точности отражения им признаков облика воспринимаемых людей. Это относится как к отражению и оценке испытуемыми черт физического облика, особенностей оформления внешности человека, так и его выразительного поведения, выполняемых им действий [2].
Особое значение имеет общение с учителем для старших подростков. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослым выступает как важнейшее новообразование этого возраста и способствует формированию позиции взрослого человека, становлению жизненного самоопределения, что в конечном итоге обуславливает успешность их социальной адаптации и интеграции в обществе [5].
Особенностью восприятия экспрессивного поведения человека старшеклассниками является то что в этом возрасте еще не до конца сформировался процесс восприятия. Они воспринимают еще не как взрослые, но и не как дети.
Результаты эмпирического исследования восприятия экспрессивного поведения учителя старшеклассниками.
1. Характеристика личностных особенностей и коммуникативных способностей педагогов (объектов восприятия) показала, что в среднем группа испытуемых: социально-коммуникативна; доминирующими типами межличностного взаимодействия являются дружелюбный и альтруистический; большинство испытуемых являются закрытыми людьми и эмоционально неустойчивыми.
2. Характеристика личностных особенностей и коммуникативных способностей старшеклассников (субъектов восприятия) показала что в среднем группа испытуемых: социально-коммуникативна; доминирующими типами межличностного взаимодействия являются альтруистический, дружелюбный, авторитарный; большинство испытуемых являются открытыми для внешнего мира людьми и эмоционально устойчивыми.
3. Восприятие экспрессивного поведения учителя старшеклассником зависит от типа личности старшеклассника. Выявились положительные корреляционные связи средней силы между типом личности и недоверчиво-скептическим (0,381), сотрудничающим (0,274) типом общения ученика, нетерпимостью к неопределенности (0,282), ориентацией на избегание неудач (0,257) и фрустрационной нетолерантностью (0,261) ученика. Выявилась положительная корреляционная связь средней силы восприятия учителей учениками (экстраверсия) и сотрудничающим (0,274) типом общения ученика. Кроме того, обнаружена сильная положительная корреляционная связь между типом личности ученика и и типом его отношений с учителями (0,704).
Таким образом, можно сказать, что восприятие экспрессивного поведения учителя старшеклассником зависит от типа личности старшеклассника.
Список литературы
1. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 200 с.
2. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. —
М.: Педагогика, 1983. - 272с.
3. Журавлев А.Л. Социальная психология: Учебное пособие
/ Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. - 351с.
4. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межлич-
ностное познание. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 608 с.
5. Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. -
М, 1989.- С. 3—21.
6. Масленникова Н.В. Особенности восприятия учителя
старшими подростками с задержкой психического развития: Дис. ... канд. психол. наук. - М, 2004.
7. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.
- СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
УДК 159.947
О.Л. Пшеничникова, В.Л. Рахманский, Т.В. Божкова
Курганский государственный университет
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ВОЛЕЙБОЛИСТОК РАЗНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье показаны различия в развитии волевых качеств у волейболисток разного возраста, взаимосвязь их со свойствами нервной системы и особенности развития волевой сферы в процессе учебно-тренировочных занятий.
Ключевые слова: волевые качества, сила, подвижность и уравновешенность нервной системы.
O.L. Pshenichnikova, V.L. Rakhmansky, T.V. Bozhkova Kurgan State University
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF DEVELOPMENT OF VOLLEYBALL PLAYERS' STRONG-WILLED QUALITIES AT THEIR DIFFERENT AGES
Annotation. In article distinctions in development of volleyball players' strong-willed qualities at their different ages, their interrelation with properties of nervous system and feature of strong-willed sphere development in the physical training classes are shown.
Key words: strong-willed qualities; force, mobility and steadiness of nervous system.
ВВЕДЕНИЕ
Любая деятельность человека не представима без воли. Волевое усилие присутствует в человеческих действиях и в отказе от действий. Когда говорят о высоком или низком развитии воли, имеют в виду уровень развития волевых качеств личности.
К комплексу волевых качеств относятся целеустремленность, решительность, самостоятельность, выдержка, смелость, настойчивость, дисциплинированность [1].
