Научная статья на тему 'Формирование речеслухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха'

Формирование речеслухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
881
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / РЕЧЕСЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ / ДОШКОЛЬНИКИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА / КОРРЕКЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / PERCEPTION / SPEECH-HEARING PERCEPTION / SOUND ANALYSIS / PRESCHOOL CHILDREN WITH HEARING DISORDERS / CORRECTION / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каштанова Ольга Викторовна, Сазанова Татьяна Винальевна

Акцент авторами сделан на изучение речеслухового восприятия дошкольников с нарушением слуха. Цель исследования: анализ эффективности формирования речеслухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха. Научная новизна. Выявлены особенности речеслухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха: дети «не слышат» звуков в слове, не осознают отношения между звуковыми элементами, не соотносят звук и букву; подменяют звуковой анализ слов буквенным; испытывают затруднения при различении на слух акустически похожих фонем, заменяют их при произношении на созвучные парные глухие либо мягкие звуки, пропускают, переставляют звуки в словах. Так же представлены результаты исследования особенностей формирования речеслухового восприятия у старших дошкольников с нарушением слуха. Практическая значимость. Проанализированы результаты логопедической работы по формированию речеслухового восприятия у дошкольников с нарушениями слуха и оценка ее эффективности. Основные направления формирующей работы: обучение узнаванию неречевых и речевых звуков; развитие самоконтроля за произносительной деятельностью. Определены условия педагогической работы, необходимые для успешного формирования речеслухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха: подбор игр и упражнений, направленных на формирование восприятия на слух (речевого материала и неречевых звучаний); формирование самоконтроля произношения; применение дифференцированного и индивидуального подхода, использование инновационных методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каштанова Ольга Викторовна, Сазанова Татьяна Винальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION FOR SPEECH AND HEARING PERCEPTION OF PRESCHOOL CHILDREN WITH HEARING DISORDERS

The authors focus on the study for speech and hearing perception of preschool children with hearing disorders. The purpose for the study: to analyze the effectiveness of speech and hearing perception formation in preschool children with hearing disorders. Scientific novelty. The authors have discovered the features of speech-hearing perception for preschool children with hearing disorders. They are: children "do not hear" sounds in a word, do not realize the relationship between sound elements, do not correlate sound and letter; replace the sound analysis of words with letter; have difficulty distinguishing acoustically similar phonemes by ear, replace them with consonant paired deaf or soft sounds, skip, rearrange sounds in words. The results of the research on the formation of speech-hearing perception in older preschool children with hearing disorders are also presented. Practical significance. The results of speech therapy work on the formation of speech and hearing perception in preschool children with hearing disorders and assessment of its effectiveness are analyzed. The main directions of formative work: learning to recognize non-speech and speech sounds; development of self-control over pronouncing activities. The conditions of pedagogical work necessary for the successful formation of speech and hearing perception in preschoolers with hearing disorders: selection of games and exercises aimed at forming listening (speech material and non-language sounds); and the development of self-checking pronunciation; the use of differentiated and individual approach, using innovative techniques.

Текст научной работы на тему «Формирование речеслухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха»

повышенной трудности с большим количеством правил. Содержание таких игр составляют сложные взаимодействия и взаимоотношения всех участников. Также можно отметить, что игры с мячом на открытом воздухе приобретали у учащихся особую популярность.

Между тем, для каждой подвижной игры существовало оптимальное количество участников. Часть игр проводилась с девушками и с юношами отдельно. Смешанные составы участников использовались в играх с элементами игровых видов спорта. При этом до проведения игры с целью уравнивания шансов на победу устанавливались меньшие по трудности и сложности требования

для девушек. При этом необходимо учитывать, что физические возможности девушек в игровых действиях, требующих проявления силы, скорости, координацию движений и выносливости меньше, чем у юношей.

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать вывод, что благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, всестороннему влиянию на организм и личность, подвижные игры способствуют решению важнейших педагогических задач и при правильном руководстве являются превосходным средством всестороннего развития человека и подготовке его к трудовой деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Жуков, М.Н. Подвижные игры [Текст] : учеб. для студентов пед. вузов / М.Н. Жуков. - М. : Академия, 2002. - 160 с.

2. Макаров, Ю.М. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры [Текст] : учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / Ю.М. Макаров, Н.В. Луткова, Л.Н. Минина. - М. : Академия, 2013. - 272 с.

3. Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений [Текст] / Л.Д. Назаренко. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 240 с.

4. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Академия, 2000. - 480 с.

REFERENCES

1. Zhukov M.N. Podvizhnye igry: ucheb. dlja studentov ped. vuzov [Movable games]. Moscow: Akademija, 2002. 160 p.

2. Makarov Ju.M. Lutkova N.V., Minina L.N. Teorija i metodika obuchenija bazovym vidam sporta. Podvizhnye igry: uchebnik dlja studentov uchrezhdenij vyssh. prof. obrazovanija [Theory and methodology of teaching basic sports. Movable games]. Moscow: Akademija, 2013. 272 p.

3. Nazarenko L.D. Ozdorovitel'nye osnovy fizicheskih uprazhnenij [Wellness Exercise Basics]. Moscow: VLADOS-PRESS, 2002. 240 p.

4. Holodov Zh.K., Kuznecov V.S. Teorija i metodika fizicheskogo vospitanija i sporta: ucheb. posobie dlja studentov vyssh. ucheb. zavedenij [Theory and methodology of physical education and sport]. Moscow: Akademija, 2000. 480 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Т.Л. Караваева, старший преподаватель факультета физической культуры и спорта, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: tatyana_karavaeva_0707@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9232-5352.

О.О. Караваева, студентка 4 курса факультета физической культуры и спорта, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: olesya_karavaeva_0203@mail.ru. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

T.L. Karavaeva, Senior Lecturer of the School of Physical Culture, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: tatyana_karavaeva_0707@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9232-5352.

O.O. Karavaeva, 4th year student of the School of Physical Culture, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: olesya_karavaeva_0203@mail.ru.

УДК 376

Ольга Викторовна Каштанова

г. Тюмень Татьяна Винальевна Сазанова

г. Тюмень

Формирование речеслухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха

Акцент авторами сделан на изучение речеслухового восприятия дошкольников с нарушением слуха. Цель исследования: анализ эффективности формирования речеслухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха.

Научная новизна. Выявлены особенности речеслухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха: дети «не слышат» звуков в слове, не осознают отношения между звуковыми элементами, не соотносят звук и букву; подменяют звуковой анализ слов буквенным; испытывают затруднения при различении на слух акустически похо-

жих фонем, заменяют их при произношении на созвучные парные глухие либо мягкие звуки, пропускают, переставляют звуки в словах.

Так же представлены результаты исследования особенностей формирования речеслухового восприятия у старших дошкольников с нарушением слуха.

Практическая значимость. Проанализированы результаты логопедической работы по формированию речеслухового восприятия у дошкольников с нарушениями слуха и оценка ее эффективности. Основные направления формирующей работы: обучение узнаванию неречевых и речевых звуков; развитие самоконтроля за произносительной деятельностью.

Определены условия педагогической работы, необходимые для успешного формирования речеслухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха: подбор игр и упражнений, направленных на формирование восприятия на слух (речевого материала и неречевых звучаний); формирование самоконтроля произношения; применение дифференцированного и индивидуального подхода, использование инновационных методик.

Ключевые слова: восприятие, речеслуховое восприятие, звуковой анализ, дошкольники с нарушением слуха, коррекция, формирование.

Olga Viktorovna Kashtanova

Tyumen Tatiana Vinalievna Sazanova

Tyumen

Formation for speech and hearing perception of preschool children

with hearing disorders

The authors focus on the study for speech and hearing perception of preschool children with hearing disorders.

The purpose for the study: to analyze the effectiveness of speech and hearing perception formation in preschool children with hearing disorders.

Scientific novelty. The authors have discovered the features of speech-hearing perception for preschool children with hearing disorders. They are: children "do not hear" sounds in a word, do not realize the relationship between sound elements, do not correlate sound and letter; replace the sound analysis of words with letter; have difficulty distinguishing acoustically similar phonemes by ear, replace them with consonant paired deaf or soft sounds, skip, rearrange sounds in words.

The results of the research on the formation of speech-hearing perception in older preschool children with hearing disorders are also presented.

Practical significance. The results of speech therapy work on the formation of speech and hearing perception in preschool children with hearing disorders and assessment of its effectiveness are analyzed. The main directions of formative work: learning to recognize non-speech and speech sounds; development of self-control over pronouncing activities.

The conditions of pedagogical work necessary for the successful formation of speech and hearing perception in preschoolers with hearing disorders: selection of games and exercises aimed at forming listening (speech material and non-language sounds); and the development of self-checking pronunciation; the use of differentiated and individual approach, using innovative techniques.

