Научная статья на тему 'УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общение / дискуссия / ролевая игра / круглый стол / формы дискуссии / communication / discussion / role-playing game / round table / forms of discussion

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.О. Богатырко

В статье раскрывается необходимость и актуальность использования учебной дискуссии при обучении иностранным языкам. Основное внимание уделяется раскрытию понятия дискуссия и ее форм. Описываются преимущества и методы работы на занятиях иностранного языка с использованием метода дискуссии. Теоретическую значимость работы составил анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме. Практическая значимость статьи заключается в предложенном списке наиболее эффективных форм дискуссии на занятиях иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL DISCUSSION AS AN EFFECTIVE METHOD OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

The article reveals the need and relevance of using educational discussion in teaching foreign languages. The main attention is paid to revealing the concept of discussion and its forms. The advantages and methods of working in foreign language classes by using the discussion method are described. The theoretical significance of the work was based on the analysis of domestic and foreign literature on the problem. The practical significance of the article lies in the proposed list of the most effective forms of discussion in foreign language classes.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

А.О. Богатырко, преподаватель

Уральский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Екатеринбург)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-2-45-48

Аннотация. В статье раскрывается необходимость и актуальность использования учебной дискуссии при обучении иностранным языкам. Основное внимание уделяется раскрытию понятия дискуссия и ее форм. Описываются преимущества и методы работы на занятиях иностранного языка с использованием метода дискуссии. Теоретическую значимость работы составил анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме. Практическая значимость статьи заключается в предложенном списке наиболее эффективных форм дискуссии на занятиях иностранного языка.

Ключевые слова: общение, дискуссия, ролевая игра, круглый стол, формы дискуссии.

Термин - общение стал основным понятием в профессиональном словаре педагогов и методистов. Во многих методических пособиях данный термин лежит в основе, так называемого, объяснительного принципа. Беря во внимание, что общение является традиционным предметом исследования социальной психологии, большую популярность приобретают работы специалистов, работающих в обеих областях, как в методике, так и в социальной психологии.

Общение - многогранный алгоритм обмена, восприятия, понимания информации и взаимодействия среди людей.

Основной формой коммуникации среди людей является межличностное общение, которое выражается на всех этапах социальных взаимоотношений людей. Всестороннее развитие навыков общения считается неотъемлемой частью процесса обучения иностранным языкам. Студенты высшего профессионального образования должны уметь пользоваться разными приемами аргументации и формами изложения мысли, такими, как сравнение и анализирование, интеграция и обобщение на иностранном языке. Именно поэтому, устная речь и разговор эмоционально нагружены в процессе обучения, что побуждает участников разговора выстраивать личное отношение к предмету разговора, применять правильные речевые конструкции и

совершенствовать свои навыки общения на иностранном языке.

Благодаря методу дискуссии, преподаватель имеет возможность формировать навыки общения у студентов, поскольку при изучении иностранного языка, основная цель обучения - это формирование и совершенствование спонтанной речи у обучающихся, а не простое заучивание наизусть материала [1, с. 153].

Такие ученые, как: А.А. Леонтьев, В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова, Л.А. Петровская, М.А. Ковальчук, - занимались изучением и детально разрабатывали метод дискуссии.

Понятие «дискуссия», рассматривается с противоположных точек зрения и трактуется у педагогов по-разному.

В данной работе, берется за основу термин, который предложили и объяснили М.А. Ковальчук и Л.А. Петровская, по их мнению, дискуссия - это обсуждение и попытки решения спорных вопросов на публике. Дискуссия характеризуется двумя важными чертами: аргументированность и публичность, и дает возможность активизировать процесс обучения, путем изучения сложной темы или теоретической проблемы.

Дискуссия - обсуждение на публике и попытки решения какого-либо спора. Главным отличием дискуссии, считаются наличие аудитории и аргументов. Участники дискуссии пытаются решить и обсу-

дить дискуссионную проблему, и каждая из сторон, оппонирует мнению собеседника и пытается аргументировать свою позицию [2, с. 84].

Слово «дискуссия» образовано от латинского discussio - рассмотрение, исследование. Дискуссия - публичное обсуждение каких-либо проблем в печати или в беседе. В дискуссии отсутствует тезис, но всегда есть общая тема. Дискуссия очень часто выступает, как метод, целью которого является активизация процесса обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы [2, с. 96].

Дискуссия - обсуждение какого-нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения; прения [3, с. 196].

Дискуссии считается одним из основных методов обучения в современной педагогике. Данный метод использовался в гимназиях и академиях Древней Греции при обучении и подготовки молодых людей. Известная цитата: «В спорах рождается истина», появилась именно в этот период [4, с. 9].

Популяризация и активное применение групповой дискуссии в процессе обучения иностранным языкам, дает возможности для развития проблемного обучения, в основе которого лежит, понимание, что процесс обучения будет более эффективным, если студенты будут получать знания, решая познавательные задачи, а не просто, изучая материал с помощью учебника и преподавателя.

У студентов формируются, определенные умения и навыки в процессе дискуссии. Полемика, побуждает студентов, точно и грамотно формулировать свои высказывания, используя для этого понятия и термины. Студенты изучают и применяют на практике приемы доказательной полемики, обосновывают свои мнения и способы решения проблемы.

