Научная статья на тему 'УЧЕБНО-ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СЛЫШАТЬ И ГОВОРИТЬ'

УЧЕБНО-ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СЛЫШАТЬ И ГОВОРИТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебно-демонстрационный модуль / речевое общение / остаточный слух / мимика лица / артикуляция губ / вербальная речь / слухозрение / educational and demonstration module / speech communication / residual hearing / facial expressions / lip articulation / verbal speech / auditory vision

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочергин Анатолий Васильевич, Валеева Ксения Анатольевна

В статье рассматривается метод обучения разговорной речи слабослышащих и глухих людей, имеющих остаточный слух. В процессе обучения устной речи имеет место кооперация сохранных анализаторов. В обучении необходимо использовать зрение, слухозрение (чтение с губ) и развивающееся слуховое восприятие. Предлагается ввести понятие учебно-демонстрационный модуль (УДМ), который предназначен для понимания значения слова человеком с ОВЗ по слуху. УДМ характеризует объект, действие или явление с помощью пяти признаков: видео, акустики (звучания), мимики лица говорящего, графического написания, жеста. С помощью видео можно видеть познаваемый объект, действие или явление. Объекту могут принадлежать неречевые и речевые звуки. Название объекта воспринимается через вербальную речь говорящего человека. Звучание названия объекта, действия или явления в модуле должно сопровождаться в течение всего времени демонстрации. Для проведения занятий по восприятию фонем слогов, слов и предложений, их произношению создан банк аудио-видео файлов, включающий файлы неречевых (бытовых, природных и промышленных) звуков, файлы фонем и слогов, файлы слов, обозначающих образы (предметы), и файлы предложений. Для проведения практических занятий с обучаемыми необходимо использование слухоречевого тренажёра «Бекар» или обучающего стенда «Бекар-С».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочергин Анатолий Васильевич, Валеева Ксения Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the method of teaching spoken language to hard of hearing and deaf people with residual hearing. In the process of teaching oral speech, there is a cooperation of preserved analyzers. In training, it is necessary to use vision, auditory vision (lip reading) and developing auditory perception. It is proposed to introduce the concept of an educational and demonstration module (UDM), which is designed to understand the meaning of the word by a person with hearing disabilities. UDM characterizes an object, action or phenomenon with the help of five signs: video, acoustics (sound), facial expressions of the speaker, graphic writing, gesture. With the help of video, you can see a recognizable object, action or phenomenon. Non-speech and speech sounds can belong to an object. The name of the object is perceived through the verbal speech of the person speaking. The sound of the name of an object, action or phenomenon in the module must be accompanied throughout the demonstration. To conduct classes on the perception of phonemes of syllables, words and sentences, their pronunciation, a bank of audio-video files has been created, including files of non-speech (household, natural and industrial) sounds, files of phonemes and syllables, files of words denoting images (objects), and files of sentences. To conduct practical classes with trainees, it is necessary to use a hearing-speech simulator "Bekar" or a training stand "Bekar-S".

Текст научной работы на тему «УЧЕБНО-ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СЛЫШАТЬ И ГОВОРИТЬ»

Педагогика

УДК 376.33

доктор технических наук, профессор Кочергин Анатолий Васильевич

ФГБОУ ВО Казанский национальный исследовательский технический

университет имени А.Н. Туполева - КАИ (г. Казань);

кандидат технических наук, доцент Валеева Ксения Анатольевна

ФГБОУ ВО Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева - КАИ (г. Казань)

УЧЕБНО-ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ - ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СЛЫШАТЬ И ГОВОРИТЬ

Аннотация. В статье рассматривается метод обучения разговорной речи слабослышащих и глухих людей, имеющих остаточный слух. В процессе обучения устной речи имеет место кооперация сохранных анализаторов. В обучении необходимо использовать зрение, слухозрение (чтение с губ) и развивающееся слуховое восприятие. Предлагается ввести понятие учебно-демонстрационный модуль (УДМ), который предназначен для понимания значения слова человеком с ОВЗ по слуху. УДМ характеризует объект, действие или явление с помощью пяти признаков: видео, акустики (звучания), мимики лица говорящего, графического написания, жеста. С помощью видео можно видеть познаваемый объект, действие или явление. Объекту могут принадлежать неречевые и речевые звуки. Название объекта воспринимается через вербальную речь говорящего человека. Звучание названия объекта, действия или явления в модуле должно сопровождаться в течение всего времени демонстрации. Для проведения занятий по восприятию фонем слогов, слов и предложений, их произношению создан банк аудио-видео файлов, включающий файлы неречевых (бытовых, природных и промышленных) звуков, файлы фонем и слогов, файлы слов, обозначающих образы (предметы), и файлы предложений. Для проведения практических занятий с обучаемыми необходимо использование слухоречевого тренажёра «Бекар» или обучающего стенда «Бекар-С».

