Научная статья на тему 'Слухоречевая реабилитация детей после кохлеарной имплантации'

Слухоречевая реабилитация детей после кохлеарной имплантации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1674
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Базарова Г. Э.

Кохлеарная имплантация является эффективным методом слухоречевой реабилитации неслышащего ребенка. Вся послеоперационная реабилитация направлена на развитие его речи на слуховой основе. В период слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации необходима комплексная работа педагогов, специалистов, родителей. Такое сотрудничество является залогом успешной реабилитации и на основе развивающейся слуховой функции ребенок овладевает речью, которая позволит ему быть интегрированным в общеобразовательную школу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Базарова Г. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слухоречевая реабилитация детей после кохлеарной имплантации»

СЛУХОРЕЧЕВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

© Базарова Г.Э.*

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1-11 вида, г. Улан-Удэ

Кохлеарная имплантация является эффективным методом слухоречевой реабилитации неслышащего ребенка. Вся послеоперационная реабилитация направлена на развитие его речи на слуховой основе. В период слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации необходима комплексная работа педагогов, специалистов, родителей. Такое сотрудничество является залогом успешной реабилитации и на основе развивающейся слуховой функции ребенок овладевает речью, которая позволит ему быть интегрированным в общеобразовательную школу.

На сегодня метод многоканальной кохлеарной имплантации дает воз-можость детям с недостатками слуха слышать и говорить. Действие кохлеарного импланта основано на том, что при сенсоневральной тугоухости наиболее часто поражены рецепторы улитки (волосковые клетки), в то время как волокна слухового нерва долгое время остаются сохранными. И кохлеарный имплант заменяет волосковые клетки внутреннего уха и передает звуковую и речевую информацию с помощью особых электрических разрядов прямо слуховому нерву [3, с. 64].

Через месяц после операции проводится включение речевого процессора и его первичная настройка, которая направлена на формирование у человека полноценных слуховых ощущений. Далее проводится слухоречевая реабилитация, эффективность которой зависит от правильной организации комплексной медицинской и психолого-педагогической помощи.

Цель сурдопедагогической помощи детям с кохлеарным имплантатом -научить их воспринимать новые звуковые ощущения, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи. Поэтому основным направлением послеоперационной слухоречевой реабилитации является развитие восприятия звуковых сигналов с помощью импланта, причем желательно в короткие сроки.

Кохлеарный имплант обеспечивает возможность слышать окружающие звуки, но восприятие звуков окружающей среды и понимание речи - это значительно более сложные процессы, которые включают также умение различать сигналы, выделять в них важные для узнавания признаки, узнавать изолированные слова в слитной речи, понимать смысл высказываний, выделять сигналы из шума и др. [4, с. 52-53].

* Сурдопедагог.

Если ребенок был глухим с рождения и до операции не пользовался слуховым аппаратом, то навыки восприятия звуковых сигналов у него не сформированы. Поэтому реабилитационные занятия после кохлеарной имплантации включают различные ступени восприятия акустической информации.

При отсутствии адекватного педагогического сопровождения долин-гвально оглохший ребенок не способен овладеть речью, несмотря на то, что с помощью кохлеарного импланта он будет слышать все звуки речи, в том числе и высокочастотные.

У детей с врожденной сенсоневральной тугоухостью послеоперационная реабилитация является самым трудоемким и длительным периодом, который длится пять и более лет. Основная работа с имплантированным ребенком в условиях школы-интерната ложится на плечи специалистов (сурдопедагога, логопеда, психолога, невропатолога и др.), и только комплексная систематическая, целенаправленная работа определит будущий позитивный результат.

Длительность и содержание слухоречевой реабилитации определяется в первую очередь уровнем его слухового и речевого развития на момент имплантации. Наблюдение за такими детьми показывает, что он может быть в значительной степени различным. С одной стороны, есть дети, которые постоянно используют слуховой аппарат и устную речь как основное средство общения. С другой стороны, дети, которые практически не пользуются слуховым аппаратом, общаются исключительно жестовой и дактильной формами речи. Общим же в реабилитационной работе является то, что потенциально все дети после подключения речевого процессора имеют возможность слышать и различать неречевые и отдельные звуки речи, короткие фразы, фонемы [2, с. 14-15].

Мы имеем некоторый опыт слухоречевой реабилитации ранооглохших детей младшего школьного возраста. Это группа из нескольких учащихся весьма неоднородна как по своему возрасту, так и по степени сформирован-ности различных навыков и психических функций.

