Научная статья на тему 'Применение современных компьютерных технологий в общеобразовательных заведениях на уроках основ безопасности жизнедеятельности'

Применение современных компьютерных технологий в общеобразовательных заведениях на уроках основ безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1457
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES AND COMPUTER TECHNOLOGY / FOUNDATIONS OF LIFE SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маренчук Юлия Александровна, Рожков Сергей Юрьевич, Качалова Ольга Александровна

Статья посвящена анализу применения современных компьютерных технологий в общеобразовательных заведениях на уроках основ безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маренчук Юлия Александровна, Рожков Сергей Юрьевич, Качалова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of modern computer technology in secondary schools in the classroom OBZh

This article analyzes the use of modern computer technology in secondary schools in the classroom basics of life safety.

Текст научной работы на тему «Применение современных компьютерных технологий в общеобразовательных заведениях на уроках основ безопасности жизнедеятельности»

КОНЦЕПТ

Маренчук Ю. А., Рожков С. Ю., Качалова О. А. Применение современных компьютерных технологий в общеобразовательных заведениях на уроках основ безопасности жизнедеятельности // Концепт. - 2014. -

научно-методический эАыроши* журна, ^Z^llZ^ ^Гос." ^

ART 14732 УДК 004:373.1 Эл № фс 77-49965. - issn 2304-120Х.

Маренчук Юлия Александровна,

кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности факультета физической культуры Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь antropophit@mail.ru

Рожков Сергей Юрьевич,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь rozshkov69@gmail.com

Качалова Ольга Александровна,

старший преподаватель кафедры естественнонаучных и гуманитарных дисциплин Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, филиал в г. Пятигорске Ставропольского края, г. Пятигорск olyakachalowa@yandex. ru

Применение современных компьютерных технологий в общеобразовательных заведениях на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Аннотация. Статья посвящена анализу применения современных компьютерных технологий в общеобразовательных заведениях на уроках основ безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: основы безопасности жизнедеятельности, цифровые образовательные ресурсы, компьютерные технологии.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Современный мир невозможно представить без компьютерных технологий. Ими пронизана вся сфера деятельности человека и образование - не исключение. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках - необходимость, продиктованная суровыми условиями современности, требованиями к знаниям, умениям и навыкам. Но не только грамотность в обращении с компьютером необходима учителю, но и методика работы на уроке. Цифровые образовательные ресурсы позволяют реализовывать ранее трудно достигаемые принципы в обучении, такие как - индивидуальный подход, динамичный контроль уровня знаний, наглядность, доступность [1].

Стратегической целью модернизации школьного образования является достижение нового качества образования. В «Основных направлениях модернизации образования», одобренных Правительством РФ, акцентируется внимание на необходимость изменения методов обучения, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт самоорганизации. Современное образование предусматривает значительное расширение роли информационных технологий как эффективного средства самосовершенствования и самообразования обучающихся.

Цифровых образовательных ресурсов, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой

f\j ■Л f\j

КОНЦЕПТ

Маренчук Ю. А., Рожков С. Ю., Качалова О. А. Применение современных компьютерных технологий в общеобразовательных заведениях на уроках основ безопасности жизнедеятельности // Концепт. - 2014. -

иау^етоди.ес.ий эЛ^п^ониый ^^^^^

ART 14732 УДК 004:373.1 Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Мы рассматриваем компьютер на уроке как современное техническое средство обучения, обеспечивающее в руках квалифицированного педагога оптимальное решение образовательных задач. Компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Согласимся, компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения и организации условий, которые необходимы для успешного решения образовательных задач. Положительным результатом является активизация учебного процесса, возможность комбинировать традиционные формы обучения и обучение с использованием информационных технологий, что позволяет работать по современным педагогическим технологиями [2; 3].

Хотя дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» довольно молодая, но электронные обучающие программы, пособия, учебники, мультимедиаэнцикло-педии и другие компьютерные продукты находят все большее распространение в учебном процессе. Сегодня они широко применяются не только при использовании традиционных методов обучения, но и в дистанционной форме обучения. В таблице представлена спецификация комплектов компьютерного и проекционного оборудования, рекомендуемого для оснащения кабинетов основ безопасности жизнедеятельности.

