УДК 3 76.356 DOI 10.26170/sp20-03-05
ББК Ч452 ГСНТИ14.29.2 7 Код ВАК 13.00.03
Ю. В. Мотовилова Yu. V. Motovilova О. А. Красильникова O. A. Krasil'nikova Санкт-Петербург, Россия Saint Petersburg, Russia
ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ О СЛУХОРЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМИ
ИМПЛАНТАМИ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ПОЗДНООГЛОХШИХ
Аннотация. Целью данного исследования являлось определение и описание представлений родителей и сурдопедагогов о слухоречевом развитии младших школьников с кохле-арными имплантами, обучающихся в школе для слабослышащих и позд-нооглохших детей. Для выявления представлений применялся метод анкетирования. Критерии составления анкет были выделены авторами на основании теоретического анализа научных работ, посвященных проблеме психолого-педагогической реабилитации детей после операции кохлеарной имплантации. Критерии анкет учитывали актуальное состояние развития слухового восприятия (восприятие на слух знакомого и незнакомого речевого материала; естественность реакции на звуки окружающего мира; опора на слуховой анализатор при общении с окружающими людьми); актуальное состояние речевого развития; соотношение вербальной и невербальной
A STUDY OF THE IDEAS OF PARENTS AND PEDAGOGUES ABOUT AUDITORY AND SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH COCHLEAR IMPLANTS
LEARNING AT A SCHOOL FOR PUPILS WITH PARTIAL OR LATE ONSET HEARING LOSS
Abstract. The aim of the given study is to define and describe the ideas of parents and surdopedagogues about auditory and speech development of junior school children with cochlear implants learning at a school for pupils with partial or late onset hearing loss. The ideas are collected via the method of questionnaire. The criteria for the questionnaire makeup have been singled out by the authors on the basis of a theoretical analysis of scholarly papers on the problem of psycho-pedagogical rehabilitation of children after a cochlear implant surgery. The questionnaire criteria take into account the current state of development of hearing awareness (auditory comprehension of a known and unknown speech excerpts; natural response to the sounds of the surrounding world; predominant use of auditory analyzer in communication with surrounding people); current state of speech development; correlation between verbal and non-verbal communication while socializing with peers.
коммуникации при общении со сверстниками.
Установлено, что, по мнению родителей и педагогов, школьники, которым была сделана имплантация в возрасте от года до двух, стараются использовать свои новые слуховые возможности, с окружающими общаются устной речью; обучающиеся с имплантацией, сделанной после двухлетнего возраста, при коммуникации опираются на зрительный анализатор, в недостаточной степени реагируют на звуки окружающего мира, часто используют устно-дактильную и жесто-вую формы речи.
Полученные результаты важны для максимального приближения школьников с кохлеарными имплантами к оптимальному слухоречевому развитию и организации систематической сурдопедагогической поддержки в условиях школьного обучения и дома.
Ключевые слова: кохлеарная имплантация; младшие школьники; слу-хоречевое развитие; жестовая речь; сурдопедагогика; дети с нарушениями слуха; слуховые нарушения; слабослышащие дети; родители; семейное воспитание; детско-родительские отношения; педагоги.
Сведения об авторе: Мотовилова Юлия Валерьевна, учитель-дефек-толог, методист, аспирант.
Место работы: школа-интернат № 33 Выборгского района Санкт-Петербурга; аспирант, кафедра сурдопедагогики, Институт дефектологического образования и реабилитации, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена.
Контактная информация: 194223, ский пр., 24 А.
E-mail: [email protected].
It has been found that, according to the parents and pedagogues, the pupils who had cochlear implant surgery at the ages from 1 to 2 try to use their new auditory potential, communicate with the surrounding people orally, and the pupils who underwent cochlear implant surgery after 2 years of age resort to the visual analyzer while communicating, poorly respond to the sounds of the surrounding world, and often use oral finger or gesture speech.
The results obtained are important to bring the pupils with cochlear implants as close as possible to normal auditory and speech development and organization of systematic surdopedagogical support under the conditions of school and family education.
