КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14733 УДК 373.1
Прасолова О. В., Бескоровайная В. Ю., Прасолов Д. Е. Формирование мотивационной сферы учащихся при использовании технологии модельного обучения основам безопасности жизнедеятельности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 18. - ART 14733. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14733.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Прасолова Ольга Викторовна,
кандидат биологических наук, доцент ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь olga-zikran@vandex. ru
Бескоровайная Валентина Юрьевна,
студентка ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь valva-vakovenko@vandex. ru
Прасолов Данил Евгеньевич,
учащийся Лицея для одаренных детей ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь
Формирование мотивационной сферы учащихся при использовании технологии модельного обучения основам безопасности жизнедеятельности
Аннотация. В статье анализируются возможность использования технологии модельного метода обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности и эффективность ее применения для развития мотивационной сферы учащихся. Ключевые слова: технология моделирования, моделирование экстремальных ситуаций, мотивация.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В современной практике обучения инновации рассматриваются как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Необходимо, чтобы обучение формировало мышление, стиль деятельности, ориентированный на эффективное решение производственных, социальных, культурных и многих других задач [1 ].
В настоящее время метод моделирования стал одним из основных инструментов познавательной деятельности человека, выступая в качестве существенной характеристики современного стиля мышления [2].
Технология моделирования реальных ситуаций представляет ученику наибольшую меру самостоятельности и творческого поиска, помогает накапливать опыт ситуативного поведения, обучает его правилам выхода из критических ситуаций, готовит учащихся к восприятию реальной жизни. На уроках умственное воспитание переплетается с социальным, эстетическим и оздоровляющим воспитанием.
Моделирование экстремальных ситуаций, их обстановки и условий играет важнейшее значение для эффективности экстремальной подготовки и формирования мотивационной сферы учащихся. Смоделировать - значит воспроизвести на занятиях максимально правдоподобно то, что будет, когда экстремальная ситуация возникнет фактически. Все воспроизвести, как правило, невозможно (например, смертельную опасность), а угрозы для здоровья и получения травм должны быть контролируемы и сведены к минимуму. Поэтому главное в моделировании угроз, опасностей, риска - не объективное, а субъективное, иллюзорное моделирование их. Например, перепрыгнуть через две линии, проведенные на земле на расстоянии двух метров друг от друга, сможет каждый. Но если между ними выкопать глубокую траншею, то некоторым обучающимся прыжок через нее станет страшным.
г\л Л г\л
Есть два основных и взаимосвязанных пути моделирования экстремальных условий на занятиях. Первый путь - приближение внешних условий занятий к реальным, т. е. воспроизводство внешней картины их. Уже это позволяет школьникам ощущать себя участниками реальных событий. Внешняя картина учебной обстановки, похожая на реальную, создается: выбором трудных условий места, времени, освещенности; имитацией предметов, явлений, факторов, свойственных экстремальным ситуациям; созданием препятствий в передвижениях; выполнением (проигрышем) действий с максимально возможным фактическим использованием техники; усложнением задач, созданием помех, имитацией противоборствующих сил и др. Второй путь - приближение внутренних условий, т. е. воспроизводство у обучающихся мыслей, представлений, побуждений, ориентации на правовые и моральные нормы поведения, чувств, опасений, напряжений, переживаний трудностей, боли, максимально приближенных к тем, которые могут быть у них в экстремальных ситуациях (воспроизводство «души» экстремальных ситуаций).
Необходимо целенаправленное моделирование таких трудностей. Например:
- умственная активность и трудности могут создаваться: реальным восприятием обучающимися сложных процессов и явлений, свойственных экстремальным ситуациям;
- постановкой задач на идентификацию, осмысление воспринимаемого и его малозаметных, но существенных деталей;
- созданием ситуаций и постановкой задач, требующих активного и адекватного мышления и проявления его различных свойств;
- созданием обстановки перегрузки или нехватки информации для понимания происходящего и принятия решений;
- побуждением к анализу психологических и педагогических особенностей ситуаций;
- созданием обстановки, требующей глубокого и разностороннего анализа и др.
Чувства и переживания, близкие к реальным, можно вызывать у обучающихся:
- повышением ответственности за решение поставленной учебной задачи;
- моделированием ситуаций риска, опасности, неизвестности, внезапности, новизны;
- подготовкой мест занятий с признаками условий, объектов и явлений, обладающих силой эмоционального воздействия (высота, возможность возникновения боли, вид «трупов» - муляжей, «кровь» (краска) на земле, жар огня, удушливая атмосфера, неприятные запахи, раздражающие звуки и др.);
- лимитированием времени на выполнение упражнений и быстрым темпом;
- длительными нагрузками и пр.
