ХРОНИКА И НФОРМАЦИЯ
УДК 373
Г. М. Суворова, В .Д. Горичева
Актуальные вопросы организации, проведения и результативности областного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности
G. M. Suvorova, V. D. Goricheva
Urgent Issues of Organization, Realisation and Results of the Regional Stage of the All-Russian Competition of Schoolchildren on the Basis of Life Safety
В январе 2013 года в Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского на базе кафедры безопасности жизнедеятельности естественно-географического факультета третий раз проходил региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ. В нем принимали участие 67 учащихся 9-11 классов школ Ярославской области.
Для проведения областного этапа олимпиады школьников по ОБЖ были отобраны победители муниципального этапа. В 2013 году среди 9 классов из 24 школьников выступили 13 девушек (54 %), среди школьников 10 - 11 классов из 48 человек - 18 девушек (37,5 %).
Региональный этап состоял из двух туров: теоретического и практического. В состав комиссии вошли представители ЦДОШ «Олимп», сотрудники кафедры безопасности жизнедеятельности, сотрудники из Центра гражданской защиты, ДПО, ЦДЮТУр и ЭК и другие.
Теоретический и практический туры проводились по заданиям, разработанным центральной предметно-методической комиссией.
В работу жюри входили следующие функции: изучить олимпиадные задания, критерии и методику их оценивания; осуществлять контроль за работой участников во время теоретического и практического (полевого) туров; проверять и оценивать олимпиадные работы участников в соответствии с критериями и методикой; проводить разбор выполнения заданий туров (конкур -сов) с участниками олимпиады и сопровождаю-
щими их лицами; объяснять критерии оценивания каждого из заданий; рассматривать апелляции участников; обеспечивать техническую поддержку в оформлении текущих документов, протоколов; составлять рейтинговые таблицы по результатам выполнения заданий и итоговый рейтинг участников олимпиады; определять победителей и призеров олимпиады в соответствии с квотой, утвержденной Центральным оргкомитетом Всероссийской олимпиады школьников и доведенной до сведения оргкомитета Минобр-науки России; оформлять протокол заседания по определению победителей и призеров олимпиады и протокол по определению кандидатов на присуждение премии для поддержки талантливой молодежи; подготовка аналитического отчета о результатах проведения олимпиады и передача его в оргкомитет и Министерство образования.
В теоретической секции участникам средней (9 классы) и старшей (10-11 классы) возрастных групп предстояло выполнить по 7 теоретических заданий и ответить на 20 тестовых заданий разного уровня сложности.
Задания и тесты этого тура представлены следующими тематическими направлениями, определенными стандартами основного общего образования по ОБЖ (для средней возрастной группы) и стандартами среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом и профильном уровне (для старшей возрастной группы):
© Суворова Г. М., Горичева В .Д., 2014
Актуальные вопросы организации, проведения и результативности областного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности
Для средней возрастной группы Для старшей возрастной группы
- обеспечение личной безопасности в повседневной жизни; - обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях. Включает следующие тематические модули: Модуль 1. Основы здорового образа жизни. Модуль 2. Безопасность на транспорте. Модуль 3. Чрезвычайные ситуации социального характера. Модуль 4. Чрезвычайные ситуации природного характера. Модуль 5. Выживание в условиях вынужденного автономного существования. - обеспечение личной безопасности в повседневной жизни; - обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях; - обеспечение личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; - государственная система обеспечения безопасности населения; - основы обороны государства и воинская обязанность. Включает следующие тематические модули: Модуль 1. Основы здорового образа жизни. Модуль 2. Безопасность на транспорте. Модуль 3. Пожарная безопасность. Модуль 4. Гражданская оборона. Модуль 5. Основы военной службы и обороны государства.
Длительность этого тура составляет 4 акаде- бранного представителями центральной пред-мических часа (180 минут). метно-методической комиссии, и предусматрива-
Практический тур проводится на базе откры- ет выполнение заданий в следующих секциях: того спортивного комплекса, предварительно вы-_
Типы заданий Необходимое количество выполненных заданий для средней возрастной группы. Необходимое количество выполненных заданий для старшей возрастной группы.
1. Преодоление комбинированной полосы препятствий с выполнением заданий по выживанию в условиях вынужденного автономного существования (переправа по горизонтальной веревке; определение высоты объекта; ориентирование на местности; работа со спасательными веревками). не менее 2 заданий; не менее 2 заданий.
2. Действия в чрезвычайной ситуации техногенного характера (действия в зоне с утечкой АХОВ и проведение спасательных работ на воде). не менее 2 заданий; не менее 2 заданий.
3. Прохождение пожарно-тактической полосы препятствий (преодоление препятствия и тушение условного лесного очага пожара ранцевым огнетушителем; надевание боевой одежды пожарного; выполнение первоочередных действий при обнаружении пожара в жилом помещении, спасение пострадавшего и оказание ему первой помощи; прокладка рукавной линии от разветвления пожарного автомобиля на второй этаж здания и тушение условного очага пожара с применением мишени (электронной или механической). не менее 2 заданий; не менее 2 заданий.
4. Оказание первой помощи пострадавшему. не менее 3 заданий; не менее 3 заданий.