Ключевые слова: учебно-демонстрационный модуль, речевое общение, остаточный слух, мимика лица, артикуляция губ, вербальная речь, слухозрение.

Annotation. The article discusses the method of teaching spoken language to hard of hearing and deaf people with residual hearing. In the process of teaching oral speech, there is a cooperation of preserved analyzers. In training, it is necessary to use vision, auditory vision (lip reading) and developing auditory perception. It is proposed to introduce the concept of an educational and demonstration module (UDM), which is designed to understand the meaning of the word by a person with hearing disabilities. UDM characterizes an object, action or phenomenon with the help of five signs: video, acoustics (sound), facial expressions of the speaker, graphic writing, gesture. With the help of video, you can see a recognizable object, action or phenomenon. Non-speech and speech sounds can belong to an object. The name of the object is perceived through the verbal speech of the person speaking. The sound of the name of an object, action or phenomenon in the module must be accompanied throughout the demonstration. To conduct classes on the perception of phonemes of syllables, words and sentences, their pronunciation, a bank of audio-video files has been created, including files of non-speech (household, natural and industrial) sounds, files of phonemes and syllables, files of words denoting images (objects), and files of sentences. To conduct practical classes with trainees, it is necessary to use a hearing-speech simulator "Bekar" or a training stand "Bekar-S".

Key words: educational and demonstration module, speech communication, residual hearing, facial expressions, lip articulation, verbal speech, auditory vision.

Введение. В первую очередь язык как средство общения необходим для контакта с другими людьми, а затем для себя. Хорошо известно, что при речевом общении развивается техника речи. Содержательная сторона речи развивается и усваивается при условии отображения ее адекватно жизненному событию или действию [5].

На развитии и использовании остаточного слуха основан метод обучения устной речи слабослышащих. Для обучения глухих и слабослышащих людей языку и устной речи необходимо использовать зрение, слухозрение и развивающееся слуховое восприятие, при которых происходит совокупная работа анализаторов, отвечающих за вышеперечисленные действия [4].

Для компенсации тугоухости, глухоты и немоты необходима сочетанная работа: вербальной речи, зрительного восприятия мимики, артикуляции губ и языка собеседника, а также применение новой методики обучения [3].

Изложение основного материала статьи. Чтобы обучить людей слышать и говорить предлагается понятие Учебно-демонстрационный модуль (УДМ), который предназначен для понимания значения (содержания) предложения или слова человеком с ограничением здоровья по слуху [1]. УДМ характеризует объект, действие или явление с помощью пяти признаков:

- видео или фото,

- акустики (звучания),

- мимики лица говорящего,

- графического написания,

- жеста.

С помощью фото или видео можно видеть познаваемый объект, действие или явление. Объект, действие или явление могут быть представлены в динамике с нужных сторон наблюдения. Объекту могут принадлежать неречевые и речевые

Название объекта воспринимается через вербальную речь говорящего человека. Звучание названия объекта, действия или явления в модуле должно сопровождаться в течение всего времени демонстрации.

Созданные аудио-видео файлы, для обучения по восприятию фонем слогов, слов и предложений, включает материалы из различных сфер жизни.

Чтобы провести практические занятия с обучаемыми необходимо использовать слухоречевой тренажёр «Бекар» или обучающий стенд «Бекар-С».

Комплект аудио-видео файлов содержит информацию различных звуковых сигналов, а также изображения предметов с пояснением материала посредством письменной речи. В ходе обучения возможно и необходимо неоднократное воспроизведение обучающего материала, включая метод дактилирования.

Информация, размещенная, в обучающих файлах отображается в их верхней левой части, и имеет статическую или динамическую конфигурацию.

Изображение сурдопереводчика, который транслирует слово, размещено в верхней правой части файла. При обучении само слово произносится не менее трёх раз подряд. Качественная видеотрансляция позволяет без труда осваивать

обучающий материал, который передает сурдопереводчик. Графическое изображение материала появляется лишь во время четвертого звучания слова. После чего, посредством жестового языка сурдопереводчик дает пояснение изучаемого слова, действия. Сочетание слухоречевого действия переводчика при вербальном произношении слова и зрительным восприятием образа объекта, дополненное объяснением на жестовом языке, ускоряет понимание значения слова [6]. Это значительно больше чем обучение глухих детей с помощью картинок на карточках. Здесь само звучание слова накладывается на речевое сообщение. Комплект разработанных аудио-видео файлов охватывает более 80 тем.

