YAK 159.9 ББК 88.252в6
A3. ЩЕРБАКОВА
A.E. SHCHERBAKOVA
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОЛИМПИАДЫ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
PSYCHOLOGICAL AND PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PARTICIPANTS OF HEALTH AND SAFETY OLYMPIAD
В статье представлены результаты исследования эмоционально-волевых качеств личности и свойств нервной системы участников городского этапа Всероссийской олимпиады по основам безопасности жизнедеятельности. Впервые проанализирована взаимосвязь исследуемых характеристик с результатами теоретического и практического этапов олимпиады. Установлена взаимосвязь психофизиологических особенностей и эмоционально-волевых качеств с результатами олимпиадных испытаний.
The article presents the results of research in the sphere of emotional and volitional personality qualities and nervous system properties of all-Russian health and safety Olympiad members at municipal stage. It's the first time that correlation between the characteristics under study and the results of the Olympiad theoretical and practical stages has been analyzed. The correlation between psychophysiological characteristics and emotional and volitional qualities and the Olympiad test results has been stated.
Ключевые слова: эмоционально-волевые качества, свойства нервной системы, школьники, олимпиада, основы безопасности жизнедеятельности.
Key words: emotional and volitional qualities, nervous system properties, students, Olympiad, health and safety.
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности (далее ОБЖ) является традиционным для школ г. Сургута. В соответствии с положением о проведении школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников в г. Сургуте, основной целью данного мероприятия является поддержка интеллектуально одаренных, талантливых детей, развитие творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности учащихся. Муниципальный этап олимпиады состоит из двух туров индивидуальных состязаний участников (теоретического и практического). Один из существующих в научной литературе подходов определяет олимпиаду как экзамен повышенного уровня, ставящий своей целью проверку сверхнормативных знаний [1, 7].
Особый интерес представляет изучение влияния врожденных свойств нервной системы, способности к достижению цели волевыми усилиями на результаты олимпиады.
Нервная система каждого человека отличается определенными индивидуальными особенностями, которые являются врожденными и неизменными в течение всей жизни человека. Эти особенности, открытые известным отечественным ученым И.П. Павловым, называются свойствами нервных процессов. Существуют три основных свойства нервных процессов: сила, уравновешенность и подвижность.
Сила нервных процессов проявляется как работоспособность нервной системы. Это возможность нейронов длительное время находиться в состоянии возбуждения или в состоянии торможения. Организм с сильной нервной системой обладает высокой работоспособностью: человек с таким организмом может достаточно долго осуществлять без отдыха активную и плодотворную деятельность. Организм со слабой нервной системой, напротив, неспособен к длительной активности.
Уравновешенность нервных процессов - это соотношение силы процесса возбуждения и силы процесса торможения. Если сила обоих процессов одинаковая, то нервная система является уравновешенной. Человеку с уравновешенной нервной системой легко контролировать свое поведение, нервные процессы такого человека сменяют друг друга точно и своевременно в соответствии с условиями текущей ситуации. А если сила одного из процессов больше, чем сила другого, то нервная система является неуравновешенной.
Подвижность нервных процессов определяется легкостью смены одного нервного процесса другим. Нервная система человека может быть: а) подвижной, если процессы легко сменяют друг друга; человеку с подвижной нервной системой легко переключаться с одного вида деятельности на другой; б) инертной, если смена одного процесса другим происходит с относительно большими временными затратами; человеку с инертной нервной системой переключение внимания с одного предмета на другой и переключение организма и психики с одного вида деятельности на другой дается нелегко [2, 5].
Волевые качества имеют сложное системное строение. Вертикальная структура волевых качеств состоит из трех слоев: нейродинамические особенности, волевое усилие и личностные факторы. В психологии воли есть данные о связи различных волевых качеств с особенностями нервной системы (по И.П. Павлову). То, как люди реагируют на сложности, в определенной степени связано со скоростью и силой психических реакций. Воля обусловливает способность личности произвести свободный выбор, являющийся актом практического осуществления воли. Обладая волей и сознанием, человек осуществляет выбор линии действия и пытается предвидеть возможные результаты, осознанно стремясь к ним. Воля может либо сдержать активность, либо способствовать осуществлению деятельности [6, 8].