Keywords: perception, speech-hearing perception, sound analysis, preschool children with hearing disorders, correction, formation.

Процесс речеслухового восприятия выступает в качестве сенсорной основы развития звуковой и смысловой стороны языка. В период дошкольного возраста развитие речеслухового восприятия особенно актуально, так как это один из сенситивных периодов развития мозга человека. Внимание специалистов и родителей к поиску подходов в развитии данного процессе, научно-обоснованная организация коррекционно-формирующей работы позволяет преодолевать трудности речевого развития ребенка, и в перспективе такие вторичные нарушения, как дисграфия и дислексия. Однако, несмотря на длительность срока изучения и разнообразие подходов к решению проблемы формирования ре-чеслухового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением слуха, она остается не полностью решенной с учетом современных подходов организации помощи данной категории детей [1].

Вопросы развития речеслухового восприятия для полноценного речевого развития ребенка неоднократно были отмечены исследователями, ра-

ботающими в области детской психологии и дошкольной педагогики (Б.Г. Ананьев, Е.Н. Белоус, Д.Б. Эльконин). В педагогике, дефектологии и логопедии проблемой становления и развития фонематического слуха, занимались такие авторы, как Л.С. Волкова, Р.И Лалаева, Г.В. Чиркина, Л.М. Шипицына и др. Проблемы формирования речеслухового восприятия у детей с нарушениями слуха отражены в трудах таких авторов как В.И. Бельтюков, Р.М. Боскис, Л.А. Головчиц, Е.Г. Речицкая.

Тем не менее, поиск эффективных форм и методов работы с дошкольниками по формированию у них речеслухового восприятия в современных условиях, с учетом современных направлений работы, остаётся актуальным. Дальнейших исследований требует вопрос организации коррекционной работы по данному направлению с детьми, имеющими кохлеарные импланты, а также активного включения в формирующий процесс родителей воспитанников, что, на сегодняшний день, доволь-

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_2542-0291

но узко представлено в современных источниках.

В период октября 2019 - марта 2020 года на базе МАДОУ детский сад № 134 города Тюмени, а также автономного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области «Центр медицинской и социальной реабилитации «Пыш-ма» было проведено исследование, участниками которого стали 6 детей старшего дошкольного возраста (4 девочки, 2 мальчика) с нарушением слуха и разным уровнем развития речи. Это дети с глубокой степенью нарушения слуха, которые родились слышащими, но затем потеряли слух и получившие кохлеарный имплант на третьем году жизни. Все участники исследования до эксперимента с 3-4 лет обучались в детском саду по Адаптированной основной образовательной программе для детей с нарушениями слуха и проходили курсы реабилитационной терапии в «Центре медицинской и социальной реабилитации «Пышма».

Цель исследования: анализ эффективности формирования речеслухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха.

Задачи исследования:

1. Изучить уровень сформированности рече-слухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха на констатирующем и контрольном этапе.

2. Разработать логопедические мероприятия по формированию речеслухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха.

3. Оценить эффективность логопедических по формированию речеслухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха.

Для диагностики речеслухового восприятия использовались диагностические задания Н.И. Дьяковой [2], В.В. Коноваленко и В.С. Коно-валенко [3], Н.М. Трубниковой [5], адаптированные для реализации с участниками исследования.

Исследование показало, что дети, участники исследования, часто ошибались при различении фонем, близких по способу и месту образования, затруднялись при определении необходимого звука на слух. При опознании фонем по слуху в ряду других звуков, слогов и слов пропускали нужные звуки. У них наблюдались нарушения слухового внимания, дети с трудом различали бытовые шумы и звуки речи. Низкий уровень фонематического слуха и фонематического восприятия заключался в нарушениях не только в восприятии нарушенных в произношении звуков, но и в правильно произносимых. Также трудности у дошкольников исследуемой группы вызывали задания, в которых им требовалось распознать звуки в слогах и словах, а также при разделении неправильного и правильного звучания слов.

Таким образом, четыре воспитанника исследуемой группы из шести «не слышат» звуков в слове, не осознают отношения между звуковыми элементами, не соотносят звук и букву. Все дети подменяют звуковой анализ слов - буквенным. В

связи с трудностями звукопроизношения детям сложно различать на слух акустически похожие фонемы, они произносят их неправильно, заменяя на созвучные парные глухие либо мягкие звуки, пропускают, переставляют звуки в словах. Проведенное исследование показало, что все дети исследуемой группы нуждаются в существенной кор-рекционно-формирующей работе по развитию у них фонематического восприятия.

