каким-либо образом выделяться, они попросту на это не способны. Наше общество создаёт и уничтожает кумиров, так как потребность в «вожде», диктующих правила, никогда не отходит на задний план. Только вожди явные сменяются вождями скрытыми, действующими в области здравого смысла, моды, науки. Каждое поколение нашей «толпы» живёт своей идеей, считающейся единственной верной.
Также современное общество не чувствует необходимости в «выделении» из толпы потому, что не желает брать на себя ответственность. Толпа безлична, и потому, находясь в ней, человек ощущает себя в безопасности. Но вместе с тем наше общество способно на великие поступки, если того требует положение. Примером этого великодушия толпы может служить помощь другим странам или же защита своей.
В обществе все связанны друг с другом любовью или завистью, симпатией или злостью, добровольно или вынужденно, но связи существую всегда - религиозные сообщества, институт брака, образование, работа. Один индивид всегда зависит от другого, и здесь стоит вопрос только о том, здорова ли это зависимость или патологична. Человек всегда остаётся в обществе, в организованной толпе, где он выполняет свою роль. Каждый индивид стремится к комфортному существованию, поэтому различными путями избегает свободы. Потому на данный момент общество проживает «эпоху толпы» - приспособленчество, исключающее необходимость мыслить критично, выдвигать собственные идеи и мысли, выражать желание, выходящие за рамки привычного. Остаётся только надеяться, что будущие поколения будут отличаться от нашего, толкать общество вперёд, и индивиды лишатся необходимости толпы.
Список литературы
1 Касимов P. X. Цивилизация: от истории слова к современным значениям // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2016. - № 2. - С. 164-173.
2 Лебон Г. Психология народов и масс: Психология толп. -Москва : КСП+, 1998. - 416 с.
3 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. - Москва : АСТ, 2016. - 256 с.
4 Фрейд З. Психология масс и анализ «я» - Москва : Современные проблемы, 1926. - 42 с.
5 Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. -Москва; АСТ, 2006. - 571 с.
УДК 796.9
Корюкин Д.А., Федорова Е.А.
Курганский государственный университет,
Курган
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ БАСКЕТБОЛИСТОК С ПОКАЗАТЕЛЯМИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ НА СОРЕВНОВАНИЯХ
Аннотация. В статье описывается степень проявления различных волевых качеств баскетболисток в соответствии с их игровыми амплуа. Проведен корреляционный анализ между показателями результативности баскетболисток на соревнованиях и проявлением их волевых качеств.
Ключевые слова: волевые качества, волевая подготовка, баскетбол, игровые амплуа, спортивная тренировка.
Koryukin D.A., Fyodorova E.A. Kurgan State University, Kurgan
THE CORRELATION OF EMOTIONAL AND STRONG-WILLED QUALITIES OF BASKETBALL PLAYERS WITH THEIR PERFORMANCE INDICATORS AT COMPETITIONS
Abstract. The article describes the degree of expression of basketball players'strong-willed qualities in accordance with their playing roles. A correlation analysis between the performance indicators of basketball players at the competitions and the manifestation of their volitional qualities is made.
Keywords: strong-willed qualities, volitional training, basketball, playing roles, sports training.
Воля является высшим уровнем регуляции поведения человека. Это то, благодаря чему есть возможность ставить перед собой цели различной сложности и достигать их, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Благодаря воле человек делает осознанный выбор при столкновении с необходимостью выбирать из нескольких форм поведения.
Способность спортсмена проявлять волевые усилия, которые связаны с преодолением трудностей, это своеобразное мерило оценки субъектно-сти личности.
Любое мышечное напряжение требует проявления волевого усилия, которое направлено
на его совершение. Поэтому даже самое простое физическое упражнение связано с усилием воли. Необходимость совершать мышечные усилия, всегда превышающие обычные, совершать их в различных условиях и именно в тот момент, когда это необходимо, побуждает спортсменов к волевым усилиям.
