Научная статья на тему 'Подготовка учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности за рубежом (на примере Израиля и Испании)'

Подготовка учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности за рубежом (на примере Израиля и Испании) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1513
596
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ ИЗРАИЛЬ И ИСПАНИЯ / ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Алексей Александрович

Статья посвящена подготовке учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности за рубежом на примере таких стран как Израиль и Испания. Это накладывает определенный характер на организацию школьников и студентов, обучающихся в условиях, обязательных в критические моменты жизни и способствует введению тем и секций учебных курсов в школах и университетах Испании и Израиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлов Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности за рубежом (на примере Израиля и Испании)»

ЗА РУБЕЖОМ

УДК 378.14

А.А. МИХАЙЛОВ

ПОДГОТОВКА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА РУБЕЖОМ (НА ПРИМЕРЕ ИЗРАИЛЯ И ИСПАНИИ)

Статья посвящена подготовке учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности за рубежом на примере таких стран как Израиль и Испания. Это накладывает определенный характер на организацию школьников и студентов, обучающихся в условиях, обязательных в критические моменты жизни и способствует введению тем и секций учебных курсов в школах и университетах Испании и Израиля.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, зарубежные страны Израиль и Испания, подготовка молодежи.

Одной из первоочередных потребностей человека является потребность в безопасности. Уже с древнейших времен люди для того чтобы защитить себя объединялись в сообщества, с течением времени усиливалась роль государства в обеспечении безопасности своих граждан, своих рубежей, устоев, традиций. При этом как бы ни совершенствовалась система безопасности государства, с развитием общества появляются все новые и новые угрозы. Так, если на заре истории человечества основные угрозы исходили главным образом от природы (землетрясения, пожары, наводнения и пр.), то с течением времени появляются опасности, вызванные самой деятельностью человека, взаимоотношениями людей в обществе (войны, социальные конфликты, терроризм). В связи с этим, возникает необходимость в новых подходах, технологиях защиты, организации специальной подготовки граждан в области безопасности жизнедеятельности.

В 20 веке в разных странах мира шло формирование систем безопасности, включающих в себя силовые структуры, службы спасения от стихийных бедствий и опасных действий людей. Созданы международные организации, призванные обеспечить безопасность человечества в целом. Во многих странах, где наиболее часты случаи возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе и связанных с деятельностью

социума, осуществлялось и осуществляется по сей день специальная подготовка населения стран к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях. В ряде стран, в том числе и Российской Федерации, ведется целенаправленная и непрерывная подготовка граждан в области безопасности жизнедеятельности, в том числе и учащейся молодежи.

Так, в Российской Федерации с 1991 года в общеобразовательных учреждениях ведется преподавание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), в учебных планах вузов есть курс «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Как показывают научные исследования и имеющийся отечественный опыт, подросткам и юношеству легче привить мотивы безопасного поведения, заложить основы культуры безопасности. При этом отечественному образованию в области безопасности жизнедеятельности интересен опыт зарубежных стран по подготовке учащихся к действиям в опасных и чрезвычайных ситуаций.

Представим имеющийся опыт подготовки учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности в государстве Израиль и королевстве Испании.

Подготовка учащихся школ Израиля в области безопасности жизнедеятельности осуществляется на достаточно высоком уровне. Это обус-

© А.А. Михайлов, 2009

301

За рубежом

ловлено тем, что государство находится на протяжении всей своей истории в состоянии боевой готовности, государственная граница проходит вблизи крупных населенных пунктов.

В учебных планах общеобразовательных школ Израиля нет специального предмета, подготавливающего учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях, формирующих у них культуру безопасной жизнедеятельности. В школах Израиля учащиеся получают необходимые знания в области безопасности в процессе изучения общеобразовательных дисциплин, а также в ходе изучения различных факультативных курсов. Наиболее распространенными курсами являются обязательные во многих учебных заведения факультативные курсы «Оборона», «Действия в опасностях». Кроме этого, в ряде школ организуется деятельность кружка «Юный полицейский».

Отметим, что каждая школа выбирает для себя соответствующий курс, заключает договор с компанией, занимающейся разработкой, проектированием и установкой систем безопасности, а также подготовкой постоянного и личного состава. Специалисты компании обучают администрацию школы, учителей, а также участвуют в подготовке школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Представим некоторые наиболее распространенные в Израильских школах курсы.

1. Факультативный курс «Оборона».

