Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЛЮДЕЙ С ОВЗ ПО СЛУХУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЛЮДЕЙ С ОВЗ ПО СЛУХУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочергин Анатолий Васильевич, Валеева Ксения Анатольевна

Вопрос образования людей с ограниченными возможностями здоровья является важнейшей задачей государства, которой необходимо заниматься с самого рождения. Наиболее сложной задачей остается - получение образования на разных ступенях для людей с ОВЗ по слуху. В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с инклюзивным образованием в высшей школе. Показано, что глухие, слабослышащие и позднооглохшие - это категория людей с различными возможностями, и начинать борьбу за развитие слуховых возможностей надо с рождения ребенка, как только установлен факт нарушения слуха. Обучить чтению и понимать прочитанное, понимать мысль и учить излагать ее на бумаге на русском языке и при этом постоянно совершенствовать жестовый язык - таковы основополагающие задачи школ, занимающихся образование людей с ОВЗ по слуху. Высшее достижение - это понимать речь человека и различать кому она принадлежит. Показано, что в результате интенсивной работы можно поднять слухоречевые возможности глухого человека до уровня слабослышащего, а возможности слабослышащего и позднооглохшего -до уровня слышащего человека. Но для достижения таких результатов нужно иметь терпение, приложить немало усилий и времени. Также в статье рассмотрены проблемы, которые затрудняют получении и усвоение учебного материала студентами с ОВЗ по слуху в процессе обучения в КНИТУ им. А.Н.Туполева - КАИ. Также описаны пути решения выявленных проблем. Создана уникальная и простая в использовании слуховая система, помогающая глухому человеку научиться слышать, понимать услышанное и говорить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочергин Анатолий Васильевич, Валеева Ксения Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE MEANS OF TEACHING PEOPLE WITH HEARING DISABILITIES IN HIGH SCHOOL

The issue of education of people with disabilities is the most important task of the state, which must be dealt with from birth. The most difficult task remains - getting education at different levels for people with hearing disabilities. This article discusses the problems associated with inclusive education in higher education. It is shown that the deaf, hard of hearing and late-deaf are a category of people with different abilities, and it is necessary to begin the struggle for the development of auditory capabilities from the birth of a child, as soon as the fact of hearing impairment is established. To teach reading and to understand what has been read, to understand the thought and to teach to express it on paper in Russian and at the same time to constantly improve sign language - these are the fundamental tasks of schools engaged in the education of people with hearing disabilities. The highest achievement is to understand a person's speech and distinguish who it belongs to. It is shown that as a result of intensive work, it is possible to raise the auditory-speech capabilities of a deaf person to the level of a hearing impaired person, and the capabilities of a hearing impaired and late-deaf person to the level of a hearing person. But to achieve such results, you need to have patience, put a lot of effort and time. The article also discusses the problems that make it difficult for students with hearing disabilities to receive and assimilate educational material in the process of studying at the A.N. Tupolev - KAI KNITU. The ways of solving the identified problems are also described. A unique and easy-to-use auditory system has been created to help a deaf person learn to hear, understand what he has heard and speak.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЛЮДЕЙ С ОВЗ ПО СЛУХУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

воспитания подрастающего поколения, ведь именно учитель видит своего ученика в школе - в его основной сфере деятельности, замечает любое изменение его поведения, знает его круг общения, интересы, стремления. Владение данной информацией даёт педагогу огромный материал для ежедневного общения и способствует достижению воспитательных целей. Для того чтобы в полной мере удовлетворять всем основным требованиям профессиональной этики педагога учитель также должен обладать большим спектром знаний, умений и навыков, уметь грамотно и рационально распределять свое время и соответствовать стандартам, предъявляемым к учителям школы.

