платформ, базовая конфигурация, назначение каждого аппаратного средства).

- Классификация прикладных и служебных программных средств (общие представления о назначении текстовых и графических редакторов, систем управления базами данных, табличных процессоров, систем автоматизированного проектирования, настольных издательских систем, web-редакторов, браузеров, интегрированных систем делопроизводства и т. д.).

2. Эргономика работы с компьютерной техникой.

- Организация рабочего места, психологические и физиологические особенности взаимодействия с компьютерной техникой.

3. Операционная система MS Windows: назначение и функции.

- Обеспечение интерфейса пользователя (графическая операционная система, активные и пассивные элементы управления).

- Организация и обслуживание файловой структуры (создание файлов и присвоение им имен; создание каталогов (папок) и присвоение им имен; переименование файлов и каталогов (папок); копирование и перемещение файлов между дисками компьютера и между каталогами (папками) одного диска; удаление файлов и каталогов (папок); навигация по файловой структуре; управление атрибутами файлов).

4. Текстовый редактор MS Word.

- Основные характеристики текстового редактора MS Word (окно программы, назначение и содержание меню, панели инструментов, линейки, области задач).

- Общие принципы оформления текстового документа (параметры страницы, расположение текста, обоснование выбора шрифтов, интервалов, выделения текста).

- Операции с документами Word (создание, сохранение, перемещение по документу, просмотр, печать).

- Основы редактирования и форматирования текстового документа в MS Word (создание стилей, редактирование текста, форматирование символов, шрифтов и текста, абзацев и страниц, форматирование документов, непечатные символы).

- Работа с большими документами сложной структуры (создание оглавлений, оформление страниц и разделов, использование разделов для изменения параметров отдельных страниц документа, совместная работа с документом, режимы примечаний и исправлений).

- Внедрение элементов в текст (работа с таблицами, графикой, объектами WordArt, оглавлениями, формулами).

5. Табличный процессор MS Excel.

- Основные характеристики табличного процессора MS Excel (окно программы, назначение и содержание меню, панели инструментов, строка формул, строки состояний, полосы прокрутки, рабочего поля, ячейки).

- Общие принципы оформления табличного документа (параметры страницы, расположение таблицы, границы и заливка ячеек, масштабирование, область печати).

- Операции с электронными таблицами Excel (создание, сохранение, перемещение по документу, просмотр, печать).

- Основы редактирования электронной таблицы (работа с ячейкой, столбцом, строкой, листами электронной таблицы, типы данных, автозаполнение, использование функций, форматирование и редактирование данных).

- Графическая интерпретация табличных данных (построение диаграмм, внедрение объектов WordArt).

- Способы комплексной защиты документа.

6. Средства компьютерной графики.

- Основные правила дизайна (актуальность, пропорции, баланс, умеренность и внимание к деталям, единство стиля, архитектура шрифта, работа с цветом).

- Общее знакомство и сравнение программ векторной и растровой компьютерной графики (MS Paint, CorelDraw, Adobe Photoshop).

- Основные характеристики программы MS Paint (структура окна редактора, назначение и содержание меню, набор инструментов, палитра, строка состояния).

- Основные функциональные возможности Paint (рисование прямой линии, произвольной линии, кри-

вой, эллипса или круга, прямоугольника или квадрата, многоугольника, работа с пикселями (масштабирование), форматирование текста, работа с фрагментами, «фотографирование» экрана»),

- Основные характеристики программы CorelDraw (окно программы, назначение и содержание меню, панели инструментов, панель свойств, набор инструментов (подгруппа инструментов), строка состояния, раздел управления страницами, индикаторы параметров контура и заливки, цветовая палитра, печатаемая область иллюстрации).

- Основные функциональные возможности CorelDraw (рисование прямоугольников и эллипсов, приемы работы с готовыми объектами, сложные фигуры, узлы и пути, линии и кривые, средства точного рисования, цвета и заливки, работа с текстом, наложение и слои, компоновка объектов).

7. Компьютерные презентации MS Power Point.

- Основные характеристики программы создания презентаций MS Power Point (окно программы, назначение и содержание меню, панели инструментов, рабочего поля, линейки).

