УДК 811.11:8123 Б01: 10.18720/НиМ/К8К 2227-8591.21.5
В.М. Перова
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ
ПЕРОВА Вера Михайловна - старший преподаватель кафедры «Лингво-дидактика и перевод», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.
ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, 195251, Россия; e-mail: [email protected]
PEROVA Vera M. - Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. Politekhnicheskaya ul., 29, St. Petersburg, 195251, Russia; e-mail: [email protected]
В статье обсуждается фундаментальная проблема развития мотивации у студентов экономических специальностей, изучающих базовый и деловой английский как иностранный язык. Очевидная актуальность и важность этой проблемы, с которой постоянно сталкиваются преподаватели иностранных языков в средних и высших учебных заведениях, подтверждаются результатами опроса, проведенного среди студентов разных уровней владения языком с первого по третий курс Санкт-Петербургского политехнического университета. Целью опроса в форме анонимного анкетирования было выявить, проанализировать и обобщить основные факторы, влияющие как на внешнюю, так и на внутреннюю мотивацию, а также причины низкой мотивации. Особое внимание уделяется использованию активных методов обучения, таких как ролевая игра, дебаты, дающие возможность развивать и совершенствовать навыки делового общения и профессионально-ориентированные умения. Значительное место в статье отводится огромной роли преподавателя в повышении и укреплении мотивации, которая является залогом эффективного образовательного процесса. В статье приводятся различные точки зрения на проблему мотивации как отечественных, так и зарубежных педагогов и психологов. Практическая значимость статьи состоит в том, что автор, опираясь на собственный многолетний опыт преподавания английского языка в высших учебных заведениях, дает практические рекомендации в решении проблемы мотивации, которые могут представлять интерес для преподавателей школ и университетов.
ФАКТОРЫ МОТИВАЦИИ; НИЗКАЯ И ВЫСОКАЯ МОТИВАЦИЯ; ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ; АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ; ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ; РАЗВИТИЕ И ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ; ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Ссылка при цитировании: Перова В.М. Развитие мотивации у студентов, изучающих иностранные языки в неязыковых вузах // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. Т. 6. № 21. С. 49-56. Б01: 10.18720/НиМЛ88М 2227-8591.21.5
Проблема формирования и развития мотивации является одной из фундаментальных в психологии и педагогике. Она рассматривается в работах многих извест-
ных отечественных (Н.И. Гез, И. А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А. А. Алхазишвили, Е.И. Пассов и др.) и зарубежных ученых (Gardner R.C., Harmer J., Heckhausen H.)
Однако среди них нет единой точки зрения на понимание сущности мотивации. Так Heckhhausen H. различает два вида мотивации: внутреннюю (intrinsic), связанную с внутренними потребностями и интересами человека, и внешнюю (extrinsic) мотивацию, обусловленную внешними обстоятельствами [1; 234-248]. Herzberg Б.и Harmer J. считают, что мотивация исходит от самого человека и не может навязываться извне [2], [3]. Это мнение частично разделяет Е.П. Ильин, утверждая, что мотивация всегда внутренне обусловлена, но в то же время она может зависеть и от внешних факторов, «побуждаться внешними стимулами», а поэтому трудно выделить в чистом виде внешнюю и внутреннюю мотивацию[4; 23]. На его взгляд правильнее было бы говорить о внешних и внутренних стимулах, вызывающих мотивационный процесс, в ходе которого внешние факторы трансформируются во внутренние. И.А. Зимняя рассматривает мотивацию как «обязательный компонент структуры учебной деятельности. Она может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности, но всегда остается внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности»^; 183].
Перед преподавателями иностранных языков в неязыковых вузах всегда стояла сложная задача вызвать интерес у студентов к своему предмету, так как у большинства студентов непрофилирующие дисциплины, как правило, не являются приоритетными. Однако ситуация постепенно меняется. В эпоху развития международных связей и межкультурной коммуникации у молодых людей появляется больше возможностей путешествовать и даже учиться за границей. Помимо этого, желание найти перспективную работу, где очень часто требуется знание иностранных языков, также заставляет студентов глубже интересоваться этим предметом. Все эти факторы
оказывают существенное влияние на мотивацию студентов изучать иностранные языки не только на бытовом, но и профессионально-ориентированном уровне.
Какова же роль преподавателя в современных условиях? На первый взгляд задача привлечь внимание к своему предмету упрощается за счет внешней мотивации, которая обусловлена внешними факторами, например, возможностью общаться с иностранными друзьями или желанием прочитать книгу, или посмотреть фильм в оригинале. С другой стороны, задача усложняется. Современный студент приходит уже более подготовленным (если брать в качестве примера группы уровней Intermediate и Upper Intermediate) с хорошими разговорными навыками, широким запасом лексики и знанием сложных грамматических структур. Принимая во внимание этот факт, преподаватель должен сосредоточиться не только на поддержании, но и на повышении уже имеющейся мотивации студентов, что является залогом эффективного образовательного процесса.