Стоит отметить, что сильный учитель - это улыбающийся учитель. Спокойное дружелюбие функционирует сильнее, чем строгий приказ. Твёрдо высказанное пожелание выполняется охотнее, чем строгое требование чего-либо. Нужно общаться с учащимися уважительно, стараться выстраивать доверительные отношения с ними, обращать внимание на их моральное, физическое, психическое состояние, учитывать их возрастные особенности.

Учитель должен быть хорошим образцом поведения, добрым наставником и примером для своих учеников.

Литература:

1. Гацаева, Р.С.А. Культура педагогического общения / Р.С.А. Гацаева // Тенденции развития науки и образования. -2019. - № 57-8. - С. 27-32

2. Дмитриева, Е.Н. Педагогическое общение как условие формирования коммуникативной культуры будущего учителя иностранного языка / Е.Н. Дмитриева, А.И. Малышева // Подготовка учителя иностранного языка в контексте национального проекта «Образование». - Нижний Новгород. - 2020. - С. 37-41

3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - 2-е изд. перераб. и доп. - Москва: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.

4. Ищенко, В.В. Понятие «Культура педагогического общения преподавателей и студентов» / В.В. Ищенко // Вопросы педагогики. - 2021. - № 2-2. - С. 85-88

5. Каверина, О.Г. Соотношение понятий «Коммуникативная грамотность», «общение», «коммуникация», «коммуникативная культура» в педагогическом аспекте / О.Г. Каверина, Н.Г. Щукина // Дидактика математики: проблемы и исследования. - 2019. -№ 50. - С. 14-19

6. Козилова, Л.В. К вопросу о повышении культуры педагогического общения преподавателя в сфере цифровых технологий: от традиций к инновациям / Л.В. Козилова // Наука и образование: проблемы, идеи, инновации. - 2020. - №4 (28). - С. 15-18

7. Леонтьев, А.Н. Психология образа / А.Н. Леонтьев // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. - 1979. - № 2. - С. 3-13

8. Фатыхова, Р.М. Культура педагогического общения: системный анализ / Р.М. Фатыхова // Культура и образование. - Уфа: Изд-во БашГПИ, - 2002. - С. 20-32

9. Фатыхова, Р.М. Сущность и структура культуры педагогического общения / Р.М. Фатыхова // Научная школа «Педагогическая культурология»: материалы научно-практической конференции, Уфа, 15-17 мая 2017 г. Сер. «БГПУ им. М. Акмуллы 50 лет: Научные школы университета». - Уфа, - 2017. - С. 127-146

10. Форманюк, И.В. Специфика культуры педагогического общения в современной школе / И.В. Форманюк // Актуальные проблемы образования: позиция молодых: материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Челябинск, 05-24 апреля 2020 г. - Челябинск: Изд-во ЗАО «Б-ка А. Миллера». - 2020. - С. 210-213

11. Цветкова, Т.К. Повышение культуры педагогического общения / Т.К. Цветкова // Вопросы психологии. - 1990. -№ 2. - С. 176-177

12. Цибиков, В.А. Развивающее управление: формирование продуктивной организационной культуры педагогического коллектива в процессе повседневного общения / В.А. Цибиков // Вопросы педагогики. - 2020. - № 5-2. -С. 437-441

13. Яромчик, С. Е. Педагогическое общение как средство воспитания / С.Е. Яромчик // I Лужские научные чтения. Современное научное знание: теория и практика. - 2013. - С. 353-357

Педагогика

УДК 376.33

доктор технических наук, профессор Кочергин Анатолий Васильевич

ФГБОУ ВО Казанский национальный исследовательский технический

университет имени А.Н. Туполева - КАИ (г. Казань);

кандидат технических наук, доцент Валеева Ксения Анатольевна

ФГБОУ ВО Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева - КАИ (г. Казань)

