Научная статья на тему 'Юношеские автомобильные школы центры воспитания высокой культуры и безопасного поведения на дорогах'

Юношеские автомобильные школы центры воспитания высокой культуры и безопасного поведения на дорогах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васнев В. А.

В статье дается научный анализ проблемы безопасности на дорогах и роли юношеских автомобильных школ и клубов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васнев В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юношеские автомобильные школы центры воспитания высокой культуры и безопасного поведения на дорогах»

Научно-технические разработки

УДК 372. 8. 614

В.А. Васнев

ЮНОШЕСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ШКОЛЫ - ЦЕНТРЫ ВОСПИТАНИЯ ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ И БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ

В статье дается научный анализ проблемы безопасности на дорогах и роли юношеских автомобильных школ и клубов

В.А. Васнев

Рост автомобильного парка и развитие улично-дорожной сети страны дает дополнительный импульс развитию отраслей экономики, способствует росту предпринимательской активности, построению развитой инфраструктуры рынка. Вместе с тем, увеличение числа автомобилей является одной из причин заметного роста всех показателей аварийности, осложняет ситуацию на автомобильных дорогах. В 2003 году в России был отмечен самый большой за последние 10 лет рост количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП), числа погибших и раненых в них людей. За год на дорогах России в результате дорожно-транспортных происшествий погибло свыше 35 тыс. человек, из них более 1,5 тыс. детей; пострадало более 243 тыс. чел., в том числе 25 тыс. детей. Большинство ДТП, повлекших человеческие жертвы, произошли по вине самих участников дорожного движения из-за низкой общей культуры их поведения на улицах и дорогах.

Рост детского дорожно-транспортного травматизма в стране заставляет постоянно искать новые, эффективные пути решения этой проблемы.

Первые шаги на пути повышения водительского мастерства, воспитания участников дорожного движения культуре поведения на дорогах с раннего возраста решают юношеские автомобильные школы, действующие в 32 регионах Российской Федерации. Основными из них являются: Московская, Саратовская, Ростовская, Самарская, Пензенская, Курская, Пермская, Ставропольская, Нальчикская, Калининградская, Рязанская и другие.

Главной задачей этих школ — является создание единой целостной системы обучения навыкам безопасного поведения детей и подростков на улицах и дорогах, начиная с 5 летнего возраста. В регионах, где действуют юношеские автомобильные школы, наблюдается тенденция к снижению числа дорожно-транспортных происшествий, а тесное

взаимодействие с педагогическими коллективами общеобразовательных учреждений помогает готовить педагогические кадры для проведения учебной работы в школах по безопасности дорожного движения.

Юношеские автомобильные школы имеют статус учреждений дополнительного образования. За время обучения, учащиеся получают профессиональную подготовку водителей транспортных средств категории «В» или «В, С».

Программа подготовки водителей транспортных средств предусматривает:

3-х годичное обучение: на категорию «В, С» с 14 лет;

2-х годичное обучение: на категорию «В, С» с 15 лет;

Одногодичное обучение: на категорию «В» с 16 летнего возраста.

Работа юношеских автомобильных школ строится с учетом требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения», региональных программ «О безопасности дорожного движения» с учетом требований администраций регионов и городов в вопросах воспитания подрастающего поколения.

Дополнительное образование в школах - это многогранная учебно-воспитательная работа по формированию будущей личности, специалиста-автотранспортника.

Перед коллективами юношеских автошкол стоят следующие педагогические задачи:

а) повышение общего уровня культуры участников дорожного движения - как гарантии безопасности дорожного движения;

б) профессиональная подготовка водительских кадров из числа подростков и молодежи;

в) профессиональная ориентация молодежи на профессии, занятые в автомобильной отрасли;

г) обучение детей и подростков навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах, профилактика дорожно-транспортного травматизма;

д) организация свободного времени в целях профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

е) совершенствование гражданско-патриотического, эстетического, нравственного, физического воспитания;

ж) создание автодромов, автогородков, секций, кружков для детей по обучению безопасному вождению на велосипедах, мотоциклах, автомобилях;

з) организация методической помощи педагогам общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, работникам оздоровительных лагерей, родителям и общественным организациям по проблеме профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Эффективность работы юношеских автошкол вплотную зависит от взаимных контактов с заинтересованными организациями в решении проблем безопасности дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В первую очередь к ним относятся органы управления образованием, ГИБДД, другие структуры органов внутренних дел, транспортные инспекции, органы по молодежной политике, общество Красного Креста, пожарная инспекция МЧС России, центры творчества детей и юношества и другие государственные и общественные организации.

Совместная деятельность различных организаций позволяет расширить учебно-методическую базу по обучению детей основам безопасности дорожного движения, систематически накапливать методических материал, создавать методические кабинеты в помощь учителям общеобразовательных школ, сотрудникам ГИБДД, специалистам по ОБЖ, педагогам оздоровительных лагерей и детских дошкольных учреждений.

Научно-технические разработки

В перспективных планах школ предусматривается также учебно-воспитательная работа, методическая организация учебного процесса, нравственное, эстетическое и физическое воспитание, спортивная работа и предметные недели.

В своей деятельности юношеские автомобильные школы основное внимание уделяют организации и проведению цикла профилактических мероприятий, познавательных игровых программ по безопасности дорожного движения. К ним относятся такие программы, как «Дорожные знаки», «Веселые водители», «Юные велосипедисты», тир «Светофор», «Жесты регулировщика» и многие другие.