Значительно больших волевых проявлений требуют действия, связанные с преодолением утомления, сопровождающегося чувством усталости. Поэтому важным средством развития волевых усилий является сознательное подчинение себя требованиям тренировочного и соревновательного режима.
Целеустремлённость, мужество и стойкость, выдержка и самообладание, смелость и решительность, самостоятельность и организованность всегда были и будут нужны любому человеку, как начинающему спортсмену, так и заслуженному мастеру спорта [1 ].
Цель исследования: изучить влияние эмоционально-волевой сферы на результативность в соревнованиях.
Задачи исследования:
1 Изучить эмоционально-волевую сферу баскетболисток 14-16 лет в соответствии с игровым амплуа.
2 Определить корреляционную зависимость между показателями баскетболисток на соревнованиях и эмоционально-волевыми качествами.
В исследовании приняли участие девушки-баскетболистки 2000 и 2002 года рождения в количестве 17 человек с различными игровыми амплуа, занимающиеся в ДЮСШ №2 города Кургана. Среди них четыре разыгрывающих защитника, три атакующих защитника, три легких форварда, три тяжелых форварда и четыре центровых игрока. Девушки 2000 года рождения занимаются баскетболом в течение 5-6 лет. Баскетболистки 2002 года рождения посещают спортивную школу в течение 3 лет.
Для анализа результативности в соревнованиях были использованы протоколы игр Первенства Курганского государственного университета среди женских команд в зачет «Кубка города Кургана» за 2015-2016 года, в которых участвовали обе команды девушек ДЮСШ №2.
В процессе исследования были использованы следующие методы и методики:
1 Анализ соревновательной документации. В качестве критериев оценки результативности были взяты следующие показатели: общее количество забитых мячей, количество мячей забитых со средней дистанции, количество забитых мячей с дальней дистанции, количество фолов, полученных в ходе игры, количество мячей забитых со штрафной дистанции, общее количество очков.
2 Методика «Волевые качества личности» Михаила Владиславовича Чумакова, направленная на общую оценку уровня эмоционально-волевой ре гуляции , обеспечива ю ще й сознател ьн ое ,
намеренное, осуществляемое на основе собственного решения поведение. Методика содержит такие шкалы, как ответственность, инициативность, решительность, самостоятельность, выдержка, настойчивость, энергичность, внимательность и целеустремленность. Также оценка волевых качеств производится по общему баллу[2].
3 Методы математической статистики.
4 Корреляционный анализ. Представляет собой количественную оценку тесноты взаимосвязи двух случайных величин и осуществляется с помощью коэффициента корреляции.
По шкале «ответственность» самые высокие показатели (6) получили игроки с амплуа разыгрывающего защитника и атакующего защитника (таблица 1).
Шкала «инициативность» выявила высокие значения у игроков с амплуа атакующий защитник. Средние баллы получили такие амплуа: разыгрывающий защитник, легкий форвард и центровой. Самым низким значение по данной шкале обладает тяжелый форвард.
По шкалам «самостоятельность» и «настойчивость» высокие значения были получены у игроков с амплуа разыгрывающего защитника и атакующего защитника.
По шкалам «выдержка» и «внимательность» самые низкие значения оказались у игроков с амплуа центрового. В то же время высокие баллы по шкале «выдержка» получены у тяжелого форварда. Это может означать, что игроку с указанным амплуа необходимо твердо стоять на ногах и выдерживать сопротивление соперника.
В результате полученных данных мывидим, что показатели волевых качеств личности по общему баллу у разыгрывающих защитников значительно выше, чем у игроков с другими амплуа. Самыми низкими общими баллами обладают центровые (4). Значимые различия были обнаружены по шкалам «ответственность», «решительность», «настойчивость», «энергичность». Но в то же время игроки с амплуа разыгрывающего защитника по значениям некоторых шкал уступают игрокам с другими амплуа. Например, тяжелый форвард опережает разыгрывающего защитника по шкале выдержка (таблица 1).
При анализе корреляционных отношений количества забитых мячей с показателями волевых качеств было выявлено несколько положительных взаимосвязей (рисунок 1).