Все действия, навыки, умения, которые человеку надо будет выполнять в экстремальных ситуациях, должны доводиться до безупречного выполнения в условиях моделирования таких ситуаций на занятиях. Моделирование должно осуществляться избирательно, применительно к осуществляемой экстремальной подготовке, задачам конкретного занятия, с учетом особенностей компонентов экстремальной подготовленности, формируемых у обучающихся, и их индивидуальных особенностей [3].
При использовании модельных технологий на уроке наблюдаются некоторые закономерности в создании проблемной ситуации:
1. «Столкновение» учащихся с реальными явлениями и фактами.
2. «Столкновение» житейских представлений с научными.
IV О rw
КОНТ ТЕПТ
Прасолова О. В., Бескоровайная В. Ю., Прасолов Д. Е. Формирование мотивационной сферы учащихся при использовании технологии модельного обучения основам безопасности жизнедеятельности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 18. - ART 14733. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14733.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14733 УДК 373.1
3. Сопоставление противоречивых фактов или теоретических суждений.
Специфика модельного метода позволяет включить ученика в реальную исследовательскую деятельность, продуктивную коммуникацию, дает возможность смоделировать реальный путь вхождения в культуру, в деловую сферу, в конкретную жизненную ситуацию, влияющий на становление личности и развитие его социально значимых качеств.
Отношение учащегося к учебной деятельности характеризует уровень развития мотивационной сферы. Содержание мотивационной сферы ученика раскрывается через понятия «потребность» и «мотив». Под потребностью мы понимаем направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Конкретным проявлением потребности являются мотивы. Мотив - это внутреннее психическое состояние человека, напрямую связанное с селективными характеристиками предмета, на который направлена активность. Относительно познавательной деятельности ведущим является учебно-познавательный мотив, направленный на овладение новыми знаниями и способами действия, на побуждение к самообразованию.
Экспериментальная рабата по выявлению эффективности использования технологии модельного обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности проводилась нами в 2013/2014 учебном году.
Нами была проведена работа непосредственно по формированию у учащихся мотивационной сферы, характеризующей личностное развитие школьников в процессе использования моделей реальных ситуаций на уроках ОБЖ. Для этого в ходе педагогического эксперимента нами была разработана и апробирована система уроков по ОБЖ в 10-м классе с использованием разнообразных моделей (ситуаций) обучения.
В эксперименте приняли участие 49 учащихся из них 25 учащихся 10 «А» класса и 24 учащихся 10 «Б» класса, было сформировано 2 сравнительные группы. В обоих классах уроки ОБЖ проводились на основании составленного календарнотематического плана в течение 2-ой учебной четверти, однако в 10 «А» уроки велись с использованием моделей реальных ситуаций, тогда как в 10 «Б», учащиеся которого составили контрольную группу, - по традиционной методике.
Известно, что задачи, которые ставятся перед учащимися в ходе учебной деятельности, должны быть им не только понятны, но и внутренне приняты, т. е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик и опорную точку в его переживаниях.
Результаты определения уровня мотивации к изучению ОБЖ, с использованием технологии модельного обучения, полученные нами в начале и в конце педагогического эксперимента, представлены в таблице.
Распределение учащихся (в %) по уровням мотивации к изучению ОБЖ
(в начале и в конце эксперимента)
Уровень мотивации 10 «Б» контроль 10 «А» эксперимент
учащихся До После До После
эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента
I (низкий) 50 40 42 30
II (средний) 39 43 37 40
III (высокий) 11 14 17 21
IV (высший) 0 3 4 8
IV 3 ^
Кроме того, для определения мотивации учебной деятельности учеников использовалась «Анкета изучения мотивов учебной деятельности учащихся», разработанная Б. К. Пашневым (1995), где выделено 8 видов мотивов [4].
Каждый из восьми мотивов обозначается следующими буквами:
A. Мотив внешнего принуждения избегания наказания.
Б. Социально ориентированный мотив (мотив долга и ответственности).
B. Познавательный мотив (знание как цель развития личности).
Г. Мотив престижа.
Д. Мотив материального благополучия.
Е. Мотив получения информации (знание как средство самоутверждения).
Ж. Мотив достижения успеха.
З. Мотив ориентации на социально зависимое поведение.