- Общие принципы оформления компьютерной презентации (параметры слайдов, разметка и оформление слайдов, соблюдение основных правил дизайна).

- Основные функциональные возможности Power Point (рисование курсором, ввод и редактирование текстов, масштабирование, операции редактирования фрагментов изображения, операции построения изображений «деловой графики», мультимедийные возможности).

- Осуществление операций в MS Power Point (создание и редактирование слайдов, монтаж презентации, демонстрация презентации) с использованием различных представлений информации (вид слайдов, вид структуры, вид сортировщика слайдов, вид заметок, демонстрация слайдов).

- Создание презентации с помощью Мастера автосодержания.

- Внедрение объектов в презентацию (текстовые эффекты, рисунки, электронные таблицы и т. д.).

8. Компьютерные сети.

- Глобальные (Internet и Intranet) и локальные сети: принципы построения и функционирования.

- Специфика всемирной сети Интернет: подключение, услуги, стратегия поиска (Internet-провайдер, домен, модем, кабельная связь, браузер, поисковые системы, формулировка поискового задания).

- Создание личной web-страницы (HTML-редактор, размещение в сети, гиперссылки).

- Электронная почта (адрес, почтовые программы, настройка почтовой программы, почтовые операции, почтовые вложения, сетикет).

9. Компьютерная и информационная безопасность.

- Защита информации в персональных компьютерах и сетях (обеспечение физической целостности, предупреждение несанкционированной модификации, предупреждение несанкционированного получения информации, находящейся в компьютере, предупреждение несанкционированного копирования информации, компьютерные вирусы и антивирусные программы, криптографический пакет Pretty Good Privacy (PGP)).

Выделенный перечень тем и вопросов в значительной мере может быть отнесен к формированию информационно-компьютерных компетенций любого специалиста, если же учитывать педагогический дифферент, то следующей ступенью формирования информационно-компьютерных компетенций являются специальные компетенции, в совокупности которых можно выделить общепедагогические и профильные (предметные). Указанные группы умений, безусловно, взаимосвязаны и характеризуют способности педагога использовать все преимущества автоматизированного рабочего места, а также регулярно применять ИКТ в образовательном процессе, что в дальнейшем позволяет сформировать определенную инструментальную компьютерную среду его профессиональной деятельности, являющуюся частью информационного пространства каждого образовательного учреждения.

Так, в общепедагогический компонент следует включить умения пользоваться целым комплексом компьютерных программ и средств, позволяющих решить общие вопросы организации и управления учебно-воспитательным процессом, а именно:

1) свободное владение программами для проверки уровня усвоения пройденного материала [программы создания и реализации тестов (MyTest, «Knowing», «UniTest System», «NetTest», «TestMan», «CyberTest»); автоматизированные системы контроля знаний («КОМРАХ», «Seif Test Office»)];

2) систематическое использование универсальных программ для создания цифровых информационных продуктов [интерактивные учебники («eBook Maestro», «Natata eBook Compiler Gold», «eBook edit Pro»); обучающие компьютерные курсы учебного назначения ((«ePublisher 3000», «Наставник-М», «ToolBook Instructor 2004», «ОСУ»)];

3) регулярное применение электронных органайзеров рабочего времени (планировщик заданий «Screen Calendar 7.2», органайзеры «TaskTimer», «LeaderTasb);

4) внедрение в профессиональную деятельность компьютерных систем учета успеваемости (электронные классные журналы («РУЖЭЛЬ»); электронные дневники «Успеваемость»).

В результате постоянного использования широкого перечня компьютерного инструментария, программных средств, сетевых возможностей, ИКТ-компетенции педагога не только выходят на качественно новый уровень, повышая эффективность и производительность труда, но и происходит обновление дидактической и методической составляющих профессионального опыта современного преподавателя, включающих, например:

- медиатеку (каталог медиаресурсов федерального и регионального уровней, критериальная база оценки особенностей мультимедийных учебных материалов, педагогической целесообразности их применения в учебном процессе);

- базу образовательных ресурсов Интернета (депозитарии учебно-методических материалов, электронные библиотечные каталоги и библиотеки, музейные электронные хранилища, электронные энциклопедии, справочные материалы по педагогике);

- средства осуществления дистанционной поддержки обучения (электронная оболочка дистанцион-

ного курса, методическая база сопровождения, персональный web-кaбинeт).

