Научная статья на тему 'Основы медицинских знаний в школьном курсе ОБЖ'

Основы медицинских знаний в школьном курсе ОБЖ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1839
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попенко Виктор Викторович

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся введения в школьную программу интегрированного курса «Основы медицинских знаний» как составляющую предмета «Безопасность жизнедеятельности». Раскрыта роль системы образования в приобщении подрастающего поколения к здоровому образу жизни и современные тенденции в области сохранения здоровья населения. Проанализированы трудности, с которыми сталкиваются учебные заведения в организации преподавания данного курса, предложены способы их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы медицинских знаний в школьном курсе ОБЖ»

Для подготовки квалифицированных специалистов на уровне требований современного производства необходимы связи колледжей с базовыми предприятиями. Эти связи должны охватывать и процесс теоретического обучения, и воспитательную работу и другие стороны деятельности педагогического и производственного коллективов по формированию личности молодого специалиста.

Таким образом, формирование у учащихся элементов профессионального мастерства находится в непосредственной зависимости от установленных педагогических требований, режима занятий в мастерских и на производстве.

Список литературы

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., Педагогика, 1981.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ОБЖ

Попенко В.В.

Попенко Виктор Викторович — преподаватель - организатор основ безопасности жизнедеятельности, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 3 г. Сургута,

магистрант,

кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, касающиеся введения в школьную программу интегрированного курса «Основы медицинских знаний» как составляющую предмета «Безопасность жизнедеятельности». Раскрыта роль системы образования в приобщении подрастающего поколения к здоровому образу жизни и современные тенденции в области сохранения здоровья населения. Проанализированы трудности, с которыми сталкиваются учебные заведения в организации преподавания данного курса, предложены способы их преодоления.

Постановка проблемы. Дети - будущее любого государства, перспектива его экономического, социального и духовного развития. Здоровье всегда было главным фактором безопасности нации. Но именно в начале третьего тысячелетия эта истина стала звучать особенно звучно. Задача улучшения здоровья школьников не может быть решена только усилиями медиков. Здоровье должно быть одним из результатов образования [4, с. 102].

В настоящее время активно формируется мировая тенденция по улучшению состояния здоровья населения через образование. Идея формирования у молодых людей мотивации к здоровому образу жизни в полной мере реализовалась в комплексной учебной программе по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), разработанной в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности на основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности [1]. При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения. Структура курса ОБЖ включает в себя три учебных модуля и шесть разделов, один из которых предназначен для обучения школьников основам медицинских знаний и здорового образа жизни [2].

К национальным интересам государства относится, в том числе, и укрепление генофонда нации, его физического и нравственного здоровья и интеллектуального потенциала. А низкий уровень здоровья населения, неудовлетворительное состояние системы его охраны можно с уверенностью назвать угрозой национальной безопасности. Поэтому создание условий для реализации оздоровительной функции образования и рассмотрения здоровья как цели, содержания и результата обучения - важная задача современной образовательной системы.

Школа имеет огромный воспитательный потенциал, который может использовать для решения задачи обеспечения подрастающего поколения знаниями в области безопасности жизнедеятельности и первичными медицинскими знаниями, однако, следует отметить, что потенциал воспитания безопасной личности в школе реализуется лишь частично. Отсутствие квалифицированных учителей по безопасности жизнедеятельности является еще одним противоречием между требованиями к специалисту в области безопасности жизнедеятельности и несовершенством государственной системы образования.

Актуальность проблемы наличия в содержании современных образовательных программ медицинских знаний в доступной для школьников форме неоспорима, но при этом важным аспектом остается содержательное наполнение данной программы.

Это позволило определить цель работы - охарактеризовать содержательный компонент программы «Основы медицинских знаний» в курсе ОБЖ и определить их соответствие современным тенденциям и потребностям времени

Объект исследования - знаниями в области безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья современных школьников.

Предмет - особенности преподавания курса «Основы медицинских знаний» в школе.

Школа - это жизненное пространство ребенка, в котором она находится около 70% своего времени, поэтому именно школа должна давать знания и умения организовать жизнь, диагностировать, беречь и улучшать здоровье ребенка. Резкое ухудшение бытовых условий, нарушения системы школьного питания, неполноценный отдых, снижение двигательной активности, уменьшение ежедневной физической нагрузки, последствия химизации, промышленного прогресса, появление многих ранее запрещенных пищевых добавок и наполнителей, употребление в пищу некачественных продуктов, последствия техногенных катастроф и другие неблагоприятные экологические факторы неизбежно приводят к росту детской заболеваемости [4].

Увеличение учебных нагрузок происходит в условиях гиподинамии, гипокинезии, удлиненного школьного дня, в преобладании умственного труда над физическим, в психоэмоциональном напряжении, что приводит к катастрофическому снижению уровня здоровья школьников: если в школу приходят 20-27% здоровых детей, то заканчивают ее здоровыми 2,0-5,7% [6].

