Научная статья на тему 'Учебная мотивация как психолингвистический аспект профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в неязыковых вузах'

Учебная мотивация как психолингвистический аспект профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в неязыковых вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / РЕАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MOTIVATION / FOREIGN LANGUAGE TEACHING / PROFESSIONAL ORIENTATION / IMPLEMENTATION / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панферова И.В.

В данной статье рассматривается мотивация как один из ключевых психолингвистических факторов эффективного изучения иностранных языков, в частности английского, в академических условиях неязыковых вузов. На основе проведенного исследования выявлена необходимость стимулирования мотивационной сферы и потребности самореализации в процессе приобретения языкового опыта в соответствии с выбранной профессиональной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING MOTIVATION AS A PSYCHOLINGUISTIC ASPECT OF PROFESSIONALLY-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT NON-LANGUAGE UNIVERSITIES

This article examines motivation as one of the psycholinguistic factors of effective foreign language learning in the academic environment of non-language universities. On the basis of the study the author identifies the need to stimulate motivational sphere and the necessity of self-realization in the process of acquiring the language experience in accordance with the chosen profession.

Текст научной работы на тему «Учебная мотивация как психолингвистический аспект профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в неязыковых вузах»

УДК 802.0-(07)

И.В. Панферова

старший научный сотрудник, кафедра «Теория и методика преподавания

английского языка», Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами, Узбекистан

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ

Аннотация. В данной статье рассматривается мотивация как один из ключевых психолингвистических факторов эффективного изучения иностранных языков, в частности английского, в академических условиях неязыковых вузов. На основе проведенного исследования выявлена необходимость стимулирования мотивацион-ной сферы и потребности самореализации в процессе приобретения языкового опыта в соответствии с выбранной профессиональной деятельностью.

Ключевые слова: мотивация, обучение иностранному языку, профессиональная ориентация, реализация, профессиональная деятельность.

I.V. Panferova, Tashkent State Pedagogical University named after Nizami, Uzbekistan

LEARNING MOTIVATION AS A PSYCHOLINGUISTIC ASPECT OF PROFESSIONALLY-ORIENTED

FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT NON-LANGUAGE UNIVERSITIES

Abstract. This article examines motivation as one of the psycholinguistic factors of effective foreign language learning in the academic environment of non-language universities. On the basis of the study the author identifies the need to stimulate motivational sphere and the necessity of self-realization in the process of acquiring the language experience in accordance with the chosen profession.

Keywords: motivation, foreign language teaching, professional orientation, implementation, professional activity.

Согласно новым образовательным стандартам, развитие языковых навыков и умений у обучающихся на сегодняшний день связано, прежде всего, с практической реализацией их возможностей в будущей профессиональной деятельности. В связи с этим организация учебного процесса при обучении английскому языку в неязыковых вузах должна быть ориентирована на выполнение обучающимися практических заданий в соответствии с выбранной профессиональной направленностью. Следовательно, придерживаясь позиции А.А. Вербицкого, мы считаем, что необходимо организовать такое обучение, которое способствует переходу и трансформации одного вида деятельности (познавательной) в другой (профессиональный) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей действий (поступков), средств, предмета и результата, иными словами, обучение должно иметь выраженную профессиональную ориентацию [1]. И на этапе реализации данной цели одним из ключевых моментов при изучении иностранного языка является повышение учебной мотивации студентов.

Как показывают современные исследования по проблеме повышения мотивации студентов в процессе изучения иностранного языка, многие ученые рассматривают учебную мотивацию как организованный процесс непрерывного психолого-педагогического воздействия, направленного на формирование у студентов высшей школы осознанной потребности и необходимости профессионально-ориентированной направленности при изучении иностранного языка в неязыковом вузе [2; 4; 5].