Целью нашего исследования являлось изучение нейродинамических особенностей и эмоционально-волевых качеств участников олимпиады по ОБЖ 10-11 классов и их взаимосвязи с результатами олимпиадных испытаний. Исследование проводилось 24-25 ноября 2016 года на базе БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет» в период проведения городского этапа Всероссийской олимпиады по ОБЖ в г. Сургуте. Обследовано 46 учащиеся 10-11 классов, участников олимпиады (29 юношей и 17 девушек).
Исследование было выполнено на компьютерном комплексе НС-Психотест (ООО «Нейрософт», г. Иваново). Для изучения волевых свойств характера была использована экспресс-методика «Эмоционально-волевые качества» (ЭВК), состоящая из 10 вопросов. По результатам подсчитывалась итоговая сумма, которая может иметь следующие значения: крайне низкое, низкое, среднее, выше среднего, высокое.
Для изучения психофизиологических свойств нервной системы применяли экспресс-методики «Сила нервной системы», «Уравновешенность нервной системы», «Подвижность нервной системы». Каждая методика включала 10 вопросов. Сила нервной системы описывалась следующими значениями: сила, имеется сила, неопределенно, имеется слабость, слабость; уравновешенность нервной системы - неопределенный, умеренный и уравновешенный; подвижность нервной системы - подвижность, имеется подвижность, неопределенно, имеется инертность, инертность.
Среднее значение подвижности нервной системы участников олимпиады указывает на «наличие подвижности» (5,44±0,28 у.е.). Уравновешенность и сила нервной системы по средним значениям юношей и девушек соответствует «неопределенному» типу (5,71±0,27 и 5,29±0,23 у.е. соответственно).
Среднее значение эмоционально-волевых качеств соответствовало значению «выше среднего» (6,09±0,3 у.е.). Это указывает на то, что степень эмо-
циональной устойчивости и развития волевых качеств у юношей и девушек -между средним и высоким значениями, т.е. есть предрасположенность испытывать стенические эмоции и чувства; уровень саморегуляции и устойчивости к неблагоприятным условиям жизнедеятельности, обусловливающий способность личности к психологической адаптации, - между средним и высоким значениями.
Распределение участников олимпиады по степени выраженности свойств нервной системы позволило установить, что у 48,28% юношей и 29,41% девушек «имеется сила» нервной системы и «неопределенное» проявление этого свойства у 47,06% и 31,03% юношей и девушек соответственно. Среди юношей 3,45% имели «слабую» нервную систему. Девушек со слабой нервной системой среди участников олимпиады не выявлено.
Установлено «умеренное значение» уравновешенности нервной системы у 62,07% юношей и 52,94% девушек. Девушек с уравновешенной нервной системой не выявлено, тогда как среди юношей уравновешенность диагностирована у 20,69%.
Наиболее распространенное значение подвижности нервной системы у 70,59% юношей и у 41,38% девушек - «имеется подвижность». Инертность нервной системы выявлена у 6,9% юношей.
По результатам анализа эмоционально-волевых качеств школьников установлено, что у большинства участников олимпиады диагностировались высокие (31,03% и 17,65% юношей и девушек соответственно), выше среднего (31,03% и 52,94% юношей и девушек соответственно) и средние значения (27,59% и 23,53% юношей и девушек соответственно) эмоционально-волевых качеств. По мнению психологов, это проявляется высоким уровнем саморегуляции и устойчивости к неблагоприятным условиям жизнедеятельности, обусловливающим высокую способность личности к психологической адаптации.