Задания для средней возрастной группы: - первая помощь пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии (первая помощь пострадавшему при повреждении костей таза, первая помощь пострадавшему с ранением бедренной артерии); - первая помощь пострадавшему при пожаре, нахо- Задания для старшей возрастной группы: - первая помощь пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии (первая помощь пострадавшему с ранением бедренной артерии, первая помощь пострадавшему в состоянии комы, первая помощь пострадавшему с признаками биологической смерти); - первая помощь пострадавшему при пожаре, находящемуся без при-
дящемуся без признаков жизни; - первая помощь пострадавшему при утоплении младенцу. знаков жизни; - первая помощь пострадавшему при утоплении младенцу.
5. Основы подготовки к военной службе (сборка модели массо-габаритного автомата (АКМ, АК-74); уничтожение огневых точек условного противника «ручными гранатами»; неполная разборка автомата; уничтожение огневой точки условного противника ружейным огнем) Для средней возрастной группы не предусмотрены не менее 3 заданий.
Задача данного тура - выявить у участников олимпиады умения и навыки оперативных действий и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Проведению практического тура предшествуют краткий инструктаж участников о правилах выполнения практических заданий с элементами тренинга, а также консультация для членов жюри предметных секций и статистов.
В период проведения практического тура организаторами заключительного этапа олимпиады обеспечивается безопасность школьников и их медицинское обслуживание (в случае необходимости).
Все участники должны быть в спортивной форме, закрывающей локти и колени, иметь брезентовые рукавицы, спортивную обувь без металлических шипов, каску, компас, часы.
Пользоваться во время практического тура справочниками, персональными компьютерами, мобильными телефонами и иными приборами, за исключением предоставляемых дежурными членами жюри для выполнения заданий, запрещается.
За несоблюдение правил техники безопасности при выполнении практических заданий участники могут быть сняты с практического тура, и им может быть выставлено 0 баллов за участие в этом туре.
Перед окончательным подведением итогов жюри проводит разбор заданий. Основная цель этой процедуры - знакомство участников олимпиады с основными вариантами решения каждого из предложенных заданий, а также с типичными ошибками, допущенными при выполнении заданий, знакомство с критериями оценивания.
Разбор олимпиадных заданий проводится после их проверки и анализа в отведенное программой время, при этом могут присутствовать все участники Олимпиады, а также сопровождающие их лица.
Работы участников хранятся оргкомитетом олимпиады в течение одного года с момента ее окончания.
В случаях несогласия участников олимпиады с результатами оценивания работ членами жюри и оргкомитетом рассматриваются апелляции. При этом участнику, подавшему апелляцию, предоставляется возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с разработанными критериями и методикой.
В ходе проверки и анализа работ олимпиады в 2013 г. были выявлены следующие типичные ошибки Теоретического тура:
- недостаточные знания алгоритма общих правил безопасности;
- недостаточные знания комплекса задач по гражданской обороне;
- недостаточные знания классификаций и видов эвакуации;
- недостаточные знания видов оружия;
- недостаточные знания последствий аварий на АЭС.
Ошибки Практического тура в основном заключаются в недостаточных знаниях методики вязки узлов, способов подачи сигналов. Многие школьники не могут уложиться в контрольное время выполнения задания.
После проведения областного этапа олимпиады по ОБЖ были разработаны следующие предложения для эффективной подготовки школьников на кафедре безопасности жизнедеятельности в ЯГПУ им. К. Д. Ушинского:
1. Совершенствование материальной базы для проведения олимпиады.
2. Создание двух учебных групп учащихся (средней и старшей) из школ области для подготовки по программе к олимпиаде в течение года преподавателями кафедры безопасности жизнедеятельности.
3.Подготовка школьников по ОБЖ для конкурсов всероссийского уровня.
Актуальные вопросы организации, проведения и результативности областного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности
Таблица. Результаты региональных этапов по ОБЖ
Муниципальный Региональный этап Региональный этап Региональный этап
район 2010-2011 уч.г. 2011-2012 уч.г. 2012-2013 уч.г.
Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во
участников победителей и призеров участников победителей и призеров участников победителей и призеров
Борисоглебский 1 0 0 0 0 0
Гаврилов-Ямский 5 0/1 6 0 5 0/1
Даниловский 5 0 6 0 0 0
Первомайский 2 0 0 0 0 0
г. Переславль-Залесский 2 0 0 0 5 0/1
г. Рыбинск 7 0/2 7 0/1 13 0/3
Рыбинский 2 0 4 0/2 4 0/1
Ростовский 4 1/2 2 0/2 1 0
Тутаевский 8 0/4 11 2/2 12 0/5
Угличский 6 0/1 6 0/1 8 1/0
г. Ярославль 17 1/2 14 0/2 9 0/3
Ярославский 8 0/3 8 0/2 9 0/2
Итого: 67 2/15 64 2/12 66 2/15
При анализе итогов прошлых региональных олимпиад, результаты которых заложены в сводную таблицу, видно, что количество участников было примерно одинаковым - от 60 до 70 человек. Практический тур выполнялся лучше, чем теоретический, призеры - учащиеся Тутаевского, Угличского и Ярославского муниципальных районов.