Особое значение развитие вышеназванных качеств приобретает в спортивной деятельности и физическом воспитании. Становление спортсмена должно сопровождаться организацией работы по формированию и повышению уровня воли. Деятельность по формированию волевых качеств должна представлять собой систематический и целенаправленный процесс. Данная деятельность станет более эффективной, если будет основана на важнейшей закономерности подросткового и юношеского возраста -стремлении к самопознанию и самосовершенствованию [2].
В связи с вышесказанным целью работы являлось исследование волевой сферы у волейболисток разного возраста.
Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи исследования:
1. Изучение проблемы развития волевых качеств в психолого-педагогической литературе.
2. Изучение возрастных особенностей волевой сферы у волейболисток.
3. Изучение психологических особенностей воспитания волевых качеств у спортсменов.
В исследовании принимали участие 2 группы девушек, посещающих занятия по волейболу в ДЮСШ «ОЛИМП» г. Губкинский ЯНАО.
Занятия проводились в двух возрастных группах: 1 группа - младшая (п=20), средний возраст девушек составил 10,6±0,7 лет и 2 группа - старшая (п=20), средний возраст девушек составил 14,3±0,65 лет. Стаж занятий волейболом у девушек разных возрастных групп также различался: в младшей группе он составил 2 года, а в старшей - 4 года.
Для оценки уровня развития волевых качеств личности использовали опросник ВКЛ М.В.Чумакова [3]. Для оценки свойств нервной системы (силы, подвижности, уравновешенности) были использованы специальные тесты [4]. Полученные результаты подвергались статистической обработке.
1. Содержание методики развития волевых качеств личности
Для развития волевых качеств волейболисток как во время, так и вне тренировочной деятельности использовались следующие упражнения:
1) отключение внимания.
Сначала хаотически бегать глазами по объектам, ни на чем не останавливаясь долго, сделав это своеобразной игрой. Потом закрыть глаза и ту же игру продолжить по памяти, в воображении. Повторить это несколько раз, пока не будет достигнуто рассредоточение сознания.
2) переключение внимания.
Это один из вариантов волевого регулирования отрицательного эмоционального состояния, заключающийся в переключении внимания человека на какое-либо увлекательное дело, далекое от объекта тревоги (хобби, чтение юмористических или детективных
историй, прослушивание любимых мелодий и т. д.). Физиологически переключение можно объяснить возникновением дополнительного очага возбуждения, который уменьшает основное возбуждение.
3) отвлечение внимания.
Заключается в том, что отвлекается человек не на реальные предметы, а на воображаемые, на образы памяти. Закрыв глаза, постараться как можно ярче представить себе ситуацию, в которой обычно чувствуете себя наиболее спокойно и уютно, постараться поставить себя в эту ситуацию [5].
4) дыхательные упражнения [6].
1 -е упражнение—полное брюшное диафрагмаль-ное дыхание. Сначала осуществляется полный вдох: при расслаблении туловища начинается наполнение нижних отделов легких, постепенно выпячивается живот; потом спокойным вдохом заполняется - средняя часть легких - поднимается грудь; наконец наполняется верхняя часть легких — приподнимаются плечи и ключицы. Затем в той же последовательности (живот — грудь — плечи) осуществляется полный выдох. Вдох и выдох проделываются без спешки и без задержки, спокойно, без напряжения. При этом не должны возникать ни головокружение, ни трудности в дыхании, ни сердцебиение.
2-е упражнение — ритмическое дыхание. Это тоже полное дыхание, но в заданном ритме. Нормальным следует считать дыхание, если оно «совмещается» со спокойной ходьбой. Длительность задержки дыхания, количество повторений упражнений следует регулировать в зависимости от самочувствия.
3-е упражнение — ритмическое дыхание с различными преградами. Например, выдох совершается толчками воздуха, через сжатые губы.
5) создание условий опасности при овладении физическими упражнениями и обеспечение успешности их выполнения (использование опасных упражнений со страховкой) [7].
6) проведение тренировок на свежем воздухе в плохую погоду [8].
Продолжительность исследования составила 6 месяцев.
2. Изучение уровня развития волевых качеств волейболисток в возрастном аспекте
При исследовании волевой сферы у волейболисток младшей группы было выявлено, что на высоком уровне не развито ни одно из 9 исследуемых качеств, поскольку значения по этим качествам не превышали 5 стен (рис. 1).