Если же рассматривать профильный (предметный) компонент информационно-компьютерных компетенций, то здесь мы напрямую выходим на специфику профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, содержание которого является открытым (пополняется в соответствии с запросами детей и их родителей), разносторонним (от изучения объектов живой или неживой природы до рассмотрения системы общественных отношений) и имеет определенные аналогии с наполнением некоторых общеобразовательных предметов.

Если же учитывать, что в настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений (основными среди них принято считать следующие: художественно-эстетическое, научно-техническое, спортивно-техническое, эколого-биологи-ческое, физкультурно-оздоровительное, туристско-крае-ведческое, военно-патриотическое, социально-педагогическое, культурологическое и экономико-правовое), то проанализировать всю совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня информационно-компьютерных компетенций педагога УДОД представляется весьма затруднительным.

Выделим некоторые дополнительные образовательные программы, представленные центрами дополнительного образования г. Тамбова и Тамбовской области [14] и перечислим наиболее существенные компьютерные средства, требуемые для реализации каждой из них.

Например, в ходе реализации программы «Выбор профессии - выбор жизненного пути» (автор -Е.А. Хабарова) от педагога дополнительного образования потребуется хорошее знание компьютера и информационных технологий для работы с базами данных, с образовательными порталами учреждений высшего, среднего специального и начального профессионального образования, с нормативно-правовыми базами труда и занятости.

Кроме того, использование компьютерной диагностики сформированное™ представлений подростков о мире профессий (активизирующий опросник «За и против», активизирующий профориентационный опросник самооценки нравственности и гражданственности, методика «Матрица выбора профессии», методика изучения факторов привлекательности профессии, опросник Голланда, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова, опросник профессиональной готовности, опросник профессиональных предпочтений и т. д.), индивидуальных особенностей личности и профессионального самоопределения («Тест определения уровня самооценки», «Опросник интересов Стронга-Кемпбел-ла», «Опросник интересов Г. Кьюдера», «Тест профессиональных интересов М. Ирле», «Оксфордский Тест Способностей Личности», «Личностный опросник Р. Кеттелла», «Диагностика межличностных отношений») позволяет сэкономить время на обработке данных, систематизировать получаемые в ходе занятий результаты, быстро и качественно произвести индивидуальную диагностику профессионального самоопределения личности [15, 16].

К тому же часть упражнений, направленных на установление контакта, на знакомство внутри группы, можно реализовать посредством интерактивной доски, например, самопредставление (визитная карточка), составление автобиографии (резюме) может быть оформлено на компьютере и выведено на доску; цифровые фильмы о редких, интересных профессиях, видеопрезентации, выложенные на сайтах учреждений профессионального образования, также могут быть использованы в ходе данного элективного курса, что, в свою очередь, подразумевает хорошее знание периферийных компьютерных устройств и свободное ориентирование в поисковых системах Интернета.

Реализация дополнительной образовательной программы «Юный журналист» (Дворец творчества детей и молодежи г. Тамбова; автор - Д.В. Исаев) предусматривает применение более широкого набора компьютерных программ и, соответственно, более высокого уровня сформированное™ профильных ИКТ-компе-тенций педагога дополнительного образования, т. к. данная профессия (в современном проявлении) существенным образом базируется на информационных технологиях и компьютерной связи.

В процессе прохождения программы «Юный журналист» школьникам под руководством педагога следует ознакомиться с целым рядом программного обеспечения, используемое как в печатных средствах массовой информации, так и в веб-журналистике, поэтому преподаватель курса должен иметь представление о следующих программах:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- настольных издательских системах, приложениях для визуальной верстки документов (Scribus, Adobe InDesign, QuarkXPress, Adobe PageMaker), осуществляющих создание собственного формата документов, перемещение объектов между слоями документов, связывание, группировку, блокирование, изменение размера объектов, предпросмотр изображений, а также имеющих возможность создавать файлы для печати на типографском оборудовании;

- текстовых процессорах (OpenOffice.org Writer, Microsoft Word), предназначенных для создания, просмотра и редактирования текстовых документов;

