Научная статья на тему 'ДИСКУССИЯ КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ'

ДИСКУССИЯ КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУССИЯ / ПРОБЛЕМА / ОБЩЕНИЕ / АРГУМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухарева Татьяна Николаевна

Статья посвящена методу дискуссии как одной из эффективной форм обучения общению на иностранном языке. Автор рассматривает понятие дискуссии и виды дискуссий, используемые в обучении иностранному языку в неязыковом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сухарева Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCUSSION AS ONE OF THE EFFECTIVE METHODS OF TEACHING COMMUNICATION IN A FOREIGN LANGUAGE

The article is devoted to the method of discussion as one of the effective forms of teaching communication in a foreign language. The author examines the concept of discussion and the types of discussions used in teaching a foreign language in a non-linguistic university.

Текст научной работы на тему «ДИСКУССИЯ КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ»

УДК 37.013.32

ДИСКУССИЯ КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Татьяна Николаевна Сухарева

кандидат педагогических наук, доцент

tnsuch@bk.ru

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья посвящена методу дискуссии как одной из эффективной форм обучения общению на иностранном языке. Автор рассматривает понятие дискуссии и виды дискуссий, используемые в обучении иностранному языку в неязыковом вузе.

Ключевые слова: дискуссия, проблема, общение, аргумент.

Для достижения наибольшей речевой активности обучающихся на занятиях по иностранному языку чаще всего используются коллективные формы работы. Считается, что мышление обучающихся уже приобрело личностный эмоциональный характер, поэтому этот период считаетсяблагоприятным для развития и закрепления коммуникативно-дискуссионных умений. Дискуссия как форма группового взаимодействия представляется наиболее эффективным методом обучения общению.

Помимо стимулирования и развития рефлексивного мышления обучающихся, дискуссия позволяет при помощи включения тем, смежных с будущей профессией повысить их компетентность, определить личные взгляды на проблемы в этой области, а также получить навык применения имеющихся знаний впоследствии в процессе взаимоотношения с коллегами,и прочих ситуаций.

Рассмотрим подробнее само понятие «дискуссия». Нами было отмечено, что обращение к дискуссии при обучении общению не случайно, так как она позволяет не просто высказывать свои позиции, обмениваться идеями и мнениями, но может привести к новому взгляду на профессиональную деятельность в процессе межличностного взаимодействия. Существует несколько трактовок понятия «дискуссия», мы останавливаемся на наиболее распространённых из них. Согласно словарю методических терминов и понятий дискуссия определяется как «вид диалогической речи, публичный спор на научную или разговорно-бытовую тему» [1; 64]. Сопоставление значений дискуссии в процессе обучения иностранному языку в целом и при совершенствовании коммуникативной компетенции в частности позволяет сделать вывод, что использование данного метода представляется важным и необходимым для создания естественной мотивации речевого акта обучающихся, интегрирования их знаний и применения языковых навыков на практике. При том, что «дискуссионное занятие - «один из самых трудных вариантов уроков», оно выполняет обучающую, развивающую и воспитательную функции. Более того, одна из особенностей дискуссии -

условность ситуации, которая свойственна обучению иностранному языку в условиях отрыва от языковой среды» [4; 114]. Безусловно, при использовании метода дискуссии должны тщательно подбираться темы обсуждения с учётом интересов обучающихся,их языковой подготовки и наличия реальной проблемы.

Исходя из назначения самой дискуссии, которая заключается в поисках истины посредством сопоставления и столкновения разных точек зрения, можно сказать, что её использование даёт возможность формировать языковые и речевые навыки, подготовить обучающихся к готовности вести конструктивный диалог и научить их применять определённые модели речевого поведения в жизни, в том числе, с представителями иных культур [3]. В связи с этим «применение метода дискуссии способствует развитию умения работать в коллективе, учитывать мнения других людей, ориентироваться в ситуации и вести культурный аргументированный полилог на иностранном языке, что необходимо как в повседневной, так и в будущей профессиональной жизни выпускников неязыковых вузов» [4; 114].

Обобщение материалов, характеризующих опыт учебных дискуссии, позволяет нам выстроить следующую последовательность развития, наращивания степени инициативности участников: 1) дискуссия с преподавателем в роли ведущего; 2) дискуссия с учащимся в роли ведущего; 3)дискуссия без ведущего (самоорганизующаяся).

