Научно-технические разработки
64
УДК 372. 8. 614
Н.В. Твердохлебов, В.В. Мирочицкий
БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАЩИХСЯ И ДВИЖЕНИЕ «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»
КАК ТЕХНОЛОГИЯ СНИЖЕНИЯ ДЕТСКИХ РИСКОВ
Рассмотрены основные аспекты развития Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности»
Н.В. Твердохлебов
В.В. Мирочицкий
Практика показывает, что одним из наиболее действенных способов привития навыков и умений молодежи разумно и ответственно действовать в условиях экстремальных и чрезвычайных ситуаций является участие во Всероссийском детско-юношеском общественном движении «Школа безопасности».
Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности» образовано ровно 10 лет назад в г. Туле и зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 26.03.1998 г. № 3499 как неправительственное, самоуправляемое, добровольное массовое общественное объединение граждан и юридических лиц на основе общности интересов для реализации уставных целей и задач. Движение осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с МЧС России и Минобразованием России, которые входят в состав его соучредителей. Оно действует на всей территории Российской Федерации на основе принципов добровольности, самоуправления, равноправия, законности и гласности. Место нахождение представительства движения — г. Тула, ул. Пузакова, 78.
В 2003 году движение было включено в Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой.
Основными уставными целями движения являются:
консолидация усилий общества в решении проблем безопасности и спасения детей и молодежи России в условиях воздействия вредных и опасных факторов природного, техногенного, социально-экономического, криминогенного и медико-биологического характера;
реализация государственной молодежной политики, в том числе в области военно-патриотического и гражданского воспитания и образования детей и молодежи;
реализация президентских, правительственных и региональных целевых программ, направленных на обеспечение социально-экономической, экологической, медицинской, информационной безопасности;
защита жизни, здоровья и достоинства людей;
развитие детского и молодежного творчества.
Для достижения указанных целей движением решаются следующие задачи:
содействие осуществлению государственной политики в части оказания методической помощи образовательным учреждениям, учреждениям начального и среднего профессионального образования, общественным объединениям и организациям по подготовке учащейся молодежи в области защиты от ЧС по программе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и курса «Основы безопасности жизнедеятельности»;
содействие приобщению детей и юношества к вопросам личной и коллективной безопасности, развитию их заинтересованности в предотвращении возможных ЧС, оказанию само- и взаимопомощи, умелым и быстрым действиям в любой ЧС;
ТЕХНОЛОГИИ ГРАЖДАНСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
популяризация и пропаганда среди населения основ здорового и безопасного образа жизни;
содействие обучению детей и молодежи практическим навыкам и умению пользоваться коллективными и индивидуальными средствами защиты и эффективным действиям в случае возникновения ЧС, в том числе на пожаре, при совершении дорожно-транспортного происшествия или террористического акта;
проведение с учащимися общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования различных тренировок в форме слетов и соревнований по закреплению навыков поведения в экстремальных ситуациях и здорового образа жизни.
Данное движение предусматривает такие направления деятельности, как участие в создании оздоровительных лагерей труда и отдыха, лагерей специализированной подготовки, полевых лагерей «Юный спасатель», пропаганда здорового образа жизни и другие.
Кроме того, важнейшим элементом движения является участие в организации школьных, районных, городских, областных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных соревнований «Школа безопасности» и других массовых мероприятий с учащейся молодежью.
Соревнования проводятся с целью формирования у школьников сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков и умение поведения в экстремальных ситуациях, стремление к здоровому образу жизни, совершенствование морально-психологического состояния и физического развития подрастающего поколения.
В ходе проведения этапов соревнования решаются следующие задачи:
пропаганды и популяризации среди учащихся здорового и безопасного образа жизни;
проверки уровня и качества практической подготовки учащихся по программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности»;
пропаганда Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности»; выявления лучших команд России.
Соревнования проводятся, как правило, в пять этапов: соревнования образовательных учреждений; районные (городские); соревнования субъектов Российской Федерации; региональные соревнования; финальные Всероссийские соревнования учащихся «Школа безопасности».
Региональные соревнования «Школа безопасности» проводятся по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их проведения и в соответствии с положениями, утверждаемыми региональными центрами МЧС России и органами управления образованием субъектов Российской Федерации, на территории которых они проводятся.
Этими же положениями определяется порядок организации и проведения соревнований «Школа безопасности» в субъектах Российской Федерации, городах, районах и общеобразовательных учреждениях Программа соревнований предусматривает, как правило, проведение следующих видов соревнований и конкурсов:
короткая дистанция — «Полоса препятствий»; длинная дистанция — «Маршрут выживания»; длинная дистанция — «Поисково-спасательные работы»;
организация быта в полевых условиях; конкурсная программа — конкурсы поваров, газет, представления команд.
Опыт показывает, что участие учащихся общеобразовательных учреждений в соревнованиях «Школа безопасности» позволяет на практике применить те знания, которые были получены на уроках ОБЖ, природоведения, экологии и других, вырабатывает ответственное отношение к вопросам личной безопасности, безопасности общества и государства, бережное отношение к окружающей природной среде.
ТЕХНОЛОГИИ ГРАЖДАНСКОЙ безопасности
Научно-технические разработки
65