Данный факультативный курс включает в себя следующие разделы:

1) Самооборона.

2) Поведение человека в чрезвычайной ситуации.

3) Психология в экстремальных ситуациях.

4) Чрезвычайные ситуации в школе и вне ее.

С учащимися проводят занятия как учителя

школы, прошедшие специальную подготовку в компаниях, специализирующихся на обеспечении безопасности образовательных учреждений и имеющих соответствующую лицензию министерства просвещения Израиля (например, «Тан-ду», «Демко»), а также полицейские, военные и спасатели. Особый акцент делается на психологическую подготовку школьников к экстремальным ситуациям, формирования у них готовности действовать обдуманно и решительно. Со школьниками проводятся уроки, тренинги, ролевые игры, занятия, формирующие навыки самообороны. Естественно учитываются возрастные

особенности школьников, их подготовленность в области безопасности.

Так, на младшей ступени обучения школьники выполняют рисунки чрезвычайных ситуаций, анализируют их, предлагают варианты действий, которые помогут им избежать попадания в них. Большое внимание уделяется формированию навыков безопасного поведения на дорогах, воспитанию у детей определенной транспортной культуры.

В старших классах школы акцент делается на информированность школьников о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера (причины, последствия, правила безопасного поведения). Особое значение в подготовке отводится действиям при угрозе и во время террористических актов, в том числе и в школе (правда инцидентов такого рода в школах Израиля пока не было).

2. Факультативный курс «Действия в опасностях».

Количество учебного времени, необходимое для изучения данного курса, в разных учебных заведениях определяется по разному (от 16 до 52 часов в год). Курс «Действия в опасностях» преподается на разных возрастных этапах (решает администрация школы). Темами данного курса являются:

1) Натуральные (природные) опасности.

2) Профилактика криминала.

3) Локальный террор (вандализм).

4) Интернациональный террор.

5) Первая медицинская помощь.

В процессе изучения данного курса учащиеся знакомятся, прежде всего, с социальными опасностями, причинами их возникновения и правилами действия. Кроме этого, ведется подготовка обучающихся к действиям в чрезвычайных ситуациях природного происхождения, а также у школьников формируются навыки оказания первой медицинской помощи. В процессе проведения уроков, игр, соревнований, бесед у израильских школьников формируется определенная культура безопасности.

3. Кружок «Юный полицейский».

Кроме обязательного факультативного курса «Оборона» в ряде школ ведутся занятия по курсу «Юный полицейский», о котором мы упоминали выше. С учащимися занимаются совместно представители полиции и учителя школы. Подготовка «юных полицейских» начинается в 10-ом

302

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

Подготовка учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности за рубежом ...

классе, более углубленно продолжается в 11 -ом классе. В данную группу могут быть зачислены физически здоровые юноши и девушки, которые получили рекомендации учителей и которым были даны положительные характеристики со стороны других учащихся. На каждого ученика, которого зачислили в данную группу, заводится личное дело, где фиксируются все достижения и неудачи школьника.

Программа кружка «Юный полицейский» (32 учебных часа) включает в себя следующие разделы:

1) Медицинская помощь пострадавшему.

2) Пожарная безопасность.

3) Права граждан и полицейских.

4) Основы самообороны.

5) Вооружение полиции.

Деятельность кружка предусматривает как

теоретические, так и практические занятия (количество практических занятий превышает количество теоретических). Самые успевающие учащиеся получают возможность дополнительной подготовки в объеме 10 часов. По желанию школьники могут заниматься восточными единоборствами, боевыми искусствами до 6-ти часов в неделю.

Кроме этого два раза в год для «юных полицейских» организуется военный лагерь, основная цель которого заключается в совершенствовании физической подготовки учащихся, навыков стрельбы из боевого оружия, что необходимо для дальнейшей военной службы. Отметим, что все юноши и девушки по достижению 18-летнего возраста проходят обязательную военную службу в армии обороны Израиля три и два года соответственно, служба в армии считается престижной и необходимой для дальнейшего карьерного роста.

Таким образом, посещая данный кружок, школьники не просто играют в армию, а подготавливают себя к службе в вооруженных силах. Кроме этого, «юные полицейские» помогают полицейским и добровольным дружинникам из числа жителей населенных пунктов охранять порядок, участвовать в патрулировании, помогать в ликвидации опасных ситуаций. При этом каждый школьник на время патрулирования получает боевое оружие (карабин), имеет специальное удостоверение и личную рацию.