Вслед за Гарднером, мы рассматриваем мотивацию как «сочетание прилагаемых усилий + желание достичь поставленных профессиональных целей при изучении иностранного языка + позитивные установки и отношение к языку и его изучению» [10, c. 10]. То есть, мотивация изучать иностранные языки выражается в степени стремления индивидуума выучить язык или в его готовности работать над собой из желания достичь высоких результатов и удовлетворения от самореализации в процессе приобретения языкового опыта в профессиональной деятельности. Так, со-

гласно З. Дорней, «личное восприятие студентом процесса изучения языка напрямую связано с уровнем его мотивации, которая, как показывают исследования, является предиктором тех достижений, которые студент может достигнуть в академических условиях высшей школы» [8, с. 14]. При этом термин «предиктор достижений» представлен в работе З. Дорней как система уровней предполагаемых целей и ожидаемых результатов, определяемых на каждом этапе обучения иностранному языку в соответствии с выбранной специализацией [8].

Как известно, в своем исследовании Роберт Гарднер и Уоллас Ламберт определили психологические переменные, аффективные установки и мотивацию как основные психолингвистические аспекты, которые необходимо учитывать при изучении иностранного языка [11]. Впоследствии многие ученые под влиянием их новаторской работы исследовали мотивацион-ный компонент в теории обучения иностранному языку, подтверждая, что изучение иностранного языка зависит не только от природных способностей индивидуума к языкам, но также от уровня его мотивации [6; 12; 15; 20]. С тех пор количество исследований на эту тему продолжает неуклонно расширяться.

Так, Джонсон в своем труде утверждает, что «мотивированный индивидуум будет прилагать больше усилий для того, чтобы достичь определенных целей. И если конечный результат будет восприниматься им как компенсация за потраченные усилия и прохождение через временные трудности в процессе изучения языка, то тогда он будет продолжать изучать этот язык с большим интересом» [13, с. 9]. Другими словами, можно сказать, что когда студент мотивирован, он придает больше значения выполнению всех заданий по овладению языковыми и речевыми навыками в процессе изучения английского языка и готов затрачивать больше времени и усилий на их выполнение, что приводит к более успешному и эффективному результату. И хотя, согласно Брауну, «мотивация - несомненно, наиболее часто используемый всеобъемлющий термин для объяснения успеха или неудачи практически любой сложной задачи, включая изучение иностранных языков» [7, с. 168], по мнению Келлера, способность и мотивация являются основными источниками успеха в изучении иностранного языка [14]. Следовательно, как констатирует Окада, учащихся необходимо всячески поощрять прилагать больше усилий при изучении иностранного языка [16]. Эллис также отмечает, что «мотивация влияет на упорство, с которым отдельные учащиеся изучают иностранные языки, на выбор видов и форм изучения, которые они используют ... и их фактические достижения» [9, с. 36]. В свою очередь Се-вилле-Тройке обнаружил, что существует «определенное соотношение между заявленным уровнем мотивации и уровнем овладения иностранным языком, и что данная взаимосвязь действительно значительна» [18, с. 86].

Таким образом, можно сказать, что чем более учащиеся заинтересовываются изучаемым языком, тем больше ими затрачивается времени и прилагается усилий и тем глубже они погружаются и вовлекаются в процесс изучения языка, стараясь достичь большего успеха в овладении как вБ (общего английского) так и БЭР (английского для специальных целей).

Так, Окада и Шмидт утверждают, что поскольку мотивация - это важный фактор в изучении языка, выражающийся как в степени активности учащегося, так и выступающий в качестве средства измерения его индивидуальной вовлеченности, то, согласно Шмидту, у немотивированных студентов наблюдается явный недостаток увлеченности и, следовательно, их потенциальные навыки овладения изучаемым языком не могут развиваться успешно [16; 19]. Другими словами, они не ставят перед собой целевой задачи - приложить максимум усилий овладеть изучаемым языком на уровне, необходимом для их будущей профессиональной деятельности. И при отсутствии должной мотивации студенты не добиваются таких высоких и эффективных результатов в изучении языка, как мотивированные и заинтересованные студенты [17]. Таким образом, важно понимать, что учебная мотивация является одним из важных психолингвистических факторов эффективной реализации программы обучения английскому языку, ко-

торая влияет на готовность студентов продолжать изучение языка, выходя за рамки программы в условиях автономности, и совершенствовать в дальнейшем уровень языковых знаний в соответствии с профессиональной деятельностью.