Файл, включающий, предложения, которые изображают различные жизненные ситуации описывает и произносит сурдопереводчик.

На созданных видео хорошо видны артикуляция и мимика говорящего.

Во время четвертого звучания предложения появляется его графическое изображение. Пояснение сути предложения осуществляет сурдопереводчик на жестовом (родном) языке обучаемого.

В КНИТУ-КАИ разработано около 1000 учебно-демонстрационных модулей, представленных в архиве. Перечень обработанных тем представлен ниже. Тема 1. Бытовые звуки.

1. Стук в дверь. 2. Звонок дверной. 3. Хлопанье двери. 4. Скрип открывающейся двери. 5. Звонок телефона. 6. Звонок будильника. 7. Тиканье часов. 8. Звук текущей воды из крана. 9. Звук спускаемой воды в унитазе. 10. Свисток закипающего чайника. 11. Работающий холодильник. 12. Работающая стиральная машина. 13. Звон бокалов. 14. Звук бьющейся посуды. 15. Стук молотка по гвоздю. 16. Звук ручной пилы. 17. Звук бензопилы. 18. Звук работающей дрели. 19. Звон колоколов. 20. Плач (младенца, ребенка, взрослого). 21. Смех. 22. Чиханье. 23. Кашель. 24. Свист. 25. Чмоканье (поцелуй). Тема 2. Звуки транспорта.

1. Шум едущей легковой машины на трассе. 2. Шум едущей грузовой машины на трассе. 3. Сигнальный гудок машины. 4. Шум проезжающей электрички. 5. Стук колес вагона. 6. Гудок паровоза. 7. Гул летящего самолета. 8. Гул летящего вертолёта.

Тема 3. Звучание музыкальных инструментов.

1. Пианино. 2. Скрипка, 3. Гитара. 4. Баян. 5. Труба. 6. Барабан. 7. Ударные тарелки. 8. Орган. 9. Арфа. Тема 4. Музыкальные мелодии, пение.

1. Голос поющего мужчины. 2. Голос поющей женщины. 3. Голос поющего ребенка. 4. Хор женский. 5. Хор мужской. 6. Хор детский. 7. Мелодия вальса. 8. Музыка военного марша. 9. Танго. 10. Плясовая мелодия. 11. Рокон-ролл. 12. Звучание романса. 13. Классическая музыка (Чайковский и др.). Тема 5. Природные явления.

1. Шум дождя. 2. Раскат грома. 3. Шум морского прибоя. 4. Шум журчащего ручья. 5. Шум ветра. 6. Шелест листьев в лесу. 7. Звуки завывающей вьюги. 8. Звуки летней ночи (кваканье лягушек, стрекотанье кузнечиков, писк комаров). Тема 6. Голоса животных.

1. Мяуканье кошки. 2. Мычанье коровы. 3. Блеянье овец. 4. Хрюканье свиньи. 5. Ржание лошади. 6. Блеяние козы. 7. Вой волка. 8. Лай большой собаки. 9. Лай щенка. 10. Писк мышей. 11. Рычанье тигра, льва. 12. Слон трубит. 13. Фырканье ежа. 14. Крики обезьян. 15. Рёв медведя. Тема 7. Голоса птиц.

1. Карканье вороны. 2. Чириканье воробья. 3. Уханье совы. 4. Воркованье голубей. 5. Кудахтанье курицы. 6. Крик кукушки. 7. Крик петуха. 8. Гоготанье гусей. 9. Кряканье уток. 10. Голос индюка.

Развитие слухового внимания и восприятия речевых звуков. Дифференциация речевых звуков. Фонемы алфавита.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, 3, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я. Фонемы слогов.

1. Согласные с гласными (около 150 сочетаний).

2. Гласные с согласными (около 150 сочетаний).

3. Гласные с гласными.

Развитие слухового внимания и восприятия речи. Дифференциация слов по темам.