Перечень компьютерных пособий и обучающих программ по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

№ Наименование пособия, программы Классы Содержание Разработчик

1 Электронная библиотека наглядных пособий по основам безопасности жизнедеятельности 5-11 Библиотека содержит 2470 информационных объектов реалистического и синтезированного визуальных рядов, звукоряда, деловой графики и символов, соответствующих учебным программам 5-11-х классов общеобразовательных учреждений Издательство «Дрофа» ООО «Кирилл и Мефодий»

2 Безопасность на улицах и дорогах 1-5 Рассматриваются элементы дорог и улиц, дорожные знаки и разметка, сигналы регулирования, правила поведения на дорогах, правила поведения в автотранспорте, причины дорожно-транспортного травматизма, действия при дорожно-транспортных происшествиях НТЦ «Поиск-ХХ1»

3 Первая медицинская помощь при травмах, ранениях, шоке, клинической смерти 6-7 Первая помощь при ожогах, порезах, ушибах, вывихах, переломах, ранениях, порядок наложения им-мобилизирующих средств, кровоостанавливающих жгутов, стерильных повязок, способы транспорти- Комплект программ «Гало»

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14732 УДК 004:373.1

Маренчук Ю. А., Рожков С. Ю., Качалова О. А. Применение современных компьютерных технологий в общеобразовательных заведениях на уроках основ без опасности жизнедеятельности // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 18. - ART 14732. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14732.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

№ Наименование пособия, программы Классы Содержание Разработчик

ровки при различных травмах, ранениях, порядок проведения противошоковых и реанимационных мероприятий

4 Вредные привычки 5-9 Виды и опасности вредных привычек, влияние вредных привычек на здоровье человека, первая медицинская помощь при алкогольном и наркотическом отравлении Компьютерные обучающие программы НИИ общественного здоровья Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова

5 Мультимедийный учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 Учебник на CD-ROM составлен в соответствии с Программой, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации для 10-х классов общеобразовательной школы Министерство образования Российской Федерации

6 Энциклопедия. Выживание в экстремальных условиях 5-11 Пособие по выживанию в любых экстремальных условиях, будь то война или жизнь в современной России ООО «Эликтан»

7 Безопасность жизнедеятельности 10-11 Учебно-методический комплекс содержит: электронное учебное пособие, тесты, справочный и методический материал. Пособие знакомит с основами безопасности личности, формирует представления и навыки защиты общества и государства от источников чрезвычайных ситуаций, а в военное время от опасностей возникающих при ведении военных действий Федеральное агентство по образованию Томский государственный университет, институт дистанционного образования

8 Безопасность жизнедеятельности 10-11 Учебный компьютерный курс предназначен для изучения общих опасностей, угрожающих каждому человеку и соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека Корпорация «Ди-плоль»

9 Первая медицинская помощь 5-11 Представлены полные рекомендации по действиям в следующих ситуациях: травмы, кровотечения, попадание инородного тела, вредные воздействия окружающей среды, укусы насекомых, змей и пр., инфекции, отравления, нетравматические боли, нервно-психические расстройства ООО «Меридиан»

10 Правила дорожного движения для детей 1-5 Мультимедийный диск расскажет детям о правилах дорожного движения в увлекательной веселой форме. ID COMPANY

11 Нескучные уроки ПДД для детей 1-5 Программа расскажет ребенку, почему нельзя перебегать дорогу на красный свет или кататься на санках вблизи проезжей части. Веселые и красочные герои объяснят ЗАО БУКА

ru Q м

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14732 УДК 004:373.1

Маренчук Ю. А., Рожков С. Ю., Качалова О. А. Применение современных компьютерных технологий в общеобразовательных заведениях на уроках основ без опасности жизнедеятельности // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 18. - ART 14732. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14732.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