Keywords: cochlear implant; junior school children; auditory and speech development; gesture language; surdopedagogy; children with hearing impairments; hearing impairments; children with loss of hearing; parents; family education; child-parent relations; pedagogues.
About the author: Motovilova Yuliya Valer'evna, Teacher-Defectologist, Specialist in Methods, Post-Graduate Student.
Place of employment: Boarding School No 33 of Vyborg Region, Saint Petersburg; Post-Graduate Student of Department of Surdopedagogy, Institute of Defectological Education and Rehabilitation, Herzen State Pedagogical University of Russia.
Россия, Санкт-Петербург, 2-й Мурин-
Сведения об авторе: Красильни- About the author: Krasil'nikova
кова Ольга Александровна, доктор Ol'ga Aleksandrovna, Doctor of Peda-
педагогических наук, доцент. gogy, Associate Professor.
Место работы: заведующий ка- Place of employment: Head of De-
федрой сурдопедагогики, Институт partment of Surdopedagogy, Institute of
дефектологического образования и Defectological Education and Rehabili-
реабилитации, Российский государст- tation, Herzen State Pedagogical Uni-
венный педагогический университет versity of Russia. имени А. И. Герцена.
Контактная информация: 197046, Россия, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, 26, ауд. 305.
E-mail: [email protected].
В условиях высокого уровня достижений в области техники, медицины стало возможным преодолевать первичный дефект — нарушение слуха — с помощью высокотехнологичной операции — кохлеарной имплантации. Кохле-арная имплантация (КИ) на сегодняшний день является самым эффективным методом реабилитации детей и взрослых с тяжелыми нарушениями слуха [4; 5; 6; 7; 10; 13; 14]. В настоящее время разработано два подхода к постоперационной психолого-педагогической реабилитации: слухоре-чевая реабилитация [5; 6; 7] и «ЗП-реабилитация», в основе которой лежит онтогенетический подход к реабилитации детей после КИ [4; 11; 12].
Одной из актуальных проблем современной сурдопедагогики является поиск оптимальных путей обучения детей с кохлеарны-ми имплантами. В соответствии с динамической педагогической классификацией [1; 2; 3; 8] дети, © Мотовилова Ю. В., Красильникова О. А.,
перенесшие операцию кохлеарной имплантации, могут обучаться по разным образовательным маршрутам в зависимости от степени сближения развития ребенка с возрастной нормой, а также от перспективы дальнейшего сближения с возрастной нормой в различных условиях обучения [11; 15]. Научно доказано, что при правильно организованной психолого-педагогической постоперационной реабилитации глухие дети с КИ могут перейти на путь естественного развития слуха и речи [4; 12]. Однако практика показывает, что перенесшие кохлеарную имплантацию школьники часто обучаются в специальной образовательной среде, ориентированной на слабослышащих и позднооглохших.
Цель исследования — выявить, проанализировать и описать представления родителей и сурдопедагогов о слухоречевом развитии младших школьников с КИ, обучающихся в школе для слабослышащих и позднооглохших.
2020
В соответствии с целью исследования определены задачи: изучить представления сурдопедагогов о слухоречевом развитии школьников с КИ; изучить представления родителей о слухоречевом развитии школьников с КИ.
Методы исследования: анкетирование учителей-дефектоло-гов (сурдопедагогов), анкетирование родителей (законных представителей) обучающихся с КИ.
Исследование осуществлялось на базе государственного бюджетного образовательного учреждения «Школа-интернат № 33 для слабослышащих и поздноог-лохших детей Выборгского района г. Санкт-Петербурга». В исследовании приняли участие 10 сурдопедагогов, 20 семей, имеющих детей с кохлеарными имплантами; 20 младших школьников с КИ (6 детей прооперированы с установкой импланта в возрасте от 1 года до 2 лет, 14 детей — от 2 до 9 лет).