1 Между количеством забитых мячей и количеством баллов по показателю «ответственность» обнаружена средняя связь (г = 0,471, р<0,05). Это объясняется тем, что нужно брать на себя ответственность за совершаемый бросок, возможность промаха, а также за потерю мяча.
2 Между количеством забитых мячей и таким показателем, как инициативность, выявляется средняя связь (г = 0,498, р<0,05). Такая связь проявляется в результате того, что для осуществления броска необходи м о предпринять действия,
61
СЕРИЯ «ФИЗИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, МЕДИЦИНА», ВЫПУСК 9
которые помогают игроку обмануть соперника и реализовать бросок.
количество забитых мячей
ote етств енность
0,8
иниш ттивн оси
решительность
сям остоятельност
общий балл
целеустремленное
внимательность
Рисунок 1 - Взаимосвязь количества забитых мячей показателями волевых качеств
3 Между количеством забитых мячей и решительностью обнаруживается сильная корреляционная связь (г =0,711, р<0,05). Данную связь можно трактовать тем, что для осуществления броска по кольцу, необходимы внутренняя регуляция и готовность к действию, стремление к осуществлению своих целей.
4 Между количеством забитых мячей и самостоятельностью прослеживается связь средней силы (г =0,469, р<0,05). Самостоятельность в баскетболе реализуется в принятии игровых решений, постановке целей и задач и решении их, не прибегая к помощи других.
5 Между количеством забитых мячей и внимательностью обнаруживается средняя связь (г =0,698, р<0,05). Внимательность в баскетболе проявляется в видении всей игровой ситуации и выборе подходящего момента для успешной реализации броска по кольцу.
6 Между количеством забитых мячей и целеустремленностью выявляется связь средней силы (г =0,454, р<0,05). От количества забитых мячей зависит победа команды в матче, что связано со стремлением каждого игрока команды к наилучшему результату.
7 Между количеством забитых мячей и общим баллом волевых качеств проявляется средняя связь (г =0,688, р<0,05). Такие результаты могут
Таблица 1 - Результаты игроков с различным амплуа по методике «ВКЛ»
быть объяснены тем, что для того, чтобы реализовать наибольшее количество бросков по кольцу, необходимы проявления всех волевых усилий и на достаточно высоком уровне проявления волевой регуляции деятельности.
Также при анализе корреляционных отношений между количеством забитых мячей со средней дистанции и внимательностью была обнаруженная сильная корреляционная связь (г = 0,724, р<0,05). Такая тесная связь может быть объяснена тем, что броски со средних дистанций могут быть различной удаленности от баскетбольной корзины и для успешной реализации броска по кольцу необходимо сосредоточенно и точно оценивать дистанцию до кольца и игровую ситуацию в целом (рисунок 2).
количество средних
■ illa
Рисунок 2 - Взаимосвязь количества мячей, забитых со средней дистанции и волевыми качествами
При анализе корреляционных отношений между количеством очков, полученных за игру, и волевыми качествами личности были выявлены следующие взаимосвязи (диаграмма 3):
1 Сильные связи обнаружены между количеством очков и решительностью (г = 0,709, р<0,05), очками и внимательностью (г = 0,726, р<0,05), количеством очков и общим баллом (г = 0,706, р<0,05). Данные связи могут быть объяснены тем, что для набора очков в ходе игры необходимы активные, сосредоточенные и упорные действия, а также достаточно высокий уровень волевой регуляции.
