/16 Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 4 (46) УДК 371.3:372.8
Об итогах проведения олимпиады по безопасности жизнедеятельности среди учащихся общеобразовательных организаций
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2015
Э.Н. Аюбов, И.В. Жданенко, С.В. Невелева
Аннотация
Рассмотрены итоги проведенной в 2015 году дистанционным способом в форме тестирования олимпиады по безопасности жизнедеятельности среди учащихся общеобразовательных организаций с использованием интернет-ресурсов МЧС России. Даны предложения по использованию полученного опыта в интересах МЧС России.
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности; культура безопасности жизнедеятельности; олимпиада; образовательная организация; учащийся; тестовое задание.
About the Results of the Healthy and Safe activity Olympiad Among Pupils of Educational Organizations
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2015
Е. Ajubov, I. Zhdanenko, S. Neveleva
Abstract
We consider the results held in 2015 in the form of remotely testing competition on health and safety among students of educational institutions using the Internet resources the Russian Emergencies Ministry. Proposals for the use of experience gained in the interest of the Russian Emergencies Ministry.
Key words: life safety; safety culture; сompetition; educational organization; student; test task.
Вопросы патриотического воспитания и подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности всегда, особенно последние годы, были одним из основных направлений в деятельности МЧС России. В целях выработки оптимальных подходов к решению данного вопроса неоднократно проводились и проводятся различные мероприятия (соревнования, олимпиады и пр.).
В рамках мероприятий по дальнейшей отработке указанных подходов к патриотическому воспитанию и подготовке подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) организовал и провел с 21 сентября по 2 октября 2015 года Всероссийскую интернет-олимпиаду по безопасности жизнедеятельности среди учащихся общеобразовательных организаций с применением дистанционных образовательных технологий (далее — Олимпиада) [2]. Целью проведения данной Олимпиады являлось повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности среди подрастающего поколения.
Опыт подготовки и проведения этого мероприятия Всероссийского масштаба, позволяющего провести беспристрастный мониторинг сформирован-ности культуры безопасности жизнедеятельности у школьников, дает возможность сделать некоторые выводы, которые бы следовало более настойчиво использовать в работе МЧС России.
Формированием компетенций в области культуры безопасности жизнедеятельности в нашей стране на официальном уровне занимается система образования (в рамках учебной деятельности по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» и во внеурочной работе в процессе тематических воспитательных мероприятий), а также структурные подразделения других министерств и ведомств в части, их касающейся. В первую очередь, это — МЧС России, а также службы МВД России, занимающиеся безопасностью на дорогах и профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних. Нельзя не упомянуть ряд общественных организаций, таких, как ВДПО, Россоюзспас, ДОСААФ и другие, которые также проводят тренинги, слеты, конкурсы, направленные на информирование населения, в том числе детей и подростков, об алгоритмах рациональных действий в чрезвычайных ситуациях (далее — ЧС), а также действий по недопущению этих ситуаций [1].
Деятельность данных организаций системна, но у всех организаций, кроме образовательных, носит мероприятийный характер, что вполне согласуется с их целями и задачами. Но при этом каждый отдельно взятый ребенок системно обучается культуре безопасности жизнедеятельности (далее — КБЖ) только в условиях той образовательной организации, которую лично он посещает.
Нельзя сбрасывать со счетов воздействие на формирующиеся компетенции того, что запускаются на телеканалах социальные ролики по КБЖ, средства массовой информации публикуют информацию о пожарах, наводнениях, несчастных случаях. В окру-
жающей действительности ребенок также видит негативные последствия нарушения заповедей безопасного поведения.
Поэтому провести «срезовый» мониторинг компетенций по КБЖ очень сложно — нет возможности достоверно отдифференцировать воздействие тех или иных источников информации (ОБЖ, беседы специалистов, внешний опыт и пр.). Формирование теоретических знаний и представлений происходит не только в ходе специально организованного процесса обучения, но и путем усвоения элементов социального опыта.
Возникает вопрос поиска универсального измерительного инструмента, который позволит оценить не только знания конкретного параграфа учебника (что тоже важно на уровне изучения предмета ОБЖ), но и общий уровень готовности школьника адекватно реагировать на возможные вызовы реальности.
Современные формы и методы образовательной деятельности активно включают в себя достижения информационных технологий. В связи с развитием возможностей интерактивного общения в интернете, проведения онлайн-опросов, стало реальностью проведение и интернет-олимпиад по различным учебным дисциплинам. Это позволяет сберечь время и финансы участников, которые избавлены от необходимости куда-то ехать для участия в олимпиаде [5].
В ходе подготовки к проведению данной олимпиады были разработаны:
организационно-методические документы;
комплект тестовых заданий для 3-х возрастных групп учащихся;
интерактивный модуль тестирования учащихся по вопросам безопасности жизнедеятельности;
информационный портал в области безопасности жизнедеятельности (ckbg.ru), на котором и проводилась Олимпиада.
