степени, мешают ученикам осваивать полноценные двигательные навыки, которые связаны с проявлением силы и сложно-координационных способностей.
ВЫВОДЫ
В данном исследовании мы определили уровень функционального состояния и физической подготовленности учеников младшего и среднего школьного возраста, отнесённых к специальной медицинской группе «А» с заболеваниями внутренних органов и нарушением опорно-двигательного аппарата. Как у первой, так и второй группы наблюдаются плохие результаты при проявлении реакции выбора и на движущийся объект. У многих детей, особенно начальных классов, наблюдаются низкие показатели в проявлении максимальной силы. Это можно объяснить тем, что заболевания, которыми страдают представленные ученики, мешают выполнять упражнения силовой направленности, особенно тем, кто страдает нарушением внутренних органов и эндокринной системы. В среднем звене также наблюдается большинство низких результатов. Преобладание низких результатов означает, что ученики на протяжении обучения в школе не имели возможность выполнять физические нагрузки, так как не были раньше организованы специальные медицинские группы, которые не только способствуют улучшению функционального состояния, но также и развитию физических качеств. Для того, чтобы повысить уровень функционального состояния и физической подготовленности у учеников с ограниченными возможностями здоровья, необходимо в первую очередь разработать и внедрить организационно-методические условия для проведения уроков в специальных медицинских группах. Данные условия позволят подобрать и внедрить те средства физической культуры, которые способны успешно решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, а также будут способствовать улучшению функционального состояния и уровня физической подготовленности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гелецкий, В.М. Теория физической культуры и спорта : учебное пособие / В.М. Гелецкий. - Красноярск : Изд-во Сибирского федерального университета, 2008. - 342 с.
2. Кодаева, Л.Н. Программа по физической культуре для обучающихся I-IV классов общеобразовательных учреждений, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе А / Л.Н. Кодаева, В.С. Беляева. - Москва : Изд-во Моск. гос. пед. ун-та, 2011. - 94 с.
REFERENCES
1. Geletsky, V.M. (2008), Theory of physical culture and sport: manual, Publishing house of the Siberian federal university, Krasnoyarsk.
2. Kodayeva, L.N. and Belyaev, V. S. (2011), the Program in physical culture for the studying I-IV classes of the educational institutions carried for health reasons to special medical Group A, Publishing house Moscow state pedagogical university, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.04.2017
УДК 796.011
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Виталий Николаевич Бойко, кандидат педагогических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет (СурГПУ), Сургут
Аннотация
В статье представлен анализ результатов муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре в динамике за пять лет. Выявлена доля учащихся 9, 10, 11
классов в общем количестве участников олимпиады, отдельно среди юношей и девушек.
Ключевые слова: олимпиада школьников по предмету «Физическая культура», количество участников, результаты практического и теоретического туров.
RESEARCH OF RESULTS OF MUNICIPAL STAGE OF THE ALL-RUSSIAN OLYMPIAD OF SCHOOLCHILDREN IN PHYSICAL CULTURE
Vitaly Nikolayevich Boyko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Surgut State Pedagogical University, Surgut
Annotation
The article presents the analysis of the results of the municipal stage of the All-Russian Olympiad of schoolchildren in physical culture in dynamics over five years. The proportion of pupils of 9, 10, 11 classes in the total number of participants in the Olympiad, separately among boys and girls is revealed.
Keywords: Olympiad of schoolchildren in subject "Physical culture", number of participants, results of practical and theoretical tours.
ВВЕДЕНИЕ
Совершенствование системы физического воспитания различных слоёв населения, в том числе учащихся, является одним из направлений деятельности по реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на период до 2020 г. [3]. При этом наличие соответствующей системы физкультурных и спортивных мероприятий является важным условием реализации данного направления.
На сегодняшний день одним из наиболее крупномасштабных физкультурных мероприятий является Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре, которая охватывает практически все регионы России [5].
Согласно Порядку проведения Всероссийской олимпиады школьников она проводится в несколько этапов: школьный, муниципальный, региональный и заключительный [2].
Муниципальный этап олимпиады является наиболее массовым по количеству участников после школьного этапа. Результаты данного этапа несут важную информацию о качестве образования по предмету «Физическая культура» в школе.