Тема 1. Семья. Тема 2. Человек. Тема 3. Части тела человека. Тема 4. Цвета. Тема 5. Игрушки. Тема 6. Дом. Тема 7. Квартира. Тема 8. Мебель. Тема 9. Оформление зала. Тема 10. Оформление коридора. Тема 11. Оформление кухни. Тема 12. Посуда. Тема 13. Оформление туалетной комнаты. Тема 14. Оформление ванной комнаты. Тема 15. Оформление спальной комнаты. Тема 16. Оформление рабочего кабинета. Тема 17. Одежда (мужская, женская, детская). Тема 18. Обувь (мужская, женская, детская). Тема 19. Детский сад. Тема 20. Школа. Тема 21. Учебные вещи. Тема 22. Учебные предметы: Русский язык. Математика и др.. Тема 23. Время, часы. Тема 24. Геометрические фигуры. Тема 25. Дни недели. Тема 26. Погода. Тема 27. Природа. Тема 28. Водоёмы. Тема 29. Подводный мир. Тема 30. Рыба. Тема 31. Домашние животные. Тема 32. Дикие животные. Тема 33. Домашние птицы. Тема 34. Дикие птицы. Тема 35. Насекомые. Тема 36. Пресмыкающиеся. Тема 37. Лес. Тема 38. Деревья. Тема 39. Растения. Тема 40. Город. Тема 41. Железнодорожный вокзал. Тема 42. Речной порт. Тема 43. Автовокзал. Тема 44. Транспорт. Тема 45. Индустрия (специальные аудио-видео файлы). Тема 46. Завод (фабрика). Тема 47. Ипподром. Тема 48. Цирк. Тема 49. Магазин. Тема 50. Больница. Тема 51. Аптека. Тема 52. Корабли. Тема 53. Летательные аппараты. Тема 54. Космос. Тема 55. Планеты солнечной системы. Тема 56. Деревня. Тема 57. Сад. огород. Тема 58. Продукты питания. Тема 63. Фрукты. Тема 59. Овощи. Тема 60. Ягоды. Тема 61. Грибы. Тема 62. Цветы. Тема 63. Зима. Тема 64. Лето. Тема 65. Осень. Тема 66. Весна. Тема 67. Летний спорт. Тема 68. Зимний спорт. Тема 69. Соревнования (олимпийские игры). Тема 70. Стадионы. Тема 71. Спортивный инвентарь. Тема 72. Электроника. Тема 73. Технические устройства. Тема 74. Инструменты. Тема 75. Электробытовая техника. Тема 76. Офисная техника и оборудование. Тема 77. Музыкальные инструменты. Тема 78. Знаменитые люди. Тема 79. Арктика. Тема 80. Больница.

Каждая тема включает множество слов. Это обстоятельство требует продолжать разрабатывать учебно-демонстрационные модули.

Выводы. Выше указанные методы позволяют преподавателю в полной мере и полном объеме дать обучающемуся знания об окружающем мире и жизненных ситуациях. Мы погружаемся в жизненную слухоречевую ситуацию. Такая атмосфера значительно ускоряет, углубляет и закрепляет в памяти название слова и понимание его содержания [7]. Многократный самостоятельный просмотр файлов УДМ и вербальное повторение (проговаривание) закрепляет навык говорения. Работая со слухоречевым тренажёром «Бекар» по изложенной методике добиваемся желанного результата. Для общения глухого человека со слышащими и говорящими членами общества нужна такая система, которая с одной стороны поможет научиться ему слышать, понимать и говорить, а для слышащего человека будет доступной, понятной, удобной. Данная слуховая система разработана в КНИТУ - КАИ им. А.Н. Туполева группой учёных под руководством профессора А.В. Кочергина совместно с Инвестиционным венчурным фондом Республики Татарстан.

Разработанная система отличается тем, что звуки из области более высоких частот, в которой человек с нарушением слуха их не слышит, трансформируются в низкочастотную область, в которой он способен их воспринимать. Адаптация к нормальному восприятию речи проходит успешно в ходе учёбы по специальной методике «Видеть, слышать и говорить». Разработанная слуховая система позволяет:

а) слышать всем людям с изменением слухового восприятия, кроме людей с полной глухотой;

в) предотвратить последующее ухудшение слуха;

е) обеспечить самостоятельный тренинг по предложенной методике;

з) использовать сотовую связь, подключать плеер, телевизор.

Комплект аудио-видео файлов слов, разработанных учёными КНИТУ-КАИ охватывает 80 тем. Человек, использующий слуховой аппарат типа «Бекар», будет говорить нормальным языком, понятным для окружающих, но как? [2]. После выполнения функции переноса информации «Бекаром» пользователь с нарушением слуха слышит не то звучание, которое привычно для слышащего человека при произношении какого-либо слова, а в более низком по частоте звучания варианте. Но чтобы глухой человек услышал это слово от себя самого в том же значении, в котором он это слово слышит от других, ему необходимо повторять это слово также как слышащий человек в более высоком по частоте звучания варианте.