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЛЮДЕЙ С ОВЗ ПО СЛУХУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Вопрос образования людей с ограниченными возможностями здоровья является важнейшей задачей государства, которой необходимо заниматься с самого рождения. Наиболее сложной задачей остается - получение образования на разных ступенях для людей с ОВЗ по слуху. В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с инклюзивным образованием в высшей школе. Показано, что глухие, слабослышащие и позднооглохшие - это категория людей с различными возможностями, и начинать борьбу за развитие слуховых возможностей надо с рождения ребенка, как только установлен факт нарушения слуха. Обучить чтению и понимать прочитанное, понимать мысль и учить излагать ее на бумаге на русском языке и при этом постоянно совершенствовать жестовый язык - таковы основополагающие задачи школ, занимающихся образование людей с ОВЗ по слуху. Высшее достижение - это понимать речь человека и различать кому она принадлежит. Показано, что в результате интенсивной работы можно поднять слухоречевые возможности глухого человека до уровня слабослышащего, а возможности слабослышащего и позднооглохшего -до уровня слышащего человека. Но для достижения таких результатов нужно иметь терпение, приложить немало усилий и времени. Также в статье рассмотрены проблемы, которые затрудняют получении и усвоение учебного материала студентами с ОВЗ по слуху в процессе обучения в КНИТУ им. А.Н.Туполева - КАИ. Также описаны пути решения выявленных проблем. Создана уникальная и простая в использовании слуховая система, помогающая глухому человеку научиться слышать, понимать услышанное и говорить. Ключевые слова: человек с ограниченными возможностями здоровья по слуху, средства обучения. Annotation. The issue of education of people with disabilities is the most important task of the state, which must be dealt with from birth. The most difficult task remains - getting education at different levels for people with hearing disabilities. This article discusses the problems associated with inclusive education in higher education. It is shown that the deaf, hard of hearing and late-deaf are a category of people with different abilities, and it is necessary to begin the struggle for the development of auditory

capabilities from the birth of a child, as soon as the fact of hearing impairment is established. To teach reading and to understand what has been read, to understand the thought and to teach to express it on paper in Russian and at the same time to constantly improve sign language - these are the fundamental tasks of schools engaged in the education of people with hearing disabilities. The highest achievement is to understand a person's speech and distinguish who it belongs to. It is shown that as a result of intensive work, it is possible to raise the auditory-speech capabilities of a deaf person to the level of a hearing impaired person, and the capabilities of a hearing impaired and late-deaf person to the level of a hearing person. But to achieve such results, you need to have patience, put a lot of effort and time. The article also discusses the problems that make it difficult for students with hearing disabilities to receive and assimilate educational material in the process of studying at the A.N. Tupolev - KAI KNITU. The ways of solving the identified problems are also described. A unique and easy-to-use auditory system has been created to help a deaf person learn to hear, understand what he has heard and speak.

Key words: a person with hearing disabilities, learning aids.

Введение. Одной из больших категорией людей с нарушением здоровья являются тугоухие и глухие. В настоящее время число тугоухих и глухих составляет 15% от общего числа населения планеты, а к 2025 году оно может достигнуть 21%. Каждый 5-й житель планеты будет недослышивать или не слышать вовсе. Важной задачей нашего общества является -дать качественное образование данной категории граждан [8]. Одним из возможных эффективных рычагов является инклюзивное образование, которое представлено на базе КНИТУ им. А.Н. Туполева - КАИ (г. Казань).

Инклюзивное образование достаточно затратное дело, но по статистике, проведенной в Германии, можно показать, что если глухому человеку дать образование, а затем работу, то при достижении возраста 50 лет доход государства превысит затраты на его обучение в 10 раз. Понимая это, европейцы не жалеют денег на образование людей с нарушением слуха.

Изложение основного материала статьи. Глухие, слабослышащие и позднооглохшие - это категории людей с различными возможностями. Борьбу за развитие слуховых возможностей надо начинать с рождения ребёнка, как только установлен факт нарушения слуха. На первых порах это делается силами матери под контролем специалистов.