Целью нашего исследования было выявление динамики результатов муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре, на примере Сургутского района, как показателя качества образования по предмету «Физическая культура».
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для достижения поставленной цели был проведён анализ результатов выполнения олимпиадных заданий муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре на примере Сургутского района, в период с 2012 по 2016 г.
В ходе исследования выявлялась динамика количества участников муниципального этапа олимпиады в указанный период, изучались результаты выполнения отдельных олимпиадных заданий практического и теоретико-методического туров. Анализу были подвергнуты результаты выполнения олимпиадных заданий учащимися 9-11-х классов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе проведения исследования было установлено, что в период с 2012 по 2016 г. в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре приняло участие более 400 человек. Наибольшее количество участников было зафиксировано в 2012 г. - 98 человек (рисунок 1).
Динамика количества участников муниципального этапа олимпиады характеризуются снижением количества участников в 2013 г. (на 20%) и стабилизацией общего ко-
личества участников в последующие годы.
98
_78
100 -, 80 -60 -40 -20 -0
54
44
82
82
35
43
45
37
44
29
49
33
2012
2013
2014
2015
2016 год
□ девушки
□ общее количество
- Линейная (общее количество)
Рисунок 1 - Динамика количества участников муниципального этапа олимпиады
Следует отметить, что на протяжении всего исследуемого периода, за исключением 2013 г., количество юношей, участников олимпиады, превышало количество девушек. С 2014 по 2016 г. отмечается снижение доли девушек в общем количестве участников олимпиады. Если в 2014 г. девушки составляли 45% от общего количества участников олимпиады, то в 2015 и 2016 гг. эта цифра составила 40%.
В соответствии с Порядком проведения олимпиады, учащиеся 9,10,11 классов принимают участие в олимпиаде в рамках одной возрастной группы [2]. Нами было выявлено процентное соотношение учащихся из 9, 10 и 11 классов в общем количестве участников олимпиады, отдельно среди юношей и девушек. У юношей, с 2013 по 2016 г. наибольшее количество участников олимпиады представлено учащимися 11 класса. За исследуемый период доля учащихся 11 класса не опускалась ниже 35% в 2012 г., а максимальных значений достигла в 2016 г. - 45% (рисунок 2).
43
40
45
36
Ш
39
30
25
2012
2013 □ 9 кл
2014 И10 кл
2015 □ 11 кл
2016 год
Рисунок 2 - Количество учащихся из 9, 10 и 11 классов в общей численности участников муниципального этапа
олимпиады (юноши)
Полученные результаты были вполне ожидаемы т.к. пик естественного развития приходится, как правило, на старший школьный возраст.
Аналогичное исследование у девушек выявило совершенно иную картину. Лидирующие позиции по количеству участников муниципального этапа олимпиады у девушек занимают учащиеся 9 класса. Доля девятиклассниц в общем количестве участников олимпиады (девушек) в исследуемый период составила от 30% в 2013 г. до 41% в 2015 г. Наименьшее представительство в общем количестве участников олимпиады девушек в исследуемый период имеют учащиеся 11 класса. Максимальное количество девушек из 11 класса было зафиксировано в 2013 и 2016 гг. и составило 30%, а минимальное было отмечено в 2015 г. и составило 21% (рисунок 3).
Выявленное снижение доли участников олимпиады-девушек от 9 к 11 классу вызывает определённую тревогу. Причиной данного положения дел может являться снижение интереса девушек старшего школьного возраста к занятиям физической культурой. Данное предположение подтверждается рядом исследований [1], в которых было выявлено снижение положительного отношения к урокам физической культуры от младших к
старшим классам, в первую очередь у девушек.
2012 2013 2014 2015 2016 год
□ 9 кл 010 кл □ 11 кл
Рисунок 3 - Количество учащихся из 9, 10 и 11 классов в общей численности участников муниципального этапа
олимпиады (девушки)
Содержание программы олимпиады по физической культуре предусматривает выполнение заданий практического и теоретико-методического туров. Практические испытания школьного и муниципального этапов разрабатываются на основании методических рекомендаций по разработке требований к организации и проведению школьного и муниципального этапов олимпиады, составленных Центральной предметно-методической комиссией и включают упражнения базовой части школьной примерной программы по физической культуре [4].
