КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14738 УДК 004:373.1
Дружинина С. К. Практика организации электронных учебно-методических материалов по изобразительному искусству и черчению в единый информационный ресурс - веб-сайт «ПРОСТОГРАФ» // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 19. - ART 14738. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14738.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
Дружинина Светлана Кимовна,
учитель ИЗО и черчения МОУ «Гимназия № 2», г. Пермь [email protected]
Практика организации электронных учебно-методических материалов по изобразительному искусству и черчению в единый информационный
ресурс - веб-сайт «ПРОСТОГРАФ»
Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме систематизации учебно-методических материалов учителя и их размещения в сети Интернет. Основное содержание статьи составляет описание последовательности создания личного сайта учителя-предметника. Автор статьи обобщает свой практический опыт подготовки текстовых, графических и мультимедийных материалов для размещения на сайте. Работа имеет междисциплинарный характер и предназначена для учителей любых специальностей.
Ключевые слова: веб-сайт учителя, методические материалы, презентации, изобразительное искусство, черчение, технологии, внеклассная работа.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Современный период развития цивилизованного общества называют этапом информатизации. Одно из приоритетных направлений информатизации общества является информатизация образования. Это перспективное направление в образовании направлено на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса.
Основа информационной деятельности - виртуально-сенсорная деятельность человека стала на сегодня неотъемлемой частью учения, саморазвития человека. Информационно-учебная деятельность учащихся основана на введении в процесс обучения интерактивных компьютерных систем. К ним относятся: мультимедийные технологии, подключающие комплексное восприятие информации; телекоммуникации, позволяющие расширить социальные границы, в рамках которых осуществляется развитие детей; искусственный интеллект, поднимающий уровень обучения до сознательного исследования.
Для эффективной организации учебно-воспитательного процесса необходимо добиваться оптимального сочетания классических и информационнотехнологических приемов и методов обучения, выбираемых с учетом развития пространственных представлений, способностей к аналитико-синтетической деятельности и других индивидуально-психологических особенностей школьников. ЦОР создают возможность такого сочетания.
Материалы, разработанные компьютерными фирмами, содержат интересный и познавательный материал, они богато иллюстрированы. Но, не смотря на эти преимущества, использовать их на уроках не целесообразно, так как методика применения разработана слабо (я использую готовые разработки фрагментарно или во внеурочной деятельности). Презентации, созданные учителем, позволяют решать учебные задачи в соответствии с поставленными на уроке целями. Поэтому учителя самостоятельно создают ЦОР, тратя на это много времени и сил. Часто можно увидеть у разных учителей презентации на одну и ту же учебную тему (причем разного качества). Материалы зачастую не систематизированы, единичны.
г\л Л г\л
КОНТ TF.TTT
Дружинина С. К. Практика организации электронных учебно-методических материалов по изобразительному искусству и черчению в единый информационный ресурс - веб-сайт «ПРОСТОГРАФ» // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 19. - ART 14738. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14738.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14738 УДК 004:373.1
В 2006-2008 годах в ходе реализации национального приоритетного проекта «Образование» я училась на курсах ПРИПИТ «Сайтостроение». Именно тогда пришла идея создать собственный сайт и организовать свои наработки в единую копилку УММ. С помощью программы «Конструктор школьных сайтов» такая копилка была создана и я назвала её «ПРОСТОГРАФ». Основу УМК составили ЦОРы, позволяющие сделать рисовальную, конструкторскую, текстовую, компьютерную графику простой для объяснения учителю и доступной для понимания ученику. Сайт создавался на локальной станции (компьютере), а затем размещался на платформе Narod.ru. При этом было необходимо сохранять копию сайта на компьютере. Также к недостаткам можно отнести ограниченное количество шаблонов, и аннулирование сайта при отсутствии обращений в течение 2 месяцев. Именно по этой причине мой первый сайт прекратил своё существование.
Веб-сайт сегодня это наиболее удобный инструмент для представления любых продуктов деятельности и в любой форме, в том числе в мультимедийной. Теперь учитель может представить свое творчество и себя самого в многочисленных электронных форматах, используя, простые конструкторы сайтов с бесплатным хостингом.