Наиболее развиты были такие качества, как внимательность, самостоятельность, решительность и настойчивость. Развитие этих качеств оказалось достоверно больше в сравнении с такими качествами, как ответственность, целеустремленность и инициативность (р<0,05). Все результаты по стеновой шкале были развиты слабо, но по сравнению с остальными эти качества выделяются.
Это связано с тем, что в этом возрасте занимающиеся совершают волевые действия, главным образом, по указанию взрослых, приобретают спо-
собность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. Младшие школьники проявляют настойчивость в своей деятельности, затем у них проявляется выдержка и ослабевает инициативность. Занимающиеся в младшей группе проявляют волевые качества в основном лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли других, чтобы заслужить расположение к себе взрослых [9].
Рис. 1. Уровень развития волевых качеств у волейболисток разного возраста (п=40), *- различия достоверны по отношению к качеству целеустремленность (р <0,05); А- различия достоверны по отношению к качеству ответственность (р<0,05)
В старшей группе наиболее развитыми оказались следующие волевые качества: энергичность, внимательность и решительность (рис. 1). Развитие этих качеств изначально по шкале в стенах превышало среднее значение (5 st), что говорит о развитии данных качеств на высоком уровне. Связано это с тем, что занимающиеся старшей группы относились к старшему подростковому возрасту. Этому возрасту свойственно половое созревание, что существенно изменяет подвижность нервных процессов.
Это приводит к определенным изменениям в волевой сфере. У девушек возрастает решительность, но снижается выдержка. Настойчивость мо-
жет проявляться только в интересной для них работе. Снижается целеустремленность, но при этом достаточно развита внимательность.
Развитие волевых качеств в старшей группе также зависит от стажа занятий спортом. У девушек начинается переход организации волевой активности от внешней стимуляции к внутренней.
При анализе межгрупповых различий отмечено, что качество энергичность в старшей группе было развито достоверно больше в сравнении с его развитием у волейболисток младшей возрастной группы (р<0,05). Этот факт можно объяснить тем, что девушки младшей группы находились на пороге подросткового возраста, для них была характерна «гормональная буря», резкая перестройка в работе органов и систем организма, что сказалось и на энергетической деятельности. Эти процессы требуют дополнительного расходования энергетических ресурсов и приводят к снижению энергичности в деятельности.
3. Изучение взаимосвязи волевой сферы волейболисток со свойствами нервной системы
Волевые проявления тесно связаны с психофизиологическими качествами спортсмена, в частности с такими, как свойства нервной системы. В связи с этим мы исследовали силу-слабость, подвижность-инертность, уравновешенность-неуравновешенность нервной системы волейболисток.
При исследовании силы-слабости нервной системы выявлено, что все волейболистки младшей группы отличались сильной нервной системой (рис. 2).
младшая группа старшая группа
cima ■ слабость неопределенный пш
Рис. 2. Показатели силы-слабости нервной системы у волейболисток разного возраста (n=40)
Среди волейболисток старшей группы выявлено 70% девушек с сильной нервной системой и 10% - со слабой нервной системой. У 20% девушек старшей группы тип нервной системы при помощи данного теста определить не удалось.
При исследовании подвижности - инертности нервной системы у волейболисток разного возраста выявлена похожая ситуация: 100% девушек младшей группы отличались подвижной нервной системой, в то время как в старшей группе - лишь 70% (рис. 3).
У части девушек (30%) из старшей группы не удалось оценить данное свойство нервной системы при помощи выбранной нами методики. Возможно, это недостатки самой методики, а возможно, что испытуемые имеют действительно промежуточный тип,
и в зависимости от ситуации девушки проявляют либо инертность, либо подвижность нервной системы.
младшая группа старшая группа
ть ■ инертность неопределенный гил
Рис. 3. Показатели подвижности-инертности нервной системы у волейболисток разного возраста (n=40)
Оценивая свойство уравновешенности - неуравновешенности нервной системы, мы выявили преобладание уравновешенности в младшей группе при полной уравновешенности волейболисток старшего возраста (рис. 4).
Среди волейболисток младшей группы было выявлено 20% девушек с неуравновешенной нервной системой. На наш взгляд, это может быть связано с временным повышением активности щитовидной железы в пубертатный период и ее активизирующим воздействием на нервные процессы.