- системах автоматизированного перевода (OmegaT, Trados), поддерживающих память переводов и выполняющие сегментацию исходного текста на основе регулярных выражений, использование точных и неточных соответствий с уже переведенными фрагментами, использование словарей, поиск контекстов в базах данных переводов и работу с ключевыми словами;

- системах машинного перевода (Google Translate, ПРОМТ), предназначенных для перевода части текста или веб-страницы на другой язык, включающие варианты переводов;

- электронных словарях (StarDict, Мультитран, ABBYY Lingvo), осуществляющих поиск по шаблону, по нечеткому запросу, сканирование выделенного, поиск в Интернете для различных online словарей;

- системах оптического распознавания символов (ABBYY FineReader), направленных на конвертирование отсканированных изображений, фотографий, документов или PDF-файлов в редактируемые электронные форматы, такие как Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Powerpoint, HTML и текстовые файлы [17].

Кроме того, веб-журналистика как стремительно развивающаяся отрасль журналистики и подразумевающая подготовку материала в соответствии с требованиями логического дизайна диктует необходимость изучения средств подготовки содержания публикации и ее гипертекстового оформления, в числе которых выделим:

- браузеры (Internet Explorer, Opera, Chrome, Firefox) - это средства просмотра веб-страниц, преобразующие исходный код в картинку на экране и позволяющие переходить от страницы к странице по гиперссылкам;

- почтовые программы (Outlook Express, The Bat!, Mail.ru Агент), обеспечивающие работу электронной почты, составление архивов, работу в конференциях.

- визуальные HTML-редакторы и текстовые HTML-редакторы (Microsoft FrontPage, Macromedia Dreamweaver, Nvu, HomeSite, FirstPage), осуществляющие создание web-страниц [18].

Разумеется, что общее знакомство с большей частью вышеперечисленных программ происходит на начальном уровне формирования ИКТ-компетенций педагога УДОД, но этот курс направлен на более глубокое изучение специального программного обеспечения, компьютерного полиграфического оборудования, цифровой аппаратуры.

Очевидно, что кроме рассмотренных выше программ, реализуемых педагогами дополнительного образования общеобразовательных школ г. Тамбова и центров дополнительного образования г. Тамбова и Тамбовской области, существует еще ряд клубов, кружков, секций, ведущих профильное обучение по художественно-эстетическому (культурологическому), экономико-правовому и другим направлениям.

Так, например, по художественно-эстетическому (культурологическому) направлению совокупность ИКТ-компетенций педагога дополнительного образования должна включать в себя, в зависимости от содержания читаемого курса, следующие способности:

- свободное владение графическими редакторами (Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, CorelDRAW Graphics Suite);

- применение систем автоматизированного проектирования и черчения (ProtoCad, AutoCAD);

- использование программ для обработки цифровых фотографий (например, ACDSee Photo Editor);

- навыки работы с программами компьютерной анимации (3D Max, Macromedia Flash);

- а также системами видеомонтажа (MAGIX Movie Edit Pro, Macromedia Studio) и

- программами редактирования цифрового звука (Sound Forge, Music Editor).

Экономико-правовое направление в качестве необходимого профильного минимума подразумевает либо хорошие знания программ обработки экономических данных, например, мини-бухгалтерий («Финансы без проблем», «Бухгалтерия малого предприятия» и др.), интегрированных бухгалтерских систем (1С, «Парус»), либо владение справочными правовыми системами («Гарант», «Консультант», «Кодекс», «Референт», «Право.ру»), специализированными компьютерными программами юридического назначения («Немезида», Lifobot, «Юридический отдел», «АСКИД» и др.) [19, 20].

Существует ряд других специализированных прикладных программ, рассмотрение и применение которых могло быть включено в содержание курсов научно-технического (программный комплекс «Моделирование в технических устройствах», калькулятор для инженерных и научных вычислений Wise Calculator, программа для вычисления математических выражений и построения сложных двумерных графиков SMath Studio), туристско-краеведческого (программа, отображающая карту Земли Google Earth) и других направлений.