По данным Министерства здравоохранения, в настоящее время около 90% учащейся молодежи имеют отклонения в здоровье, более 50% - неудовлетворительную физическую подготовку [4, с. 103].

Ухудшение состояния здоровья школьников, отсутствие мотивации вести здоровый образ жизни и нарушение основных валеологических принципов в организации учебного процесса и отдыха ограничивает успехи в обучении, влияет на профессиональную подготовку будущих специалистов и, в конце концов, тормозит общественное развитие.

В эффективном обучении здоровому образу жизни различают три модели [2, с. 101]: многопредметную, при которой предполагается валеологизация содержания всех школьных предметов, однопредметная - введение для этого специальных предметов и смешанную модель, по которой сочетаются две предыдущие. Однопредметня модель - выделение специальных предметов «Основы медицинских знаний», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Валеология» обладает определенными преимуществами - предмет преподается учителями, которые получили соответствующую подготовку как по содержанию, так и по эффективным методам обучения. По сравнению с многопредметной моделью учителя и ученики больше внимания могут уделять содержательным вопросам предмета. Такой подход дает больше возможностей для обеспечения преемственности материала, системного планирования и оценки результатов обучения. Кроме того, такая модель провоцирует создание профессионального сообщества учителей, которое будет способствовать распространению нового пласта информации, развития технологий и повышению качества обучения. Трудности внедрения данной модели эффективного обучения здоровому образу жизни состоит в том, что такому предмету временно может предоставляться низкий статус по сравнению с другими, он может рассматриваться как второстепенный (например, по сравнению с математикой, иностранным языком и т.д.). Внедрение такой модели может усложняться нехваткой подготовленных учителей, поскольку решение этого вопроса требует времени, а те учителя, которым будет поручено обучать после краткосрочных курсов повышения квалификации, могут чувствовать себя неуверенно и быть недостаточно компетентными по содержанию, формам и методам обучения в области [2, с. 101].

На данном этапе в педагогических ВУЗах не готовят специально учителей по данному направлению, т.о. в школах функция преподавания «Основ медицинских знаний» перекладывается, в основном, на учителей ОБЖ. Изредка, для преподавания отдельных тем курса, привлекаются профессиональные медики (что могут позволить себе не все учебные заведения).

Помимо подготовленности педагогических работников, вторым важным аспектом преподавания курса «Основы медицинских знаний» является разработанность методической базы и материально-техническое обеспечение дисциплины.

Приобретение знаний и навыков в области сохранения здоровья, предоставления первой медицинской помощи возможно при использовании интерактивных методов, а не только традиционных форм дидактического обучения. Это означает такую учебную деятельность, в которой ученики принимают активное участие, практикуя различные личные и социальные навыки, что способствует лучшему усвоению знаний и формированию жизненных ценностей [1; 6].

120

Успешная реализация программы этого курса возможна только на основе активного сотрудничества всех участников учебно-воспитательного процесса (учащихся, педагогов и родителей), что предусматривает: личностно ориентированное обучение; обогащение содержания интегрированного курса эмоциональным, личностно значимым материалом; привлечение учащихся к самооценке различных видов своей деятельности; многовариантность форм различных видов деятельности учащихся [4].

Целостным интерактивным занятием является тренинг. Особенно активно тренинговые методики используются в тех случаях, когда процесс обучения направлен не на накопление научной информации, а на формирование жизненных навыков и компетенций. Поэтому именно тренинговые технологии должны быть основой процесса обучения на уроках основ медицинских знаний и безопасности жизнедеятельности в школе [5].

Актуальность тренинговых форм связано с тем, что [4]:

- в мире быстрых изменений и устаревания знаний, мгновенного распространения новой информации, сужается спектр применения традиционных форм обучения;

тренинги дают возможность приобретения новых навыков и умений;

путем введения интерактивных методик активизируется деятельность школьников;

появляется возможность уменьшения нежелательных проявлений поведения, неэффективного общения, неконструктивных особенностей реагирования и т.д.;

рассмотрение различных путей решения проблемы дает возможность изменить взгляды на проблему;

учитель не доминирует над учеником, а помогает ему в процессе получения новых знаний путем развития собственной активности, направляет и регулирует совместную деятельность [5];

обеспечивается адекватная обратная связь между тренером (учителем) и учеником;

становится возможной коррекция неэффективных моделей поведения и их замена на новые, более эффективные [6].

Тренинговая форма обучения школьников при умелом руководстве педагога-тренера сплачивает классный коллектив, раскрывает скрытые индивидуальные способности школьников. На тренинге школьник попадает в условия «активного» обучения, выполняет определенные упражнения, даже если он предварительно и не собирался ничего делать. И делает это он не только из-за необходимости обучения, которое создается на уроке по инициативе учителя, но и из-за собственной мотивации школьника.