младшая группа старшая группа
о%
20%
80%
ураднодещеншжгь ■ не) : им ■1-11- ы- . I£ неопределенный ит
Рис. 4. Показатели уравновешенности-неуравновешенности нервной системы у волейболисток разного возраста (п=40)
Следует отметить, что среднегрупповые значения свойств нервной системы оказались высокими, таким образом, испытуемых обеих групп можно считать обладательницами сильной, подвижной, уравновешенной нервной системы, то есть сангвинического темперамента (рис. 5).
Необходимо отметить, что показатели силы и подвижности нервной системы у представительниц младшей группы были достоверно выше, чем у волейболисток старшей группы, а уравновешенность, напротив, достоверно ниже (р<0,05).
Проведение корреляционного анализа позволило выявить следующие тесные взаимосвязи (рис. 6):
1) положительные взаимосвязи между подвижностью нервной системы и волевыми качествами ответственность (г =0,709, (р<0,05)) и энергичность
(г =0,687, (р<0,05)). Таким образом, чем выше подвижность нервной системы, тем более человек активен и энергичен в различных спортивных ситуациях, что очень важно в спортивных играх вообще и в волейболе в частности.
2) положительная взаимосвязь между энергичностью и ответственностью (г=0,751, (р<0,05)). Эти волевые качества взаимообусловливают друг друга, обеспечивая высокую дисциплинированность и работоспособность игрока.
сила подвижность уравновешенность
младшая группа ■ старшая q)\TIпa
Рис. 5. Свойства нервной системы у волейболисток разного возраста (п=40), * - различия достоверны по отношению к волейболисткам младшей группы ф<0,05)
3) положительная взаимосвязь между внимательностью и уравновешенностью (г =0,752, (р<0,05)). Преобладание уравновешенности в психологическом профиле спортсмена обусловливает способность к произвольной концентрации внимания, удержанию его в случае надобности, даже если деятельность не очень интересует их. Для таких спортсменов характерна собранность, глубокое погружение в работу.
4) отрицательная взаимосвязь между инициативностью и уравновешенностью (г = -0,694, (р<0,05)). Уравновешенные спортсмены более склонны сохранять стабильность в деятельности, нежели изменять свои действия в условиях быстрых изменений в ситуации.
5) отрицательные взаимосвязи между внимательностью, с одной стороны, и волевыми качествами инициативность (г = -0,845, (р<0,05)) и самостоятельность (г = -0,787, (р<0,05)), с другой. По-видимому, высокий уровень внимательности обеспечивает спортсмену способность прислушиваться к мнению команды и отдельных ее членов, что и приводит к снижению инициативности и самостоятельности.
4. Исследование особенностей воспитания волевых качеств у волейболисток разного возраста
При исследовании динамики волевых качеств у волейболисток младшей группы достоверных различий выявлено не было (рис. 8).
При целенаправленном развитии волевых качеств спортсменок при помощи специально подобранных упражнений достоверных изменений в волевой сфере не произошло, отмечена лишь положи-
Рис. 6. Корреляционные взаимосвязи в психологическом профиле личности волейболисток разного возраста (п=40), пунктир - отрицательные взаимосвязи, сплошная линия - положительные взаимосвязи
7
5 6
Рис. 8. Динамика волевых качеств у волейболисток разного возраста (п=40), * - различия достоверны по отношению к показателям, полученным на 1-ом этапе
тельная тенденция к изменениям.
При анализе динамики волевых качеств у волейболисток старшей группы были получены достоверные различия (рис. 8).
Уровень развития таких качеств, как ответственность, самостоятельность и целеустремленность, существенно увеличился и составил соответственно 6,3±0,7 st, 6,7±0,6 st и 5±0,6 st.
Полученные различия позволяют заключить, что в старшей возрастной группе волейболисток имелись более благоприятные условия для развития волевых качеств, что связано в первую очередь с возрастной потребностью в изменении, саморазвитии и самосовершенствовании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные результаты позволили сделать следующие выводы:
1. В младшей группе волейболисток наиболее развитыми оказались такие качества, как самостоятельность (4,9±1,02 st) и внимательность (4,7±1,6 st), в старшей - энергичность (6±0,9 st) и внимательность (5,5±1,2 st), менее развитыми в младшей группе были ответственность (3±1,2 st) и решительность (2,5±1,1 st), в старшей - целеустремленность (3,1±1,02 st) и настойчивость (3,4±1,6 st). Уровень развития энергичности у девушек старшей группы достоверно превышал таковой у девушек младшей группы (р<0,05), что связано с возрастными особенностями.