По результатам исследования был разработан и реализован комплекс логопедических мероприятий по формированию речеслухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха [4]. Основными направлениями формирующей работы явились: 1) Обучение узнаванию неречевых и речевых звуков. 2) Развитие самоконтроля за произносительной деятельностью.

Основой проведенной формирующей работы являлось проведение мероприятий, которые позволяли формировать у дошкольников навыки различать, опознавать и распознавать речевой материал только на слух, исключая зрение. В работе использовался дифференцированный и индивидуальный подход к участникам, что позволило решать следующие задачи: развивать навыки дифференциации фонем, дифференциации слогов, дифференциации неречевых звуков; а также проявлять внимание к звукам окружающего мира и звукам речи; развивать навыки элементарного звукового анализа и навыки различения слов, близких по своему звуковому составу.

Для данных детей подбиралась дозировка заданий, чередование их видов, смена деятельности. Учебный материал соответствовал индивидуальным возможностям каждого воспитанника. С этой целью были составлены Индивидуальные образовательные маршруты, где кроме специальных занятий на развитие речеслухового восприятия были включены в занятия по всем разделам образовательной программы, в играх, в общении, при организации режимных моментов. Особенное внимание уделялось занятиям по музыкальному воспитанию, где осуществляется систематическая работа по развитию слухового восприятия музыки. На занятиях по различным разделам программы речевой материал был направлен на слухо-зрительное восприятие, а небольшая часть знакомых слов и фраз являлась материалом для слуховой тренировки, т. е. предъявляется только на слух.

Для развития слухоречевого восприятия использовали методики:

- Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями в исследовательской деятельности «Звуки вокруг нас» - шумы, звуки природы, музыкальные.

- Развитие слухового восприятия речью: развитие слухового восприятия словами; различение звуко-слоговой структуры слова; различение ритмической структуры слова; различение целостных

речевых структур; развитие слухового восприятия текстами.

- Работа над выразительностью речи.

- Применение инноваций для развития рече-слухового восприятия речи:

Здоровье сберегающие технологии (Динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная, динамическая, корригирующая). ТРИЗ-технологии (творческое решение исследовательских задач). Метод проектирования «Жизнь насекомых», «Животные Севера». Метод наглядного моделирования - Синквейн (позволяет ребёнку зрительно представить такие абстрактные понятия, как звук, слово, текст и научиться работать с ними). ИКТ-технологии использование тренажера «Полянка» с дидактическими играми, система обучения «Б^ТасЬ» для распознавания на слух поставленной задачи и её выполнение, для звукоподражания, мотивации к занятиям. Педагогическая арт-терапия (вокалотерапия, сказкотерапия, музы-котерапия). Фонетическая ритмика (формирование произносительной стороны устной речи у детей с

нарушенным слухом, в том числе и после операции кохлеарной имплантации) [6].

- Взаимодействие с родителями детей, имеющих нарушения слуха (домашние задания, альбом заданий, буклеты, рекомендации, консультации и др.).

По результатам контрольного этапа были сделаны выводы об эффективности проведенной кор-рекционно-формирующей работы (результаты представлены на рисунке 1): общий уровень развития речеслухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха значительно улучшился. Это позволило судить о том, что формирование рече-слухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха будет успешным при реализации следующих условий педагогической работы: подборе игр и упражнений, направленных на формирование восприятия на слух речевого материала и неречевых звучаний; формировании самоконтроля произношения; применении дифференцированного и индивидуального подхода, использовании инновационных методик. Полученные результаты могут быть использованы педагогами, работающими с дошкольниками с нарушением слуха по формированию у них речеслухового восприятия.

Рис. 1. Сравнительный уровень сформированности речеслухового восприятия у старших дошкольников с

нарушением слуха

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Денисова, О.А. Личностно-ориентированная технология формирования навыков самоконтроля над произносительной стороной устной речи детей с нарушениями слуха дошкольного возраста с кохлеарным имплантом в условиях инклюзивного образования [Текст] / О.А. Денисова, В.Л. Казанская // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2015. - № 1 (62). - С. 76-80.

2. Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников [Текст] / Н.И. Дьякова. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.