Говоря о подготовке учащейся молодежи Испании в области безопасности жизнедеятель-

ности, модно отметить, что в дошкольных образовательных учреждениях, как государственных, так и частных, проводятся отдельные занятия с тематикой безопасности. Детей учат общению в обществе, с ними проводятся спортивные игры, в процессе которых детям объясняют как не получить травму. При этом важная роль в первичном овладении детьми азами безопасности отводится семье. Родители обучают своих детей жизненно важным навыкам, касающихся, прежде всего, вопросов безопасности в быту и на улице.

В школах, дающих учащимся среднее образование, нет отдельного курса, аналогичного российскому курсу «Основы безопасности жизни». Вопросы, связанные с безопасностью жизнедеятельности, школьники изучают в рамках других школьных курсов. В школе имеются алгоритмы -инструкции по типичным опасным и чрезвычайным ситуациям, разработанные центрами министерства образования, отвечающим за безопасность школ и детских садов, с которыми школьники знакомятся как на уроках, так и на воспитательных занятиях со своим классным руководителем.

В школах ежегодно проводятся учебные тренировки, эвакуации из здания по сигналам «пожар», «угроза взрыва». При этом ситуация, связанная с угрозой террористического акта, моделируется в образовательных учреждениях Испании крайне редко.

Задача современной испанской школы - научить детей быть взрослыми, подготовить их к профессиональной деятельности и безопасно существовать в социуме. В процессе решения данной задачи образовательные учреждения тесно сотрудничают с мэрией, местной полицией, службами спасения, медицинскими учреждениями, психологическими центрами.

Полицейскими проводятся семинары, в том числе и на улицах городов и поселков, в ходе которых школьникам рассказывается как правильно себя вести на улицах, в общественных местах. С детьми на практике отрабатываются правила поведения на дорогах, рассматриваются типичные для конкретного места ситуации криминогенного характера. На семинарах, которые проходят не реже 1 раза в год течение недели активно используются видеозаписи реальных событий, дети анализируют их, формируя у себя в сознании алгоритм безопасного поведения. Особое внимание уделяется профилактики наркомании

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2009

303

За рубежом

среди несовершеннолетних. Рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением безопасности во время и при угрозе террористических актов, массовых беспорядков, в том числе и во время спортивных соревнований.

Также в ряде школ налажены хорошие творческие связи с мэрией. Представитель мэрии, отвечающий за безопасность в городе, приходит в школу и проводит обучение детей правилам поведения на дорогах, беседы по проблемам взаимоотношений в семьях. Обучение может продолжаться в течение недели.

Службы спасения муниципалитетов также проводят со школьниками обучающие семинары, в ходе которых отрабатываются действия при угрозе и во время пожара, с учащимися старших классов по их желанию отрабатываются навыки оказания первой медицинской помощи. Со школьниками анализируются типичные ситуации, приводящие к пожару в зданиях, а также выходу из строя других систем жизнеобеспечения. Также рассматриваются ситуации, связанные с безопасностью человека на воде и в горах.

Работники медицинских учреждений приходят на встречи со школьниками с целью профилактики наркомании, рассказывают о вреде наркотиков, а также обучают навыкам оказания первой медицинской помощи при различного рода травмах.

Представители психологических центров муниципалитетов также регулярно оказывают помощь образовательным учреждениям. За каждой школой закреплен психолог, который работает в образовательном учреждении 2-3 дня в неделю. Психолог проводит тестирование с целью определения уровня развития познавательной и эмоциональной сферы, организует коррекционноразвивающую работу. Особое внимание уделяется детям, имеющим проблемы в эмоциональной сфере, склонным к асоциальному поведению, а также детям из неблагополучных семей. Так же психолог участвует в работе школы по профилактике вредных привычек среди несовершеннолетних, проводит тренинги общения.

Большое внимание в воспитательном процессе уделяется патриотическому воспитанию молодежи и культуре межнационального общения. В образовательных учреждениях проводятся мероприятия, воспитывающие любовь к родине, ее культурным традициям, народным национальным праздникам, формирующие уважение

к монархии. Большая работа ведется по формированию толерантности у молодежи к представителям других наций, религий, моральных убеждений, а также формированию у школьников гигиенических навыков и пропаганде занятия активным спортом с учетом требований безопасности. Уже с начальной школы (с 8-9 летнего возраста) рассматриваются вопросы, связанные с половым воспитанием, в более старших классах школьников знакомят с основами сексуальной культуры с целью повышения компетентности молодежи в данных вопросах (прежде всего с целью профилактики заболеваний передаваемых преимущественно половым путем).