Был проведен опрос в форме анонимного анкетирования (анкета составлена автором) среди студентов 1-3 курсов экономических специальностей, изучающих базовый и профессионально-ориентированный английский язык в группах с разным уровнем подготовки от Elementary до Upper Intermediate. По результатам опроса 247 студентов, 90 % основным мотивирующим фактором вне зависимости от курса и уровня владения языком считают возможность общения на английском языке с иностранными друзьями и за границей; 86 % студентов хотят улучшить свои знания; 77 % полагают, что английский язык пригодится им в будущей работе; 72 % опрошенных нравится английский язык, что обусловлено внутренней мотивацией, которая преобладает в группах уровня Intermediate и Upper Intermediate; 53 % студен-
тов язык нужен для продолжения обучения в магистратуре или аспирантуре (характерно для сильных групп 2 и 3 курсов); для 42 % студентов (главным образом 1 курс и группы уровня Elementary и Low Intermediate) основными мотивирующими факторами являются получение зачета и сдача экзамена.
Таким образом, опрос показал доминирование факторов внешней мотивации, а именно, возможность использования своих знаний и коммуникативных навыков для общения как в широком смысле, так и в будущей профессиональной деятельности. Результаты опроса также подтверждают теорию И. А. Зимней, которая выделяет два типа мотивов, характеризующих учебную деятельность: мотив достижения и познавательный мотив. Последний лежит в основе учебно-познавательной деятельности [5; 183] и отражается в стремлении студентов улучшить свои знания, продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре. Мотив достижения проявляется в реализации профессиональных амбиций и, как результат, в повышении социального статуса, который является важным мотивом поведения большинства людей.
Кроме того, согласно опросу, мотивация менялась с течением времени у 61% студентов. Так, в средней школе учащиеся относились к иностранному языку как к одному из обязательных предметов, и мотивацией было получение положительной оценки. Однако в университете мотивация существенно усиливается. Большинство студентов начинают осознавать необходимость и важность изучения этого предмета, так как он открывает новые возможности для самосовершенствования и дальнейшей успешной карьеры. Поэтому 90% студентов хотели бы продолжить изучать английский язык после 3 курса, а некоторые, с высокой внутренней мотивацией, готовы изучать его всю жизнь. В то же время 2,6%
студентов (причем не самых слабых) не хотели бы изучать английский язык. Низкая мотивация или ее отсутствие объясняется разными причинами:
1. английский язык не понадобится в будущей работе;
2. большая загруженность другими предметами;
3. достаточно имеющихся знаний;
4. предпочтение отдают другому иностранному языку.
Следует подчеркнуть роль преподавателя в развитии мотивации у студентов. Именно преподаватель должен выяснить причины низкой мотивации и постараться создать условия для ее появления, а для мотивированной части студентов поддерживать и развивать ее. По мнению Lile W.T. недостаток мотивации или ее отсутствие - самое большое препятствие для преподавателя, так как она является ключом к познанию. Он считает, что любая мотивация лучше, чем ее отсутствие [6]. Peters R. также подчеркивает важную роль мотивации для достижения успехов в учебной деятельности. Часто не очень способные, но высоко мотивированные студенты добиваются лучших результатов, чем более способные, но немотивированные студенты [7].
Какого же студента можно считать мотивированным? Согласно Gardner R.C., мотивация включает в себя три компонента: усилие (effort) + желание (desire) + положительный настрой на достижение цели (favourable attitudes). Следовательно, не каждый студент, прилагающий усилия, является мотивированным [8].
Что же способствует появлению и укреплению мотивации? А.К. Маркова отмечает основные факторы, влияющие на формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности:
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности;
- коллективные формы учебной деятельности;
- оценка учебной деятельности;
- стиль педагогической деятельности преподавателя [9].
Эти идеи находят отклик в работах зарубежных авторов. По мнению Harris R. [10] и Harmer J. [3] студенты должны видеть и понимать цели и задачи, поставленные перед ними. Многие студенты плохо выполняют задания, так как не понимают, что им следует делать и почему они должны это делать. Следовательно, отсутствие цели и непонимание могут свести на нет старания и усилия преподавателя. Кроме того, преподаватель должен организовать учебную работу, обеспечив студентов интересным материалом с учетом уровня подготовки, профессиональных особенностей студентов и ориентации на их будущую специальность. Важным условием, несомненно, является создание в аудитории особого психологического микроклимата с низким уровнем напряженности (mild level of anxiety) [11], доверительных отношений между преподавателем и студентами, обеспечение эмоциональности обучения и благоприятной учебной атмосферы, располагающей к общению и влияющей на уровень активности учебной деятельности студентов [12]. Поэтому личность преподавателя является одним из важнейших факторов, влияющих на мотивацию. Преподаватель должен быть заботливым (caring), понимающим (understanding), дружелюбным (approachable)[10] и готовым оказать поддержку (supportive), уважающим ценности и мнения своих сту-дентов[13]. Такому преподавателю всегда удается вовлечь в учебный процесс даже самых немотивированных студентов.
Не следует забывать и о том, что поощрение и похвала являются сильным мотивирующим фактором в особенности для слабых студентов. Общеизвестно, что заин-
тересованность, любознательность, стремление к знаниям стимулируют любой процесс обучения. По мнению психологов Coon D. и Mitterer J.O. [14] внутренняя мотивация усиливается, когда появляется желание узнать что-то новое вне зависимости от внешних мотивирующих факторов. Учащиеся просто получают удовлетворение от учебной деятельности и проявляют большую креативность, когда они внутренне мотивированы. Эту точку зрения разделяет Lile W.T., говоря о том, что «внутренне мотивированный студент учится, потому что он хочет учиться» [6]. C другой стороны, он не отрицает положительной роли внешней мотивации, особенно когда внутренняя мотивация низкая или вообще отсутствует. Он считает, что внутренне мотивированные студенты также нуждаются во внешней мотивации. Если студентов не поощрять за их усилия, внутренняя мотивация у многих начнет снижаться. Роль внешней мотивации как стимула (например, получение сертификата, освобождение от экзамена и т. д.) очевидна. Однако Malone T.W. и Lepper M.R. [15] считают, что на само качество выполняемой работы оказывают большее влияние внутренние факторы:
- вызов (challenge): стремление достичь поставленной цели и, тем самым, повысить свою самооценку;
- любознательность (curiosity): стремление узнать что-то новое;
- сотрудничество и конкуренция (cooperation and competition) внутри коллектива;
- признание (recognition): успех каждого признается коллективом.
Именно преподаватель должен поддерживать такие стремления студентов через систему поощрений: высокая оценка усилий учащихся даже в том случае, если их результаты еще не достигли фактической цели обучения, тактичность, доброжелательность, одобрение преподавателя помо-
гают учащимся почувствовать уверенность в своих силах и достигнуть поставленных целей [16; 25-26].
В этой связи возникает вопрос об отношении к ошибкам. На начальном этапе обучения, когда формируются навыки употребления в речи языкового материала, исправление ошибок должно быть постоянным, но в форме подсказок. Однако при проведении дискуссий, презентаций, ролевых игр, то есть в период практики общения, когда студенты достигают достаточно высокого уровня, исправление ошибок практически исключается. Оно возможно, если допущенная ошибка затрудняет понимание или искажает смысл высказывания, то есть нарушает акт общения. «Ничто так не снижает энтузиазм и рвение, как постоянное исправление ошибок»[17], что может выработать у учащихся устойчивый языковой барьер из-за боязни допустить ошибку, и преподавателю будет гораздо сложнее добиться от учащихся свободы в общении. Поэтому следует постоянно оценивать результаты студентов и хвалить их даже за скромные успехи, так как поощрение является необходимым элементом в процессе обучения.
Внутренняя мотивация, как уже отмечалось, в большой степени зависит от преподавателя: его личности, профессиональной компетентности и способности вызвать и/или поддержать интерес к своему предмету. При этом преподавателю следует ориентироваться на уровень и потребности студентов. Прежде всего, необходимо соблюдать принцип однородности в языковом плане при формировании учебных групп. Если студент оказывается в группе, не соответствующей его уровню, это также может отрицательно повлиять на его мотивацию. Слабый студент в сильной группе будет постоянно находиться в состоянии напряжения, а сильный студент в слабой группе может потерять интерес к предме-
ту, не видя прогресса в своих знаниях или даже чувствуя снижение своего уровня. Вот почему важно проводить тестирование именно в форме беседы, что является наиболее объективным критерием в оценке уровня владения языком в отличие от письменных тестов.
Знакомясь с группой в начале семестра, желательно провести анализ этих потребностей, так называемый "needs analysis" и в рамках учебной программы составить план с их учетом. Иначе говоря, в основе должен лежать принцип гибкого подхода. Например, если студенты хотят больше внимания уделять грамматике, аудированию, разговору и т. д., преподавателю следует учитывать их пожелания.