Создание сайта учителя для учителей Цель
Создание персонального учительского сайта следует начинать с целей, которые определяются тематикой и целевой аудиторией. Мой сайт «ПРОСТОГРАФ» предназначен для учителей изобразительного искусства, черчения и технологии. Основная цель создания сайта - хранение и трансляция методических материалов, которыми я пользуюсь в своей работе, что привлекает к себе единомышленников, и создает предпосылки для налаживания большого числа профессиональных контактов, обмена опытом. Сайт дает возможность представлять свой опыт работы в более доступной форме.
Содержание и структура
После определения целей необходимо проанализировать содержание и будущую структуру сайта. Следует проработать свой оригинальный материал и информацию из других источников, изучить интернет-ресурсы, посвящённые аналогичной теме. Анализ и проектирование структуры сайта помогает лучше расположить материалы, определить логику навигации по материалам сайта, создать удобную компоновку веб-страниц. При создании веб-сайтов используют несколько типов базовых структур: последовательную (линейную); иерархическую (древовидную); структуру системы координат; структуру сети (паутина).
Создавая свой сайт «ПРОСТОГРАФ», я постаралась сделать его содержание наиболее понятным. Поэтому я использовала смешанную структуру, представляющую собой комбинацию базовых структур (древовидной и линейной). На главной странице располагается оглавление сайта, которое позволяет перемещаться по его разделам, организованным в иерархическую структуру. А внутри разделов документы организованы в последовательную структуру. Сайт «ПРОСТОГРАФ» состоит из нескольких основных страниц (разделов):
- главная страница с картой сайта;
- портфолио; презентации к урокам;
- внеурочная работа;
- методическая работа;
IV О rw
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14738 УДК 004:373.1
Дружинина С. К. Практика организации электронных учебно-методических материалов по изобразительному искусству и черчению в единый информационный ресурс - веб-сайт «ПРОСТОГРАФ» // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 19. - ART 14738. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14738.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
- дополнительные материалы.
Рассмотрим кратко содержание сайта.
«Гпавная» страница включает обращение к пользователям сайта, карту сайта с кратким анонсом каждой страницы, общие сведения о разработчике сайта, контакты. «Карту сайта» я представила в виде таблицы (см. ниже), где более подробно видна многоуровневая структура сайта с разбивкой на разделы и страницы. Далее дано краткое содержание каждого уровня. Именно с этой страницы пользователи начинают знакомство с сайтом. Здесь они видят всю структуру сайта, определяют полезность сайта для своей работы.
1-й уровень структуры 2-й уровень структуры 3-й уровень структуры
1. Главная
2. Портфолио 2.1. Об авторе
3. Презентации к урокам 3.1. ИЗО 3.1.1.4-й класс 3.1.2. 5-й класс 3.1.3. 6-й класс 3.1.4. 7-й класс 3.1.5. 8-й класс 3.1.6. 9-й класс
3.2. Черчение 3.2.1.8-й класс 3.2.2. 9-й класс
3.3. Технология 3.3.1.8-й класс
4. Внеурочная работа
5. Методическая работа 5.1. Программы
5.2. Методические материалы
6. Дополнительные материалы к урокам
Раздел «Портфолио» содержит сертификаты, грамоты, дипломы, полученные мной за последние 5 лет.
На станице «Об авторе» я рассказываю немного о себе.
В разделе «Презентации к урокам» рассказывается о программно-методическом обеспечении и цифровых образовательных ресурсах. На страницах «ИЗО», «Черчение», «Технология» расположены презентации по этим предметам, используемые мной в работе. Все презентации распределены по классам в соответствии с календарно-тематическим планированием. По изобразительному искусству представлена 91 презентация: 4 класс- 10 и тетрадь с печатной основой; 5-й класс - 24; 6-й класс - 14; 7-й класс - 21; 8-й класс - 9; 9-й класс - 13. По черчению для 8-го класса - 13 презентаций, для 9-го класса - 3. Страница по технологии ориентирована на раздел программы «Компьютерные технологии» и представлена системой «КОМПАС 3D» для школьников. Презентации подготовлены для проведения уроков черчения с выполнением практических работ ручным способом и на компьютере.