Проводимая в школах спортивно-массовая работа предусматривает подготовку спортивных команд по юношескому автомногоборью: проведение учебно-тренировочных сборов команд на базе

оздоровительных лагерей, организация и проведение зимнего и летнего всероссийских чемпионатов, спортивных соревнований среди учащихся по волейболу, минифутболу, баскетболу и другим видам спорта, игры и соревнования на местности по ориентированию и «Правилам дорожного движения», участие команд в соревнованиях юных велосипедистов «Безопасное колесо».

Учебный процесс в юношеских автомобильных школах неразрывно связан с воспитанием современной молодежи. Большое внимание педагогические коллективы ЮАШ уделяют гражданско-патриотическому воспитанию, основанному на изучении истории и традиций страны, республики, родного края.

История государства российского богата историческими событиями и народными традициями. Изучая этапы исторического развития страны, педагоги

используют различные методы и формы воспитательной работы. Одной из прогрессивных современных форм воспитания является проведение автопробегов, а познавательной формой развития личности - изучение исторических страниц своего государства.

Многодневные автопробеги проводятся с целью совершенствования гражданско-патриотического воспитания молодежи, совершенствования профессиональных навыков управлением автомобилем в различных погодных условиях.

Юношеская автошкола - это центр работы с детьми, подростками и молодежью по безопасности дорожного движения. Неотъемлемой частью деятельности школ является организация агитационно-массовой работы по безопасности дорожного движения.

Агитационно-массовая работа по безопасности дорожного движения в юношеских автошколах проводится по трем возрастным группам: 1-4 классы, 5-8 классы и 9-11 классы.

С 1 по 4 классы основной формой работой с детьми являются: клубные дни для групп продленного дня общеобразовательных школ, беседы по правилам дорожного движения инспекторов ГИБДД и актива старшеклассников юношеских автошкол, клубы по интересам на базе школ и учреждений дополнительного образования детей «Светофор», «Свисток», «Юный пешеход» и др., проведение конкурсов рисунков по тематике «Грамотный пешеход», тематические утренники, праздники, викторины по правилам дорожного движения, детские автогородки-площадки, где ребята не только изучают правила дорожного движения, но и получают первые навыки управления мини-автомобилями.

После таких курсов теории и практики юные граждане получают удостоверение «Юного пешехода».

В 5-8 классах с ребятами проводятся тематические занятия по изучению отдельных разделов «Правила дорожного движения», организуются их участие в работе клубов «Юных инспекторов движения», кружках и секциях юных велосипедистов, картингистов, мотоциклистов, в которых систематически проводятся региональные соревнования юных велосипедистов «Безопасное колесо» , олимпиады по знанию правил дорожного движения, тематические утренники, праздники, викторины, конкурсы рисунков и плакатов, турниры смекалистых, КВН и др.

Итогом данной работы является вручение удостоверений «Юный инспектор движения».

В 9-11 классах основной формой работы является профессиональная ориентация и подготовка ребят по специальностям, относящимся к автомобильной и транспортной отраслям. С ними постоянно проводится воспитательная работа: организуются встречи с инспекторами ГИБДД, юристами, писателями, экскурсии по историческим местам, тематические автопробеги, летние и зимние чемпионаты по юношескому автомногоборью (региональные и всероссийские).

Для всех ребят — учащихся юношеских автошкол, в период летних каникул на базе отдыха «Прибой» в городе Ейске Краснодарского края на берегу Азов-

ского моря организован профильный лагерь отдыха «Юный автомобилист», который ежегодно принимает свыше 500 человек. Здесь ребята не только отдыхают, но и продолжают совершенствовать полученные в период учебы в юношеских автошколах знания.

В своей деятельности юношеские автомобильные школы особое внимание уделяют созданию и проведению цикла профилактических мероприятий, познавательных игровых программ по безопасности дорожного движения.

Создание познавательных коллективных игр — это обучение и общение на новом уровне, где дети готовы учиться сколько угодно.

Программы по закреплению знаний правил дорожного движения могут быть отнесены к системе дополнительного образования, которые основаны на локальных познавательных программах и на познавательной деятельности учащихся общеобразовательных школ. Во многих школах используются интерактивные компьютерные программы и тренажеры.

Анализ состояния детского дорожно-транс-портного травматизма показывает, что дети не обладают крайне необходимыми для современных условий жизни в городе навыками безопасного поведения в транспортной среде, не умеют верно оценивать и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения. Поэтому особое внимание в работе юношеских автомобильных школ с детьми уделяется моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровыми формами в целях лучшего усвоения и закрепления получаемых знаний.

Главным в воспитательном процессе безопасного поведения на улицах города является формирование у детей уважительного отношения к закону дороги, осознания объективной целенаправленности и необходимого выполнения правил и требований дорожного движения и выработки у них стереотипов безопасного поведения.

Системный подход к воспитанию и обучению участников дорожного движения позволит в ближайшей перспективе повысить общий уровень культуры поведения участников дорожного движения, способствовать развитию у подростков интереса к автомобильной технике, уважительного отношения к нормам и правилам, действующим в сфере безопасности дорожного движения, и в целом оказывать положительное влияние на снижение уровня подростковой преступности, безнадзорности, отвлечение несовершеннолетних от пагубного влияния уличного криминалитета и наркомании.

Этими и другими вопросами сегодня занимаются юношеские автомобильные школы России.

Инициатива и опыт этих школ часто реализуется в рамках Всероссийской программы «Школа безопасности», проводятся конкурсы и олимпиады «Колесо безопасности», соревнования на виртуальных компьютерных автодромах.

Научно-технические разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.