Крайне низкие значения эмоционально-волевых качеств выявлены у двоих юношей (3,45%), общие результаты которых составили менее половины от максимально возможного числа баллов. Крайне низкие значения указывают на высокую вероятность наличия нарушений саморегуляции и отсутствие устойчивости к неблагоприятным условиям жизнедеятельности, обусловливающих психологическую дезадаптацию личности.
При помощи вычисления коэффициента корреляции были выявлены некоторые взаимосвязи нейродинамических особенностей и эмоционально-волевых качеств с результатами олимпиадных испытаний теоретического и практического этапов. Отмечено наличие прямых корреляционных связей эмоционально-волевой сферы со свойствами нервной системы. Подвижность нервной системы имеет слабую обратную корреляционную связь с результатами олимпиады как теоретического, так и практического этапов. Это может быть связано с необходимостью сосредоточиваться, удерживать внимание на выполнении заданий от начала до конца. У призеров олимпиады (1-3 места) «имеется сила», «имеется подвижность» нервной системы, уравновешенность нервной системы имела «умеренный уровень». Эмоционально-волевые качества победителей олимпиады по ОБЖ имели значения «выше среднего». Среди призеров 2 девушки (1 и 3 место) и 1 юноша (2 место). Средне значение общего результата в баллах составило 137 и 130 у девушек и юношей соответственно, что позволяет сделать вывод о том, что девушки лучше справились с поставленными задачами на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по ОБЖ.
Проведенное нами исследование позволило выявить индивидуальные психофизиологические и личностные особенности участников олимпиады по показателям свойств нервной системы и эмоционально волевых качеств. Среди участниц олимпиады отсутствовали девушки со слабой, уравновешенной, инертной нервной системой.
Нами установлено, что результаты олимпиадных испытаний имеют как прямые, так и обратные корреляционные связи с итогами олимпиады по ОБЖ в г. Сургуте. Полученные результаты исследования психофизиологических особенностей учащихся 10-11 классов могут быть учтены при отборе и подготовке к олимпиаде по ОБЖ в образовательных организациях г. Сургута с целью повышения качества и результативности выполнения олимпиадных заданий.
Литература
1. Аюбов, Э.Н. Об итогах проведения олимпиады по безопасности жизнедеятельности среди учащихся общеобразовательных организаций [Текст] / Э.Н. Аюбов, И.В. Жданенко, С.В. Невелева // Технологии гражданской безопасности. - 2015. - № 4 (46). - С. 16-22.
2. Боровская, Н.В. Психологические и психофизиологические факторы лености учащихся // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - № 70-2. - Режим доступа: http://cyberlenmka.ru/article/n/psihologicheskie-i-psihofizio-logicheskie-faktory-lenosti-uchaschihsya (дата обращения: 11.06.2017).
3. Голубева, Э.А. Общая и дифференциальная психофизиология: взаимовлияние научных школ Б.М. Теплова и Е.Н. Соколова [Текст] / Э.А. Голубева // Вестник Московского университета. - Сер. 14, Психология. - 2010. -№ 4. - С. 32-56.
4. Кавокин, А.И. Дифференциальная оценка типологических особенностей проявления свойств нервной системы у подростков [Текст] / А.И. Кавокин, [и др.] // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 5. - С. 155-161.
5. Каменская, В.Г. Свойства нервной системы и темперамента в структуре индивидуально-типологических особенностей человека [Текст] / В.Г. Каменская, Е.Е. Алексеева // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2010. - № 1. - С. 202-209.
6. Таротенко, О.А. Место эмоционально-волевых свойств в процессе принятия решения в юношеском возрасте [Текст] / О.А. Таротенко // Омский научный вестник. - 2007. - № 5 (59). - С. 143-145.
7. Филатова, О.М. Предметные олимпиады как элемент внешней оценки качества образования: проблемные аспекты (на примере олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности) [Текст] / О.М. Филатова, О.Н. Пономарёва // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. -С. 1096-1099.
8. Чумаков, М.В. Психофизиологические основания волевых качеств личности [Текст] / М.В. Чумаков // Человек. Спорт. Медицина. - 2005. - № 4. -С. 71-74.