Представления сурдопедагогов о слухоречевом развитии младших школьников с кохлеарными имплантами
Особенности слухоречевого развития с точки зрения людей, постоянно наблюдающих ребенка в учебной деятельности и дома, — родителей и педагогов — позволило выявить их анкетирование. На основе работ О. И. Кукушкиной, Е. Л. Гончаровой, А. И. Са-
таевой, И. В. Королевой [4; 6; 7; 12] нами выделены критерии анкетирования. При составлении анкет для сурдопедагогов учитывалось актуальное состояние развития слухового восприятия (восприятие на слух знакомого и незнакомого речевого материала; естественность реакции на звуки окружающего мира; опора на слуховой анализатор при общении с окружающими людьми); актуальное состояние речевого развития; соотношение вербальной и невербальной коммуникации при общении со сверстниками.
Обратимся к рассмотрению оценки сурдопедагогами актуального состояния развития слухового восприятия младших школьников с КИ. Анализ анкет сурдопедагогов свидетельствует, что младшие школьники, перенесшие операцию кохлеарной имплантации в возрасте от 1 года до 2 лет, достаточно свободно воспринимают на слух знакомый и незнакомый речевой материал (66,7 %), естественным образом реагируют на звуки окружающего мира (83 %). При этом 66,7 % школьников могут общаться с собеседником, не глядя на него. Школьники, которым установили импланты в возрасте после 2 лет, как правило, испытывают трудности при восприятии на слух речевого материала (71,4 %), не всегда реагируют на окружающие звуки (71,5 %). Обучающиеся при
общении с окружающими людьми опираются на слуховой (57 %) и зрительный анализатор (43 %). У проимплантированных школьников в возрасте от 3 до 4 лет наблюдаются затруднения при восприятии на слух знакомого и незнакомого речевого материала (66,5 %). Однако у всех школьников данной группы сурдопедагоги отмечают естественные реакции на звуки окружающего мира. Дети в ходе общения в основном опираются на слух (66,5 %). Затруднения при восприятии на слух испытывают и младшие школьники, которые прооперированы в возрасте от 4 до 5 лет. Они не всегда реагируют на бытовые звучания. При общении со взрослыми и сверстниками обучающиеся стараются смотреть только на лицо говорящего. Анализ анкет показывает, что младшие школьники с КИ, которым осуществлялась имплантация в возрасте от 5 до 9 лет, испытывают еще большие трудности при восприятии речевого материала и звуков окружающего мира на слух; при общении с окружающими опираются на зрительный анализатор.
Анкетирование сурдопедагогов свидетельствует, что самостоятельная речь грамматически правильна только у 16,5 % школьников, прооперированных с имплантацией в возрасте от 1 года до 2 лет. Сурдопедагоги отмечают своеобразие устной речи у
школьников, которым установили импланты в возрасте от 1 года до 6 лет (83,5—100,0 %). Данный факт проявляется в пропуске предлогов, слов, нарушении согласования и управления слов в предложении, неточном словоупотреблении, частом нарушении причинно-следственных связей. У детей, которым делалась имплантация в возрасте от 8 до 9 лет, в самостоятельной речи присутствуют только простые аграмматичные фразы; отмечается искажение причинно-следственных связей и неточное словоупотребление.
Анализ анкет педагогов позволяет установить соотношение вербальной и невербальной коммуникации при общении школьников после КИ со сверстниками. Так, сурдопедагоги указывают, что проимплантированные школьники в возрасте от 1 до 2 лет общаются со сверстниками при помощи устной речи (83,5 %). Устно-дактильную и жестовую формы речи используют 16,5 % обучающихся. Проимплантированные дети в возрасте от 2 до 5 лет чаще используют при общении устную речь (53 %). Обучающиеся, перенесшие операцию КИ в возрасте от 5 до 9 лет, наравне с устной пользуются жестовой и устно-дактильной формами речи.
Таким образом, по результатам анкетирования сурдопедагогов можно сделать следующие выводы.