Эти продукты в качестве диагностических материалов отвечают требованиям повторяемости (ежегодное проведение), соответствия содержания и формы возрастным особенностям (аспекты, в которых раскрывается тематика конкурсов и заданий, соответствует кругозору и навыкам подростка), достоверность и объективность получаемых данных, поступающих с зарегистрированного Ш-адреса участника.
Следует исходить из того, что наличие прочных теоретических знаний и представлений выявляется методами тестирования и опроса.
Результаты проведенной олимпиады подтвердили значимость таких показателей познавательного критерия, коими являются знания и представления, включенные в теоретическую подготовку подростков к действиям в ЧС [3; 4]:
1. Знание о сущности ЧС в сравнении с нормальными условиями жизнедеятельности, понимание сравнительной категории «опасно — не опасно»;
2. Знание о классификации ЧС;
3. Знание о степени опасности тех или иных ЧС для человека и окружающей среды;
4. Знание о последствиях ЧС, в том числе и отсроченных, для человека и его среды обитания.
Подтверждена объективная польза показателей сформированности деятельностного критерия, которыми служат следующие навыки:
1. Коммуникативные, позволяющие наладить взаимодействие между членами стихийно возникшего микросоциума в рамках ЧС (пострадавшие, спасатели);
2. Оказание первой помощи пострадавшим;
3. Технические (по использованию средств спасения);
4. Нормативные (по практическому применению норм и правил безопасного поведения).
Получение валидных результатов проверки практических навыков в обычной письменной работе было бы затруднено, но интернет-возможности предлагают выстраивать варианты алгоритмов действий в тех или иных ситуациях.
Для анализа репрезентативной выборки было необходимо обеспечить достаточно широкий круг участников из различных регионов Российской Федерации.
Регистрацию для участия в Олимпиаде прошли 20179 учащихся образовательных организаций, в том числе:
младшая возрастная группа (7 класс) — 1859 чел.;
средняя возрастная группа (8-9 класс) — 10 081 чел.;
старшая возрастная группа (10-11 класс) — 8239 чел.
В Олимпиаде участвовали школьники из всех федеральных округов Российской Федерации (рис. 1).
Наибольшую активность в Олимпиаде показали участники из Центрального, Приволжского и Си-
бирского федеральных округов. Наименьшую активность проявил Крымский федеральный округ, однако учащиеся образовательных организаций из данного округа показали высокий результат знаний по безопасности жизнедеятельности: двое участников стали призерами Олимпиады.
Количественное распределение участников по субъектам Российской Федерации представлено на рис. 2, 3.
Из субъектов Российской Федерации в лучшую сторону по количеству человек, принявших участие в Олимпиаде, отмечаются:
Владимирская и Воронежская области (ЦФО);
Республика Татарстан (ПФО);
Новгородская, Вологодская и Ленинградская области (СЗФО);
Свердловская область и Ханты-Мансийский автономный округ — Югра ( УФО);
Республика Бурятия и Красноярский край (СФО);
Ставропольский край (СКФО);
Магаданская область и Камчатский край (ДФО);
Ростовская область (ЮФО).
Наименьшую активность проявили Тверская область (ЦФО), Республика Башкортостан (ПФО), Мурманская область (СЗФО), Челябинская область (УФО), Республика Алтай (СФО), Республика Кабардино-Балкария (СКФО), Сахалинская область (ДФО) и Краснодарский край (ЮФО). Не в лучшую сторону по этому показателю отмечаются г. Москва — всего 387 человек, что является крайне низким показателем для такого крупного мегаполиса и г. Санкт-Петербург — 156 человек, соответственно.
Рис. 1. Распределение участников Олимпиады по федеральным округам Российской Федерации
Рис. 2. Распределение участников Олимпиады по ЦФО, ПФО, СЗФО и УФО
Таким образом, в целом можно говорить о действительно Всероссийском уровне проведенного мероприятия. Логично предположить, что низкая активность на местах могла быть связана с отсутствием своевременного информирования преподавателей ОБЖ и родителей, а через них — обучающихся.
В Олимпиаде успешно прошли и завершили тестирование 3075 человек (15,23 % от общего количества зарегистрировавшихся), из них:
младшая возрастная группа — 461 чел.;
средняя возрастная группа — 1960 чел.; старшая возрастная группа — 654 чел. Данный факт говорит об общей низкой подготовке учащихся в области безопасности жизнедеятельности, несмотря на то, что предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является базовым в образовательных программах основного общего и среднего общего образования. Хотя можно назвать и такую проблему, как недостаточная мотивация к победе. Данная олимпиада не является рейтинговой для образовательных организаций и не предоставляет
Рис. 3. Распределение участников Олимпиады по СФО, СКФО, ДФО и ЮФО
льготы обучающимся-победителям. Логично предположить, что часть школьников начали тестирование из побуждения «просто попробовать», «чисто для себя», и прервали действия при затруднениях или возникновении иных планов на ближайшее время.
