Научная статья на тему 'Организация учебного процесса при изучении основ безопасности жизнедеятельности в лицейской системе обучения'

Организация учебного процесса при изучении основ безопасности жизнедеятельности в лицейской системе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шувалов Владлен Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация учебного процесса при изучении основ безопасности жизнедеятельности в лицейской системе обучения»

Шувалов Владлен Александрович,

преподаватель-организатор «Основ безопасности жизнедеятельности»

МОУ лицей №2 г. Одинцово

Организация учебного процесса при изучении основ безопасности жизнедеятельности в лицейской системе обучения

В общей системе учебных дисциплин предмет ОБЖ имеет свою специфику:

- во-первых, он носит практический характер, что предусматривает не просто накопление теоретических знаний, а формирование через полученные знания осмысленных и устойчивых практических навыков;

- во-вторых, предмет ОБЖ носит комплексный характер, что предусматривает его интеграцию с такими учебными предметами как химия, физика, биология...

Вместе с тем, за время существования ОБЖ в учебной программе сложился прочный стереотип его как предмета второго порядка, что создает облегченный подход учителей, администрации к его преподаванию, некритическую оценку результативности учебного процесса. Во многих школах до сих пор нет кабинетов ОБЖ, крайне скудная учебно-материальная база, финансирование учебного процесса происходит по остаточному принципу, не систематизирована структура преподавания: в одних школах изучение ОБЖ начинается с 5-х классов, в других с 9-х, в большинстве школ этот предмет изучают в 10-11-х классах, рекомендованная Министерством образования учебная программа предусматривает изучение ОБЖ с 1-х классов.

Отсутствие четкой концепции предмета порождает стремление втиснуть в его рамки все проблемные вопросы, начиная от правил дорожного движения до проблем безопасного секса.

Исходя из этих особенностей мы стремимся строить учебный процесс с учетом следующих направлений:

1. Повышение познавательного интереса к предмету со стороны учеников, заинтересованности их родителей, администрации, учителей других направлений. В основу было положено создание учебноматериальной базы, полностью соответствующей курсу обучения с опорой на собственные силы. Была развернута акция «Школа — тебе, ты - школе», в рамках которой ученики своими руками разрабатывали и создавали учебные стенды, с помощью родителей собирали учебные экспонаты и наглядные пособия. Сложилась традиция, когда каждый выпускной класс

вносит свой вклад в совершенствование кабинета ОБЖ.

Всё это способствовало формированию у учащихся особого отношения к предмету. Ведь давно известно: человек ничего так дорого не ценит, как результаты собственного труда.

Сегодня кабинет полностью обеспечен компьютерной техникой, видеоаппаратурой и видеоматериалами, демонстрационными приборами, средствами индивидуальной защиты не только для обеспечения учебного процесса, но и для практического применения в условиях чрезвычайных ситуаций. В наличии имеется более 200 фильтрующих противогазов, 1600 ВМП, 32 аптечки коллективного пользования, 3 медицинские сумки, 3 медицинских носилок, 10 защитных костюмов (Л-1 и ОЗК), более 10 приборов радиационной и химической разведки. Два года кабинет занимает 1 место по итогам смотра в районе и отмечается на областных смотрах.

Повышению практического интереса к предмету способствует создание учебных формирований гражданской обороны, куда входят все учащиеся 11-х классов. На тренировках, показных занятиях ученики отрабатывают действия по сигналу тревоги, организации эвакуации учащихся младших классов при чрезвычайных ситуациях, оказанию медицинской помощи пострадавшим.

Из наиболее подготовленных учащихся 11-х классов созданы постоянно действующие лекторские группы, которые во время классных часов, внеклассных мероприятий обучают учащихся начальной школы, среднего звена действиям в условиях пожара, пользованию индивидуальными средствами защиты, проводят занятия о правилах безопасного поведения, пагубности вредных привычек и т.д.

В рамках военно-патриотического воспитания и программы «Школа безопасности» в лицее создан военно-спортивный отряд «Авангард», который неоднократно занимал призовые места на районных, зональных и областных соревнованиях.