Дискуссия решает актуальные нравственные проблемы и показывает их важность для современности. Участвуя в дискуссиях, студенты пробуют решать, те вопросы, которые лучшие ученые, пытались решить в разные исторические эпохи.

Существуют различные классификации и разновидности форм дискуссий. Мы рас-

смотрим две формы подготовки и проведения дискуссий, применяемых на занятиях иностранного языка:

- ролевая игра;

- «круглый стол».

Рассмотрим первую форму проведения дискуссий - ролевая игра. Ролевая игра -это метод интерактивного обучения, при котором проектирование ситуации происходит прямо во время занятия. Данную методику удобно применять на занятиях по иностранному языку на этапе освоения нового материала или закрепления пройденного, что способствует развитию творческого мышления у учащихся и их раскрепощению.

Погружение студентов в языковую среду происходит через создание простых бытовых ситуаций. Студенты пытаются применять свои знания, умения и навыки на практике и начинают думать и говорить на иностранном языке более свободно. Таким образом, сам процесс игры заключается в проецировании группой людей той или иной ситуации и имеет практическую значимость.

«Круглый стол». Во время обсуждения проблемы в форме «круглого стола» студенты получают определенную роль и выступают не от себя лично. Поэтому нет возможности предугадать поведение участника, согласно полученной роли. Понятие «круглый стол» принадлежит нормандскому поэту XII века Роберту Васу. Первые упоминания «круглого стола» впервые появилась в легенде о короле Артуре, все политические дебаты происходили за круглым столом, считалось, что использование круглого стола подчеркивает равенство всех его участников. Данный вид общения является основной чертой демократического общения среди участников дискуссии или решения какой-либо проблемной ситуации. При таком виде взаимодействия, студенты активно включиться в процесс обучения, имеют возможность работать в команде или самостоятельно, творчески реализовываться. На современном этапе обучения, метод круглого стола очень активно используется и внедряется в учебные планы преподавания иностранных языков.

Круглый стол чаще всего применяется на завершающем этапе изучения какой-либо темы. Разработка занятия с использованием круглого стола включает в себя три этапа:

- подготовительный;

- дискуссионный;

- этап подведения итогов.

Выбор темы, подборка материала,

определение состава учащихся и выбор ведущего, происходит на подготовительном этапе. Преподавателю отводится роль консультанта и помощника, он помогает студентам решать, возникающие вопросы. Основной этап включает в себя выступление ведущего и участников, постановка вопросов и обсуждение в группе или самостоятельно. На данном этапе, студенты тренируют навыки самостоятельной работы и критического мышления, учатся отстаивать свою точку зрения. Для эффективности и продуктивности работы, обязательно соблюдать общие правила.

Всем участникам круглого стола необходимо придерживаться некоторых правил:

1. выступление длится не более 6 минут;

2. необходимо подготовить презентацию по теме выступления, с ключевыми фактами и терминами;

Библиографический список

1. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для вузов. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 336 с. - ISBN5-7695-2969-5.

2. Ковальчук, М.А. Дискуссия как средство обучения иноязычному общению: Методическое пособие для преподавателей иностранных языков. - М.: Высшая школа; Научно-образовательный центр «Школа Китайгородской», 2008. - 144 с. - ISBN 978-5-06-0057683.

3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азъ, 2003. - 944 с. - ISBN 5-902638-07-0.

4. Ариян, М.А. Принципы социально-развивающего обучения иностранным языкам / М.А. Ариян // Иностранные языки в школе. - 2010. - №1. - С. 7-11.

5. Лучик, Т.С. Образовательная технология «Дебаты» в учебном процессе / Т.С. Лучик // Иностранные языки в школе. - 2010. - №2. - С. 21-24.

3. логичная структура выступления -приветствие, краткое описание, вопросы и замечания, благодарность за внимание;

4. соблюдение речевого этикета, ясные и корректные ответы на вопросы, рефлексия самих выступающих и оценка преподавателя [5, с. 19].

Таким образом, в дискуссии самым ценным считается сам процесс рассуждений. Кроме этого, учащиеся имеют возможность дополнить свои высказывания и привести дополнительные аргументы, что ведет к развитию и совершенствованию устной речи.

Повышенное внимание методистов и педагогов к групповой дискуссии на занятиях иностранного языка, связан с тем, что она дает возможность для развития умений общения на иностранном языке, совершенствования грамматических и лексических навыков, и представляет собой прекрасную модель освоения важнейших процессов группового общения.

Главное для понимания сущности дискуссии - это то, что в ней происходит коллективное сопоставление информации, рассмотрение различных мнений и идей, которые предложили участники дискуссии.

- nedazozunecKue HayKU-

EDUCATIONAL DISCUSSION AS AN EFFECTIVE METHOD OF TEACHING A

FOREIGN LANGUAGE

A.O. Bogatyrko, Lecturer

Ural State University of Railway Transport

(Russia, Yekaterinburg)

Abstract. The article reveals the need and relevance of using educational discussion in teaching foreign languages. The main attention is paid to revealing the concept of discussion and its forms. The advantages and methods of working in foreign language classes by using the discussion method are described. The theoretical significance of the work was based on the analysis of domestic and foreign literature on the problem. The practical significance of the article lies in the proposed list of the most effective forms of discussion in foreign language classes.

Keywords: communication, discussion, role-playing game, round table, forms of discussion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.