Волевые качества/ Амплуа Разыгрывающий защитник Атакующий защитник Легкий форвард Тяжелый форвард Центровой
Ответственность 6 6 3,7 4,7 4,8
Инициативность 5,5 6 5,3 4 5,3
Решительность 6,8 5 4,3 5,7 5
Самостоятельность 6 6,3 4,7 4,7 5
Выдержка 4,8 5,3 5,3 6 4,5
Настойчивость 6,5 6 5,7 4 3,5
Энергичность 5,8 5,7 5,7 4,7 4,5
Внимательность 5,5 4,7 4,7 4,7 3,8
Целеустремленность 5,5 5,3 5,7 4,7 5
Общий балл 5,8 5,3 4,3 4,3 4
2 Связи средней силы обнаруживаются между количеством очков и ответственностью (г = 0,459, р<0,05), инициативностью (г = 0,454, р<0,05), самостоятельностью (г = 0,472, р<0,05), настойчивостью (г = 0,411, р<0,05) и целеустремленностью (г = 0,45, р<0,05). Проявления этих волевых качеств в баскетболе так же, как внимательность и решительность, но могут отличаться уровнем проявления.
очки
ответственность
Рисунок 3 - Взаимосвязь количества очков с волевыми качествами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нами было проведено корреляционное исследование по влиянию эмоционально-волевой сферы на результативность в соревнованиях. В результате анализа данных мы получили следующие результаты: обнаружены сильные положительные взаимосвязи между количеством забитых мячей и решительностью (г= 0,711, р<0,05); количеством мячей, забитых со средней дистанции, и внимательностью (г = 0,724, р<0,05); количеством очков, полученных за игру, и решительностью (г = 0,709, р<0,05) и внимательностью (г = 0,726, р<0,05); инициативностью и общим баллом по методике (г = 0,772, р<0,05). Также было выявлено достаточно большое количество положительных связей средней силы между показателями результативности и волевыми качествами личности. В результате корреляционного анализа была обнаружена отрицательная связь средней силы между показателем количества фолов, полученных за игру, и выдержкой (г = -0,42, р<0,05).
Также в рамках проведения исследования был сделан анализ выраженности волевых качеств личности у игроков с различными амплуа. Оказалось, что разыгрывающие защитники обладают более выраженными волевыми качествами. Это может быть объяснено тем, что игроки с данным амплуа ответственны за ход игры, им необходимо уметь правильно и быстро ориентироваться в процессе игры, постоянно быть включенным, задавать темп, анализировать слабые стороны соперников и уметь применять появившееся преимущество.
ВЫВОДЫ
1 При изучении эмоционально-волевой сферы баскетболисток в соответствии с их игровым
амплуа оказалось, что разыгрывающие защитники обладают наиболее выраженными волевыми качествами. Самыми низкими значениями по показателям волевых качеств оказались игроки с амплуа центровой.
Баскетболистки с игровыми амплуа атакующего защитника, легкого и тяжелого форварда показали достаточно средние результаты, практически не отличающиеся друг от друга.
2 При изучении корреляционной зависимости между эмоционально-волевыми качествами и результативностью на соревнованиях были обнаружены следующие сильные связи: между количеством забитых мячей и решительностью; количеством мячей, забитых со средней дистанции, и внимательностью; количеством очков, полученных за игру, и решительностью и внимательностью. Также было обнаружено достаточно большое количество связей средней силы.
Список литературы
1 Ильин Е. П. Психология воли. - Санкт-Петербург, 2000. - С.114-254.
2 Чумаков М. В. Развитие эмоционально-волевой сферы личности: учебное пособие. - Курган : Курганский государственный университет, 2012.
УДК 159.922.1
Мальцева Л.В.1, Суслова Ю.А.2
1 Курганский государственный университет,
Курган
2Тюменский государственный университет, Тюмень
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Аннотация. Представлены результаты исследования мотивации учебной деятельности студентов. Выявлена структура, динамика и смена иерархии мотивов учебной деятельности студентов в процессе обучения.
Ключевые слова: мотивация и мотивы учебной деятельности.
Maltseva L.V.1, Suslova Y.A.2 1 Kurgan State University, Kurgan 2Tyumen State University, Tyumen
STUDY OF MOTIVATIONAL SPHERE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF EDUCATION AT THE INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION
Аbstract. The results of study of motivation of
СЕРИЯ «ФИЗИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, МЕДИЦИНА», ВЫПУСК 9
63