2. Крестьянинов В. Нашей экономике нужно вернуть суверенитет. Иначе страна может погрузиться в хаос // Аргументы недели. - 2011. - № 38. - С. 4.
3. Лифшиц А. С. Развитие фирмы: ресурсно-целевой подход. - Иваново : ОАО «Издательство «Иваново», 2006. - 112 с.
4. Оперативная отчетность территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области за 2011 г.
5. Прогнозирование уровня, динамики и структуры трудового потенциала промышленности Ивановской области на основе модифицированного метода анализа иерархий / А. С. Лифшиц, С. В. Клюзина, С. -А. Шмелев. Отчет по гранту РГНФ 10-02-54607 а/ц. -Иваново, 2010. - 24 с.
6. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий : пер с англ. - М. : Радио и связь, 1989. - 288 с.
Lifshits A. S.,Kljuzina S. V.
SCENARY FORECASTING IN THE SYSTEM OF INDUSTRIAL DEVELOPMENT MANAGEMENT
The article reveals the direction of statistic information use in the system of industrial development management, taking into consideration the possibilities revealed by the modified method of the analysis of hierarchies.
Keywords: potential of the company, the scenary of development, key factors, statistic substantiation of economic estimations and expert evaluations, the turning points, scales of predictable meanings.
УДК 378
Михайлов А. А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье представлен имеющийся опыт подготовки учащихся школ и студентов вузов Израиля и Испании в области безопасности жизнедеятельности и его использование в учебно-воспитательном процессе подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе.
Ключевые слова: подготовка, безопасность жизнедеятельности, учащиеся, студенты, школа, вуз, учебные курсы.
Одной из первоочередных потребностей человека является потребность в безопасности. Уже с древнейших времен люди для того чтобы защитить себя объединялись в сообщества, с течением времени усиливалась роль государства в обеспечении безопасности своих граждан, своих рубежей, устоев, традиций. При этом как бы ни совершенствовалась система безопасности государства, с развитием общества появляются все новые и новые угрозы. В 20 веке в разных странах мира шло формирование систем безопасности, включающих в себя силовые структуры, службы спасения от стихийных бедствий и опасных действий людей. Созданы международные организации, призванные обеспечить безопасность человечества в целом. Во многих странах, где наиболее
часты случаи возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе и связанных с деятельностью социума, осуществлялось и осуществляется по сей день специальная подготовка населения стран к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях. В ряде стран, в том числе и Российской Федерации, ведется целенаправленная и непрерывная подготовка граждан в области безопасности жизнедеятельности, в том числе и учащейся молодежи.
Так, в Российской Федерации с 1991 года в общеобразовательных учреждениях ведется преподавание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). В учебных планах практически всех отечественных вузов есть курс «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), в ряде высших учебных
заведений читаются дисциплины «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях» и «Гражданская оборона». Более 15 лет в вузах страны ведется подготовка учителей ОБЖ, институты повышения квалификации осуществляют переподготовку учителей-предметников, по окончании которой слушатели получают необходимые для качественной организации обучения знания и навыки. Накоплен значительный опыт по подготовке учителей в вузах, защищены докторские и кандидатские диссертации (В.В. Г афнер, С.Н. Вольхин, Л.А. Михайлов, А.А. Михайлов и др.).
При этом отечественному образованию в области безопасности жизнедеятельности интересен опыт зарубежных стран по подготовке учащихся и студентов вузов к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях. Особенно это актуально для студентов, обучающихся по специальности 050104 Безопасность жизнедеятельности, от профессионализма которых во многом зависит эффективность образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности в школе.
Так, при изучении курсов «Обеспечение безопасности образовательного учреждения», «Опасности социального характера и защита от них», «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности» студенты знакомятся с имеющимся зарубежным опытом подготовки учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности в государстве Израиль и королевстве Испании. Изучение данных вопросов осуществляется на лекционных и лабораторных занятиях, при этом используются опубликованные учебно-методические материалы.
В учебных планах общеобразовательных школ Израиля нет специального предмета, подготавливающего учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях, формирующих у них культуру безопасной жизнедеятельности. В школах Израиля учащиеся получают необходимые знания в области безопасности в процессе изучения общеобразовательных дисциплин, а также в ходе изучения различных факультативных курсов. Наиболее распространенными курсами являются обязательные во многих учебных заведения факультативные курсы «Оборона», «Действия в опасностях». Кроме этого, в ряде школ организуется деятельность кружка «Юный полицейский».