Внеклассная работа является и досуговой деятельностью, и дополнительным образованием. В разделе «Внеурочная работа» представлено календарнотематическое планирование студии художественного творчества «Цветики».
Раздел «Методическая работа» содержит программы по изобразительному искусству для 5-8-х классов по ФГОС (автор В. С. Кузин) и календарно-тематическое планирование на 105 часов (по 34 часа в каждом классе и 1 час резервного времени).
IV 3 ^
КОНТ TF.TTT
научно-методический электронный журнал ART 14738 УДК 004:373.1
Дружинина С. К. Практика организации электронных учебно-методических материалов по изобразительному искусству и черчению в единый информационный ресурс - веб-сайт «ПРОСТОГРАФ» // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 19. - ART 14738. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14738.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
В разделе «Дополнительные материалы к урокам» представлены интересные
сведения о художниках и картинах, литературные произведения о жанрах и видах искусства. Эти данные хорошо использовать для уроков, внеклассных мероприятий,
искусствоведческих игр.
Проектирование
Следующим этапом работы над сайтом является проектирование. Оно не только определяет внешний вид страниц сайта, но и качество содержания, и удобство использования. Для создания своего нового веб-сайта с прежним названием «ПРОСТОГРАФ» я использовала бесплатную систему управления сайтом JIMDU.COM. Jimdo - это облачный сервис, поэтому создавать сайты и управлять ими можно прямо в браузере, а знания программирования не требуются. Также сайт дает возможность использовать множество шаблонов, иметь большое дисковое пространство, интересные возможности формирования меню, удобную загрузку файлов WORD, EXCEL, Power Point с конспектами уроков для скачивания или сделанные лично видео или аудио уроками. У Jimdo есть мобильное приложение, что создаёт дополнительные возможности в доступе и поддержке сайта.
Для того чтобы сделать сайт, нужно зарегистрироваться и выбрать шаблон. Это позволяет сэкономить время, т.к. занимает не более 1-2 минут. После создания сайта можно сразу приступить к формированию меню, добавить различные компоненты в соответствии с анализом содержания материала. Минус бесплатной площадки Jimdo - это наличие рекламы от сервиса, тем более не всегда тематика рекламы соответствует тематике вашего личного сайта.
Разработка
Только после этих предварительных этапов можно приступить непосредственно к разработке: созданию текстов и иллюстраций, компоновке их на веб-страницах, организации гипертекстовых переходов и т. п. Чтение текста с экрана монитора происходит приблизительно на 25% медленнее, чем чтение печатного текста. Поэтому исследователи рекомендуют на веб-страницах размещать не более 50% текста, который может быть использован для передачи того же материала в печатном издании. Текст нужно хорошо структурировать, сделать удобным для беглого ознакомления, т. е. разбить на части, разделы, параграфы и небольшие абзацы. Ключевые слова можно выделить цветом или начертанием. Желательно, где это возможно, текст оформить в виде списка или таблицы, которые воспринимаются и запоминаются намного легче. Образовательные материалы воспринимаются гораздо более эффективно, если текст дополнен качественными иллюстрациями.