Объем полученной нужной информации у глухого человека будет происходить подобно накоплению знаний у начинающего жить человека.

Литература:

1. Учебно-демонстрационный модуль и система обучения глухих, немых и глухонемых людей разговорной речи. - М.: РОСПАТЕНТ, № 2019114573, 18.06.2019 г.

2. Валеева, К.А. Развитие слуха и речи у детей и взрослых с применением технических систем «Бекар»: учебное пособие / К.А. Валеева, A.B. Кочергин. - Казань: Познание, 2014. - 148 с.

3. Гончарова, В.Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования: монография / В.Г. Гончарова,

B.Г. Подопригора, С.И. Гончарова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. -248 с.

4. Королева, И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста: учеб. пособие / И.В. Королева. - СПб.: КАРО, 2005. - 280 с.

5. Леве, А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности / Пер. с нем. Л.Н. Родченко, Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2003.-220 с.

6. Панченко, О.Л. Инклюзивное образование как фактор интеграции в социум инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: региональное измерение: монография / О.Л. Панченко; под общ. ред. В.Д. Парубиной. - Казань: НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ», 2015. - 400 с.

7. Птушкин, Г.С. Реализация компетентностной модели образовательной программы для инвалидов по слуху на основе комплексного реабилитационного сопровождения: учебно-методическое пособие / Г.С. Птушкин, М.Г. Гриф,

C.Б. Патрушев; под ред. Г.С. Птушкин. - Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2011.-96 с.

Педагогика

УДК 811.124:378.147+378.661+821.124:398.9

кандидат педагогических наук Кропачева Марина Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ижевская государственная медицинская академия» (г. Ижевск)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛАТИНСКОЙ АФОРИСТИКИ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В

МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается роль, отводимая латинской афористике в процессе преподавания латинского языка. Дана краткая характеристика пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых слов. Основное внимание уделено анализу опыта использования данного лингвистического материала преподавателями медицинских вузов. Продемонстрирован широкий спектр методов и форм работы с афористикой. Внеаудиторные формы работы включают проведение олимпиад, конкурсов, научных исследований. На практических занятиях решается задача формирования общей культуры студентов. Она реализуется благодаря применению методов проблемного обучения в сочетании с объяснительно-иллюстративными методами. В статье отмечается эффективность активных методов обучения. Беседы, дискуссии, разыгрывание ролей, «круглые столы» обладают большим потенциалом для решения воспитательных задач. Обобщён опыт автора в использовании этих методов, способствующих формированию мировоззренческих установок и принципов поведения, в том числе с целью приобщения студентов к этико-деонтологической культуре врача.

Ключевые слова: медицинский вуз, латинский язык, пословицы, поговорки, афоризмы, преподавание латинского языка, методы обучения.

Annotation. The article discusses the role of Latin aphorisms in the process of teaching Latin. A brief description of proverbs, sayings and aphorisms is given. The main attention is paid to analyzing the experience of medical university lecturers in the application of this linguistic material. The article shows a wide range of forms and methods of working with aphorisms. Extracurricular activities include the organization of olympiads, contests and scientific research. Classroom activities are used to achieve the objective of forming students' general culture. The objective is accomplished by using inquiry-based learning combined with showing-telling methods. The effectiveness of active learning methods is pointed out. Socratic questioning, role-playing, round-table discussions have big potential for achieving educational objectives. The author summarizes her experience of using these methods, which contribute to the formation of mental attitudes and principles of behavior, including those aimed at fostering doctor's ethical and deontological culture in medical students.

Key words: medical university, Eatin, proverbs, sayings, aphorisms, teaching Latin, teaching methods.

Введение. Дисциплина «Латинский язык» включена в программу обучения в любом медицинском вузе, и основная её задача - подготовить специалиста, знающего основную медицинскую терминологию на латинском языке и умеющего использовать её в профессиональной коммуникации. Несмотря на то, что преподавание латинского языка в медицинском вузе носит практико-ориентированный характер, ни один преподаватель не согласится с тем, что изучение латыни возможно без реализации культурологической функции этой дисциплины. Основным средством, через которое реализуется эта функция, являются латинские пословицы, поговорки и афоризмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.