В разные годы исследуемого периода в содержание практического тура муниципального этапа олимпиады (Сургутского района) входили испытания по следующим видам спорта: футбол, баскетбол, лёгкая атлетика, гимнастика.
На протяжении всего исследуемого периода в программе муниципального этапа олимпиады по физической культуре было представлено конкурсное испытание по баскетболу, что можно объяснить высокой популярностью данного вида спорта у учащихся, широкими возможностями баскетбола для оценки двигательной подготовленности школьников. Однако изучение динамики результатов, в данном виде испытаний осложнено тем, что на конечный результат, выраженный в секундах, в значительной степени влияет содержание программы задания, которая обновляется для каждой олимпиады.
Конкурсное испытание по гимнастике состоит из выполнения акробатической комбинации и также разрабатывается для каждой олимпиады, однако общая сложность данного испытания в исследуемый период, изменялась незначительно (мнение экспертов-членов жюри), методика оценки также оставалась постоянной, следовательно, в данном виде испытаний возможно сравнение результатов, показанных участниками олимпиады в разные годы.
Конкурсное испытание по лёгкой атлетике не изменялось на протяжении всего периода исследования и включало преодоление дистанции 500 м у девушек и 1000 м у юношей. Таким образом, сравнительному анализу были подвергнуты результаты практических испытаний по лёгкой атлетике и гимнастике (таблица 1).
Таблица 1 - Результаты выполнения заданий практического и теоретико-методического туров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре______
2012 2013 2014 2015 2016
Вид заданий Ю Д Ю Д Ю Д Ю Д Ю Д
М±т
Л/атлетика (с) 219±16 116±8 * * 223±15 118±10 222±13 120±16 231±21 114± 9
Гимнастика (баллы) * * 7,4±1,1 7,7±0,8 7,5±1,7 7,8±0,9 * * 7,3±1,4 8,0±0,8
Теоретико- 45±14 44±12 40±9 39±10 44±14 43±12 43±11 46±16 46±15 44±12
методическии
тур/доля правильных
ответов (%)
* - испытание не входило в программу олимпиады
Результаты исследования указывают на наличие отрицательной динамики результата в беге на 1000 м у юношей. Средний результат в данном виде испытаний в 2016 г снизился на 6% по отношению к результату 2012 г. Полученные результаты свидетельствуют о снижении уровня развития физического качества - выносливость у юношей старшего школьного возраста на протяжении пяти последних лет. У девушек также отмечено снижение результата в беге на 500 м от 2012 к 2015 г. и увеличение результата в 2016 г.
Конкурсное испытание по гимнастике входило в программу муниципального этапа олимпиады в 2013, 2014 и 2016 гг. Динамика результатов в данном испытании у юношей на протяжении исследуемого периода характеризуется незначительными колебаниями (в пределах 0,2 балла). Максимальный результат был показан в 2014 г. и составил 7,5 балла, минимальный в 2016 г. - 7,3 балла.
Результаты выполнения акробатической комбинации у девушек характеризуются наличием незначительной положительной динамики: 2013 г. - 7,7 балла, 2016 г. - 8 баллов. Следует отметить, что на протяжении всего исследуемого периода девушки опережали юношей по средней оценке за выполнение гимнастической комбинации. При этом разброс результатов относительно средней величины у юношей значительно больше, нежели у девушек, о чём свидетельствует более высокий показатель величины средне-квадратического отклонения. Полученные данные позволяют сделать вывод о более высоком общем уровне готовности девушек, в сравнении с юношами, к выполнению конкурсного задания по гимнастике.