3. Коноваленко, В.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М. : Гном-Пресс, 2000. - 30 с.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020

4. Саблева, А.С. Логопедическая работа с глухими детьми после кохлеарной имплантации [Электронный ресурс] / А.С. Саблева // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 2. - С. 160-164. - Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/2017_2/33.pdf. - 10.05.2020.

5. Трубникова, Н.М. Структура и содержание речевой карты [Текст] / Н.М. Трубникова. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 1998. - 51 с.

6. Яхнина, Е.З. Современные подходы к проектированию рабочих программ музыкально--ритмических занятий с глухими обучающимися [Электронный ресурс] / Е.З. Яхнина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2019. - № 5. - С. 39-46. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41150715. - 10.05.2020.

REFERENCES

1. Denisova O.A., Kazanskaja V.L. Lichnostno-orientirovannaja tehnologija formirovanija navykov samokontrolja nad proiznositel'noj storonoj ustnoj rechi detej s narushenijami sluha doshkol'nogo vozrasta s kohlearnym implantom v uslovijah inkljuzivnogo obrazovanija [A personality-oriented technology for the formation of self-control skills over the pronunciation side of oral speech of children with preschool hearing disorders with a cochlear implant in an inclusive environment]. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik ChSU], 2015, no. 1 (62), pp. 76-80.

2. D'jakova N.I. Diagnostika i korrekcija fonematicheskogo vosprijatija u doshkol'nikov [Diagnosis and correction of phonemic perception in preschool children]. Moscow: TC Sfera, 2010. 64 p.

3. Konovalenko V.V., Konovalenko S.V. Jekspress-obsledovanie zvukoproiznoshenija u detej doshkol'nogo i mladshego shol'nogo vozrasta [Rapid examination of sound pronunciation in children of preschool and primary school age]. Moscow: Gnom-Press, 2000. 30 p.

4. Sableva A.S. Logopedicheskaja rabota s gluhimi det'mi posle kohlearnoj implantacii [Elektronnyi resurs] [Speech therapy work with deaf children after cochlear implantation]. Jaroslavskijpedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2017, no. 2, pp. 160-164. URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2017_2/33.pdf (Accessed 10.05.2020).

5. Trubnikova N.M. Struktura i soderzhanie rechevoj karty [The structure and content of the speech map]. Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 1998. 51 p.

6. Jahnina E.Z. Sovremennye podhody k proektirovaniju rabochih programm muzykal'no-ritmicheskih zanjatij s gluhimi obuchajushhimisja [Elektronnyi resurs] [Modern approaches to designing work programs for musical rhythmic classes with deaf students]. Vospitanie i obuchenie detej s narushenijami razvitija [Education and training for children with developmental disabilities], 2019, no. 5, pp. 39-46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41150715 (Accessed 10.05.2020).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

О.В. Каштанова, студент, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: kashtanowa.78@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-5934-0806.

Т.В. Сазанова, кандидат биологических наук, доцент, кафедра возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: t.v.sazanova@utmn.ru, ORCID: 0000-0002-2825-9749. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

O.V. Kashtanova, Student, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: kashtanowa.78@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-5934-0806.

T.V. Sazanova, Ph. D. in Biology, Associated Professor of the Department of Age Physiology, Special and Inclusive Education, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: t.v.sazanova@utmn.ru, ORCID: 0000-0002-2825-9749.

УДК 371

Алина Артемьевна Кляпышева г. Тюмень Оксана Александровна Овсянникова

г. Тюмень

Применение интегрированных уроков по изобразительному искусству у учащихся начальных классов в общеобразовательной школе

Представленная статья посвящена достаточно актуальной в современном образовании проблеме применения интегрированных уроков по изобразительному искусству у обучающихся начальных классов. Для развития целостной картины мира у младших школьников с точки зрения интеграции уроков, авторы уточнили понятие «интегрированный урок». Были выделены основные формы интегрированных уроков: предметно-образная; понятийная; деятельностная; концептуальная. Каждая форма описана относительно ее развивающих и интегрирующих возможностей. В статье представлены примеры интеграции уроков по изобразительному искусству с такими смежными учебными дисциплинами как технология, музыка и литературное чтение. Описаны методы, использованные в рамках интегрированных уроков: беседы, опроса, контраста и тождества, творческих заданий. Приведены примеры реализации данных методов в рамках интегрированных уроков по изобразительному искусству в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: интеграция, урок, интегрированный урок, пространственное мышление, предметно-образная форма, понятийная форма, деятельностная форма, концептуальная форма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.