Опрос также показал, что использование активных методов обучения (АМО) способствует повышению уровня мотивации. Учитывая коммуникативный подход в обучении иностранным языкам, использование АМО трудно переоценить. К активным методам обучения, которые предполагают коллективные формы учебной деятельности, относятся презентации, дебаты, учебные "мозговые штурмы", деловые игры в форме интервью, переговоров, собраний, телефонных разговоров и т. д. В основе всех этих видов деятельности лежит принцип коммуникативной направленности: студенты имеют возможность использовать полученные в основном курсе профессиональные компетенции в ситуациях делового общения, приближенных к реальным.
Приобретенные знания по иностранному языку на занятиях в аудитории должны иметь практический выход за пределами университета. В противном случае, согласно опросу, мотивация у некоторых даже сильных студентов может снизиться, если у них не будет возможности использовать свои знания в реальной жизненной ситуации, а значит, учебный
процесс окажется недостаточно эффективным. Работа в аудитории с применением активных методов обучения, нацеленная на такой практический выход, должна стать некой ступенью в реальную профессиональную жизнь, где студенты смогут продуктивно использовать свои знания и умения на практике в различных профессиональных областях.
Ролевая игра в процессе подготовки будущих специалистов является своеобразной формой имитационного моделирования, то есть моделью взаимодействия партнеров по общению в обстановке имитации условий будущей профессиональной деятельности, в ходе реализации которой участники игры развивают или совершенствуют профессионально-ориентированные умения [18]. Ролевая игра -чрезвычайно эффективный вид речевой и мыслительной деятельности, нацеленной на решение какой-либо проблемы или задачи, с которой будущему специалисту придется столкнуться в реальной жизни. Следовательно, предлагаемые для обсуждения проблемы и ситуации должны быть профессионально ориентированы, а значит, они должны быть «способом мотивации речевой деятельности»[19]. Для этого необходимо создать мотив для общения, то есть «сочетание таких обстоятельств, которые полностью предопределяют развитие речевой деятельности, то есть побуждают ее, определяют ее содержание и языковую оформленность» [20]. Например, студенты по специальности
"человеческие ресурсы" проводят собеседование при приеме на работу (job interview). Будущие специалисты по маркетингу могут обсудить в рамках собрания различные способы рекламы и продвижения продукта или сделать презентацию какого-либо товара или услуги и т. д. В основе любой формы деловой игры лежит метод дискуссии, обсуждения, который дает воз-
можность студентам проявить свои коммуникативные навыки при ведении беседы, умение выражать и аргументировать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с чужим мнением, убеждать своего собеседника, сомневаться, уточнять что-либо, используя соответствующие речевые и языковые средства выражения. Именно в деловой игре развиваются и совершенствуются навыки делового общения, в котором студенты могут проявить высокий уровень коммуникативного взаимодействия в форме диалога или полилога (когда, например, ролевая игра проводится в форме собрания). Участие в ролевой игре дает студентам «ощущение полезности того, что они делают, что является мощным фактором, влияющим на усиление мотивации в обучении языку, что ведет к активному вовлечению студентов в процесс обучения»[21].
Дебаты - еще один вид деятельности, который привлекает студентов, так как дает возможность задуматься над волнующими их проблемами и стимулирует их к высказыванию своей точки зрения, и, следовательно, является мощным мотивирующим фактором. Участие студентов в дискуссионных клубах, студенческих университетских конференциях, посещение лекций зарубежных специалистов на иностранных языках, участие в международных проектах и семинарах, а также поездки на стажировку за границу открывают студентам огромные возможности реализовать свой потенциал и совершенствовать свои языковые навыки.
Очевиден и тот факт, что сильным мотивирующим фактором в наше время являются различные проекты в области межкультурной коммуникации, которые основаны на новых информационных технологиях. Интегрирование передовых технологий в сфере образования приводит к необходимости искать новые формы
учебного процесса, отличные от традиционных (например, участие в видеоконференциях, семинарах, посещение лекций, читаемых носителями языка), а также новые формы сотрудничества между преподавателями и студентами как в стенах университета, так и с их зарубежными коллегами. Роль преподавателя меняется: он перестает быть единственным источником знаний для студентов и становится скорее помощником в получении информации и партнером в общении, обеспечивая лингвистическую и психологическую поддержку студентам [22].
