Научная статья на тему 'Предметные олимпиады как элемент внешней оценки качества образования: проблемные аспекты (на примере олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности)'

Предметные олимпиады как элемент внешней оценки качества образования: проблемные аспекты (на примере олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1325
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PUPILS’ SUBJECT COMPETITION / BASICS OF LIFE SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова О. М., Пономарёва О. Н.

Предметная олимпиада школьников может быть компонентом внешней оценки качества регионального образования, если олимпиада – один из методов обучения, а цель олимпиады – не только проверка знаний и умений школьников, но и ситуация получения нового опыта деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филатова О. М., Пономарёва О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subject competitions as an element of an outward assessment of education: problem aspects (evidence from pupils’ competition in Basics of Life Safety)

Pupils’ subject competition can be a component of an outward assessment of regional education, if the competition is one of the methods of training, and the purpose of the competition is not only the examination of pupils’ knowledge and skills, but also a situation of receiving new activity experience.

Текст научной работы на тему «Предметные олимпиады как элемент внешней оценки качества образования: проблемные аспекты (на примере олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности)»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 37

ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ (НА ПРИМЕРЕ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

© О. М. ФИЛАТОВА*, О. н. ПОНОМАРЁВА**

*Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека e-mail: [email protected] **Пензенский институт развития образования e-mail: [email protected]

Филатова О. М., Пономарёва О. Н. - Предметные олимпиады как элемент внешней оценки качества образования: проблемные аспекты (на примере олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности) // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1096-1099. - Предметная олимпиада школьников может быть компонентом внешней оценки качества регионального образования, если олимпиада - один из методов обучения, а цель олимпиады - не только проверка знаний и умений школьников, но и ситуация получения нового опыта деятельности.

Ключевые слова: предметная олимпиада школьников, основы безопасности жизнедеятельности.

Filatova O. M., Ponomariova O. N. - Subject competitions as an element of an outward assessment of education: problem aspects (evidence from pupils’ competition in Basics of Life Safety) // Izv. Penz. gos. pedagog. univ.

im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 1096-1099. - Pupils’ subject competition can be a component of an outward assessment of regional education, if the competition is one of the methods of training, and the purpose of the competition is not only the examination of pupils’ knowledge and skills, but also a situation of receiving new activity experience.

Keywords: pupils’ subject competition, Basics of Life Safety.

Качество образования рассматривается как интегральная характеристика образовательной деятельности и ее результатов с учетом экономических, социальных, познавательных, культурных аспектов образования и его соответствие потребностям личности, общества, государства. Внешняя оценка качества общего образования позволяет получать информацию о результатах функционирования образовательной системы [1].

Проблема внешней оценки качества общего образования с позиции научно-теоретического осмысления является достаточно сложной, многоаспектной и требует целостного междисциплинарного изучения. На каждом этапе развития образования появляются новые условия, возможности и потребности. Изменяются критерии качества, обостряется проблема его оценки и принятия на ее основе управленческих решений.

В настоящее время активно разрабатываются подходы к определению качества образования, исследуются различные его аспекты, индикаторы и показатели. Вместе с тем еще не сложилось единого мнения

о критериях качества общего образования и методах его внешней оценки. В перечень используемых индикаторов включают показатели успешности участия школьников региона на уровне заключительного этапа Всероссийской олимпиады по предметам. Однако нет единого подхода к трактованию целей и функции олимпиад. Есть две версии

1) олимпиада - это экзамен повышенного уровня, ставящий своей целью проверку сверхпрограм-мных знаний;

2) предметная олимпиада - это занимательная игра, участники которой должны показать своё умение применять знания, не выходящие за пределы школьной программы, в нестандартных ситуациях. Главная цель олимпиады - не проверить знания школьника, а чему-то его научить. Олимпиада - это не способ проверки чего бы то ни было - это один из методов обучения.

Разные подходы, исповедуемые как участниками, так и устроителями олимпиад, сказываются на итоговых результатах.

Всероссийская олимпиада школьников, вновь начавшая свою историю в 1991-92 учебном году после распада СССР, на сегодняшний день насчитывает 23 учебных предмета. В соответствии с положением о Всероссийской олимпиаде школьников (приказ Министерства образования и науки РФ от 2 декабря 2009 года № 695) учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (здесь и далее - ОБЖ) входит в перечень общеобразовательных предметов Всероссийской олимпиады школьников с 2009/2010 учебного года.