Тренинги актуальны в первую очередь для занятий, где необходимо формировать определенные жизненные компетенции. Главной целью тренинга является «формирование жизненных навыков, то есть способности к адаптивному и позитивному поведению, что делает возможным для личности выработку эффективного подхода к требованиям и проблемам повседневной жизни» [6]. Цель любого тренинга заключается не в анализе и интерпретации проблем личности, для дальнейшего их устранения или изменения мотивации поведения, а в активном, сознательном обучении желаемым моделям поведения [5]. Именно на тренинге школьник в безопасных условиях проигрывает различные сложные жизненные ситуации, приобретая определенный жизненный опыт в искусственной атмосфере.

По мнению ученых, тренинг способствует интенсивности обучения, результат которого достигается благодаря собственной активной работе участников. Знание не подаются в готовом виде, а становятся продуктом активной деятельности самих участников. В центре внимания - самостоятельное обучение участников и интенсивное их взаимодействие. Ответственность за результативность учебного процесса несут в равной степени как ведущий, так и каждый участник тренинга [3].

Аналогичные методики проведения занятий по формированию здорового образа жизни характерны также для зарубежных стран. Ученики вместе с учителями являются полноправными участниками обучения на уроке. Как утверждают австрийские педагоги, целевые упражнения, например, касающиеся стрессовых ситуаций, разрабатываются с учительской и ученической точки зрения [6].

Выводы. Анализ проблемы преподавания интегрированного курса «Основы медицинских знаний» в составе ОБЖ вскрыл ряд противоречий, среди которых особо можно выделить следующие:

- высокую потребность в специалистах в преподавании данной дисциплины;

- высокую потребность общества в знаниях в области охраны здоровья и неспособность современной системы образования обеспечить должный уровень предоставления соответствующих знаний.

Для решения указанных противоречий необходимо обеспечить должный уровень педагогов путем организации соответствующих курсов повышения квалификации, тренингов для педагогов и привлечения медиков для преподавания отдельных тем курса; разработать методическое обеспечение курса с использованием современных интерактивных методик; способствовать улучшению материально-технического обеспечения дисциплины.

Введение в общеобразовательные учебные заведения нового курса «Основы медицинских знаний» требует пересмотра педагогическими коллективами и учителями устоявшихся норм проведения занятий. Преподавать предмет необходимо на основании формирования жизненных навыков школьников. Этому соответствуют интерактивные формы занятий - уроки-тренинги. И учителя, и администрация школ, и родители, общественность должны быть заинтересованы в таких формах организации учебно-воспитательного процесса.

Кроме этого, все заведение должно стимулировать здоровый образ жизни, и этот процесс должен проходить через среду и моральный дух учебного заведения и быть неотъемлемой частью партнерства и сотрудничества с семьями, а также обществом. Пропаганда здорового образа жизни должна стать приоритетной задачей не только школы, но и государства. Только в этом случае возможен прогресс в развитии здорового поколения.

Список литературы

1. Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: учеб пособие для высшей школы. 3-е изд. / Г.П. Артюнина., С.А. Игнатькова. М.: Академический проект, 2005. 560 с.

2. БубновВ.Г. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для высшей школы / В.Г. Бубнов М.:АСТ: Астрель, 2005. 256 с.

3. Волокитина Т.В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для высшей школы / Т.В. Волокитина, Г.Г. Бральнина, Н.И. Никитинская. М.: Академия, 2008. 224 с.

4. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. М.: Академия, 2008.

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: Академия, 2009.

6. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: учебник. 4-е изд. / Е.Е. Тен. М.: Академия, 2008. 256 с.

МЕТОД СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

Санкович Р.И.

Санкович Русана Игоревна — магистрант, кафедра педагогики,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье ставится задача раскрыть актуальность метода сотрудничества в обучении студентов, анализируется влияние обучения методом сотрудничества (методом «Пилы») на формирование познавательной активности. Автор доказывает, что проблема познавательной активности и взаимодействия в обучении студентов является актуальной и может быть решена с помощью обучения методом «Пилы».

Ключевые слова: обучение студентов, сотрудничество, познавательная активность, взаимодействие, обучение студентов.

В наше время все чаще стараются отойти от традиционных методов обучения. Одним из решений проблемы этой проблемы является ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ. Преподавателю порой бывает сложно оказать помощь каждому конкретному студенту в группе. Обучение в сотрудничестве решает эту задачу. Учащиеся, работая в небольших группах, учатся помогать друг другу и отвечать за успехи каждого.

Данная педагогическая технология составляет определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как честность, доброжелательность, взаимопомощь. Технология обучения в сотрудничестве появилась как альтернативный вариант традиционной классно-урочной системе.

В соответствии с новым словарём методических терминов и понятий Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина обучение в сотрудничестве (в переводе с англ. cooperative learning, collaborative learning) обозначает технологию обучения, построенную на совместном обсуждении проблемы, принятии решения и является один из вариантов личностно-ориентированного подхода в обучении различным дисциплинам. Разработан он американскими методистами Э. Аронсоном (1978), Р. Славином (1996), Д. Джонсом (1987), получил интерпретацию в российской методике, а именно, в работах Е.С. Полат

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.