Известно, что развитие глухого ребёнка у глухих родителей идёт более эффективно, чем развитие глухого ребёнка у слышащих родителей. Причина - полное незнание того, как правильно и последовательно работать с глухим ребёнком. Встаёт вопрос - надо ли обучать глухого ребёнка жестовой речи. Те, кто говорит, что надо, ссылаются на то, что жестовый язык - это родной язык глухих. Но насколько он родной, нужно разбираться. 95% глухих малышей рождаются у слышащих женщин и только 5% - у глухих. Глухая мать сразу принимает тот факт, что ребёнок глухой и начинает его воспитывать и учить тому, что знает и умеет сама. Можно сказать, что с молоком матери приходят и знания. В данном случае жестовый язык является родным, его надо изучать и совершенствовать. Русский язык для глухих является вторым языком.

Слышащая же мать не сразу осознаёт, что ребёнок родился глухим, ведь плачет он как все дети, если хочет кушать или если его что-то беспокоит. Узнав через полгода - год, что ребёнок глухой, слышащие родители теряются и не знают, что делать, как общаться, чему и как учить. Л.С. Выготский говорил, что глухой ребёнок нормален, дефективным его делает социальная среда, которая не предоставляет ему условия для нормального развития: «Мы должны использовать все возможности речевой деятельности глухонемого ребёнка, не относясь свысока, пренебрежительно, к мимике и не третируя её как врага, понимая, что различные формы речи могут служить не только конкурентами друг для друга и взаимно тормозить развитие одна другой, но и ступенями, по которым глухонемой ребёнок восходит к овладению речью». Выход просматривается один: необходимо учить жестовый язык самим родителям и учить ему своего ребёнка.

Русский язык к слышащему ребёнку приходит через его слух, через его общение с родными, через речь окружающих его людей. А глухой ребёнок воспринимает мир визуально. Как он должен распознавать слова русского языка? Ответ очевиден: через жестовый язык, сопоставляя слова, через билингвистическое обучение. Конечно, в начальном развитии ребёнок в слышащей семье будет отставать от развития ребёнка, который растёт в семье глухих родителей.

Накопленные человечеством знания об окружающем нас мире, отражены в книгах посредством письменной речи. Только книги помогут глухому человеку получить знания [6]. Выходит, знание второго языка (к примеру, русского письменного) также необходимо. Научиться читать и писать, научиться понимать прочитанное - это главное, к чему должен стремиться ученик. Научить этому глухого человека в четыре раза сложнее, чем слышащего. Язык можно потерять, если его не поддерживать, он должен находиться в обращении, развиваться [7].

Словесный язык глухого быстро теряется, если он не опирается на жестовый язык. Жестовый же язык остаётся с глухим человеком на всю жизнь. Знание жестового языка помогает глухим детям познавать мир, общаться с родителями, педагогами, друг с другом, овладевать школьными предметами, способствует развитию словесной речи, как в дактильной, так и в письменной и устной форме [9].

Учить читать и понимать прочитанное, понимать мысль и уметь изложить её на бумаге на русском языке, и при этом постоянно совершенствовать жестовый язык - таковы основные задачи школы.

В последние годы мы часто слышим об инклюзивном образовании, которое достаточно интересно и может продвинуть наше общество в плане образования и воспитания.

Инклюзивное обучение - это тяжелейший труд для обучающего персонала и весьма затратное дело [1].

Однако обучение, в результате которого глухой человек получит хорошее образование, квалифицированную работу, социальную значимость и защищённость, этого стоит [2].

Торопиться с реформами в инклюзивном образовании никак нельзя, да и не получится, хотя бы в отношении учащихся с нарушением слуха [5]. Объединять глухих и слабослышащих учеников со слышащими учениками в одном классе массовой школы можно, если ребят с ОВЗ по слуху готовить к школе с 1-го года жизни, так, чтобы они могли воспринимать учебную информацию, и не отставали бы от слышащих сверстников. И, тем не менее, в массовой школе этим детям необходима будет помощь в лице сурдопедагога, тъютора, а также сурдопереводчика.