Пензенская область к участию во Всероссийской Олимпиаде школьников по ОБЖ подключилась с момента ее основания, однако в полном объёме в соответствии со всеми требованиями муниципальный и региональный этапы были представлены дважды. Подготовка к проведению олимпиады осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями Центральной предметно-методической комиссии. Работа заключалась в комплексном решении вопросов научно методического и материально-технического обеспечения, и осуществлялась усилиями заинтересованных ведомств при продержке Пензенского областного отделения Всероссийского добровольного пожарного общества.

Анализ результатов муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ, проведенных в Пензенской области, позволил выявить комплекс проблем, связанных как с внешней оценкой качества образования, так и перспективами совершенствования обучения в области безопасности жизнедеятельности.

Программа муниципального этапа включает два тура: теоретический и практический. Теоретический тур предназначен для определения уровня эрудиции участников олимпиады и состоит из 2-х частей: тестирования и решения ситуационных задач. Первая его часть была представлена закрытыми тестовыми заданиями, охватывающими практически все темы и разделы курса ОБЖ. Вторая часть требует применения знаний из разделов «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система обеспечения безопасности населения», «Основы обороны государства и воинская обязанность».

на тестовом этапе участникам был предложен набор закрытых тестовых заданий множественного выбора одного правильного ответа из предложенных вариантов. Анализ результатов тестирования показал низкий уровень знаний по разделам: «Гражданская оборона и защита населения в ЧС», «Гидрологические природные опасности и опасности техногенного происхождения» (кстати, оба раздела являются актуальным для территории Пензенской области). Наиболее значимая часть теоретического тура олимпиады по ОБЖ для оценки творческого потенциала участников -вторая, включающая задания с развернутым ответом (письменное решение задачи, письменный ответ на проблемные вопросы).

Теоретический этап был представлен набором из 13 ситуационных задач и заданий, для выполнения которых был предложен алгоритм работы (ознакомиться с предложенной ситуацией; в зависимости от требований, изложенных в задании, составить список вещей, правил или действий в определенной последовательности; дать необходимые комментарии) и представлен ряд рекомендаций, необходимых для выполнения работы.

Задание 1. Приведите основные общие правила личной безопасности, которые необходимо соблюдать при занятиях физкультурой и спортом.

Задание 2. В районе Вашего проживания произошла авария на химически опасном объекте с выбросом в атмосферу аварийно химически опасного вещества (аммиака) (АХОВ). Ваши действия.

Задание 3. Вы возвращаетесь домой поздно вечером. Ваши действия по обеспечению личной безопасности в лифте.

Задание 4. По системе оповещения РСЧС получен сигнал о приближении урагана. Ваши действия при угрозе и во время урагана.

Задание 5. Почему в жилых домах, где используется печное отопление, дымоходы на чердаке должны быть всегда побелены?

Задание 6. Почему в школах и других общественных зданиях выходные двери из помещений устраивают открывающимися наружу?

Задание 7. Вы находитесь в общественном месте (в кинотеатре, на вокзале) и понимаете, что есть опасность возникновения пожара. Ваши действия в подобной ситуации?

Задание 8. Неожиданно в автобусе, в котором вы ехали, возник пожар. Ваши действия по спасению собственной жизни в подобной ситуации?

Задание 9. На занятии химии в лаборатории института при неправильном смешивании двух веществ, произошла химическая реакция, в результате которой произошло возгорание. Огонь попал на одежду одного из студентов. Ваши действия?

Задание 10. Группа туристов сбилась с маршрута и неделю блуждала по тайге. Запас продуктов истощился, положение стало угрожающим. Несколько раз над тайгой пролетали самолеты. Туристы кричали, размахивали куртками, но их никто не увидел и не услышал.

как можно в данной ситуации подать сигнал бедствия?

Задание 11. какие факторы влияют на время выживания при температуре воздуха 40°С? Почему?

Задание 12. Оцените свое положение в роли потерпевшего бедствие, находя отрицательные и положительные стороны в ситуации автономного существования в лесной зоне в летнее время. Ответы поместите в таблицу.

Пример ответа:

«+» «-»

Я жив, не ранен. У меня нет продуктов питания.

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.