1. Школьники, которым сделали КИ в возрасте от 1 до 2 лет, характеризуются достаточно свободным восприятием на слух знакомого и незнакомого речевого материала, естественными реакциями на звуки окружающего мира. Они узнают знакомые звуки и реагируют на них в зависимости от ситуации; интересуются незнакомыми интересными для них звучаниями и т. п.; при общении с окружающими опираются на развивающийся слух (66,7 %). Общаются со сверстниками устной речью. Однако в речи часто встречаются аграмматизмы, неточное словоупотребление, пропуски предлогов, слов, нарушения согласования и управления слов в предложениях.
2. Школьники, которым сделали КИ в возрасте после 2 лет, при общении с окружающими опираются на зрительный анализатор (57 %). Детям важно в ходе коммуникации смотреть на лицо говорящего. Обучающиеся не всегда реагируют на звуки окружающего мира (64,2 %). У данной группы детей часто наблюдаются трудности при восприятии знакомого и незнакомого речевого материала; нарушения лексического и грамматического строя речи; сниженный объем слухоречевой памяти, затруднения понимания обращенной речи и низкая концентрация внимания. Со сверстниками школьники об-
щаются устной речью, а также используют жестовую и устно-дактильную формы речи.
Представления родителей о слухоречевом развитии перенесших операцию по КИ обучающихся начальных классов
При составлении анкет для родителей учитывались следующие критерии: актуальный уровень развития слухового восприятия (естественность реакции на звуки окружающего мира; опора на слуховой анализатор при общении с окружающими людьми); форма речи, используемая при общении дома и общении со слышащими сверстниками.
Анализ анкет родителей свидетельствует, что у перенесших операцию по КИ детей в возрасте от 1 года до 2 лет естественную реакцию на звуки окружающего мира отмечают 83,5 % родителей. Другие 16,5 % родителей замечают, что дети не всегда реагируют на звуки окружающего мира. При этом 66,7 % школьников при общении опираются в основном на слуховой анализатор, а 33,3 % — на зрительный.
Родители указывают, что дети, проимплантированные в возрасте от 2 до 3 лет, не всегда реагируют на неречевые звучания (43 %). Естественные реакции отмечаются у 57 % детей. Общаются с окружающими людьми, опираясь на
слух, 43 % ребят, а необходимость всегда видеть лицо собеседника родители отмечают у 57 % детей. Родители указывают в анкетах, что естественным образом реагируют на звуки окружающего мира 100 % детей, прооперированных с имплантацией в возрасте от 3 до 4 лет; 33,5 % опираются на слух в ходе коммуникации.
Анализ анкет родителей позволяет констатировать, что 50 % детей, которым сделали имплантацию в возрасте от 4 до 9 лет, естественно реагируют на звуки окружающего мира. При этом все школьники, прооперированные с имплантацией в возрасте от 4 до 9 лет, при общении испытывают необходимость видеть лицо говорящего.
Анкетирование родителей выявило соотношение форм речи, используемых при общении детей и родителей дома. Так, в 83,5 % семей при общении с детьми, которым сделали имплантацию в возрасте от 1 года до 2 лет, используют только устную форму речи. В 16,5 % семей, помимо устной, используется письменная форма речи. Родители школьников, прооперированных с имплантацией в возрасте от 2 до 4 лет, общаются с детьми, преимущественно используя устную форму речи (71,5 %). Часть семей (28,5 %) наравне с устной речью использует дактилологию. В семьях, в которых детям сделали операцию по КИ в возрасте от 4 до 9 лет, общение осуществля-
ется с помощью устно-дактильной и жестовой форм речи (75 %).
Анализ анкет позволил выявить представления родителей об общении ребенка с КИ со слышащими сверстниками. Родители замечают, что 66,7 % школьников, перенесших операцию по КИ в возрасте от 1 до 3 лет, часто и свободно общаются со слышащими сверстниками и при этом чувствуют себя раскованно. Дети, которым выполнили имплантацию в возрасте от 3 до 4 лет, стесняются общаться со слышащими школьниками и редко вступают в коммуникацию (66,5 %). Однако школьники, которым осуществили КИ в возрасте от 4 до 9 лет, часто и свободно общаются со слышащими сверстниками из знакомых для них семей, используя при этом доступные невербальные средства коммуникации.
