Научная статья на тему 'Актуальные вопросы организации, проведения и результативности областного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности'

Актуальные вопросы организации, проведения и результативности областного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суворова Галина Михайловна, Горичева Вера Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы организации, проведения и результативности областного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности»

ХРОНИКА И НФОРМАЦИЯ

УДК 373

Г. М. Суворова, В .Д. Горичева

Актуальные вопросы организации, проведения и результативности областного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности

G. M. Suvorova, V. D. Goricheva

Urgent Issues of Organization, Realisation and Results of the Regional Stage of the All-Russian Competition of Schoolchildren on the Basis of Life Safety

В январе 2013 года в Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского на базе кафедры безопасности жизнедеятельности естественно-географического факультета третий раз проходил региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ. В нем принимали участие 67 учащихся 9-11 классов школ Ярославской области.

Для проведения областного этапа олимпиады школьников по ОБЖ были отобраны победители муниципального этапа. В 2013 году среди 9 классов из 24 школьников выступили 13 девушек (54 %), среди школьников 10 - 11 классов из 48 человек - 18 девушек (37,5 %).

Региональный этап состоял из двух туров: теоретического и практического. В состав комиссии вошли представители ЦДОШ «Олимп», сотрудники кафедры безопасности жизнедеятельности, сотрудники из Центра гражданской защиты, ДПО, ЦДЮТУр и ЭК и другие.

Теоретический и практический туры проводились по заданиям, разработанным центральной предметно-методической комиссией.

В работу жюри входили следующие функции: изучить олимпиадные задания, критерии и методику их оценивания; осуществлять контроль за работой участников во время теоретического и практического (полевого) туров; проверять и оценивать олимпиадные работы участников в соответствии с критериями и методикой; проводить разбор выполнения заданий туров (конкур -сов) с участниками олимпиады и сопровождаю-

щими их лицами; объяснять критерии оценивания каждого из заданий; рассматривать апелляции участников; обеспечивать техническую поддержку в оформлении текущих документов, протоколов; составлять рейтинговые таблицы по результатам выполнения заданий и итоговый рейтинг участников олимпиады; определять победителей и призеров олимпиады в соответствии с квотой, утвержденной Центральным оргкомитетом Всероссийской олимпиады школьников и доведенной до сведения оргкомитета Минобр-науки России; оформлять протокол заседания по определению победителей и призеров олимпиады и протокол по определению кандидатов на присуждение премии для поддержки талантливой молодежи; подготовка аналитического отчета о результатах проведения олимпиады и передача его в оргкомитет и Министерство образования.

В теоретической секции участникам средней (9 классы) и старшей (10-11 классы) возрастных групп предстояло выполнить по 7 теоретических заданий и ответить на 20 тестовых заданий разного уровня сложности.

Задания и тесты этого тура представлены следующими тематическими направлениями, определенными стандартами основного общего образования по ОБЖ (для средней возрастной группы) и стандартами среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом и профильном уровне (для старшей возрастной группы):

© Суворова Г. М., Горичева В .Д., 2014

Актуальные вопросы организации, проведения и результативности областного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности

Для средней возрастной группы Для старшей возрастной группы

- обеспечение личной безопасности в повседневной жизни; - обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях. Включает следующие тематические модули: Модуль 1. Основы здорового образа жизни. Модуль 2. Безопасность на транспорте. Модуль 3. Чрезвычайные ситуации социального характера. Модуль 4. Чрезвычайные ситуации природного характера. Модуль 5. Выживание в условиях вынужденного автономного существования. - обеспечение личной безопасности в повседневной жизни; - обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях; - обеспечение личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; - государственная система обеспечения безопасности населения; - основы обороны государства и воинская обязанность. Включает следующие тематические модули: Модуль 1. Основы здорового образа жизни. Модуль 2. Безопасность на транспорте. Модуль 3. Пожарная безопасность. Модуль 4. Гражданская оборона. Модуль 5. Основы военной службы и обороны государства.

Длительность этого тура составляет 4 акаде- бранного представителями центральной пред-мических часа (180 минут). метно-методической комиссии, и предусматрива-

Практический тур проводится на базе откры- ет выполнение заданий в следующих секциях: того спортивного комплекса, предварительно вы-_

Типы заданий Необходимое количество выполненных заданий для средней возрастной группы. Необходимое количество выполненных заданий для старшей возрастной группы.

1. Преодоление комбинированной полосы препятствий с выполнением заданий по выживанию в условиях вынужденного автономного существования (переправа по горизонтальной веревке; определение высоты объекта; ориентирование на местности; работа со спасательными веревками). не менее 2 заданий; не менее 2 заданий.

2. Действия в чрезвычайной ситуации техногенного характера (действия в зоне с утечкой АХОВ и проведение спасательных работ на воде). не менее 2 заданий; не менее 2 заданий.

3. Прохождение пожарно-тактической полосы препятствий (преодоление препятствия и тушение условного лесного очага пожара ранцевым огнетушителем; надевание боевой одежды пожарного; выполнение первоочередных действий при обнаружении пожара в жилом помещении, спасение пострадавшего и оказание ему первой помощи; прокладка рукавной линии от разветвления пожарного автомобиля на второй этаж здания и тушение условного очага пожара с применением мишени (электронной или механической). не менее 2 заданий; не менее 2 заданий.