№ Наименование пособия, программы Классы Содержание Разработчик

ребенку, как вести себя на дороге, и разберут все на конкретных примерах, а материал, преподнесенный в виде смешных мультиков, поможет ребенку представить себя на месте главных героев

12 Основы безопасности жизнедеятельности 1-4 В учебник включен большой объем видеоматериала, иллюстрирующий темы уроков ООО «1 С-Паблишинг»

13 Структура Вооруженных сил Российской Федерации 9-11 Интерактивное наглядное пособие поможет педагогам успешно и эффективно проводить работу по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Информация диска будет способствовать формированию у обучаемых конкретных представлений о предназначении и структуре Вооруженных сил РФ, их видов и родов войск, о боевых характеристиках и устройстве основных видов оружия и военной техники ООО «Дрофа»

14 Кроссворд по курсу ОБЖ 6-11 В компьютерно-обучающей программе по курсу ОБЖ реализованы режим обучения (решения кроссвордов) и режим подготовки учебного материала (разработка кроссвордов) ЗАО «Научно-проектный центр исследования риска и экспертизы безопасности»

Кроме компьютерных пособий и энциклопедий можно рекомендовать следующие программы:

Программа автоматизированных расчетов задач по ГО «АРГО»;

Комплексная оценка обстановки при ЧС (2 части);

Программа прогнозирования масштабов поражения АХОВ при авариях на опасных химических объектах и транспорте;

набор тестирующих программ - «Стрессоустойчивость», «Мотивационные установки», «Определение тревожности», «Способности человека справиться с ЧС»;

Прикладные программы - «MMPI V. 4.7» (комплексный тест общей профориентации), «Тест Томаса V. 1.0S» (методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению), «Биоритмы V. 4.0» (определение индивидуальных биоритмов человека, автор В. Г. Андреев), «Гриша» (определение некоторых антропометрических и физиологических показателей, автор Г. Добрушкин), «Домашний доктор V. 2.0» и «Symptoms» (примерная диагностика заболеваний, авторы В. Ким,

A. Андрущенко), «Не кури» (определение склонности к табакокурению, автор

B. В. Козлов), «Заболеваемость V. 1.0» (анализ годовой и многолетней заболеваемости, автор А. Иоксша), «RoadMark V. 2.11» (изучение и проверка знаний дорожных знаков, автор А. Муртазин), «Утан» (обучающие и контролирующие тесты и ситуационные задачи по оказанию первой медицинской помощи, авторы Д. В. Васильев и др.).

Непосредственно, кроме информатизации учебного процесса, создаются фильм-слайды в формате презентаций Power Point, а самым эффективным способом передачи и получения информации сегодня является глобальная сеть Интернет.

КОНЦЕПТ

Маренчук Ю. А., Рожков С. Ю., Качалова О. А. Применение современных компьютерных технологий в общеобразовательных заведениях на уроках основ безопасности жизнедеятельности // Концепт. - 2014. -

научно-методический эАыроши* журнал ^Z^llZ^ 0*7осГ ^

ART 14732 УДК 004:373.1 Эл № фс 77-49965. - issn 2304-120Х.

Цифровые образовательные ресурсы реализуют одно из наиболее перспективных применений новых информационных технологий в преподавании и изучении предмета. Они позволяют давать иллюстрации важнейших понятий курса ОБЖ на уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения. В их основе заложено существенное повышение наглядности, активизации познавательной деятельности ученика, сочетания механизмов вербально-логического и образного мышления.

Нами было проведено анкетирование учителей школ города Ставрополя, в результате чего, нам удалось собрать сведения, об уровне качества и частоте использования информационных компьютерных технологий на уроках ОБЖ [4].

Содержание анкеты:

Уважаемый преподаватель, ответьте на вопросы, высказав свое мнение по использованию компьютерных технологий на уроках ОБЖ.

Аббревиатура: КТ - компьютерные технологии,

ТСО - технические средства обучения,

ЦОР - цифровые образовательные ресурсы.