Отметим, что каждая школа выбирает для себя соответствующий курс, заключает договор с компанией, занимающейся разработкой, проектирова-
нием и установкой систем безопасности, а также подготовкой постоянного и личного состава. Специалисты компании обучают администрацию школы, учителей, а также участвуют в подготовке школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Во многих школах введен факультативный курс «Оборона». Данный факультативный курс включает в себя следующие разделы: самооборона, поведение человека в чрезвычайной ситуации, психология в экстремальных ситуациях, чрезвычайные ситуации в школе и вне ее.
С учащимися проводят занятия как учителя школы, прошедшие специальную подготовку в компаниях, специализирующихся на обеспечении безопасности образовательных учреждений и имеющих соответствующую лицензию министерства просвещения Израиля, а также полицейские, военные и спасатели. Особый акцент делается на психологическую подготовку школьников к экстремальным ситуациям, формирования у них готовности действовать обдуманно и решительно. Со школьниками проводятся уроки, тренинги, ролевые игры, занятия, формирующие навыки самообороны. Естественно учитываются возрастные особенности школьников, их подготовленность в области безопасности.
Так, на младшей ступени обучения школьники выполняют рисунки чрезвычайных ситуаций, анализируют их, предлагают варианты действий, которые помогут им избежать попадания в них. Большое внимание уделяется формированию навыков безопасного поведения на дорогах, воспитанию у детей определенной транспортной культуры.
В старших классах школы акцент делается на информированность школьников о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера (причины, последствия, правила безопасного поведения). Особое значение в подготовке отводится действиям при угрозе и во время террористических актов, в том числе и в школе (правда инцидентов такого рода в школах Израиля пока не было).
Кроме данного курса, достаточно распространен факультативный курс «Действия в опасностях». Количество учебного времени, необходимое для изучения данного курса, в разных учебных заведениях определяется по разному (от 16 до 52 часов в год). Курс «Действия в опасностях» преподается на разных возрастных этапах (решает администрация школы). Темами данного курса являются: натуральные (природные) опаснос-
ти; профилактика криминала; локальный террор (вандализм); интернациональный террор; первая медицинская помощь.
В процессе изучения данного курса учащиеся знакомятся, прежде всего, с социальными опасностями, причинами их возникновения и правилами действия. Также ведется подготовка обучающихся к действиям в чрезвычайных ситуациях природного происхождения, а также у школьников формируются навыки оказания первой медицинской помощи. В процессе проведения уроков, игр, соревнований, бесед у израильских школьников формируется определенная культура безопасности.
Помимо факультативов, в некоторых израильских школах организованы кружковые занятия по тематике безопасности. В качестве примера можно назвать кружок «Юный полицейский». С учащимися занимаются совместно представители полиции и учителя школы. Подготовка «юных полицейских» начинается в 10-ом классе, более углубленно продолжается в 11-ом классе. В данную группу могут быть зачислены физически здоровые юноши и девушки, которые получили рекомендации учителей и которым были даны положительные характеристики со стороны других учащихся. На каждого ученика, которого зачислили в данную группу, заводится личное дело, где фиксируются все достижения и неудачи школьника.
Программа кружка «Юный полицейский» (32 учебных часа) включает в себя следующие разделы: медицинская помощь пострадавшему; пожарная безопасность; права граждан и полицейских; основы самообороны; вооружение полиции.
Деятельность кружка предусматривает как теоретические, так и практические занятия (количество практических занятий превышает количество теоретических). Самые успевающие учащиеся получают возможность дополнительной подготовки в объеме 10 часов. По желанию школьники могут заниматься восточными единоборствами, боевыми искусствами до 6-ти часов в неделю.
Кроме этого два раза в год для «юных полицейских» организуется военный лагерь, основная цель которого заключается в совершенствовании физической подготовки учащихся, навыков стрельбы из боевого оружия, что необходимо для дальнейшей военной службы. Отметим, что все юноши и девушки по достижению 18-летнего воз-
раста проходят обязательную военную службу в армии обороны Израиля три и два года соответственно, служба в армии считается престижной и необходимой для дальнейшего карьерного роста.
Таким образом, посещая данный кружок, школьники не просто играют в армию, а подготавливают себя к службе в вооруженных силах. Кроме этого, «юные полицейские» помогают полицейским и добровольным дружинникам из числа жителей населенных пунктов охранять порядок, участвовать в патрулировании, помогать в ликвидации опасных ситуаций. При этом каждый школьник на время патрулирования получает боевое оружие (карабин), имеет специальное удостоверение и личную рацию.