Задание 13. Рассчитайте период безопасного голодания для человека массой 70 кг в благоприятных погодных условиях, совершающего ежедневные переходы в 25 км, если общие энергетические резервы организма составляют приблизительно 160 тыс. килокалорий, для поддержания жизнедеятельности организма требуется 1 килокалория в час на 1 кг массы тела (если почти не моргать, свести к минимуму число дыхательных движений и не шевелиться), а ходьба в течение часа по ровной дороге со скоростью 4 км/ч требует 200 килокалорий.

Самыми сложными оказались задания № 5 и № 13. Так, с заданием № 5 (назначение побелки на дымоходах), справилось лишь 25 % участников, остальные его не выполнили. Такие же результаты получены по заданию № 13, в котором было необходимо произвести расчеты, связанные с расходованием энергии и поддержанием жизнеспособности организма.

При выполнении задания № 1, зная ответ, не все решились записать известные элементарные правила безопасности на занятиях физкультурой и спортом. Многие участники олимпиады, будучи спортсменами и, выйдя на уровень неосознанной компетентности в области указанной деятельности, показывали большую готовность к реализации каких-либо действий, нежели к их классификации и описанию.

С заданиями № 2 и № 12 справилось наибольшее число участников. Это указывает на достаточную представленность материалов данных разделов в школьном курсе ОБЖ, хорошую работу психологов и педагогов, а так же большой вклад родителей в процесс формирования позитивного взгляда ребенка на окружающий и мир и свое место в нем.

Наибольшие проблемы у участников вызвала необходимость структурировать материал и составлять перечни: большинство участников владеет данными навыками слабо. Недостаточные знания в области биологии, химии, физики, географии, математики и других наук, а так же отсутствие творческого подхода к решению задач, не позволили получить высокие баллы в теоретическом туре. Многие учащиеся прекращали работу над теоретической частью в течение 30-40 минут и стремились переходить к заданиям практического тура, целью которого было определение уровня подготовленности участников к осуществлению практической деятельности по оказанию помощи пострадавшим и обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситуациях различного происхождения, сформированности умений и навыков по разделу «Основы военной службы».

Практический тур предусматривал задания:

1) по основам медицинских знаний и оказанию первой помощи пострадавшим (сбор аптечек, оказание помощи при кровотечении, оказание помощи при отморожении; транспортировка пострадавшего);

2) по выживанию в условиях природной среды (создание и применение бутылочного фонаря, выкладывание макетов костров);

3) по действиям в чрезвычайных ситуациях (работа с различными средствами пожаротушения в различных условиях);

4) по основам военной службы.

При выполнении задания № 1, собирая походную аптечку, все безошибочно комплектовали ее перевязочными материалами, антисептическими, обезболивающими и желудочно-кишечными средствами. Медикаменты из остальных групп (противовоспалительные, жаропонижающие, сердечнососудистые препараты) в созданных меднаборах встречались редко. При сборе комплектующих элементов аптечки практически никто не обращал внимания на количество участников команды, для которой эта аптечка создавалась, и не учитывал особенности предстоящего этой команде похода. От выполнения задания отказалось 11 человек.

В процессе выполнения задания № 2, предусматривающего оказание первой помощи, обнаружили следующие факты:

• плохое знание анатомии человека не сразу позволяло сориентироваться и определить место нахождения ранения на теле;

• затруднения вызывал процесс выбора медикаментов для обработки раны;

• многие не знали, какую повязку необходимо наложить пострадавшему в данной ситуации, незначительное число участников сообщало какую повязку нужно наложить, но из-за отсутствия должных практических навыков, ватные тампоны оказывались просто «привязанными» к условной ране;

• в отдельных случаях вставала проблема вызова скорой помощи: возникали вопросы: «куда и по какому номеру необходимо звонить?», «какую информацию необходимо предоставлять?».

От выполнения задания отказалось 8 человек.

Отдаленное представление о первоначальных действиях в указанной ситуации не позволило большинству участников набрать наивысшие баллы по заданию № 3. Многие пытались «растопить наледь руками или дыханием», практически никто не предложил согревающее теплое питье, однако все последующие необходимые действия были выполнены правильно или с незначительными недочетами. От выполнения задания отказалось 9 человек.

В задании № 4 было предложено собрать макеты костров. Наиболее простыми для исполнения оказались макеты костров «шалаш» и «колодец», реже выкладывали макет «звезда», остальные оказались под силу только учащимся кадетских классов различных школ города. От выполнения задания отказалось и/или не выполнило ни одного пункта задания 19 человек.