Прилагаемые усилия позволили в корне изменить отношение учащихся к изучению предмета.

В течение последних 3-х лет на выпускных экзаменах предмет ОБЖ по выбору сдают от 80% до 90% всех выпускников.

В 2006-2007 учебных годах на экзаменах не было ни одной неудовлетворительной оценки. Количество отличных оценок составляло 80-85%.

Повысился в глазах выпускников авторитет военной службы. В 2003-2007 годах в ВВУЗы поступило 17% всех выпускников. Показателен факт: в 2005 году из состава военно-спортивного отряда «Авангард» (15 учащихся) выбрали себе военную профессию - 9 (60%).

2. Определение четкой концепции предмета и формулирование его основных задач. Это выявило определенную несогласованность с содержанием учебников и рекомендованных учебных программ, что привело к необходимости создания авторской программы. Программа прошла апробацию в АПК ПРНО и в ближайшее время будет опубликована в печати.

Цель программы - переход от общего информирования и примитивной отработки первичных практических навыков к обеспечению научности предмета, осознанности практических действий в любых самых сложных условиях обстановки.

Программа предусматривает:

- отказ от обилия второстепенной, поверхностной информации, не способствующей формированию новых знаний и конкретизацию основных вопросов учебного курса;

- повышение теоретической составляющей предмета при обеспечении его общей практической направленности. С этой целью используются такие формы обучения, как решение ситуационных задач, проведение комбинированных уроков с участием преподавателей смежных предметов: химии, физики, биологии, защита совместных авторских проектов;

- превращение предмета ОБЖ в экспериментальную площадку внедрения инновационных технологий, в том числе и компьютерных. При этом компьютер используется не как накопитель информации, а как метод обучения. В настоящее время силами учащихся и учителей информатики разрабатываются программы:

- компьютерного тестирования;

- компьютерной презентации авторских проектов;

- компьютерной дискуссии.

Авторская программа позволяет систематизировать обучение, четко очертить все основные вопросы учебного плана.

3. Обеспечение результативности учебного процесса. В этом направлении имеются определённые проблемы. В условиях постоянного увеличения информационного воздействия на школьников (увеличения количества предметов и объема учебного материала) снижается качество обучения, интерес обучающихся к учёбе, их мотивация к накоплению новых знаний.

Изжила себя традиционная система домашних заданий, которая приводит к значительной перегрузке детей и отторжению ими этой формы обучения.

У некоторых учащихся сложилась завышенная самооценка своих способностей.

Не секрет, что, стремясь к повышению учебной активности обучающихся, учитель не всегда критически относится к качеству организации урока, новизне, доступности предлагаемого учебного материала. Здесь сказывается и «погоня» учителя за количеством

учебных часов, и накопление психологической усталости, и отсутствие самоконтроля за результатом своей деятельности.

Таким образом, в дальнейшем совершенствовании нуждается не только учебная деятельность обучающихся, но и деятельность учителя.

Поиск решения этих проблем привел к созданию комплексной методики обеспечения результативности учебного процесса, которая включает два основных компонента:

- системный анализ качества обучения;

- рейтинговую оценку учебных результатов обучающихся.

Системный анализ качества обучения позволяет:

- обеспечить объективный постоянный контроль за полнотой выполнения учебного плана;

- определить динамику обученности класса в ходе изучения всех тем учебного плана, а также динамику успеваемости каждого ученика;

- оперативно проводить корректировку учебного плана в зависимости от качества усвоения вопросов учебных тем;

- оценивать уровень работы учителя и качество организации им процесса обучения;

- обеспечить постоянный самоконтроль учителя за качеством своей педагогической деятельности;

- по результатам обученности выстраивать образовательные траектории учебных коллективов с целью анализа их потенциальных возможностей и эффективности применения новых инновационных технологий.

Рейтинговая оценка результатов учебной деятельности обучающихся отличается тем, что она определяет не только уровень знаний, но и уровень участия ученика в учебно-воспитательном процессе.