Научить ребёнка слышать звуки - хорошо, но самое трудное - это научить понимать услышанное, различать природные, бытовые и технические звуки. Высшее достижение - это понимать речь и различать, кому она принадлежит. Для слышащего ребёнка на это уходят годы, для глухого или плохо слышащего ребёнка времени, сил и средств понадобится гораздо больше, но главное, что это возможно.

В результате целенаправленной и интенсивной работы можно поднять слухоречевые возможности глухого человека до уровня слабослышащего, а возможности слабослышащего и позднооглохшего - до уровня слышащего человека.

На сегодняшний день в КНИТУ им. А.Н. Туполева - КАИ в Казанском учебно-исследовательском и методическом центре (КУИМЦ) для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов обучаются 88 студентов. Специалистами центра были выделены блоки проблем, затрудняющие усвоение учебного материала глухими студентами.

Блок 1:

- недоразвитость устной речи;

- недоразвитость письменной речи;

- ограниченный словарный запас;

- ограниченные способности переформулировать любую информацию;

- медленное образование разветвлённой системы понятий.

Блок 2:

- слабая развитость долговременной памяти;

- запаздывание и фрагментарность восприятия;

- низкая выживаемость знаний.

Блок 3:

- уменьшенная продуктивность умственного труда;

- потеря мыслительного процесса;

- ограниченность знаний и умений.

Блок 4:

- недоразвитость навыков самостоятельной работы;

- отсутствие навыков сотрудничества.

Проблемы студентов, которые пользуются сурдопереводом, связаны также с одновременным выполнением ряда действий:

- считывание информации с жестов и мимики сурдопереводчика;

- расшифровывание её смысла;

- организация логической связи с предыдущей информацией;

- анализ и конспектирование;

- слежение за записями преподавателя на доске и фиксация комментариев преподавателя к написанному на доске.

При таком количестве информации мозг «отключает» слуховую функцию. Теряются комментарии преподавателя, не

успевает записываться информация с доски в тетрадь и др.

Методы. Для общения глухого человека со слышащими и говорящими членами общества нужна такая система, которая с одной стороны поможет научиться глухому человеку слышать, понимать и говорить, а с другой стороны не потребует от слышащего человека каких-либо усилий при общении. И такая слуховая система разработана в КНИТУ - КАИ им. А.Н. Туполева группой учёных под руководством профессора А.В. Кочергина совместно с Инвестиционным венчурным фондом Республики Татарстан.

Система отличается тем, что звуки (речевые и неречевые) из области более высоких частот, в которой глухой человек их не слышит, трансформируются в низкочастотную область, в которой глухой человек способен их воспринимать [4].

Известный сурдопедагог Л. Грамматико говорил, что дети учатся слушать тогда, когда они каждый день и на протяжении всего дня обеспечены соответствующими слуховыми аппаратами, когда в работе по развитию слуха обращается внимание на последовательные ступени - осознание звука, различение, локализация, образцы интонации и слуховая память. В работе надо продвигаться от больших единств речевых сигналов, заполненных слуховой информацией (например, детские песни), к малым единствам речевых сигналов, которые несут небольшую слуховую информацию (например, звуки речи). Для практики развития слуха это означает, что смешанное развитие слуха и речи с самого начала может быть намного эффективнее, чем просто развитие слуха.