Анкетирование показало, что во всех семьях родители стараются максимально развивать речь ребенка, посвящая этому значительную часть времени (83,3— 85,7 %): общаются на свободные темы, организуют совместные игры, посещают музеи, экскурсии и театры, играют в совместные игры, а также читают книги.
Анализ анкет родителей позволил нам определить их отношение к результатам кохлеарной имплантации. Все родители считают, что кох-леарная имплантация улучшила качество жизни ребенка (67—100 %).
Таким образом, анализ анкетирования родителей позволяет сделать следующие выводы.
1. Группа школьников, перенесших операцию по КИ в возрасте до 2 лет, естественным образом реагирует на звуки окружающего мира (83,5 %). В ходе коммуникации с окружающими превалирует опора на слуховой анализатор (66,7 %). При этом в подавляющей части семей с ребенком общаются при помощи устной речи (83,5 %). Отмечая удовлетворенность результатами КИ, в большинстве своем родители полагают, что кохлеарная имплантация в полной мере улучшила качество жизни детей, при этом родители стараются приложить максимальные усилия для развития речи своих детей.
2. Дети, проимплантированные в возрасте от 2 до 9 лет, не всегда реагируют на звуки окружающего мира (50 %). При общении с окружающими людьми школьникам комфортнее видеть лицо собеседника (71,4 %). Коммуникация в семьях осуществляется с использованием устной, а также устно-дактильной и жестовой форм речи. Родители в основном считают, что кохлеарная имплантация помогла детям в полной мере. Они уделяют большое внимание развитию речи детей, организуют различные досуговые мероприятия, игры, беседы.
Выводы
1. Точка зрения родителей и сурдопедагогов на слухоречевое развитие школьников, которым сделали имплантацию в возрасте от года до 2 лет, совпадает. Школьники стараются использовать свои новые слуховые возможности. С окружающими людьми дома и в школе дети общаются устной речью (83,5 %). При общении стараются опираться на слух (66,7 %). У детей этой группы имеются потенциальные возможности завершить реабилитацию в школе для слабослышащих и встать на путь естественного развития слуха и речи.
2. Сурдопедагоги и родители сходятся во мнении, что обучающиеся, которым сделали имплантацию после 2-летнего возраста, при коммуникации опираются на зрительный анализатор (от 57 % до 71,4 %); в недостаточной степени реагируют на звуки окружающего мира (от 50,0 % до 64,2 %); в ходе коммуникации в школе и дома часто используют устно-дактильную и жестовую формы речи; отмечается недостаточная сформирован-ность грамматического компонента речи, семантической стороны речи, а также языковых средств общения. Детям данной группы для максимального приближения к оптимальному слухоре-чевому развитию необходима значительная систематическая сурдопедагогическая поддержка.
Литература
1. Гончарова, Е. Л. Изменение статуса ребенка в процессе кохлеарной имплантации и реабилитации — новое явление в сурдопедагогике / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина. — Текст : непосредственный // Дефектология. — 2014. — № 1. — С. 14—16.
2. Гончарова, Е. Л. Подбор образовательной среды, адекватной новым возможностям ребенка, и его дальнейшее сопровождение / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина. — Текст : электронный // Альманах Института коррек-ционной педагогики. — 2015. — N° 21. — URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-21/ podbor-obrazovatelnoj -sredyi,-adekvatnoj -nov yim-vozmozhnostyam-rebenka,-i-ego-dalnej s hee-soprovozhdenie.
3. Гончарова, Е. Л. Изменение статуса ребенка с кохлеарными имплантами на разных этапах реабилитации / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина. — Текст : электронный // Альманах Института коррекционной педагогики. — 2015. — № 21. — URL: https://alldef.rUrUarticles/almanah-21/izmenenie-statusa-rebenka-s-koxlearnyimi-implantami-na-ra znyix-etapax-reabilitaczii.
4. Дети с кохлеарными имплантами: научно-популярное издание / под ред. О. И. Кукушкиной, Е. Л. Гончаровой. — Москва : Национальное образование, 2017. — 208 с. — (Антология образования ; Инклюзивное и коррекционное образование). — Текст : непосредственный.