Как свидетельствуют данные, приведенные на рисунке, преобладающими мотивами учебной деятельности учащихся экспериментального являются: мотив достижения успеха (12 чел.), познавательный мотив (10 чел.), социально ориентированный мотив (8 чел.), мотив получения информации (7 чел.), мотив материального благополучия (6 чел.), мотив ориентации на социально зависимое поведение (4 чел.), мотив престижа (3 чел.), мотив внешнего принуждения избегания наказания (2 чел.). У учащихся контрольного класса преобладающими мотивами являются: мотив материального благополучия (14 чел.), социально ориентированный мотив (11 чел.), мотив достижения успеха (9 чел.), мотив ориентации на социально зависимое поведение (8 чел.), мотив престижа (7 чел.), мотив получения информации (5 чел.), познавательный мотив (4 чел.), мотив внешнего принуждения избегания наказания (3 чел.).
Сравнение результатов познавательной активности и мотивации обучения свидетельствует о преобладании у учеников с высоким уровнем познавательной активности познавательного мотива и мотива получения информации. У учеников со средним ее уровнем преобладающими являются мотивы: долга и ответственности, социально ориентированный, а также мотив достижения успеха. У учеников с низкой познавательной активностью преобладают мотивы: избегания наказания, престижа, материального благополучия.
IV ^ rw
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14733 УДК 373.1
Прасолова О. В., Бескоровайная В. Ю., Прасолов Д. Е. Формирование мотивационной сферы учащихся при использовании технологии модельного обучения основам безопасности жизнедеятельности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 18. - ART 14733. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14733.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
• 10 А - эксперимент 10 Б - контроль
Мотивы учебной деятельности учащихся на уроках ОБЖ
В конце педагогического эксперимента с целью определения степени влияния преобладающих мотивов обучения на успеваемость, все учащиеся обоих классов делились на 8 групп в зависимости от преобладания того или иного мотива. Для каждой из групп вычислялся средний балл успеваемости по предмету:
- А (мотив избегания наказания) - 3,3 балла;
- Б (социально ориентированный мотив) - 4,2 балла;
- В (познавательный мотив) - 4,8 балла;
- Г (мотив престижа) - 3,8 балла;
- Д (мотив материального благополучия) - 3,5 балла;
- Е (мотив получения информации) - 4,7 балла;
- Ж (мотив достижения успеха) - 4,1 балла;
- 3 (мотив ориентации на социально зависимое поведение) - 3,5 балла.
Таким образом, можно сделать вывод, что мотивы, способствующие высокой
учебной успеваемости исследуемых учеников:
1) познавательный - «В»;
2) получения информации - «Е»;
3) социально ориентированный - «Б»;
4) достижения успеха - «Ж».
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что проведенное теоретическое исследование, качественный и количественный анализ экспериментальных данных, полученных на начальном и заключительном этапах экспеимента доказал результативность и целесообразность предложенной психолого-педагогической технологии модельного обучения, направленной на личностное развитие учащихся.
(V С rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14733 УДК 373.1
Прасолова О. В., Бескоровайная В. Ю., Прасолов Д. Е. Формирование мотивационной сферы учащихся при использовании технологии модельного обучения основам безопасности жизнедеятельности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 18. - ART 14733. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14733.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Основная цель использования модельного метода обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность; все действия, навыки, умения, которые человеку надо будет выполнять в экстремальных ситуациях, должны доводиться до безупречного вы-
полнения в условиях моделирования таких ситуаций на занятиях.
В ходе исследовательской работы мы выявили положительную динамику в личностном развитии школьников, в частности потребностно-мотивационной сферы, в связи с использованием модельного метода обучения на уроках ОБЖ.
Ссылки на источники
1. Лобанова С. В. Активные методы в современной классификации методов обучения // Школьные технологии. - 2009. - № 1. - С. 68-70.
2. Волчецкая Т. С. Современные проблемы моделирования в криминалистике и следственной практике: учеб. пособие - Калининград, 1997.
3. Горбушина С. Н. ОБЖ: формы и методы организации учебного процесса // ОБЖ Основы безопасности жизни - 2007. - № 12. - С. 17-23.
4. Пашнев Б. К. Изучение познавательной деятельности учащихся в школе. - Харьков: Изд-во НМПЦ, 1995.
Olga Prasolova,
Candidate of Biology Sciences, Associate professor FSAEI HPE "North-Caucasus Federal University", Stavropol olga-zikran@yandex.ru Valentina Beskorovaynaya,
student FSAEI HPE "North-Caucasus Federal University", Stavropol valva-vakovenko@vandex.ru Danil Prasolov,
pupil, Lyceum for exceptional children of the FSAEI HPE "North-Caucasus Federal University", Stavropol Formation of the motivational sphere of pupils when using technology of model training in fundamentals of health and safety
Abstract. In article are analyzed possibility of use of technology of a model method of training at lessons of fundamentals of health and safety and efficiency of its application for development of the motivational sphere of pupils.
Key words: technology of modeling, modeling of extreme situations, motivation.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт» 6
6