2. Получены положительные корреляционные взаимосвязи между подвижностью нервной системы, с одной стороны, и ответственностью и энергичностью, с другой; между уравновешенностью не-
рвной системы и внимательностью (p<0,05). Также выявлена отрицательная взаимозависимость между уравновешенностью и инициативностью (p<0,05).
3. При целенаправленном развитии волевых качеств в младшей возрастной группе волейболисток отмечена лишь тенденция к их увеличению, в то время как в старшей группе наблюдалось достоверное увеличение ответственности (на 50%), самостоятельности (на 63,4%) и целеустремленности (на 61,3%) (p<0,05). Таким образом, к концу подросткового - началу юношеского возраста имеются предпосылки для планомерного развития волевых качеств спортсменок.
Список литературы
1. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб., 2000.
2. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на
спортивный результат. - М, 1994.
3. Чумаков М.В. Опросник диагностики волевых качеств
личности. - Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 2004.
4. Шибкова Д.З., Андреева О.Г. Практикум по физиологии
человека и животных. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. -279 с.
5. Рувинский Л.И. Как воспитывать волю и характер. - М.:
Просвещение, 1986.
6. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. - М.: Знание,
1976.
7. Петяйкин И.П. Развитие решительности при адапта-
ции к ситуации риска // Тезисы докладов на VIII Всесоюзной конференции по психологии спорта. - М., 1976.
8. Ильин Е.П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2008. -
352 с.
9. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического
воспитания и спорта.- М.: Академия, 2000. - 288 с.
УДК 159.9; 37.015 С.Г. Достовалов
Курганский государственный университет
СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ У МОЛОДЕЖИ ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ
Аннотация. В статье обосновывается актуальность сотрудничества между образовательными учреждениями приграничных регионов России и сопредельных государств (на примере Курганской области Российской федерации и приграничных областей республики Казахстан) в сфере формирования установок толерантного сознания у учащейся молодежи. Обозначаются возможные направления и условия осуществления такого сотрудничества как средства осуществления публичной политики России.
Ключевые слова: толерантное сознание, пригра-
ничный регион, учебные заведения, публичная политика, молодежь.
S.G. Dostovalov Kurgan State University
COOPERATION BETWEEN EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE FORMATION SPHERE OF YOUTH TOLERANT MENTALITY AT A FRONTIER REGION AS AN ACTUAL DIRECTION OF PUBLIC POLICY
Annotation. In the article is proved the cooperation actuality between educational institutions of Russian frontier regions and the adjacent states (by giving an example of Kurgan region of Russian Federation and frontier areas Republic of Kazakhstan) in a sphere of formation of students' tolerant mentality attitudes. Also, in the article possible directions and realization conditions of the cooperation as means of realization of a Russian public policy are emphasized.
Key words: tolerant mentality, frontier region, educational institutions, public policy, students.
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие в последнее время процессы интеграции на постсоветском пространстве формируют новую систему условий взаимодействия между государствами - участниками этого процесса. Немаловажная роль в этом взаимодействии отводится сотрудничеству между приграничными регионами сопредельных государств. В то же время организация сотрудничества между государственными и общественными структурами разных государств на региональном уровне требует четкого определения условий и детерминант такого сотрудничества. Изучение возможностей и перспектив сотрудничества между государственными и общественными организациями приграничных регионов сопредельных государств предполагает организацию работы по нескольким направлениям. Прежде всего, это формирование толерантного сознания как базисного условия сотрудничества между любыми субъектами международного права (организациями, регионами, государствами), затем - изучение социально-психологических характеристик молодежи как представителей гражданского общества, обладающих высокой степенью активности, способной влиять на социальную ситуацию, складывающуюся в данный момент, и одновременно обладающих потенциалом воздействия на социальную ситуацию в перспективе ее развития. Также немаловажным является учет социально-экономических, этнопсихологических, демографических и др. особенностей приграничного региона как особого этнокультурного пространства, определяющего возможность и специфику развития сотрудничества с государственными струк-