Перед размещением в интернете изображения необходимо оптимизировать: откадрировать (выделить на изображении главное, а несущественные детали по краям обрезать), уменьшить размеры, оптимизировать код (GIF и JPEG). Оптимизацию изображений удобно выполнить в Microsoft Office Picture Manager. Это офисное приложение предоставляет довольно гибкие возможности управления, редактирования и совместного использования рисунков. Picture Manager также помогает автоматически исправлять рисунки. Если необходима специфическая корректировка изображения, можно выбирать отдельные инструменты редактирования. Примечание: программа не отображается в списке программ Офиса. Однако, после установки всего офиса на компьютер, она появляется, в том числе, в контекстном меню. Программа работает с разными графическими файлами, но лучше использовать растровые рисунки, репродукции, фотографии. В основном,
IV ^ rw
КОНТ ТЕПТ
Дружинина С. К. Практика организации электронных учебно-методических материалов по изобразительному искусству и черчению в единый информационный ресурс - веб-сайт «ПРОСТОГРАФ» // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 19. - ART 14738. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14738.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14738 УДК 004:373.1
формата JPEG. Но можно перевести файл из одного формата в другой (к примеру, TIFF или BMP в JPEG). Оптимальный размер для вставки рисунка в презентацию max 900x700 пикселей (точек от исходного большого размера рисунка). Можно задать стандартный размер, установив флажок на «Стандартные в ширину и длину», программа покажет возможные стандартные размеры рисунка для размещения в документе «крупный» 1024x768, для размещения в презентации «мелкий» 800x600, для веб-страниц 448x336, для электронных сообщений 160x160. Все изображения, используемые в презентациях, я оптимизировала в этой программе, уменьшив их размер до 6070 КБ.
Анимационный демонстрационный материал лучше представлять с помощью программы Macromedia Flash. Элементы дизайна часто неоправданно насыщены анимацией, поэтому её использование лучше ограничить небольшим количеством. Применение анимации оправдано в следующих целях:
- отображение переходных процессов;
- указание направления действия с привлечением внимания;
- при демонстрации примеров, опытов и экспериментов, когда происходят изменения во времени.
Практическую ценность сайта определяют качество предоставляемой информации и легкость получения необходимых сведений.
Поддержка
Чтобы сделать материалы полезными для большего числа людей, необходимо зарегистрировать сайт в поисковых системах и каталогах. Для этого нужно сообщить название, адрес сайта, дать его краткое описание, указав набор ключевых слов. Таким образом, можно получить новых посетителей, единомышленников или оппонентов. Эта работа называется поддержка сайта. Для организации обратной связи с пользователями интернет-ресурса можно организовать гостевую книгу, в которой свои комментарии может оставить любой желающий. Обратная связь является немаловажной для развития сайта. Учитывая мнение коллег, использующих ваши материалы, сайт можно сделать гораздо более удобным и полезным. В этом вам помогут широкие интерактивные возможности современных интернет-технологий. Например, создание нелинейных презентаций PREZI или различных упражнений по всем предметам на сайте LearningApps.org.
Итак, подведем итог. Мой сайт (см. рисунок), расположенный по адресу http://sved45.jimdo.com/, существует несколько месяцев.
(V С rw
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14738 УДК 004:373.1
Дружинина С. К. Практика организации электронных учебно-методических материалов по изобразительному искусству и черчению в единый информационный ресурс - веб-сайт «ПРОСТОГРАФ» // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 19. - ART 14738. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14738.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
Уже можно выделить ряд преимуществ:
- материал, выложенный на сайте всегда «под рукой», т. е. готов к использованию на уроке, достаточно подключиться к сети Internet;
- сайт открыт для всех пользователей Internet, а значит, что педагогическое сообщество имеет доступ к моим наработкам и может их оценить, оставить своё мнение;
- создание сайта позволило мне приобрести новые навыки: умение писать, опыт анализа методических материалов и их подготовки к размещению в интернете и др.
Постоянная работа над сайтом побуждает к самообразованию и самосовершенствованию. При новых целях образования я учусь по-новому относиться к организации собственной педагогической деятельности и приёмам её трансляции. Это стимулирует профессиональное развитие, способствует
самореализации и позволяет получить большее удовлетворение от работы.
Svetlana Druzhinina,
teacher of Art and Design, Gymnasia 2, Perm [email protected]
The Practice of Organization of Electronic Training and Methodological materials on fine Arts and Technical Drawing into a Single Information Resource - Web-site “PROTOGRAPH”
Abstract. The article is devoted to the problem of systematization of teaching materials and their placement in the Internet. The main content of the article is the description of the creation of a personal site as a subject teacher. The author summarizes the practical experience of preparation of the texts, graphic and multimedia materials for posting on the website.
Key words: web-site teachers, teaching materials, presentations, visual arts, drawing, technologists, extracurricular work.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт» Утемовым В. В., кандидатом педагогических наук 6
6