Тем не менее, есть смысл обсудить успехи. Это те школьники, у которых хватило как знаний, так и усидчивости. Они внимательно прочли вопросы, вдумчиво на них ответили.
По итогам Олимпиады, в лучшую сторону по числу учащихся, которые успешно завершили тести-
рование, следует отметить Центральный и Приволжский федеральные округа (рис. 4).
Результаты победителей Олимпиады в 3-х возрастных группах представлены в табл.
Успешно прошедшим тестирование, на адрес электронной почты был выслан Сертификат участника Олимпиады.Призеры Олимпиады в каждой возрастной группе были награждены дипломами, а в общеобразовательные организации, учащиеся которых продемонстрировали высокие результаты в Олимпиаде, были высланы благодарственные письма.
Рис. 4. Количество участников Олимпиады, успешно завершивших тестирование
Победители Олимпиады
Таблица
№ п/п
Фамилия, имя и отчество участника
Количество набранных баллов
Время прохождения (мин.:сек)
Название образовательной организации
Младшая возрастная группа
1 Ярусова Анна Александровна 72 56:33 МОУ «СОШ № 7», г. Ухта, Республика Коми
2 Тимошинов Егор Борисович 64 56:55 МКОУ Новоусманская СОШ № 4, с. Новая Усмань, Воронежская область
3 Соколова Любовь Дмитриевна 62 27:27 МБОУ «Скородненская общеобразовательная школа»,п. Первомайский, Орловская область
Средняя возрастная группа
1 Чабаненко Марьям Николаевна 74 49:05 ЛГ МБОУ «Гимназия № 6», г. Лангепас, Тюменская область
2 Савинова Мария Сергеевна 73 59:44 МБОУ СОШ ДС № 6, г. Симферополь, Республика Крым
3 Газетдинов Динар Дильшатович 70 12:40 МАОУ «Гимназия № 19», г. Казань
Старшая возрастная группа
1 Морозов Богдан Павлович 86 38:02 МАОУ «Средняя школа № 19, Корпус кадет Виктория», г. Старый Оскол
2 Плохушко Полина Анатольевна 84 14:38 МБОУ «Школа № 23», г. Керчь, Республика Крым
3 Зыков Андрей Юрьевич 79 32:47 МАОУ «Средняя школа № 19, Корпус кадет Виктория», г. Старый Оскол
По представленным материалам можно сделать следующие выводы:
1. Проведенная Олимпиада заняла особое место среди методов оценки знаний по безопасности жизнедеятельности у учащихся образовательных организаций Российской Федерации. Это наиболее доступный и интересный способ, который позволяет проконтролировать усвоение знаний и провести самооценку.
2. Она позволила оперативно выявить состояние проводимой в этой сфере работы в различных регионах страны.
3. Данная Олимпиада позволила учащимся развить свое мышление, отойти от стандартных «шаблонов» и проявить свои знания по безопасности жизнедеятельности, в том числе полученные в рамках изучения предмета ОБЖ.
4. Необходимо более настойчиво проводить информирование различных регионов о проведении Олимпиад, чтобы они вызвали еще более живой интерес у школьников и их преподавателей.
5. Целесообразно проведение таких Олимпиад и впредь. Это будет способствовать повышению уровня культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения и формированию личности безопасного типа.
Литература
1. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012— 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г № 761) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 июня 2012 г. № 23 ст. 2994.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. № 267 «Об утверждении порядка проведения олимпиад школьников» // Российская газета. 2014. Федеральный выпуск № 6420,
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. — http://www.rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образова-
тельного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс]. — http:// www.rg.ru/2011/12/15 nachalka-site-dok.html.
5. Электронные учебники: рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств. М.: Федеральный институт развития образования, 2012. 84 с.
Сведения об авторах
Аюбов Эдуард Нажмудинович: к. т. н., доц., ФГБУ ВНИИ
ГОЧС (ФЦ), нач. науч.-исслед. центра.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
E-mail: [email protected]
SPIN-код — 4227-1628.
Жданенко Ирина Васильевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected] SPIN-код — 7747-6337.
Невелева Светлана Владимировна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]
Information about authors
Ayubov Edward N.: Ph.D., associate professor, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and high technology), Head of Research Center. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected] SPIN-scientific — 4227-1628.
Zhdanenko Irina V.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and high technology), Senior Researcher.
121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected] SPIN-scientific — 7747-6337.
Neveleva Svetlana V.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and high technology), Research Associate. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected]