Научная статья на тему 'Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" в Пензенской области: становление, проблемы преподавания'

Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" в Пензенской области: становление, проблемы преподавания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
910
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева О. Н., Филатова О. М., Васина О. Н.

Курс Безопасность жизнедеятельности официально введен в школах России с 1991. В статье дана панорама становления предмета в Пензенской области, охарактеризованы отличительные особенности преподавания курса, указаны общие для регионов России проблемы обучения курса БЖ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" в Пензенской области: становление, проблемы преподавания»

УДК 378.14

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ" В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: СТАНОВЛЕНИЕ, ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

О. н. ПОНОМАРЕВА, О. М. ФИЛАТОВА, О. Н. ВАСИНА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности

Курс "Безопасность жизнедеятельности" официально введен в школах России с 1991. В статье дана панорама становления предмета в Пензенской области, охарактеризованы отличительные особенности преподавания курса, указаны общие для регионов России проблемы обучения курса БЖ.

Современный этап развития общества харак- ленная программа курса БЖ для 1-11 классов, но боль-теризуется кризисными тенденциями с опасностями глобального масштаба. В соответствии с потребностями общества в подготовке человека к безопасной жизнедеятельности стоит вопрос о воспитании культуры безопасности, которая включает в себя .предметные результаты деятельности людей, а т. ж. реализуемые в деятельности человека знания, умения и навыки, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, мировоззрения, способы и формы общения, представляет собой способ обеспечения, организации и совершенствования жизнедеятельности людей, воспроизводимый сменяющимися поколениями. Такая форма существования культуры безопасности воплощается в деятельности

После появления курса ОБЖ в школах и дисциплины БЖ в педагогических ВУЗах прошло более 15 лет. В силу изменившейся обстановки в стране и за рубежом пришло понимание, что социальные проблемы безопасности в России масштабнее и сложнее, чем техногенные и природные. От опасных социальных ситуаций ежегодно погибает почти в сто раз больше российских граждан, чем от природных и техногенных. Выросло значение знаний о способах противодействия экстремизму и терроризму, о приемах первой медицинской помощи, о борьбе с преступностью, наркоманией и другими социальными угрозами. В 70-80-е г.г. XX вв. в школах России в базовое содержание образования был включен предмет "начальная военная подготовка" (НВП) для старшего звена средней школы (совместно для юношей и девушек). В конце 80-х-начале 90-х г.г. несколько лет в программу был включен такой предмет, как допризывная подготовка. Этот предмет был ориентирован на специальную подготовку юношей перед службой в армии, определенную роль сыграло и то обстоятельство, что предмет был введен по "просьбе" Военных комиссариатов.

В согласии с федеральным приказом Министерства образования РСФСР "О введении в государственных общеобразовательных заведениях РСФСР нового курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (подписан 27 мая 1991 г.) уже в сентябре 1991/92 учебного года в г.Пензе и Пензенской области началось преподавание данного предмета - ОБЖ.

В 1992 г. была выпущено программа ОБЖ для 2(3), 3(4), 6,7,10 и 11 классов (авт. В. Н. Шаулина, М. И. Гоголев, Ю. А. Чернов), но она не "прижилась" в пензенских школах, использовались лишь отдельные элементы этой программы. В 1994 г. появляется обнов-

шинство школ в Пензенском регионе ее не приняли.

Министерство образования России подготовило указ о том, что курс ОБЖ можно проводить интегрированным способом, т. е. проводить отдельные часы (классные часы или факультативы) по определенному набору тем, таких, как: "Правила безопасности обращения с электроприборами, газом", "Дорожные правила и поведение на улице" и др. Позже все эти темы официально вошли в программу курса ОБЖ.

В начале 90-х гг., в период становления предмета лишь две школы в городе Пензе (№№57 и 37) проводили предмет ОБЖ во всех классах с 1 по 11. Остальные школы придерживались курса проведения предмета лишь в старших классах - 10, 11 (иногда в 9 классе). Как правило, многие проблемы преподавания того периода заключались в отсутствии кадровых преподавателей и распределении часов: в большинстве школ не было специалистов-предметников. Предмет вели совместители - военруки, учителя физкультуры, классные руководители, медсестры и проч. В школах №№ 37 и 51 один предмет вели двое преподавателей (с образованием военным и физкультурным). В большинстве школ преподавание предмета велось в 10-11 классах. Некоторые темы рассматривались на классных часах в начальном и среднем звеньях. В среднем звене в качестве инструктажа на классных часах, основываясь на программе 1994 г. В 1997 г. с уточнением отдельных тем и разделов вышла обновленная программа курса ОБЖ. В 1999 г. - программа с изменениями для 10-11 классов, она была основана на предыдущей программе 1997 г. Были уточнены вопросы по разделу военной службы (на базе программы 1994 г.). Раньше раздел назывался "Основы подготовки к военной службе», а после изменений - "Основы военной службы". Но особых практических изменений не было отмечено. Новшеством явилось введение сборов по окончании 10 класса.

В 1999-2004 гг. в 10-11 классах преподавание велось по программе 1997 г., а в остальных классах -по программе 1994 г. (в режиме интегрированного преподавания). В большинстве школ в начальном звене темы рассматриваются на классных часах, курс ОБЖ был не тарифицирован. Многие аспекты преподавания ОБЖ в те годы зависели от руководства школы: в какой-то школе готовы были предоставить положенные часы для проведение курса ОБЖ в полной мере, а в каких-то школах использовали эти часы для проведения других предметов или мероприятий. Значи-

тельно влияли и районные военкоматы: если в районе (Первомайском, Ленинском и т. д.) был "сильный" представитель из военкомата в школе, то акцент был сделан только в основном на работу в старших классах, на допризывную подготовку и т. п.

По рекомендации Министерства образования РФ в 1999-2004 гг. было предусмотрено проводить по 1-2 часа в начальном и среднем звеньях, т. е. с 1 по

9 класс (включительно), а в 10-11 классах - по 2 часа (по усмотрению главы школы и перераспределению данных часов на другие предметы). По приказу министерства рекомендовано проводить по 1 часу в неделю обязательно, а еще 1 час - запасной вариант. Например, в согласии с программой 1999 г. учебная нагрузка для 10-11 классов распределялась следующим образом (таблица 1 и 2):

Таблица1.

Учебная нагрузка курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (10 класс)

Раздел курса ОБЖ Тема Кол-во часов

I раздел Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях 23

II раздел Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 17

III раздел Основы военной службы 28 (общие) + 40 (сборы)

Всего 108 (из них 56 практические)

Примечание: военные сборы проводятся в последние дни учебного года.

Таблица 2.

Учебная нагрузка курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (11 класс)

Раздел курса ОБЖ Тема Кол-во часов

I раздел Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 13

II раздел Основы военной службы 15 (общие) + 28 (отдельно)

Всего 108 (из них 56 практические)

В течение отдельно проводимых часов (40 часов в 10 классе и 28 часов в 11 классе) у юношей проходили занятия по изучению основ военной службы, а у девушек - занятия по специальной программе (например, в школе № 57 эти занятия проводил медик-психолог). Для девушек проводились занятия по таким темам, как "Роль женщины", "Роль семьи", проблемы беременности, роды и т. д. В учебнике есть специальные темы и разделы для обучения по данной программе. В этом плане следует отметить, что программа ОБЖ для 10-11 классов и в те годы, и ныне, взяла на себя роль своеобразного "путеводителя", который совместил в себе изучение некоторых аспектов физиологии и гигиены человека, этике и психологии семейных отношений и др. Именно поэтому в методике преподавания ОБЖ явно прослежено, что в целом большая часть курса (до 75%) выстроена на методике обучения биологии, еще 15% материала требует знания по методике преподавания истории, оставшаяся доля приходится на военную дидактику. Исходя из этих посылок и следует выстраивать преподавание курса ОБЖ с 1 по 11 класс, опираясь на присущие указанным частным дидактикам ведущие методы, приемы и средства преподавания. Что касается содержания предмета до 2004 г., то следует отметить, что при переходе из класса в класс многие темы курса повторялись. При составлении программы у авторов имелся замысел расширения и углубления информации по дублирующим темам, но это не было подкреплено возможностями для реализации: трудно

заинтересовать школьников, у них возникает чувство, что они уже слышали этот материал много раз и в очередной раз слушают неохотно. По мнению методистов (которое абсолютно не потеряло своей актуальности и ныне) нужно изменить форму подачи материала на уроках и процесса преподавания предмета БЖ в целом. У учеников не складывается серьезного отношения к курсу БЖ: им малоинтересно, школьники многое знают из других предметов (физики, географии, биологии и.т. д.). Необходимо подойти к изучаемым на БЖ темам с иной стороны, рассмотреть другой, не изученный до этого детьми аспект - безопасность и защита, поведение и последствия и т. д.

По программе 1999-2004 г. курс ОБЖ в школах рекомендован в рамках: 1-4 класс - 32 часа в год (1 час в неделю); 5-9 класс - 34 часа в год; 10-11 класс -68 часов в год + 40 часов на сборы.

Следует отметить высокий уровень допризывной подготовки юношей в старших классах пензенских школ и военно-патриотической подготовке учащихся: по этим показателям школы Пензенской области и г.Пензы занимают одни из первых мест в России.

Проблемы остаются: специализированные темы (в разделе "Прикладная физическая подготовка") -борьба, рукопашный бой, туризм, дзюдо и другие, требуют специальной подготовки учителя-тренера, имеющего навыки указанных специфических видов деятельности.

Вообще, если разбираться основательно, то получается, что преподаватель ОБЖ должен быть многопрофильным специалистом: обладать военными знаниями, медицинскими знаниями, навыками прикладной физкультуры, психологическими знаниями, быть заядлым туристом и.т. п. Реалии более жесткие: специалистов такого уровня владения мастерством в школе практически нет. Следует создавать на базе районов города специализированные спортивно-силовые комплексы, в которых будутзаниматься учащиеся, проявившие способности и имеющие склонность к данного вида деятельности.

Стоит задуматься о будущем преподавания ОБЖ в школах. Довольно слабо представлены элементы психологической безопасности (например, в начальном звене рекомендованы классные часы по теме, что такое хорошее настроение, как его достичь и.т. п.). Но проводить занятия даже по этой тематике в разных возрастных группах учащихся способен не каждый школьный психолог, а от учителя БЖ требуется широчайший спектр знаний, умений, навыков. другой пример - тема "Стресс" и все, что с ним связано (10 класс). При кажущемся обилии информации выстроить урок и помочь учащимся освоить материал может учитель с подготовкой психолога, но в наших школах количество таких учителей невелико. В то же время старшеклассники находятся в таком возрасте, когда увеличивается число стрессовых ситуаций, и незнание методов защиты от дистресса может привести к пагубным последствиям.

Отдельно стоит вопрос об учебниках по предмету БЖ. Министерством образования и науки РФ рекомендовано несколько параллельных курсов. но ни один из них не является общепризнанным большинством учителей, каждый нуждается в соответствующем дополнении, серьезной материально-технической базе и т. п. Проблема учебников стала наиболее острой в связи с переходом на новый базовый учебный план с 2005 года, по которому официально оставлены только часы в 10-11 классах, а остальное отдано на "откуп" регионам.

В Пензенской области ряд школ в 9-11 классах добавил к резко уменьшенному количеству часов один час из регионального фонда часов (так называемый "третий урок физкультуры"). но в целом сокращение часов повлекло за собой пересмотр программы по БЖ, "сжатие" некоторых разделов и тем, какие-то вопросы вообще ушли из содержания. То есть сейчас мы являемся свидетелями изменения содержания программы по БЖ ("...в очередной раз"). В этом многие преподаватели БЖ отмечают большой недостаток: программа курса постоянно находится в стадии апробации, учителя не успевают прочувствовать все "плюсы" и "минусы" одной программы, выработать методические приемы для эффективного изучения тем, как приходится опять перестраиваться.

Остается проблемным и содержание курса БЖ как для школьников, так и для студенческой молодежи: следует уделить внимание формированию устойчивого интереса школьников к этому предмету.

Проведенный кафедрой теории и методики обучения БЖ ПГПУ им. В. Г. Белинского мониторинг состояния обучения БЖ в общеобразовательных школах г.Пензы показал следующее:

1. Обучение учащихся вопросам БЖ ведется в рамках требования государственного образовательного стандарта. В начальной школе формирование культуры безопасности жизнедеятельности осуществляется через интегрированные курсы «Окружающий мир» и "Природоведение". В основной и средней школе в учебных планах нескольких школ присутствует учебная дисциплина "Основы безопасности жизнедеятельности". Однако, согласно современному Федеральному базисному учебному плану, ее изучение наблюдается в 8, 10-11 классах. В 5-7 и 9 классах изучение БЖ ведется за счет времени компонента образовательного учреждения только в общеобразовательных классах. В профильных классах (неспортивного профиля) БЖ в основной школе не изучается, так как время компонента образовательного учреждения отводится профилирующим дисциплинам. В средней школе в соответствии с Федеральным базисным учебным планом (2004 г.) время для изучения БЖ в общеобразовательных классах сокращено на 1/3, но на 1/3 увеличено в профильных классах.

2. Изучение вопросов БЖ в общеобразовательных школах ведется по вариативным программам Б.И. Мишина, А.Т. Смирнова и учебникам трех содержательных линий: Латчука, Маркова, Маслова (изд-во "дрофа"), Фролова, Смирнова, литвинова (изд-во "АСТ-пресс"), Топрова (изд-во "Просвещение").

установочный мониторинг выявил ряд проблем преподавания БЖ в общеобразовательных школах:

1. Общеобразовательные школы испытывают недостаток квалифицированных кадров - педагогов, имеющих квалификацию "Учитель БЖ". Как правило, учителя н преподаватели-организаторы БЖ имеют высшее педагогическое образование по специальностям "География", "Биология", "Физическая культура"; либо высшее непедагогическое образование: военное, техническое. В переподготовке специалистов большую роль играют учреждения постдипломного образования, в частности иПк и ПРО, в котором постоянно проводятся для учителей курсы переподготовки и повышения квалификации.

2. Содержание вариативных школьных учебников БЖ не соответствует содержанию программ по БЖ, в которых очень часто наблюдается дублирование содержания других школьных учебных дисциплин (географии, биологии, химии, физической культуры). Программы разработаны без учета особенностей региона и специфики экономической деятельности организаций.

3. учителя БЖ отмечают, что большое количество времени отводится на изучение теоретических аспектов БЖ. В результате времени на практические занятия практически не остается, что идет в разрез с практикоориентированным характером курса.

4. Около 20 % общеобразовательных учреждений имеют специализированные классы по курсу ОБЖ.

Материально-техническая база, созданная до 90-х г.г. XX века в рамках преподавания дисциплины НВП, устарела и находит применение при изучении вопросов основ военной службы.

5. Много вопросов возникает у преподавателей БЖ о необходимости изучения основ подготовки к военной службе в 10-11 классах девушками, поскольку содержание этого раздела не мотивирует их к его изучению.

Еще одна проблема: после уточнения Концепции национальной безопасности РФ в 2000 году противоречия между содержанием программ и учебников БЖ и социально-правовой действительностью в сфере безопасности стали еще нагляднее. Это привело к осознанию необходимости существенного обновления содержания и структуры предметной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности, что неоднократно становилось предметом научных обсуждений и публи-каций.Работа над принятием третьего Государственного стандарта высшего образования актуализировала введение в подготовку педагогов проблематики психосоциального характера, элементов фасилитационной деятельности учителей БЖ, что требует дать более четкие представления о системе, структуре и соотношении дидактических единиц школьного предмета ОБЖ и соответствующих вузовских курсов.

Предметная подготовка учителя по безопасности жизнедеятельности требует привлечения медицинской, технической, психологической, правовой, военной литературы по всем дисциплинам и разделам курса с дидактическими комментариями. Сегодня информации об этих публикациях нет у каждого второго преподавателя. Анализ учебных пособий по ряду дисциплин подготовки учителя БЖ показывает их недостаточное соответствие стандарту, правовым актам, вольное обращение с терминологией, устаревшие источники.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются преподаватели предмета ОБЖ в школе и "Методика преподавания ОБЖ" в педагогических вузах - нехватка методической литературы. Из-за этого страдает качество знаний и затруднена подготовка, переподготовка и повышение квалификации преподавателей БЖ. Кроме того, имеющиеся методические пособия не ориентированы на создание образовательной среды, способствующей формированию культуры безопасности и, в основном, стимулируют развитие лишь когнитивного (знаниевого) компонента, в то время как в составе культуры безопасности представлены не только знания, но и умения, ценности, нормы, смыслы, отношения.

В истории человечества различают три типа культур: постфигуративные, где дети учатся у предков; кофигуративные, где все обучаются у сверстников; префигуративные, где взрослые могут учиться и у детей, то есть в культуре безопасности можно выделить компоненты: культура прошлых поколений, культура сверстников, культура детей, которые должны гармонично сосуществовать, взаимодополнять друг друга. Современная же система преподавания с традицион-

ными формами и методами организации обучения и воспитания стремится превратить наше общество в постфигуративное, что не допустимо на современном этапе развития. использование современных педагогических технологий при подготовке кадров позволит решить поставленную перед обществом проблему освоения всеми его членами составляющих культуры безопасности, которые присваиваются в деятельности и реализуются в деятельности, проявляясь в отношении к проблеме безопасности других людей, общества и природы в целом. В этом ключе особую актуальность приобретает совершенствование и развитие научно-теоретического и психолого-педагогического обеспечения подготовки и переподготовки учителей БЖ.

Острота проблемы коренного изменения сознания и отношения человека к природе требует построения учебно-воспитательной системы, основанной на целостном, синтетически-аналитическом представлении о мире и месте в нем человека, на принципах ко-эволюционной стратегии. исходя из вышеизложенного, важно создать методический комплекс по учебному предмету "Безопасность жизнедеятельности" нового типа, который позволил бы решить вышеуказанные проблемы.

Наше исследование также выявило ряд проблем и в практике преподавания БЖ в педагогическом вузе:

1) ощущается недостаток учебного времени в системе профессиональной подготовке специальностей»;

2) содержание разделов и тем, входящих в Стандарты и программы по БЖ не раскрывает всех аспектов в области БЖ;

3) имеющиеся в библиотеках педагогического вуза учебники БЖ под редакцией Хвана, Белова не соответствуют требованиям гОС ВПО для педагогических специальностей, так как написаны для технических вузов. Имеющийся учебник И.К.Топорова «Методика преподавания БЖ в общеобразовательных учреждениях» не раскрывает в полном объеме круга вопросов такой многогранной дисциплины как «Теория и методика обучения БЖ»;

4) материально-техническая база вуза совершенствуется медленно и не обеспечивает в полной мере качественное проведение занятий, особенно практических.

Исходя из определенного круга проблем необходимо:

1) разработать учебно-методические пособия, курсы лекций, руководства к практическим занятиям, методические рекомендации к изучению отдельных разделов и тем, логические опорные конспекты, аттестационные педагогические измерительные материалы по сопровождению курса БЖ;

2) улучшить материально-техническую базу естественно-географического факультета ПГПУ за счет оснащения средствами мультимедиа, современными приборами радиационной и химической разведки, тренажерами оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях (создание касса и лаборатории);

3) в решении проблем преподавания в общеобразовательных школах обратиться за помощью к специалистам педвуза, занимающихся вопросами безопасности жизнедеятельности;

4) создать единый учебно-методический комплекса по школьной дисциплине «БЖ», разработать учебно-методические пособия и дидактические ма-

териалы для школ; создать новую концепцию обучения безопасности жизнедеятельности в средней школе.