Таким образом, ни необходимость использования современных информационно-компьютерных технологий в реализации любого направления дополнительного образования, ни потребность в сформированности и развитии ИКТ-компетенций (пользовательских, общепедагогических и профильных) педагога УДОД не вызывает сомнений. В любом случае компьютерная техника, информационные технологии, сетевые возможности могут оказать неоценимую помощь преподавателям, сочетая проблемное и ситуационное моделирование, игровые процедуры, многовариантность и альтернативность в решении конкретных социально-экономических задач, обеспечивая тесное взаимодействие между основным и дополнительным образованием.

ЛИТЕРАТУРА

1. Налетова И В., Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Анализ образовательных потребностей педагогов школ, осуществляющих дополнительное образование учащихся // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 8 (100). С. 117-125.

2. Налетова И.В., Макарова JI.H. Образовательные потребности педагогов дополнительного образования - потенциальных слушателей курсов повышения квалификации // Психолого-педаго-гический журнал Гаудеамус. Тамбов, 2011, № 1 (17). С. 68-78,

3. Опарина О.Д. Об информационных компетенциях преподавателя // Высшее образование в России. 2008. № 8. С. 136-138.

4. Калмыкова С.В. Развитие информационно-коммуникативной компетенции преподавателей вуза в среде дистанционной поддержки обучения: автореф. дис.... канд. пед, наук. М., 2011.

5. Короповская В.П. Непрерывное формирование ИКТ-компетент-ности педагога в условиях информационного образовательного пространства школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2010.

6. Грейлих H.J1. Развитие информационных компетенций педагогов общего образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2010.

7. Кочегарова Л.В. Научно-методическое сопровождение развития ИКТ-компетентности педагогов общеобразовательных учреждений: автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 2010.

8. Куликова Н.Ю. Формирование информационно-коммуникационной компетенции преподавателей специальных дисциплин в среднем профессиональном учебном заведении: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2008.

9. Ращкая Л.К. Информационная компетенция преподавателя иностранного языка в высшей школе: сущность, пути формирования: в 2 ч. М., 2008. Ч. 1С. 142-152.

10. Рыбакова А.А. Педагогические условия формирования информационно-технологической компетенции лингвиста-преподавателя: автореф. дис.... канд. пед. наук. Махачкала, 2010.

11. Губина Т.Н. Педагогические условия формирования информационно-технологических компетенций будущего учителя математики и информатики: автореф. дис.... канд. пед. наук. Елец, 2009.

12. Удалова Т.Ю. Формирование специальной информационно-комму-никационной компетенции будущих педагогов-психологов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2008.

13. ЦветковаМ.С. Информационная активность педагогов. М., 2010.

14. Профильное обучение в условиях дополнительного образования детей / под ред. Л.Н. Макаровой, И.А. Шаршова. Тамбов, 2010.

15. Рассадина М.И. Информационные технологии в профориентаци-онной работе // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества. URL: http://testo-teka. narod.ru/proC0.html. Загл. с экрана.

16. Методики для профотбора и профориентации. URL: http://testoteka.narod.ni/prof70.hBnl. Загл. с экрана.

17. Техника и технология средств массовой информации // Печатная периодика / Программное обеспечение. URL: http://ru.wiki-books.org/wiki. Загл. с экрана.

18. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. М., 2005.

19. Мельников П.П. Компьютерные технологии в экономике. М., 2009.

20. Данелян Т.Я. Информационные технологии в юриспруденции. М., 2009.

БЛАГОДАРНОСТИ: Работа выполнена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)», проект № 3.1.2 / 5935 «Разработка и апробация моделей профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей».

Поступила в редакцию 13 сентября 2011 г.

Golushko Т.К., Makarova L.N. COMPETENCE OF PEDAGOGUES OF ADDITIONAL EDUCATION IN SPHERE OF INFORMATION AND COMPUTER TECHNOLOGIES

The article shows the aggregate of computer knowledge and skills, which reflect minimum of modern requirements of management in educational process. Complex of using and special informational and computer competencies of modern educator of additional education is emphasized. We have also analyzed filling and specific of general educational and profile IK-competencies according the examples of additional educational programs, which are provided by centers of additional education in Tambov and Tambov region.

Key words: informatization of education; additional education of children; informational and computer competence of educator of EAEC (Establishments of Additional Education of Children).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.