5. Королева, И. В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых / И. В. Королева. — Санкт-Петербург : КАРО, 2009. — 192 с. — Текст : непосредственный.
6. Королева, И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. Электродное протезирование слуха / И. В. Королева. — Санкт-Петербург : КАРО, 2008. — 752 с. — Текст : непосредственный.
7. Королева, И. В. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации / И. В. Королева. — Санкт-Петербург : КАРО, 2015. — 872 с. — (Специальная педагогика). — Текст : непосредственный.
8. Кукушкина, О. И. Динамическая классификация детей с кохлеарными импланта-ми — новый инструмент сурдопедагога / О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова // Дефектология. — 2014. — № 2. — С. 29—35. — Текст : непосредственный.
9. Люкина, А. С. Развитие коммуникативных умений у детей с кохлеарными имплан-тами в образовательном пространстве школы для слабослышащих и позднооглохших обучающихся / А. С. Люкина, О. А. Красильни-кова. — Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. — 127 с. — Текст : непосредственный.
10. Малофеев, Н. Н. Кохлеарная имплантация / Н. Н. Малофеев. — Текст : непосредственный // Дефектология. — 2013. — № 2 (март — апр.). — С. 6—15. — (Теория и методология специальной педагогики).
11. Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка : моногр. / под ред. Е. Л. Гончаровой, О. И. Кукушкиной, О. С. Никольской. — Москва : Полиграф- сервис, 2014. — 192 с. — Текст : непосредственный.
12. Сатаева, А. И. Педагогическая реабилитация глухих дошкольников после кохлеар-ной имплантации / А. И. Сатаева. — Текст : непосредственный // Вестник оториноларингологии. — № 80 (1). — 2015. — С. 28— 31. — Текст : непосредственный.
13. Сатаева, А. И. Кохлеарная имплантация как средство помощи глухим людям / А. И. Сатаева. — Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — № 1. — С. 55—63.
14. Таварткиладзе, Г. А. Современные достижения кохлеарной имплантации. Медицинские аспекты / Г. А. Таварткиладзе. — Текст : электронный // Альманах Института коррекционной педагогики. — 2015. — № 21. — URL: https://alldef.ru/ru/articles/al manah-21/sovremennyie-dostizheniya-kox learnoj-implantaczii.-mediczinskie-aspektyi.
15. Шматко, Н. Д. Дети с нарушением слуха : учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. Д. Шматко, О. А. Красиль-никова. — Москва : Просвещение, 2019. — 80 с. — Текст : непосредственный.
References
1. Goncharova, E. L. Izmenenie statusa rebenka v protsesse kokhlearnoy implantatsii i reabilitatsii — novoe yavlenie v surdopedago-gike / E. L. Goncharova, O. I. Kukushkina. — Tekst : neposredstvennyy // Defektologiya. —
2014. — № 1. — S. 14—16.
2. Goncharova, E. L. Podbor obrazovatel'noy sredy, adekvatnoy novym vozmozhnostyam rebenka, i ego dal'neyshee soprovozhdenie / E. L. Goncharova, O. I. Kukushkina. — Tekst : elektronnyy // Al'manakh Instituta korrektsion-noy pedagogiki. — 2015. — № 21. — URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-21/podbor-obrazovatelnoj-sredyi,-adekvatnoj-novyim-voz mozhnostyam-rebenka,-i-ego-dalnejshee-sopro vozhdenie.
3. Goncharova, E. L. Izmenenie statusa rebenka s kokhlearnymi implantami na raznykh etapakh reabilitatsii / E. L. Goncharova, O. I. Ku-kushkina. — Tekst : elektronnyy // Al'manakh Instituta korrektsionnoy pedagogiki. —
2015. — № 21. — URL: https://alldef.ru/ru/arti cles/almanah-21/izmenenie-statusa-rebenka-s-koxlearnyimi-implantami-na-raznyix-etapax-reabilitaczii.