Позволяет ли вам материально-техническая база Вашей школы применять современные ТСО, КТ и ЦОР на уроках ОБЖ? Да Нет

- ТСО КТ ЦОР

- Не позволяет

Укажите процент использования ТСО на уроках ОБЖ:

- 100%

- 75%

- 50%

- 25%

- 0%

Какие из перечисленных технических средств обучения и наглядности Вы чаще всего используете на занятиях:

- Макеты и муляжи

- Учебные видеофильмы

- Компьютерные обучающие программы и пособия

- Тренажеры

- Образцы приборов, инструментов и оборудования

- Плакаты

- Другие (какие)_

- Не использую

Используете ли вы в процессе преподавания ОБЖ КТ? Да Нет

Какие КТ вы используете в учебном процессе?

- Мультимедийные презентации

- Слайды

PU г М

КОНЦЕПТ

Маренчук Ю. А., Рожков С. Ю., Качалова О. А. Применение современных компьютерных технологий в общеобразовательных заведениях на уроках основ безопасности жизнедеятельности // Концепт. - 2014. -

научно-методический эЛктронныи журнал ^Vo," ^

ART 14732 УДК 004:373.1 Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

- Видео-, аудиоклипы

- Флеш^^^-анимации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каковы основные причины недостаточного применения КТ в образовательном процессе?

- Отсутствие компьютера на рабочем месте учителя

- Недостаток знаний по методике использования компьютера в учебном процессе

- Отсутствие навыков работы на компьютере

- Другое_

Используете ли Вы ЦОР на уроках ОБЖ?

Да Нет

Какие ЦОР Вы используете на занятиях?

- Энциклопедии

- Интерактивные наглядные пособия

- Электронные учебники

- Самоучитель TechPro

- Другое_

Знакомы ли вы с библиотекой электронных наглядных пособий «ОБЖ 5-11 классы» (издательство «Дрофа» ООО «Кирилл и Мефодий»)? Да Нет

Считаете ли Вы обязательным сегодня в школе на уроках ОБЖ применять КТ и ЦОР? Да Нет

Что Вы сами предпринимаете для внедрения КТ и ЦОР в обучение?

- Обучение работе на компьютере

- Приобретение обучающих дисков в магазинах

- Другое_

Ваш возраст:

- 21-40

- 41-50

- 51-60

- 60 и более.

В анкетировании принимали участие учителя разных школ городов Ставрополя и Пятигорска.

Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать вывод, что уровень использования компьютерных технологий на уроках ОБЖ достаточно низок, однако педагоги понимают необходимость использования цифровых технологий в обучении. Так же, необходимо обратить внимание, что зачастую, препятствием становится не материально-техническая база школы, а неумение учителя обращаться со средствами компьютерных технологий, либо отсутствие методики использования цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения.

Нельзя обойти вниманием и тот факт, что, цифровые образовательные ресурсы, в отличие от технических средств обучения, используются еще реже. При этом стоит отметить, что цифровые образовательные ресурсы обновляются гораздо чаще, нежели технические средства обучения. Цифровые образовательные ресурсы,

КОНЦЕПТ

Маренчук Ю. А., Рожков С. Ю., Качалова О. А. Применение современных компьютерных технологий в общеобразовательных заведениях на уроках основ безопасности жизнедеятельности // Концепт. - 2014. -

научно-методический эАыроши* журнал ^^^^^ ART 14732 УДК 004:373.1 Эл № фс 77-49965. - issn 2304-120Х.

примером которых можно рассмотреть - вэб-энциклопедии динамично развиваются и модернизируются, в то время, как презентации и фильмы могут храниться годами без изменений и обновлений.

Анализ других вопросов анкеты дает возможность увидеть то, что плакаты и фильмы (плакаты - 14; фильмы - 8) являются наиболее популярными средствами используемыми учителями на уроках ОБЖ, в то время как образцы приборов, инструментов и оборудования, компьютерные обучающие программы и пособия, тренажеры (образцы приборов инструментов и оборудования - 6; компьютерные обучающие программы и пособия - 5; тренажеры - 0) используются гораздо реже.