Говоря о подготовке учащейся молодежи Испании в области безопасности жизнедеятельности, модно отметить, что в дошкольных образовательных учреждениях, как государственных, так и частных, проводятся отдельные занятия с тематикой безопасности. Детей учат общению в обществе, с ними проводятся спортивные игры, в процессе которых детям объясняют как не получить травму. При этом важная роль в первичном овладении детьми азами безопасности отводится семье. Родители обучают своих детей жизненно важным навыкам, касающихся, прежде всего, вопросов безопасности в быту и на улице.
В школах, дающих учащимся среднее образование, нет отдельного курса, аналогичного российскому курсу «Основы безопасности жизни». Вопросы, связанные с безопасностью жизнедеятельности, школьники изучают в рамках других школьных курсов. В школе имеются алгоритмы - инструкции по типичным опасным и чрезвычайным ситуациям, разработанные центрами министерства образования, отвечающим за безопасность школ и детских садов, с которыми школьники знакомятся как на уроках, так и на воспитательных занятиях со своим классным руководителем.
В школах ежегодно проводятся учебные тренировки, эвакуации из здания по сигналам «пожар», «угроза взрыва». При этом ситуация, связанная с угрозой террористического акта, моделируется в образовательных учреждениях Испании крайне редко.
Задача современной испанской школы - научить детей быть взрослыми, подготовить их к профессиональной деятельности и безопасно существовать в социуме. В процессе решения
данной задачи образовательные учреждения тесно сотрудничают с мэрией, местной полицией, службами спасения, медицинскими учреждениями, психологическими центрами.
Полицейскими проводятся семинары, в том числе и на улицах городов и поселков, в ходе которых школьникам рассказывается как правильно себя вести на улицах, в общественных местах. С детьми на практике отрабатываются правила поведения на дорогах, рассматриваются типичные для конкретного места ситуации криминогенного характера. На семинарах, которые проходят не реже 1 раза в год течение недели активно используются видеозаписи реальных событий, дети анализируют их, формируя у себя в сознании алгоритм безопасного поведения. Особое внимание уделяется профилактики наркомании среди несовершеннолетних. Рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением безопасности во время и при угрозе террористических актов, массовых беспорядков, в том числе и во время спортивных соревнований.
Также в ряде школ налажены хорошие творческие связи с мэрией. Представитель мэрии, отвечающий за безопасность в городе, приходит в школу и проводит обучение детей правилам поведения на дорогах, беседы по проблемам взаимоотношений в семьях. Обучение может продолжаться в течение недели.
Службы спасения муниципалитетов также проводят со школьниками обучающие семинары, в ходе которых отрабатываются действия при угрозе и во время пожара, с учащимися старших классов по их желанию отрабатываются навыки оказания первой медицинской помощи. Со школьниками анализируются типичные ситуации, приводящие к пожару в зданиях, а также выходу из строя других систем жизнеобеспечения. Также рассматриваются ситуации, связанные с безопасностью человека на воде и в горах.
Работники медицинских учреждений приходят на встречи со школьниками с целью профилактики наркомании, рассказывают о вреде наркотиков, а также обучают навыкам оказания первой медицинской помощи при различного рода травмах.
Представители психологических центров муниципалитетов также регулярно оказывают помощь образовательным учреждениям. За каждой школой закреплен психолог, который работает в образовательном учреждении 2-3 дня в неделю. Психолог проводит тестирование с целью определения уровня развития познавательной и эмоциональной
сферы, организует коррекционно-развивающую работу. Особое внимание уделяется детям, имеющим проблемы в эмоциональной сфере, склонным к асоциальному поведению, а также детям из неблагополучных семей. Так же психолог участвует в работе школы по профилактике вредных привычек среди несовершеннолетних, проводит тренинги общения.
Большое внимание в воспитательном процессе уделяется патриотическому воспитанию молодежи и культуре межнационального общения. В образовательных учреждениях проводятся мероприятия, воспитывающие любовь к родине, ее культурным традициям, народным национальным праздникам, формирующие уважение к монархии. Большая работа ведется по формированию толерантности у молодежи к представителям других наций, религий, моральных убеждений, а также формированию у школьников гигиенических навыков и пропаганде занятия активным спортом с учетом требований безопасности. Уже с начальной школы (с 8-9 летнего возраста) рассматриваются вопросы, связанные с половым воспитанием, в более старших классах школьников знакомят с основами сексуальной культуры с целью повышения компетентности молодежи в данных вопросах (прежде всего с целью профилактики заболеваний передаваемых преимущественно половым путем).