В большинстве университетов и колледжей как технической, так и гуманитарной направленности в учебных планах имеется курс «Безопасность и гигиена», преподавание которого, как правило, ведутся преподавателями, многие из которых являются координаторами образовательных учреждений по безопасности. Общая трудоемкость курса 75 часов, предмет изучается в течение триместра (3 месяца). Курс «Безопасность и гигиена» включает в себя как лекционные, так и лабораторные занятия, предусматривает самостоятельную работу студентов, в том числе и при помощи ресурсов Интернета. По окончании предусматривается проведение итогового тестирования.

Изучая курс, студенты рассматривают следующие вопросы:

- безопасность в быту (рассматриваются действия при различных опасных ситуациях, возникающих дом, прежде всего, связанные с системами жизнеобеспечения);

- безопасность в природе (изучаются действия при опасных ситуациях природного характера);

- гигиена и здоровье (рассматриваются вопросы сохранения здоровья, в том числе в процессе будущей профессиональной деятельности);

- безопасность при использовании электричества (изучаются способы безопасного использования различных электроустановок и приборов, их влияние на организм человека);

- безопасность при использовании химических веществ (изучаются особенности химических веществ и их влияние на организм человека и окружающую среду, безопасное использование средств бытовой химии, косметики);

- пожарная безопасность (рассматриваются причины возникновения пожаров в зданиях, спо-

304

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

Подготовка учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности за рубежом ...

собы действий при пожаре, современные средства пожаротушения).

В технических вузах существует дополнительный специальный курс с одноименным названием, трудоемкость которого составляет 20 часов, где подробно рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением безопасности в будущей профессиональной деятельности (например, при подготовке инженеров-химиков изучаются возможные риски и опасности на предприятии химической промышленности).

В вузах гуманитарной направленности, в частности университетах, готовящих педагогов, также имеется курс «Безопасность и гигиена», в содержание которого предусмотрено дополнительное изучение вопросов оказания первой помощи детям при травмах. Также студенты, будущие педагоги, овладевают навыками ухода за детьми младшего возраста, способами сохранения своего психического здоровья.

Отметим, что изучая и другие учебные курсы, студенты получают дополнительные знания по различным аспектам жизнедеятельности, связанные с обеспечением ее безопасности. Осуществляется взаимодействие и с другими социальными институтами, организациями, учреждениями, фирмами.

Вопросы, связанные с социальной безопасностью, изучаются студентами при непосредственном участии представителей полиции, медиков, а также людей, профессионально занимающихся спортом, политикой. В учебных заведениях организуются семинары, встречи, лекции, экскурсии.

Полицейские и врачи проводят семинары и лекции по антинаркотической тематике, вопросам, связанным с сексуальным поведением молодежи, а также обучают студентов безопасному поведению в социуме, снижающему риск попадания молодого человека в ситуации кримино-

генного характера. Для студентов организуются тематические экскурсии.

Профессиональные спортсмены ведут рекламную работу по пропаганде занятия спортом, ведения здорового образа жизни. Люди, занимающиеся политикой, рассказывают о положительных и отрицательных моментах политической жизни общества, формируют у студентов основы политической культуры, политическую грамотность, подготавливают их к возможным рискам в этой сфере общественной жизни.

С производственными рисками студенты знакомятся непосредственно во время практики, осуществляя конкретную деятельность по выбранной ими специальности. Также они имеют возможность в получении информации в специализированных центрах безопасности, имеющиеся в каждом муниципальном образовании.

В завершение отметим, что представленный опыт необходимо использовать как в процессе теоретической подготовки студентов - будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности, так и при решении конкретных проблем, связанных с обеспечением безопасности образовательных учреждений, а также вооружении учащихся и студентов знаниями и умениями безопасности жизнедеятельности. В ГОУ ВПО «ШГПУ» имеются разработанные учебно-методические материалы, освещающие зарубежный опыт обеспечения безопасности в образовании, которые используются в процессе преподавания курсов «Безопасность жизнедеятельности», «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности», «Безопасность образовательных учреждений». Имеющиеся материалы востребованы на курсах повышения квалификации учителей ОБЖ и руководителей образовательных учреждений в Ивановском областном институте развития образования.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2009

305

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.