Коррекционная программа педагогической реабилитации разработана нами на основе учебных пособий главного научного сотрудника ФГБУ Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи И.В. Королевой, школьной программы и рекомендаций центра. Санкт-Петербург сопровождает своих пациентов после операции подробной справкой, отражающей данные слуховой функции с кохлеарным имплантатом, указывает рабочее и перспективное расстояние восприятия как шепотной, так и разговорной речи, восприятие отдельных звуков (от низкочастотных до высокочастотных).

Данная программа слухоречевой реабилитации предполагает на первоначальном этапе обнаружение, различение при парном сравнении и узнавание при закрытом выборе четырех типов звуковых сигналов: бытовые звуки, в том числе неречевые звуки, издаваемые человеком (шаги, скрип двери, звонок телефона, кашель и т.д.), слова, короткие фразы, фонемы [2, с. 14-15].

Сложно, с большими трудностями проходит первоначальный, специфичный период слухового и слухоречевого развития каждого ребенка с кохлеарным имплантатом. За этот период должны быть достигнуты параметры первой настройки речевого процессора, позволяющие ребенку воспринимать неречевые звуки речи, а усилия педагогов и близких направлены на развитие у ребенка начального интереса к окружающим бытовым звукам. Для развития способности обнаруживать их, выявлять разницу в звучании и опознавать, предлагалось прослушивание разных бытовых звуков при помощи компьютерной технологии, в практическом действии.

Интенсивная слуховая работа с имплантированными детьми на начальном этапе имеет особое значение. Для них очень важно осознать, что все звуки разные и несут какое-то значение (это - звук голоса, а это звук воды, а это звук звонка). Если удается достичь этого в первые 2-4 недели после операции, то у ребенка повышается уровень мотивации к использованию кохлеарного импланта. От бытовых звуков к звукам, издаваемыми животными, птицами, далее к звукам транспорта и т.д. [6, с. 171-172]. Для включения этих навыков восприятия в ежедневную жизнь ребенка привлекаются родители учащихся. Успех реабилитации на 70-80 % зависит от их систематического, ежедневного и кропотливого труда.

Различение слов и коротких фраз при парном сравнении начинали с речевых единиц, имеющих наибольшие различия по длительности (пары слов, отличающиеся по числу слогов и пары фраз с разным числом слов): сначала одно- и трехсложные пары слов при закрытом выборе с опорой на слогоритмическую структуру, затем одно- и двусложные пары слов, пары фраз с разным количеством слов [2, с. 38].

Очень важен речевой материал часто встречаемый, ежедневно используемый, соответствующий возрасту ребенка и его интересам, разнообразный по тематике и лексическому составу.

Важнейшую роль играют упражнения по развитию узнавания отдельных звуков (фонем) речи. Ребенок может узнать слово, в том числе и новое, если он может узнать большую часть составляющих его звуков. Надо иметь в виду, что некоторые звуки речи, которые акустически сильно отличаются при обычном звучании, с кохлеарным имплантатом могут звучать очень похоже. Например, звуки [и] и [с]. Так, Даниил С., один из имплантированных учащихся, звук [с] слышит и воспроизводит как звук [и]. Чтобы убедиться, какие звуки речи ребенок слышит, ему предлагалось сосчитать количество звучаний (1-3) звуков речи, имеющих разный частотный состав: [а], [ш], [с]. Если ребенок слышит эти звуки, значит, он слышит все звуки речи и будет различать слова и другие звуки. Необходимо учить различать отдельные звуки также при парном сравнении, при выборе из 3-5 и дифференциальные признаки фонем (звонкость-глухость, взрывность-шумность). При этом надо стремиться достичь 90-100 % фонемной разборчивости в слогах, что создает условия для восприятия речи на слух.

Кирилл У - ребенок с врожденной глухотой, оперирован три года назад в Санкт-Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи в шестилетнем возрасте. На момент имплантации он не имел слухового опыта, речь - нулевая, общение - естественные жесты, наблюдались сопутствующие расстройства памяти, внимания, нервно-мышечной системы. Результаты первичного тестирования с кохлеарным имплантом следующие:

- сформирована условно-рефлекторная реакция на низко- и среднечастотные звуки речи на расстоянии не менее 4 м, на высокочастотные - до 0,5 м;

- речь - гласно- и слогоподобные вокализации;

Согласно рекомендациям Санкт-Петербургсукого НИИ ЛОР Кирилл У переведен в класс слабослышащих, ежедневные занятия с сурдопедагогом, двухразовые в неделю занятия с психологом, логопедом, занятия с родителями по заданию педагогов.