Такое смешанное развитие слуха и речи обеспечивается слухоречевыми тренажёрами, среди которых особое место занимают слухоречевой тренажёр «Бекар-С» стационарного типа, переносной слухоречевой тренажёр «Бекар» карманного типа, разработанные казанскими учёными и педагогами в КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева. Существенным отличием тренажёров является представляемая возможность обучения «Слышать, воспринимать услышанное и говорить». Глухой человек на цветном экране может в динамике видеть изучаемый предмет, слышать от сурдопедагога название предмета, видеть мимику лица сурдопедагога, видеть название предмета в письменном виде. Глухой человек может повторить услышанное слово и услышать себя (свой голос) при этом. Сравнивая своё произношение слова с произношением сурдопедагога, он повторением может добиваться необходимого сходства в произношении. Тренажёр «Бекар» позволяет «увидеть речь» сурдопедагога и свою и, сравнивая видимые образы амплитудно-временных сигналов и спектров, добиваться необходимого сходства в произношении.

При необходимости глухой обучаемый может видеть сурдопедагога, мимику его лица и название изучаемого предмета при помощи жестов.

Слухоречевой тренажёр «Бекар-С» предназначен для проведения индивидуальных и групповых занятий по обучению «Слышать, воспринимать и говорить» слабослышащих и глухих людей.

Преимущества: каждое рабочее место настраивается по индивидуальным аудиограммам правого и левого уха. Настройка ведётся с помощью эквалайзеров, а также при использовании функции сжатия звукового сигнала.

Для людей с остатками слуха (тугоухих 3-4 степени и глухих) уникальным в тренажёрах является метод переноса информации в тот частотный диапазон, в котором глухой человек способен слышать (1000 Гц и ниже). Слухоречевой тренажёр «Бекар» автономный, переносной, карманного типа.

Преимущества новой технологии «Бекар»:

- позволяет слышать всем тугоухим и глухим людям, имеющим остаточный слух;

- обеспечивает понимание 85% речевой информации без чтения с губ;

- обеспечивает возможность заниматься самостоятельным тренингом при обучении «Видеть, слышать, говорить», используя слух, зрение и жестовый язык;

- не ведёт к дальнейшему ухудшению слуха;

- совместим с сотовым телефоном, плеером, аудиосистемой телевизора, с компьютером.

В Казанском университете им. А.Н. Туполева разработчики тренажёров «Бекар-С» и «Бекар» создали также архив аудио-видео файлов (более 1500 шт.) различных бытовых предметов, видов фауны и флоры, технических изделий и др., помогающий обучению. Начиная учить ребёнка с года жизни и продолжая до 10-12 лет, можно достичь хороших результатов - научить ребёнка слышать слова и предложения и понимать их значение. Повторяя эти слова и предложения, слушая свою речь, контролируя своё произношение, можно научиться говорить. Начинать обучение необходимо с одним из родителей или сурдопедагогом, а с 6-7 лет продолжать обучаться самостоятельно.

Адаптация к нормальному восприятию речи проходит успешно в ходе учёбы по специальной методике «Видеть, слышать и говорить». Разработанная слуховая система позволяет:

а) слышать всем людям с нарушением слуха, кроме людей с полной глухотой;

в) предотвратить дальнейшее ухудшение слуха;

г) обеспечить самостоятельный тренинг по методике «Видеть, слышать и говорить»;

д) использовать сотовую связь, подключать плеер, телевизор.

Известно, что в обучении глухих людей необходимо использовать развивающееся слуховое восприятие, зрение, слухозрение (чтение с губ). Опорой являются кинестетические и тактильно-вибрационные ощущения [10].

В массовых школах при инклюзивном обучении слышащих детей и детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху одним учителем необходимо применять специальную методику преподавания школьных предметов обучения. Основная цель - преподавание должно быть максимально эффективным для всех обучаемых.

Учёные КУИМЦ рекомендуют в учебной аудитории иметь:

1. Общие технические средства для всех обучаемых, которые включают:

- обучающий стенд «Бекар-С» (компьютер со специальной программой и архивом учебно-методического материала) [3];

- проектор;

- интерактивную доску;

- звукоусиливающую колонку с радиоуправлением, создающую равномерное звуковое поле в аудитории.