4. Оказание первой помощи пострадавшему. не менее 3 заданий; не менее 3 заданий.

Задания для средней возрастной группы: - первая помощь пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии (первая помощь пострадавшему при повреждении костей таза, первая помощь пострадавшему с ранением бедренной артерии); - первая помощь пострадавшему при пожаре, нахо- Задания для старшей возрастной группы: - первая помощь пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии (первая помощь пострадавшему с ранением бедренной артерии, первая помощь пострадавшему в состоянии комы, первая помощь пострадавшему с признаками биологической смерти); - первая помощь пострадавшему при пожаре, находящемуся без при-

дящемуся без признаков жизни; - первая помощь пострадавшему при утоплении младенцу. знаков жизни; - первая помощь пострадавшему при утоплении младенцу.

5. Основы подготовки к военной службе (сборка модели массо-габаритного автомата (АКМ, АК-74); уничтожение огневых точек условного противника «ручными гранатами»; неполная разборка автомата; уничтожение огневой точки условного противника ружейным огнем) Для средней возрастной группы не предусмотрены не менее 3 заданий.

Задача данного тура - выявить у участников олимпиады умения и навыки оперативных действий и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Проведению практического тура предшествуют краткий инструктаж участников о правилах выполнения практических заданий с элементами тренинга, а также консультация для членов жюри предметных секций и статистов.

В период проведения практического тура организаторами заключительного этапа олимпиады обеспечивается безопасность школьников и их медицинское обслуживание (в случае необходимости).

Все участники должны быть в спортивной форме, закрывающей локти и колени, иметь брезентовые рукавицы, спортивную обувь без металлических шипов, каску, компас, часы.

Пользоваться во время практического тура справочниками, персональными компьютерами, мобильными телефонами и иными приборами, за исключением предоставляемых дежурными членами жюри для выполнения заданий, запрещается.

За несоблюдение правил техники безопасности при выполнении практических заданий участники могут быть сняты с практического тура, и им может быть выставлено 0 баллов за участие в этом туре.

Перед окончательным подведением итогов жюри проводит разбор заданий. Основная цель этой процедуры - знакомство участников олимпиады с основными вариантами решения каждого из предложенных заданий, а также с типичными ошибками, допущенными при выполнении заданий, знакомство с критериями оценивания.

Разбор олимпиадных заданий проводится после их проверки и анализа в отведенное программой время, при этом могут присутствовать все участники Олимпиады, а также сопровождающие их лица.

Работы участников хранятся оргкомитетом олимпиады в течение одного года с момента ее окончания.

В случаях несогласия участников олимпиады с результатами оценивания работ членами жюри и оргкомитетом рассматриваются апелляции. При этом участнику, подавшему апелляцию, предоставляется возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с разработанными критериями и методикой.

В ходе проверки и анализа работ олимпиады в 2013 г. были выявлены следующие типичные ошибки Теоретического тура:

- недостаточные знания алгоритма общих правил безопасности;

- недостаточные знания комплекса задач по гражданской обороне;

- недостаточные знания классификаций и видов эвакуации;

- недостаточные знания видов оружия;

- недостаточные знания последствий аварий на АЭС.

Ошибки Практического тура в основном заключаются в недостаточных знаниях методики вязки узлов, способов подачи сигналов. Многие школьники не могут уложиться в контрольное время выполнения задания.

После проведения областного этапа олимпиады по ОБЖ были разработаны следующие предложения для эффективной подготовки школьников на кафедре безопасности жизнедеятельности в ЯГПУ им. К. Д. Ушинского:

1. Совершенствование материальной базы для проведения олимпиады.

2. Создание двух учебных групп учащихся (средней и старшей) из школ области для подготовки по программе к олимпиаде в течение года преподавателями кафедры безопасности жизнедеятельности.

3.Подготовка школьников по ОБЖ для конкурсов всероссийского уровня.

Актуальные вопросы организации, проведения и результативности областного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности

Таблица. Результаты региональных этапов по ОБЖ

Муниципальный Региональный этап Региональный этап Региональный этап

район 2010-2011 уч.г. 2011-2012 уч.г. 2012-2013 уч.г.

Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во

участников победителей и призеров участников победителей и призеров участников победителей и призеров

Борисоглебский 1 0 0 0 0 0

Гаврилов-Ямский 5 0/1 6 0 5 0/1

Даниловский 5 0 6 0 0 0

Первомайский 2 0 0 0 0 0

г. Переславль-Залесский 2 0 0 0 5 0/1

г. Рыбинск 7 0/2 7 0/1 13 0/3

Рыбинский 2 0 4 0/2 4 0/1

Ростовский 4 1/2 2 0/2 1 0

Тутаевский 8 0/4 11 2/2 12 0/5

Угличский 6 0/1 6 0/1 8 1/0

г. Ярославль 17 1/2 14 0/2 9 0/3

Ярославский 8 0/3 8 0/2 9 0/2

Итого: 67 2/15 64 2/12 66 2/15

При анализе итогов прошлых региональных олимпиад, результаты которых заложены в сводную таблицу, видно, что количество участников было примерно одинаковым - от 60 до 70 человек. Практический тур выполнялся лучше, чем теоретический, призеры - учащиеся Тутаевского, Угличского и Ярославского муниципальных районов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.