При втором тестировании через шесть месяцев от первой настройки речевого процессора центром отмечена положительная динамика слухового и речевого развития (рост пассивного и активного словаря, увеличение количества слов и фраз, воспринимаемых на слух, объем кратковременной слуховой памяти (3-4 слова), речь - слова, иногда фраза), уровень развития устной речи соответствует ОНР 2 уровня.

При этом нами был определен круг проблем, требующих коррекции: несформированность грамматических представлений; незрелость эмоционально-волевой сферы; несформированность произносительных навыков (по типу вербальной диспраксии, моторной алалии); несформированность вербально-логического мышления.

Коррекция программы реабилитации, составление индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения, комплексная работа педагогов, специалистов и членов семьи позволили У. Кириллу перейти в общеобразовательную школу.

Евгения Б. - девочка с приобретенной глухотой до года, с сохраннным интеллектом, владевшая до имплантации разговорной речью в виде просьб, двух - трехсловных фраз. Имплантирование Евгении было проведено в возрасте 9 лет в г. Москве. Слухоречевое развитие проходит результативно, благодаря правильно составленной коррекционной программе, учитывающей индивидуальные речевые и психические возможности ребенка. Слышит разговорную речь на расстоянии 3-4 метров и более, шепотную на расстоянии

0,4-0,5 метра. Речь развивается на основе слуха. Евгения научилась различать акустически сходные звуки речи, воспринимает редуцированные части слова -окончания, предлоги, приставки, начинает спонтанно осваивать новые слова из речи окружающих, что было невозможно со слуховым аппаратом.

Даниил С., имевший до потери слуха небольшой, но все-таки слуховой опыт и речь в виде изолированных слов «мама, папа, дай, баба», импланти-

рован в г.Томске. Реабилитация, согласно программе после первой настройки речевого процессора проходит неплохо. Различает отработанный речевой материал, короткие фразы, слова и отдельные фонемы. Может на слуховой основе включиться в мини-диалог. Проблемой понимания речи окружающих является у Даниила ограниченный словарный запас и несформирован-ность первоначальных грамматических представлений, обусловленных тем, что сенситивный период для развития речи у него пройден.

Бато Т. - глухой от рождения, был прооперирован в Санкт-Петербурге. До операции пользовался слуховым аппаратом, имел опыт слухового восприятия отдельных слов и коротких фраз только со ЗУА стационарного типа, речь фразовая, ограниченная, из двух, трех слов разговорно-бытового характера, понятна для окружающих. С кохлеарным имплантатом стал быстро набирать темпы восприятия и воспроизведения слов, отдельных фонем, фраз. То, что раньше осваивалось со слуховым аппаратом за недели, с кохлеарным имплантатом ему удается достичь значительно быстрее. На данный момент Бато Т. обучается в общеобразовательной школе.

Наш незначительный опыт работы по слухоречевой реабилитации детей младшего школьного возраста позволяет заключить, что кохлеарная имплантация, без сомнения, является эффективным методом слухоречевого и общего развития неслышащих детей. И в период слухоречевой реабилитации имплантированных детей необходима комплексная работа педагогов, специалистов, родителей. Такое сотрудничество является залогом успешной реабилитации и на основе развивающейся слуховой функции ребенок овладевает речью.

Список литературы:

1. Багрова И.Г. Развитие речевого слуха слабослышащих школьников. -М., 1993. - 136 с.

2. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых: учебное пособие. - СПб.: СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2008. - 130 с.

3. Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. -СПб.: КАРО, 2012. - 752 с.

4. Королева И.В., Росс Я.Ю., Огородникова Е.А. Восприятие музыкальных стимулов пациентами после операции кохлеарной имплантации // Российская оториноларингология. - 2006. - № 5 (24). - С. 46-55.

5. Королевская Т.К. Развитие слухоречевого восприятия глухих учащихся 3 класса I Т.К. Королевская, В.Я. Стаценко. - М.: Изд-во «Экзамен». -192 с.

6. Королева И.В., Янн. П.А. Дети с нарушениями слуха. - СПб.: КАРО, 2011. - 240 с.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.