Испытание теоретико-методического характера является одним из обязательных испытаний олимпиады по физической культуре в ходе, которого определяется уровень знаний в области физической культуры и спорта [4]. Нами была определена динамика результатов выполнения заданий теоретико-методического тура муниципального этапа олимпиады в течение исследуемого периода. Учитывалась доля правильных ответов в %.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинство участников олимпиады испытывают значительные трудности при выполнении заданий теоретико-методического тура олимпиады. Несмотря на то, что у отдельных участников доля правильных ответов достигала 80%, средний показатель в данном испытании на протяжении всего периода исследования не превышал 50% как у юношей, так и у девушек. Максимальный результат был зафиксирован в 2016 г. и составил 46 и 44%, у юношей и девушек соответственно. Результаты теоретико-методического тура олимпиады указывают на необходимость совершенствования работы по формированию знаниевого компонента в процессе реализации программного материала по физической культуре.
ВЫВОДЫ
1. Анализ гендерного состава участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре в исследуемый период свидетельствует о снижении доли девушек в общем количестве участников олимпиады. При этом наибольшее количество участников олимпиады-девушек составляют учащиеся 9 класса, наименьшее - учащиеся 11 класса.
2. Выявлена отрицательная динамика результата конкурсного испытания по лёгкой атлетике, что свидетельствует о снижении уровня развития физического качества -выносливость у учащихся старшего школьного возраста.
3. В конкурсном испытании по гимнастике выявлена стабильность результатов у юношей и наличие незначительной положительной динамики у девушек, при этом результаты девушек выше результатов юношей на протяжении всего исследуемого периода.
4. Доля правильно выполненных заданий теоретико-методического тура олимпиады, в исследуемый период, не превышает 50%, как у юношей, так и у девушек, и харак-
теризуется широкой вариабельностью относительно средней величины.
ЛИТЕРАТУРА
1. Осипов, А.Н. Повышение мотивации к урокам физической культуры [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 11 (ноябрь). - С. 7680. - URL : http://e-koncept.ru/2015/15390.htm. - Дата обращения 01.04.2017.
2. Приказ Минобрнауки России от 18.11.2013 N 1252 "Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников" [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/70575694/. - Дата обращения 01.04.2017.
3. Распоряжение правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] // Весь спорт : агентство спортивной информации. - URL : http://www.allsportinfo.ru/files/koncept-2020-itog.doc (дата обращения: 22.03.2017).
4. Чесноков, Н.Н. Всероссийская олимпиада школьников по предмету «Физическая культура» - инновации в физическом воспитании / Н.Н. Чесноков, Д.А. Володькин // Известия Тульского государственного университета. - 2014. - № 4 (2). - С. 238-244.
5. Чесноков, Н. Н. Исследование качества заданий теоретико-методического тура олимпиады по предмету «Физическая культура» / Н.Н. Чесноков, А.И Замогильнов, Д.А Володькин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 175-184.
REFERENCES
1. Osipov A.N. (2015), "Increase of motivation to lessons of physical culture", Scientific-methodical electronic journal "Concept", No. 11, pp. 76-80, available at: http://e-koncept.ru/2015/15390.htm
2. Order of the Ministry of Education and Science ofRussia on November 18, 2013, N1252 "On the Approval of the Procedure for the All-Russian School Olympiad", available at: http://base.garant.ru/70575694/.
3. Order of the Government of the Russian Federation of August 7, 2009 No. 1101-r "Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period until 2020", available at: http: // www.allsportinfo.ru/files/koncept-2020-itog.doc / Site of the Agency of sports information "All sports" (date of circulation: 22.03.2017).
4. Chesnokov, N.N. and Volodkin, D.A. (2014), "All-Russian Olympiad of pupils on the subject "Physical Education" - Innovation in physical education", News of the Tula State University, No. 4 (2), pp.238-244.
5. Chesnokov, N.N., Zamogilnov, A.I. and Volodkin, D.A. (2015), "Study of quality of the theoretical and methodological stage of Olympiad on the subject "Physical training", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 175-184.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.04.2017
УДК 796.011.3
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ НА ТРАНСПОРТЕ СРЕДСТВАМИ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
Ирина Александровна Васельцова, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Борисович Бродецкий, доцент, Людмила Николаевна Черкасова, доцент, Самарский государственный университет путей сообщения, Самара
Аннотация
В статье освещены вопросы профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов-строителей на транспорте. Авторами проведено пилотажное исследование, направленное на построение профессиографического эталона исследуемой специальности и предложен