В большинстве университетов и колледжей как технической, так и гуманитарной направленности в учебных планах имеется курс «Безопасность и гигиена», преподавание которого, как правило, ведутся преподавателями, многие из которых являются координаторами образовательных учреждений по безопасности. Общая трудоемкость курса 75 часов, предмет изучается в течение триместра (3 месяца). Курс «Безопасность и гигиена» включает в себя как лекционные, так и лабораторные занятия, предусматривает самостоятельную работу студентов, в том числе и при помощи ресурсов Интернета. По окончании предусматривается проведение итогового тестирования.
Изучая курс, студенты рассматривают следующие вопросы:
- безопасность в быту (рассматриваются действия при различных опасных ситуациях, возникающих дом, прежде всего, связанные с системами жизнеобеспечения);
- безопасность в природе (изучаются действия при опасных ситуациях природного характера);
- гигиена и здоровье (рассматриваются вопросы сохранения здоровья, в том числе в процессе будущей профессиональной деятельности);
- безопасность при использовании электричества (изучаются способы безопасного использования различных электроустановок и приборов, их влияние на организм человека);
- безопасность при использовании химических веществ (изучаются особенности химических веществ и их влияние на организм человека и окружающую среду, безопасное использование средств бытовой химии, косметики);
- пожарная безопасность (рассматриваются причины возникновения пожаров в зданиях, способы действий при пожаре, современные средства пожаротушения).
В технических вузах существует дополнительный специальный курс с одноименным названием, трудоемкость которого составляет 20 часов, где подробно рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением безопасности в будущей профессиональной деятельности (например, при подготовке инженеров-химиков изучаются возможные риски и опасности на предприятии химической промышленности).
В вузах гуманитарной направленности, в частности университетах, готовящих педагогов, также имеется курс «Безопасность и гигиена», в содержание которого предусмотрено дополнительное изучение вопросов оказания первой помощи детям при травмах. Также студенты, будущие педагоги, овладевают навыками ухода за детьми младшего возраста, способами сохранения своего психического здоровья.
Отметим, что изучая и другие учебные курсы, студенты получают дополнительные знания по различным аспектам жизнедеятельности, связанные с обеспечением ее безопасности. Осуществляется взаимодействие и с другими социальными институтами, организациями, учреждениями, фирмами.
Вопросы, связанные с социальной безопасностью, изучаются студентами при непосредственном участии представителей полиции, медиков, а также
людей, профессионально занимающихся спортом, политикой. В учебных заведениях организуются семинары, встречи, лекции, экскурсии. Полицейские и врачи проводят семинары и лекции по антинарко-тической тематике, вопросам, связанным с сексуальным поведением молодежи, а также обучают студентов безопасному поведению в социуме, снижающему риск попадания молодого человека в ситуации криминогенного характера. Для студентов организуются тематические экскурсии.
Профессиональные спортсмены ведут рекламную работу по пропаганде занятия спортом, ведения здорового образа жизни. Люди, занимающиеся политикой, рассказывают о положительных и отрицательных моментах политической жизни общества, формируют у студентов основы политической культуры, политическую грамотность, подготавливают их к возможным рискам в этой сфере общественной жизни.
С производственными рисками студенты знакомятся непосредственно во время практики, осуществляя конкретную деятельность по выбранной ими специальности. Также они имеют возможность в получении информации в специализированных центрах безопасности, имеющиеся в каждом муниципальном образовании.
В завершение отметим, что представленный опыт необходимо использовать как в процессе теоретической подготовки студентов - будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности, так и при решении конкретных проблем, связанных с обеспечением безопасности образовательных учреждений, а также вооружении учащихся и студентов знаниями и умениями безопасности жизнедеятельности.
Библиографический список
1. Михайлов А. А. Подготовка учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности за рубежом (на примере Израиля и Испании) // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2009. - № 4. -С. 301-305.
Mikhailov A. A.
FOREIGN EXPERIENCE IN TRAINING TEACHERS LIFE SAFETY
The article presents the experience of preparation of school studentsand students of Israel and Spain’s security of life and its use in the educational process of training teachers of life safety at the Pedagogical University.
Keywords: training, PSHE (Personal, Social and Health Education), school students, university students, school, university, educational courses.