Задание № 5. Типичной ошибкой, которую допускали участники при изготовлении «бутылочного фонаря» явилась попытка подменить изготовление собственно фонаря созданием подсвечника. При этом нарушалось правило «укрепленной свечи и безопасного пламени». Свечи в фонарях в большинстве случаев оказывались не зафиксированными, падали, пламя оплавляло бутылку. Нить - держатель, неправильно укрепленная часто пережигалась в процессе испытания фонаря на работоспособность. Так же можно отметить нерациональное применение предложенного

оборудования и материалов. От выполнения задания отказалось 19 человек.

Задания № 6 и № 7 предполагали демонстрацию навыков тушения пожаров различными средствами. При выполнении этих заданий многие пытались рассказать, как будут тушить пожар, не приводя в боевое положение огнетушитель (зачастую просто перенося его по этапам). В ситуации, предполагающей осуществление действий по тушению пожара от внутреннего пожарного крана, участники не показали достаточного знания теоретических аспектов проблемы и не смогли продемонстрировать должным образом сформированных практических навыков.

Типичные ошибки и недочеты:

• проблема подсоединения друг к другу элементов конструкции: пожарного рукава, ствола, вентиля;

• участники забывали открыть кран вентиля для подачи воды в пожарный рукав;

• скорость выполнения задания была крайне низкой;

• многие участники вместо практического выполнения рассказывали о своих действиях. От выполнения задания № 6 отказалось 7 человек.

От выполнения задания № 7 отказалось 9 человек.

Выполнение № 8 задания показало, что умения, связанные с командованием подразделениями, практически отсутствуют. Навыки по распознаванию воинских знаков различия и строевой подготовке можно считать удовлетворительными. Лучшие результаты выполнения строевых приемов показали учащиеся кадетских классов различных школ и участники военно-спортивной игры «Орленок». От выполнения задания отказалось 13 человек.

Проведение олимпиады по ОБЖ позволило отследить следующие недостатки, касающиеся уровня подготовленности учащихся, а именно:

• недостаточность уровня знаний по некоторым разделам школьной программы, что связано с целым рядом особенностей преподавания ОБЖ в школе;

• трудности в решении ситуационных задач, что можно объяснить излишней теоретизированностью в преподавании курса ОБЖ;

• проблемы при осуществлении практических действий и подмена их пространными объяснениями.

Возможно, это следствие того, что в большинстве школ изучение предмета ОБЖ сводится к передаче теоретических сведений и малого использования практических и интерактивных методов обучения, направленных на получение прикладных умений и навыков,

а также умения применять свои знания в различной обстановке, т. е. приближения алгоритмов действий в чрезвычайных ситуациях и использование полученных знаний в повседневной жизни. Предполагаем, что с целью объективизации внешней оценки качества образования, повышения качества учебных достижений по ОБЖ следует рекомендовать чаще использовать в учебном процессе индивидуальную форму опроса, требующую от учащихся последовательного изложения учебного материала, умений аргументировать выдвинутые положения, приводить примеры. Такой опрос может проводиться как в письменной, так и в устной форме.

Остается актуальной необходимость целенаправленной работы в ОУ по систематизации и обобщению учебного материала, которая должна быть направлена на развитие умений выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Необходимо обучить школьников грамотно выполнять задания в точном соответствии с прилагаемой инструкцией (метапредметные умения). Привлекать знания всех дисциплин, изучаемых в школе (биология, химия, физика, математика, технология) и представляющих основу предмета ОБЖ, для решения задач и выполнения практических заданий.

Большее внимание уделить практическим аспектам БЖД: нацелить процесс обучения не только на передачу некоторой системы теоретических знаний, но и на формирование умений применять эти знания на практике в различных ситуациях; разработать методические рекомендации, позволяющие обеспечить реализацию практических занятий в условиях сокращения времени, отведенного на изучение дисциплины БЖД.

Анализируя опыт проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ, можно сказать, что, несмотря на ряд проблем, учащиеся проявили неподдельный интерес, живое участие и высокую активность при выполнении заданий.

Проведение олимпиады по ОБЖ позволило не только выявить наиболее талантливых, одаренных учащихся, но и показать значимость предмета ОБЖ в ряду других школьных предметов, подчеркнуть необходимость целенаправленного и систематического изучения данной дисциплины для обеспечения безопасной жизнедеятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фомицкая Г. Н. Развитие региональной системы внешней оценки качества общего образования. Авто-реф. дис. ... докт. пед. наук. Улан-Удэ, 2012. 47 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.