На наш взгляд предпочтительнее начинать обучение дискуссии с преподавателем в роли ведущего, лишь с середины курса перейдя на вторую ступень, где роль ведущего может быть отдана одному из обучающихся. Самоорганизующаяся дискуссия часто встречается в жизни, но не в профессиональной среде, к которой мы готовим учащихся, следовательно, от данной ступени можно полностью отказаться или обратиться к ней разово в конце курса (при условии, что форма дискуссии своими правилами проведения допускает отсутствие ведущего).

В целом в мировом педагогическом опыте получили распространение следующие формы дискуссии:

1) мозговой штурм / мозговая атака,

2) круглый стол,

3) панельная дискуссия,

4) форум,

5) заседание экспертной группы,

6) симпозиум,

7) дебаты [2].

Каждая из форм дискуссии в любом случае предполагает наличие спорного вопроса, неоднозначного суждения или проблемы. Покажем это на примерах.

Мозговой штурм или мозговая атака -наиболее простая форма дискуссии, не требующая особенной предварительной подготовки, поскольку это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов решения, в том числе самых фантастических, где из общего числа высказанных идей отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Преподавателем может быть задан вопрос, ответов на который должно возникать множество, например: -«How can people stay healthy with all the pollution around?»

Круглый стол является беседой, в которой «на равных» участвует небольшая группа обучающихся, во время которой происходит обмен мнениями между ними. Такого рода дискуссия возможна в самых разных профессиональных ситуациях: профессиональные собрания для решения актуальных вопросов, совещания.

Панельная дискуссия, заседание экспертной группы и форум - схожие по себе формы с небольшими нюансами проведения, которые предполагают подготовку части участников к выступлениям.

Симпозиум носит не менее серьёзный характер, и вероятнее всего знания правил проведения такой дискуссии пригодятся в профессии. Однако чтобы облегчить задачу довольно сложную на этапе обучения дискуссии при выборе этой формы есть смысл обратиться к относительно простой теме для обсуждения.

Дебаты отличаются от прочих форм тем, что предлагается две или более различных точки зрения на одну проблему, а, соответственно, команды соперничают и учатся не только аргументировать и доказывать своё мнение, но и опровергать мнение оппонента. Для достоверности и приближения к реальной ситуации предлагается в учебных дебатах раздать ролевые карточки участникам. Так, ситуация будет обсуждаться с различных точек зрения различных людей по статусу, возрасту и т.д. Например, вопрос «How to distribute the state budget?» решается между «министром финансов», «министром социального развития», «министром здравоохранения», и т.д.

Таким образом, дискуссию можно считать эффективной технологией, способствующейразвитию иноязычной компетенции обучающихся.

Список литературы:

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар. 2009. 448 с.

2. Воропаева В. А. К вопросу о систематизации методических приёмов в рамках основных этапов формирования иноязычной лексической компетенции студентов аграрного вуза // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 4. С. 82. - EDN HJHHYU.

3. Воропаева В. А. Совершенствование навыков культуры общения в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики: Материалы Национальной контент-платформы, Мичуринск, 12 декабря 2019 года / Под общей редакцией Г.В. Коротковой. Мичуринск: Мичуринский государственный аграрный университет, 2019. С. 7-10. - EDN OIEIII.

4. Гордиенко Н.П., Кузнецова Е.П. Использование дискуссии как метода формирования коммуникативных навыков на старшей ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе // Молодой ученый. 2015. 71 № 8. С. 1112-1114.

5. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. М.: Дрофа. 2013. 588 с.

УДК 37.013.32

DISCUSSION AS ONE OF THE EFFECTIVE METHODS OF TEACHING COMMUNICATION IN A FOREIGN LANGUAGE

Tatiana N. Sukhareva

Ph.D., Associate Professor tnsuch@bk.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article is devoted to the method of discussion as one of the effective forms of teaching communication in a foreign language. The author examines the concept of discussion and the types of discussions used in teaching a foreign language in a non-linguistic university.

Key words: discussion, problem, communication, argument.

Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.