Она предусматривает:

- полный отказ от неудовлетворительной оценки труда учащихся;

- обеспечение полного включения ученика в учебный процесс путем введения стимулирующих баллов за каждый его элемент (наличие учебников, конспектов, присутствие на уроках, личная дисциплина и т.д.), что позволяет учителю в полной мере использовать внутреннюю мотивацию учащегося;

- замену традиционной формы домашних заданий формой самообучения на уроке, которая одновременно является и формой контроля качества сформированных знаний;

- предоставление каждому ученику возможности самостоятельного выбора форм накопления знаний по темам учебного плана путем написания и защиты рефератов, выполнения ученических научноисследовательских работ, расширяющих и углубляющих содержание учебного материала, участия в олимпиадах и конкурсах по изучаемому предмету, прове-

дения самостоятельных занятий, консультаций, бесед в младших классах.

Рейтинговая оценка позволяет:

- поддерживать высокой внутреннюю мотивацию учащихся за счет снижения их зависимости от случайно полученного результата, возможности прогнозировать и активно участвовать совместно с учителем в формировании итоговой оценки своих достижений;

- поощрять активность и самостоятельность в выборе форм совершенствования знаний, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки самооценочной деятельности учащихся;

- формировать умения постановки цели, планирования и организации индивидуальной учебной деятельности;

- повысить заинтересованность родителей в индивидуальных достижениях детей в ходе учебновоспитательного процесса.

Для дальнейшего совершенствования методики предусматривается расширить перечень поощрительных форм рейтинговой оценки, включить в него лич-

ный вклад учащихся в совершенствование учебного процесса (изготовление стендов, диаграмм, наглядных пособий, разработку тестов и аналитических задач, результаты конкурсов контрольных и самостоятельных работ, участие в подготовке открытых уроков, выступления на семинарах и др.).

Для активизации познавательной деятельности учащихся, повышения практического интереса к изучаемому предмету в тематический план будут включены нетрадиционные формы обучения (семинары, моделирование ситуаций, презентации авторских проектов), используемые как дополнительные формы контроля качества обучения.

Исходя из особенностей учебного процесса, будет проведена корректировка учебной программы с акцентом на увеличение времени самостоятельного изучения учебного материала и анализа проблемных вопросов учебных тем.

Таковы некоторые приемы и методы, используемые при организации учебного процесса и обеспечивающие положительный результат.

Губогло Зиновия Ивановна,

заместитель директора МОУ СОШ №2 г. Салехард

Свиридова Елена Михайловна,

к.п.н., доцент г. Москва

Педагогическая компетентность и профессиональное мастерство педагогов

Проект

«Интерес к познанию — основа обучения»

Традиционно повышение квалификации учителей, как правило, идет по нескольким направлениям: курсы повышения квалификации, методическая работа через семинары, городские и школьные методические объединения.

Часто программы курсовых переподготовок составлены с учетом общих проблем и в целях удовлетворения общих потребностей педагогов.

Такой подход исключает адресность, а соответственно и качество курсовой переподготовки, кроме того, это требует больших финансовых затрат, учитывая, что школа находится в ЯНАО.

Система повышения квалификации в современных условиях школы требует проектирования, создания и внедрения необходимых условий для обучения педагога умению «оптимизировать профессиональную мобильность».

Основные цели и функции образования: удовлетворение потребностей личности, общества, экономики:

• личности — в самосовершенствовании;

• общества — в формировании социально активной и адаптирующейся к реалиям жизни личности;

• экономики — в подготовке компетентного, эффективного работника.

Современное образование формирует личность активную, компетентную и эффективно участвующую в экономической, социальной и личной жизни.

Инновационный образовательный проект внутришкольной системы повышения квалификации педагогов на базе МОУ СОШ №2 города Салехарда разработан на основе результатов инновационной деятельности в рамках программы развития программы «Развитие муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Салехарда на период с 2006 по 2011 гг.» (далее Программа).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.