4. Deti s kokhlearnymi implantami: nauchno-populyarnoe izdanie / pod red. O. I. Kukush-kinoy, E. L. Goncharovoy. — Moskva : Natsional'noe obrazovanie, 2017. — 208 s. — (Antologiya obrazovaniya ; Inklyuzivnoe i korrektsionnoe obrazovanie). — Tekst : neposredstvennyy.
5. Koroleva, I. V. Kokhlearnaya implantatsiya i slukhorechevaya reabilitatsiya glukhikh detey i vzroslykh / I. V. Koroleva. — Sankt-Peterburg : KARO, 2009. — 192 s. — Tekst : neposredstvennyy.
6. Koroleva, I. V. Kokhlearnaya implantatsiya glukhikh detey i vzroslykh. Elektrodnoe protezirovanie slukha / I. V. Koroleva. — Sankt-Peterburg : KARO, 2008. — 752 s. — Tekst : neposredstvennyy.
7. Koroleva, I. V. Reabilitatsiya glukhikh detey i vzroslykh posle kokhlearnoy i stvolo-mozgovoy implantatsii / I. V. Koroleva. — Sankt-Peterburg : KARO, 2015. — 872 s. — (Spetsial'naya pedagogika). — Tekst : nepos-redstvennyy.
8. Kukushkina, O. I. Dinamicheskaya klassifika-tsiya detey s kckhlearnymi implantami — novyy instrument surdopedagoga / O. I Kukushkina, E. L. Goncharova // Defektologiya. — 2014. — № 2. — S. 29—35. — Tekst : neposredstvennyy.
9. Lyukina, A. S. Razvitie kommunikativ-nykh umeniy u detey s kokhlearnymi imp-lantami v obrazovatel'nom prostranstve shkoly dlya slaboslyshashchikh i pozdnooglokhshikh obuchayushchikhsya / A. S. Lyukina, O. A. Kra-sil'nikova. — Sankt-Peterburg : Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2019. — 127 s. — Tekst : neposredstvennyy.
10. Malofeev, N. N. Kokhlearnaya implantatsiya / N. N. Malofeev. — Tekst : neposredstvennyy // Defektologiya. — 2013. — N° 2 (mart — apr.). — S. 6—15. — (Teoriya i meto-dologiya spetsial'noy pedagogiki).
11. Psikhologo-pedagogicheskaya pomoshch' posle kokhlearnoy implantatsii. Realizatsiya novykh vozmozhnostey rebenka : monogr. / pod red. E. L. Goncharovoy, O. I. Kukushkinoy, O. S. Nikol'skoy. — Moskva : Poligraf- servis, 2014. — 192 s. — Tekst : neposredstvennyy.
12. Sataeva A. I. Pedagogicheskaya reabilita-tsiya glukhikh doshkol'nikov posle kokhlearnoy implantatsii / A. I. Sataeva. — Tekst : neposredstvennyy // Vestnik otorinolaringologii. — № 80 (1). — 2015. — S. 28—31. — Tekst : neposredstvennyy.
13. Sataeva, A. I. Kokhlearnaya implantatsiya kak sredstvo pomoshchi glukhim lyudyam / A. I. Sataeva. — Tekst : neposredstvennyy // Vospitanie i obuchenie detey s narusheniyami razvitiya. — 2008. — № 1. — S. 55—63.
14. Tavartkiladze, G. A. Sovremennye dosti-zheniya kokhlearnoy implantatsii. Meditsinskie aspekty / G. A. Tavartkiladze. — Tekst : elek-tronnyy // Al'manakh Instituta korrektsionnoy pedagogiki. — 2015. — № 21. — URL: https:// alldef.ru/ru/ articles/ almanah-21/sovremennyie-dostizheniya-koxlearnoj-implantaczii.-medic zinskie-aspektyi.
15. Shmatko, N. D. Deti s narusheniem slu-kha : uchebnoe posobie dlya obshcheobrazova-tel'nykh organizatsiy / N. D. Shmatko, O. A. Kra-sil'nikova. — Moskva : Prosveshchenie, 2019. — 80 s. — Tekst : neposredstvennyy.