2. Специальные средства для студентов с ОВЗ по слуху, которые включают:

- индивидуальный слуховой аппарат;

- система FM (радиопередатчик с микрофоном для преподавателя и радиоприёмник для обучаемого);

- слухоречевой тренажёр «Бекар-С» (для тугоухих 4-й степени и глухих с остатками слуха) [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В домашних условиях рекомендуется для выполнения учебных заданий, а также проведения дополнительных занятий с одним из родителей (по практике речевой коммуникации и другим предметам обучения) необходимо использование обучающего стенда «Бекар-С» [3].

В условиях транспорта, в домашних и других условиях для самостоятельного повторения учебного материала или изучения нового материала, а также самостоятельного тренинга по практике речевой коммуникации необходимо использование слухоречевого тренажёра «Бекар-С».

Выводы. Применяемые в КУИМЦ методы и средства обучения студентов с ОВЗ по слуху, основанные на использовании слухоречевых тренажеров «Бекар» и «Бекар-С», являются эффективными.

Однако, для совместного обучения слышащих людей и людей с ОВЗ по слуху необходимо сурдопедагогическое сопровождение обучаемых с ОВЗ по слуху, т.е. необходима помощь сурдопедагога и (или) тьютора.

Для слабослышащих и глухих обучающихся с остатками слуха при проведении дополнительных индивидуальных занятий по предметам обучения и факультативных занятий по практике речевой коммуникации на русском (татарском) языке, необходимо использовать специальную методику обучения «Видеть, слышать и говорить».

Литература:

1. Берденникова, Н.Г. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса в вузе / Н.Г. Берденникова. -Санкт-Петербург: Д.А.Р.К., 2011. - 208 с.

2. Бордовская, Н.В. Оценка качества высшего образования: уровневый подход / Н.В. Бордовская. - Санкт-Петербург: Высшее образование сегодня. - 2002. - № 9.

3. Валеева, К.А. Развитие слуха и речи у детей и взрослых с применением технических систем «Бекар»: учебное пособие / К.А. Валеева, А.В. Кочергин. - Казань: Познание, 2014. - 148 с.

4. Гончарова, В.Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования: монография / В.Г. Гончарова,

B.Г. Подопригора, С.И. Гончарова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. - 248 с.

5. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: учебное пособие для студентов педагогических вузов / М.Т. Громкова. -Москва: Юнити-Дана, 2012. - 447 с.

6. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: учеб. пособие. - 3-е изд., стер. / Г.И. Кругликов. - Москва: Академия, 2011. - 288 с.

7. Нечаев, М.П. Контроль и оценка качество воспитательной деятельности образовательного учреждения / М.П. Нечаев. - Москва: Педагогический поиск, 2010. - 176 с.

8. Околелов, О.П. Педагогика высшей школы: учебник / О.П. Околелов. - Москва: Инфра-М, 2016. - 219 с.

9. Панченко, О.Л. Инклюзивное образование как фактор интеграции в социум инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: региональное измерение: монография / О.Л. Панченко; под общ. ред. В.Д. Парубиной. - Казань: НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ», 2015. - 400 с.

10. Птушкин, Г.С. Реализация компетентностной модели образовательной программы для инвалидов по слуху на основе комплексного реабилитационного сопровождения: учебно-методическое пособие / Г.С. Птушкин, М.Г. Гриф,

C.Б. Патрушев; под ред. Г.С. Птушкин. - Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2011. - 96 с.

Педагогика

УДК 37.08

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподёрова Климентина Руслановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Березина Арина Владиславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье рассмотрены дидактические возможности персональной цифровой образовательной среды педагога для его профессионального развития. Персональная среда обеспечивает учителю непрерывное образование, которое очень важно для педагогов, которым следует изучать новейшие методики, обучаться передовым образовательным технологиям. А сегодня это еще происходит в условиях цифровой трансформации образования. В качестве компонентов персональной ЦОС учителя могут выступать ресурсы школьных информационных систем; цифровые образовательные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.