Следует обратить внимание и на то, что, по мнению педагогов, является причинами недостаточного применения компьютерных технологий в образовательном процессе. Результаты оказались следующими: отсутствие компьютера на рабочем месте учителя - 12; недостаток знаний по методике использования компьютера в учебном процессе - 5; отсутствие навыков работы на компьютере - 2; другое (а именно занятость кабинета - 1; отсутствие кабинета - 1»).

70% педагогов считают отсутствие компьютера в кабинете ОБЖ основной причиной недостаточного применения компьютерных технологий в учебном процессе, однако компьютерные классы могут справится с проведение урока ОБЖ (только два учителя отметило проблемой занятость и отсутствие кабинета) и это говорит либо о не желании покидать кабинет ОБЖ для проведения урока с использование, либо расписание составлено таким образом, что не позволяет учителю использовать компьютерный класс.

30% учителей считают именно недостаток знаний по методике использования компьютера в учебном процессе и 12% - отсутствие навыков работы на компьютере.

Вопрос № 7 анкеты демонстрирует то, что только 29% учителей используют ЦОР на уроках ОБЖ, в противовес 71% педагогов не применяющих их.

Наверное, одним из основных вопросов анкеты является вопрос № 10 «Считаете ли Вы обязательным сегодня в школе на уроках ОБЖ применять КТ и ЦОР?» Да -82%; Нет - 18%. Не остается сомнений, что разработка методических рекомендаций, методик, использования компьютерных технологий на уроках ОБЖ является необходимостью сегодня.

Подобные данные заставляют задуматься - «Если мы имеем такое положение вещей в городах, то, что происходит в сельских школах?». Это еще раз подчеркивает актуальность проблемы методического использования цифровых образовательных ресурсов на уроках ОБЖ.

Ссылки на источники

1. Рожков С. Ю., Маренчук Ю. А., Шумакова Н. Ю. Опыт инновационных педагогических технологий России ХХ века. - Saarbrücken: Изд-во LAP LAMBERT, 2012. - 184 с.

2. Маренчук Ю. А., Рожков С. Ю. Образование с использованием media-технологий // Vedecky prumysl evropskeho kontinentu - 2013: мateriäly IX mezinärodm vedecko - praktickä konference. - Dil 20. Pedagogika: Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o. - S. 89-92.

3. Маренчук Ю. А., Рожков С. Ю. Компьютерные средства активизации работы учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. 30 апреля 2014 г.: в 11 ч. Часть 4. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. - С. 113-114.

4. Маренчук Ю. А., Рожков С. Ю., Зимин К. В. Цифровые образовательные ресурсы, как средство обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам XXXIX междунар. науч.-практ. конф. № 4 (39) Часть I. Новосибирск: Изд-во «СибАК», 2014. - С. 36-40.

(Vi "7 «j

КОНЦЕПТ

Маренчук Ю. А., Рожков С. Ю., Качалова О. А. Приме нение современных компьютерных технологий в об щеобразовательных заведениях на уроках основ безопасности жизнедеятельности // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск №18. - ART 14732. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14732.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

научно-методический электронный журнал ART 14732 УДК 004:373.1

Yuliya Marenchuk,

Candidate of Biological Sciences, Associate professor at the chair of theory and methods of life safety FSAEIHPE "North-Caucasus Federal University", Stavropol antropophit@mail.ru Rozhkov Sergey,

Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of operative-investigative activities and special equipment Krasnodar Stavropol branch of the University of the Ministry of Interior of Russia, Stavropol rozshkov69@gmail.com Kachalova Olga,

senior lecturer, Department of science and the humanities Russian Economic University named after G. V. Plekhanov's branch in the city of Pyatigorsk, Stavropol Territory, Pyatigorsk olyakachalowa@yandex.ru

The use of modern computer technology in secondary schools in the classroom OBZh Abstract. This article analyzes the use of modern computer technology in secondary schools in the classroom basics of life safety.

Key words: foundations of life safety, digital educational resources and computer technology. Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

977230412014230

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.