Таким образом, проблема развития и повышения мотивации у студентов, изучающих иностранные языки в непрофильных вузах, остается актуальной. Обучение иностранному языку, безусловно, должно быть профессионально ориентировано, то
есть непосредственно связано с будущей профессиональной деятельностью студентов, поэтому привлечение студентов к активному участию в различных проектах как национальных, так и международных является неотъемлемой частью образовательного процесса. Об этом говорят и результаты опроса, которые подтверждают, что возможность живого общения на иностранном языке является существенным фактором мотивации.
И, наконец, роль преподавателя в формировании и развитии внутренней мотивации является решающей. От того, как преподаватель строит отношения со студентами, как организует учебный процесс, какие методы обучения он применяет, насколько он профессионален и интересен как личность, зависит степень мотивации у студентов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Heckhausen H. Мотивация и деятельность. Т.2. М.: Педагогика, 1986.
2. Herzberg F. Two-Factor Theory of Motivation (from Business Advantage Teacher's Book Intermediate Birkin J., Cambridge University Press, 2012. -p. 22).
3. Harmer J. How to teach English. An introduction to the practice of English language teaching. Longman. 2001. - p.8.
4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Сер. Мастера психологии. СПб.: Питер. 2000. - 508 c. ISBN: 5-272-0028-5
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология / Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб.:М.: Логос 2000. - 384 с. ISBN 5-88439-097-1
6. Lile W.T. Motivation in the ESL Classroom. The Internet TESL Journal, Vol. VIII, No. 1, January 2002.
7. Peters R. Overcoming Underachieving. Broadway Books. 2000. - 209 p.
8. Gardner R.C. Social psychology and second language learning. Edward Arnold (Publishers) Ltd, London. 1985. - pp. 10-11.
9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение. 1983. - 96 с.
10. Harris R. Some ideas for motivating students, 2012. URL:http://www.virtualsalt.com/ mo-tivate.htm
11. Krashen S.D. Principles and practice in second language acquisition. Pergamon Press Inc. 1982. - pp. 30-32.
12. Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов / Р.А. Низамов; Ред. Н.К. Гончаров. - Казань : Изд-во Казанского университета, 1975. - 304 с.
13. Lumsden L. S. (1994). Student Motivation to Learn. ERIC Digest, No. 92, 3 p.
14. Coon D., Mitterer J.O. Introduction to psychology: Gateways to mind and behavior. Motivation and emotion. Belmont, CA: Wadsworth 2010. - p. 319.
15. Malone T.W., Lepper M.R. Making learning fun: A taxonomy of intrinsic motivations for learning, 1987. -pp. 223-253.
16. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Высшая школа, 1982.
17. Риверс У. Пусть они говорят то, что им хочется сказать! / У. Риверс // Методика преподавания иностранных языков за рубежом: Сб. ст. / Сост. Е.В. Синявская и др. М.: 1976. - Вып. 2. -с. 226-241. Гез Н.И. Предисловие к книге Role play in language learning М.: Высшая школа, 1988. -с.8-9.
18. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. М.: Русский язык 1977. - 216 с.
19. Алхазишвили А.А. Психологические основы обучения устной иностранной речи. -Тбилиси. : Ганатлеба, 1974. - 159 с.
20. Livingstone C. Role play in language learning. М.: Высшая школа, 1988. -с.45
21. Тузлукова В., Розина И., Woods C. Off-line resources for EFL communicative competence improvement ESP/BESIG RUSSIA Newsletter №14, 2001. -p. 27-28.
Perova V.M. Building motivation among students learning foreign language. The article focuses on the fundamental problem of motivation among students of economics learning general and business English as a foreign language. The results of the anonymous survey conducted among the first, second and third-year students ranging from elementary to upper-intermediate level are analyzed and summarized. The article is aimed at considering the key motivating factors (both intrinsic and extrinsic) as well as demotivating ones with particular emphasis on a teacher's role in boosting students' motivation and keeping it high. The article is also concerned with the use of effective teaching methods such as role play in language learning, which must be professionally-oriented and could contribute to enhancing motivation. Different points of view of Russian and foreign teachers and psychologists on the problem of motivation are presented. The practical value of the article is that it gives professional advice on the solution to the problem facing foreign language teachers. Therefore, it may be of interest for school and university teachers.
MOTIVATING FACTORS; LOW AND HIGH MOTIVATION; INTRINSIC AND EXTRINSIC MOTIVATION; PROFESSIONALLY-ORIENTED EDUCATION; EFFECTIVE TEACHING METHODS; BUILDING AND BOOSTING MOTIVATION; PROFESSIONAL COMPETENCES.
Citation: Perova V.M. Building motivation among students learning foreign language. Teaching Methodology in Higher Education. 2017. Vol. 6. No 21. P. 49-56. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 22278591.21.5
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2017