Все эти проблемы и вопросы на сегодняшний день находятся в состоянии разработки, это позволяет надеяться, что поставленные в нашем исследовании цели и задачи будут реализованы.

УДК 152.3:002.6

исследование возможности ФОРМИРОВАНИЯ профессиональных умений будущих педагогов-психологов в процессе интеллектуально-творческой игры

В. В. СОХРАНОВ, О. г. ГРУЗДОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра педагогики и психологии профессионального обучения

В статье анализируются возможности игры в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов.

Деятельность основных социальных институтов России в последние десятилетия характеризуется структурно-содержательными изменениями, которые связаны с динамичным развитием всех сфер общества. Особая роль при этом принадлежит субъективной основе реализуемых процессов, профессиональный облик которой формируется в значительной мере на основе первоначальной профессиональной подготовки.

Профессиональная подготовка будущих специалистов осуществляется сегодня в системе образования, которая находится в стадии динамичного реформирования сферы проблем, связанных с изменением структуры, содержания образования и осуществлением профессиональной подготовки специалистов по новым для России видам профессиональной деятельности. К их числу можно отнести специальность педагога-психолога.

Все это обусловливает потребность в изучении проблем и разрешении противоречий, которые связаны с повышением качества профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов, являющихся основой эффективности проявления субъективной позиции в процессе анализа происходящих изменений.

Важным становится анализ процесса дальнейшего совершенствования их профессиональной подготовки, решающими факторами которого становятся компетентность преподавателя и использование им нетрадиционных форм, методов и технологий высшего профессионального образования.

Инновационные основы изменений в системе профессиональной подготовки специалистов связаны, в частности, с обращением внимания педагогов к культурологическим основам этого процесса, среди которых одну из главных ролей играет игровая деятельность интеллектуально-развивающей направленности.

Однако выпускники педагогических университетов, в большинстве имеющие достаточную фундаментальную подготовку, слабо владеют современной

методикой диагностики готовности учителей и учащихся к обучению и воспитанию, акмеологическими и аксиологическими основами психологической коррекции педагогического действия, неквалифицированно оценивают педагогические ситуации.

Налицо противоречие: с одной стороны, повышение требований к психолого-педагогической подготовке выпускников факультетов «Педагогика и психология», с другой - общий недостаточный уровень сформированности их профессиональной готовности, в частности, профессиональных умений, с которыми молодые педагоги-психологи имеют возможность реализовать себя на высоком уровне профессиональной компетентности.

В последние годы в педагогике и психологии высшей школы разрабатываются проблемы, связанные с использованием активных методов обучения студентов в структуре общепедагогической подготовки.

К активным методам обучения исследователи относят игры, анализ ситуаций, решение задач, игровое проектирование (Е. М. Минскин, О. С. Газман, В. А. Трайнев, И. В. Трайнев, С. А. Шмаков, Л. Ф. Спирин).

Основные вопросы игры раскрываются на фоне общих закономерностей обучения и развития личности (Л. С. Выготский, А .Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, Д. Б. Эльконин, а так же Д. Брунер, ж. Дироду, ж. Пиаже и др.).

Анализ психолого-педагогической литературы и педагогической практики позволил нам определить цель исследования - выявить особенности эффективного формирования профессиональных умений будущих педагогов-психологов в процессе интеллектуально-творческой игры.

Опытно-экспериментальная база исследования -факультет психологии Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского, МОУ СОШ № 13, 30, 37, 47, 55 (г. Пензы) (с 2002 г. по настоящее время),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.