В заключение следует отметить, что профессионально ориентированное обучение иностранному языку в высшей школе должно быть направлено как на личностное, интеллектуальное и нравственное развитие качеств личности, так и на формирование у студентов необходимых мотивационных установок, способствующих развитию языковых и речевых навыков посредством сочетания различных инновационных подходов, методов и способов обучения, с использованием информационных и профессионально-ориентированных технологий, позволяющих создавать в аудиторной обстановке ситуативные и практические включения студентов в различные виды деятельности (общение, решение проблемных ситуаций, дискуссии, дебаты, диспуты и выполнение проектов на изучаемом языке) для максимально мотивированного вовлечения обучающихся в самостоятельную и целенаправленную деятельность в различных областях профессиональных знаний. Поскольку, согласно А.К. Марковой, на каждом этапе профессионального обучения важно не только предусмотреть формирование определенных знаний и умений, но и последовательно развивать личностные качества и способности обучаемого, его потребности в самореализации [3].

Следовательно, в процессе обучения иностранным языкам, развивая профессиональные качества будущего специалиста, при формировании профессиональной иноязычной компетенции, прежде всего, необходимо стимулировать мотивационную сферу (цели, мотивы, эмоции, установки, с учетом ценностных ориентаций выбранной профессии), а затем, принимая во внимание все вышеупомянутые аспекты, развивать операциональную сферу (профессиональные языковые способности, профессиональные знания, профессиональное мышление, профессиональные действия и технологии).

Список литературы:

1. Вербицкий А.А. Ситуационно-контекстный подход к формированию инвариантов профессиональной компетентности студента / А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова // Проблемы реализации стандартов нового поколения: материалы IV Международной конференции. Братск: Изд-во БрГУ, 2011. С. 25-27.

2. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика: учебно-методическое пособие для преподавателей. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2009. 277 с.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.

4. Мухтарова Н.Р. Понятие профессионально-ориентированного обучения иностранному языку на неязыковых факультетах вузов // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Филологические науки. 2009. № 2. С. 95-102.

5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2. С. 3-10.

6. Bacon S.M. & Finnemann M.D. A study of the attitudes, motives, and strategies of university foreign language students and their disposition to authentic oral and written input // Modern Language Journal 74/4, 1990. P. 459-473.

7. Brown H. Principles of language learning and teaching (5th ed.) // Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall, 2007.

8. Dornyei Z. Understanding L2 motivation: On with the challenge // The Modern Language Journal, 78, 1994.

9. Ellis R. The study of second language acquisition. Oxford: Oxford University Press, 1994.

10. Gardner R.C. Social psychology of second language learning: The role of attitudes and motivation. Baltimore, MD: Edward Arnold, 1985.

11. Gardner R.C., & Lambert W. E. Attitudes and motivation in second language learning. Rowley, MA: Newbury House, 1972.

12. Gardner R.C., & Tremblay P.F. Specificity of Affective Variables and the Trait // State Conceptualization of Motivation in Second Language Acquisition, 1993.

13. Johnson D.W. Educational psychology. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1979.

14. Keller J.M. Motivational design of instruction // In C.M. Reigeluth (Ed.), Instructional design theories and models. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1983. P. 386-433.

15. Mantle-Bromley C. Positive attitudes and realistic beliefs: Links to proficiency // The Modern Language Journal, 79, 1995. Р. 371-386.

16. Okada M., Oxford R., & Abo S. Not all alike: Motivation and learning strategies among students of Japanese and Spanish in an exploratory study // In Rebecca Oxford (Ed.), Language Learning Motivation: Pathways to the 4ew Century. Technical Report #11. 1996. P. 105-119.

17. Panferova I. Psycholinguistic characteristics of foreign language acquisition // Applied Sciences and technologies in the United States and Europe, proceedings of the 4th International scientific conference. Cibunet Publishing. New York, USA, 2015. P. 10-13.

18. Saville-Troike M. Introducing second language acquisition. Cambridge: Cambridge University Press, 2006.

19. Schmidt R., Boraie D., & Kassabgy O. Foreign language motivation: Internal structure and external connections // In Rebecca Oxford (Ed.), Language Learning Motivation: Pathways to the 4ew Century. Technical Report #11. Honolulu: University of Hawaii, Second Language Teaching & Curriculum Center, 1996. P. 105-119.

20. Shaaban K.A., & Ghaith G. Student motivation to learn English as a foreign language. Foreign Language Annals, 33 (6), 2000. Р. 632-644.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.